Автор: Иванова Клара Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Намская СОШ№1" Населённый пункт: село Намцы Намского района РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Опыт работы по организации службы примирения Раздел: среднее образование
Школьная служба примирения: от конфликта к примирению
Оглавление
1.
Вводная часть----------------------------------------------------------------------------------3-4
2.
Основная часть
Теоретическая часть.
2.1.
Медиатор. Восстановительная медиация. Принципы и процедура медиации.----
5-6
2.2.
П о з и т и в н ы е
ф у н к ц и и
медиации---------------------------------------------------------------6
2.3.
Из истории развития школьных служб примирения в России------------------------
6-7
Практическая часть.
2.4.
Анализ деятельности школьной службы примирения «Намская СОШ №1».------
7-9
2.5.
Просветительская деятельность службы
примирения------------------------------------9
2.6.Стажировка куратора службы примирения в городе Москва--------------------------10
3.
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------11
4.
Список использованной литературы--------------------------------------------------------12
5.
Приложения ----------------------------------------------------------------------------------13-16
2
Вводная часть
Актуальность выбранной темы
Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные
ситуации, но и различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе
обучения, воспитания, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого
взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. По многочисленным
свидетельствам,
часть
подростков
не
чувствуют
себя
защищенными
внутри
школы,
и
разрешение конфликтов становится для ребят порой важнее процесса обучения.
У современной школы есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но
далеко
не
все
они
результативны
и
конструктивны.
Реагирование
на
конфликтные
и
криминальные
ситуации,
которое
практикуется
педагогами,
школьной
администрацией,
педсоветами или школьными советами по профилактике правонарушений, зачастую имеет
обвинительный и карательный характер. При таком отношении мотивацией к соблюдению
социальных норм у детей становится не «стремление к…» позитивным целям, а «убегание
от…»
наказания,
страх.
Иногда
конфликтные
ситуации
либо
замалчиваются,
либо
происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его бывает очень трудно.
Школьники пытаются разрешать конфликты самостоятельно,
используя силовые модели:
«разборки», «стрелки» и т.п. Кроме того, в школе существуют изгои или аутсайдеры, которые
желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать. Как правило, над такими
ребятами издевается класс, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам
занятий.
Одним из решений данных проблем может стать внедрение в образовательных
учреждениях посредничества в разрешении конфликтных ситуаций, которая посредством
использования примирительных программ будет работать на восстановление социальных
связей.
Структура доклада.
В
теоретической
части
доклада
нами
изучены
работы
основоположников
службы
примирения в России Антона Коновалова и Рустема Максудова. Нами рассмотрены понятия
«школьная служба примирения», «медиатор», «медиация», «восстановительное правосудие»,
3
принципы и позитивные функции медиации. В практической части доклада представлен
опыт
работы
школьной
службы
примирения
МБОУ
«Намская
СОШ
№1
им.
И.С.
Гаврильева».
Новизна: внедрение, применение и продвижение альтернативных подходов при разрешении
конфликтов в общеобразовательных учреждениях.
Практическая
направленность: опыт
работы
школьной
службы
примирения
МБОУ
«Намская
СОШ
№1»
может
быть
интересен
для
образовательных
учреждений
при
организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Основная часть.
Теоретическая часть.
2.1. Медиатор. Восстановительная медиация. Принципы и процедура медиации
Школьная служба примирения - группа подростков с руководителем взрослым,
организационно
вписывающаяся
в
структуру
школы,
целью
работы
которой
является
содействие
профилактике
правонарушений
и
социальной
реабилитации
участников
конфликтных и криминальных ситуаций. Задачами школьной службы примирения является:
1.
проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и
ситуаций криминального характера;
2.
обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому
что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на
встрече сторон нужен медиатор – нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не
будет
никого
ни
обвинять,
ни
защищать,
будет
равно
поддерживать
обе
стороны
и
контролировать
безопасность
ситуации
и
соблюдение
правил
встречи.
При
этом
ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами
принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не
готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся
предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику
возможность
рассказать
свою
версию
и
обсудить
причины
произошедшего,
помогает
выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать
другого
человека.
Также
медиатор
проясняет
потребности
участника
конфликта,
рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в
примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении
правил.
4
Медиация
–
переговоры
участников
спора
при
содействии
нейтрального
переговорщика (медиатора). Целью медиации является создание условий для проведения
конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на
себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по
устранению
конфликта,
заглаживанию
нанесенного
вреда
и
налаживанию
дальнейших
взаимоотношений
так,
чтобы
исключить
повторение
произошедшего.
В
этом
и
состоят
принципы
восстановительного
правосудия.
Участие
в
программе
может
быть
только
добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится.
Важнейшим
принципом
медиации
является
конфиденциальность.
Согласно
правилам
встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники
чувствуют себя достаточно безопасно.
Процедура медиации:
1.
Открытие:
медиатор
знакомит
стороны
с
процедурой,
принципами
и
правилами
медиации.
2.
Выступления: стороны поочередно излагают свое видение конфликта, приводят свои
требования, медиатор выясняет обстоятельства и причины конфликта.
3.
Переговоры:
медиатор
организует
дискуссию
сторон
и
совместную
выработку
вариантов решения спора.
4.
Соглашение:
медиатор
содействует
сторонам
в
формулировании
условий
и
подписании соглашения.
5.
Завершение: подведение итогов.(1)
Медиаторы школьной службы примирения вместе с руководителем проводят программы
примирения
в
ситуации
межличностных
конфликтов
(учащийся-
учащийся,
учащийся-
педагог), возникающие из-за нецензурных оскорблений, угроз, причинения незначительного
материального ущерба, взаимных обид и т.д. Кроме этого, в службе могут рассматриваться
более
сложные
конфликтные
отношения,
следствием
которых
могут
быть
длительные
прогулы учащихся, изгои в классе.
2.2. Позитивные функции школьного посредничества (5):
1.Создается
альтернативный
путь
разрешения
конфликтов.
Уладить
конфликт
ученикам
помогают
их
сверстники,
тогда
как
обычно
они
используют
только
три
возможности:
обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.
2.
Конфликт
превращается
в
положительный,
созидательный
процесс.
Посредничество
открывает
возможность
сотрудничества,
разрешения
конфликта
на
основании
удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «выигрыш- проигрыш».
5
3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряженность, присущие
конфликтам, в целом улучшаются отношения между учениками и общая атмосфера в школе.
4. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством
приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные
умения.
2.3. Из истории развития школьных служб примирения
Первые школьные службы примирения в России были созданы при содействии центра
«Судебно-правовая
реформа»
более
десяти
лет
назад.
Впервые
в
России
программа
примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были
школьники) успешно прошла в школе №464 г Москвы, и эту дату можно считать началом
деятельности школьных служб примирения в России. В 2010 году фондом «Защита детей от
жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики
деятельности по защите прав ребенка». По данным мониторинга 2012 года на 18 территориях
действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими в ходе
разных восстановительных программ было разрешено около пяти тысяч конфликтных и
криминальных
ситуаций,
в
которых
участвовали
более
семнадцати
тысяч
человек,
находящихся в конфликте. (4)
Школьные службы примирения в Республике Саха (Якутия) созданы в 2011-2012
учебном году при содействии министерства
по молодежной политике и министерства
образования в 10-ти школах республики. В 2012-2013 учебном году
службы примирения
функционировали в 20-ти школах республики: в городе Якутске, Намском, Хангаласском,
Мегино-Кангаласском и Горном районах. В Намском районе службы примирения созданы в
2012 году и функционируют в трех школах: в 1 Хомустахской СОШ, Модутской СОШ и в
нашей школе, в Намской СОШ№1 имени И.С. Гаврильева. (Приложение 1). За отчетный 2012
год всего выявлено 93 конфликтных ситуаций в 20 службах республики. Направлено на
рассмотрение школьных служб примирения – 79 конфликтных ситуаций.
Практическая часть
2.4.Анализ деятельности школьной службы примирения МБОУ «Намская СОШ №1».
Служба примирения в нашей школе создана 24 сентября 2012 года по приказу
директора школы.
Куратором службы является педагог-психолог школы Иванова К.Н. В
состав
школьной
службы
примирения
по
итогам
анкетирования
(Приложение
2)
и
индивидуального собеседования вошли 7 учащихся с 7 по 9 классов (Приложение 3). Они
являются юными медиаторами, которые проходили обучение технике медиации. Обучение
6
медиаторов проводится куратором службы и
специалистами Намского филиала центра
социально-психологической поддержки молодежи РС(Я). (Приложение 4)
1.
За
два
года
школьной
службой
проведено
9
программ
примирения.
Приведем
несколько примеров конфликтных ситуаций, рассмотренные службой примирения.
Конфликтная ситуация №1 от 15.11.12. Конфликт произошел между мальчиками
подросткового
возраста.
Классный
руководитель
дал
мальчику
задание
–
приготовить
пригласительные к празднику. Мальчик не выполнил задание и, не сказав об этом учителю,
ушел домой. Классный руководитель в тот день оставил всех мальчиков после уроков, чтобы
они приготовили пригласительные. Мальчики сидели допоздна за пригласительными,
очень
были рассержены на Д.: из-за него они остались после уроков. На следующий день перед 6
уроком в кабинете в глазах у учеников класса мальчики несколько раз ударили Д. за то, что
из-за него они вчера остались после уроков. Д. в слезах, вызвав отца по телефону, уехал
домой. После этого события мальчик в школу не ходил полмесяца: он не хотел видеть своих
одноклассников.
Мать
написала
заявление
психологу
разобраться
с
этой
конфликтной
ситуацией. Впоследствии после собеседований с матерью, с мальчиком выяснилось, что и до
этого случая были конфликты в отношениях (например, один раз мальчики, сами щелкали
семечки в кабинете) и заставили Д. убрать семечки. Из-за таких конфликтных отношений
мальчик не ходил в школу. В собеседовании
мальчик назвал одного одноклассника, на
которого он сильно обижается, который его ударил и заставил в глазах у остальных убрать
семечки.
Конфликтная ситуация №2 от 14.12.12. Запрос поступил от классного руководителя по
заявлению матери потерпевшей девочки. Девочка в гардеробе потеряла кроссовки (оставляет
в гардеробе после уроков физкультуры). Другая девочка видела, как одна девочка берет в
гардеробе кроссовки ее подруги. Об этом она рассказала подруге. Мама девочки сделала
устное заявление классному руководителю о том, что кроссовки, возможно, взяла такая-то.
Девочки младшего подросткового возраста.
Конфликтная ситуация №3 от 16.03.13. Конфликт произошел между девочками 6-го
класса. В январе месяце учебного года из школы улуса прибыла в 6 «б» девочка. По
внешности девочка симпатичная, общительная. Внимание мальчиков класса переключилось
на нее. И это не понравилось одной девочке, которая являлась неформальным лидером среди
девочек. После классного мероприятия 8 марта вслед за словесной перепалкой девочки
подрались в вестибюле школы. Первая ударила девочка - неформальный лидер, другая
защищалась. В ходе драки нападавшая ударила ногой, попала в губу девочки. Девочек
разняли старшеклассники. После конфликта пострадавшая девочка не пришла в школу
7
несколько
дней.
Со
слов
матери,
девочка
боится
угроз
нападавшей
девочки.
Мать
пострадавшей девочки пыталась разговаривать по телефону с нападавшей девочкой. Затем
она обратилась к педагогу-психологу школы. Педагог – психолог направил разрешение
конфликта в службу примирения.
2.
Запросы поступали, в основном, от классных руководителей.
3.
Тип конфликтов: межличностные конфликты «ученик-ученик».
4.
Межличностные
конфликты
возникали
из-за
нецензурных
оскорблений,
угроз,
причинения незначительного материального ущерба, драки. Причем, одну вторую из
рассмотренных конфликтов составляют драки. Драки между девочками – 1 случай,
между мальчиками -2, между девочкой и мальчиком-2 случая.
5.
Возраст участников конфликта – это, в основном, подростки.
Подростки - 77%;
старшеклассники – 23%.
6.
Количество пострадавших по половому признаку: девочки – 6 (66%), мальчики – 3
(34%).
7.
Количество правонарушителей: девочки - 4,
мальчики - 5, т.е. около половины
правонарушителей составляют девочки.
8.
Результаты проведенных программ: примирение достигнуто в семи программах, что
составляет
77%
из
общего
количества
проведенных
программ
примирения;
примирение не достигнуто – 1 раз (11%) из-за позиции пострадавшего: он отказался
принять
извинение
обидчика;
примирение
отложено
–
1
раз
(11%),
в
связи
с
переходом участника конфликта в другую школу. (Приложение 5)
Сравнительный анализ количества детей, состоящих на профилактическом учете за
2012-2013, 2013-2014 учебные годы выявил значительное снижение данных показателей, т.е.
от 4 до 1 ученика на учете КДНиЗП и от 6 до 4 учеников на учете ПДН. (Приложение 6)
2.5. Просветительская деятельность медиаторов службы примирения
Помимо проведения примирительных программ медиаторы проводят обучение
школьников
методам
разрешения
конфликтов.
В
рамках
классных
часов
проводят
информирование
о
школьной
службе
примирения,
проводят
игры
на
развитие
взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу, на сплочение коллективов
классов,
что
способствует
улучшению
взаимоотношения
между
учениками,
общей
атмосферы в школе. Также организуется представление и пропаганда школьной службы
примирения перед педагогическим коллективом, родительской общественностью. Уделяется
внимание
взаимодействию со школьными службами школ улуса, при котором создаются
8
условия для обмена опытом, для общения юных медиаторов. Состоялось очень интересное
мероприятие с юными медиаторами 1 Хомустахской СОШ, на котором были проведены
тренинги
общения,
обсуждение
проблем
медиации,
игры,
общение
в
неформальной
обстановке (Приложение 7).
2.6. Стажировка куратора службы примирения в городе Москва
В 2013 году на базе общественного центра «Судебно-правовая реформа» в городе
Москва прошла стажировку по теме «Восстановительная медиация и службы примирения» с
продолжительностью 24 часа. На курсах Антона Коновалова, председателя Ассоциации
служб примирения и медиаторов города Москвы, обучались технике медиации: осваивали
процедуру и этапы проведения медиации. Работали над техникой организации диалога,
отрабатывали
навыки
слушания
и
ведения
беседы,
освоили
коммуникативные
и
психологические сигналы при вступлении в контакт с собеседником. В рамках стажировки
побывали
в
Центре
диагностики
и
консультирования
«Рост»
Северо-Западного
административного
округа
города
Москвы.
Данный
центр
оказывает
психолого-
педагогическую
и
медико-социальную
помощь
детям
и
подросткам
от
3-х
до
18
лет.
Основные
направления
деятельности:
диагностика,
консультирование,
коррекционные
и
развивающие
занятия,
профилактика
отклоняющегося
поведения,
психологическое
просвещение,
повышение
уровня
психологической
компетентности
специалистов.
Специалисты Центра ознакомили нас с такими техниками как «Семейная конференция» и
«Круги примирения». «Семейная конференция» - это встреча членов расширенной семьи и
значимых взрослых для ребенка, который, возможно, стал жертвой насилия или имеет какие-
то проблемы в развитии. Цель подобной конференции – разработка плана защиты ребенка.
«Круги примирения» - способ разрешения конфликтов. Важнейшей особенностью Кругов
является
привлечение
к
обсуждению
проблемы
всех
заинтересованных
людей,
что
обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделения ответственности за их
выполнение.
Заключение
1.
Деятельность
школьной
службы
примирения,
проведение
восстановительных
программ
по
разрешению
конфликтных
ситуаций
способствовало
снижению
количества детей, состоящих на профилактическом учете.
2.
Использование примирительных программ на основе принципов восстановительного
правосудия
позволяет
избежать
агрессивных
и
силовых
методов
разрешения
конфликтов, способствуют улучшению взаимоотношений между учениками и общей
9
атмосферы в школе. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки
активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.
3.
За три года работы наша школьная служба примирения имеет ряд достижений на
конкурсах и конференциях: (Приложение 8)
2013
год
-
победитель
республиканского
конкурса
«Лучшая
школьная
служба
примирения», отмечены дипломом и благодарственным письмом ГБУ ЦСППМ РС(Я).
2014 год – победитель
в номинации «Лучшая стенгазета» среди школьных служб
республики, награждены дипломом 1 степени ГБУ ЦСППМ РС(Я) за лучшую работу.
2014 год - медиатор Слепцов Андрей, ученик 9 «б» класса, на улусном этапе научно-
практической конференции «Шаг в будущее» по теме «От конфликта к примирению»
занял
1
место,
отмечен
дипломом;
2
место
на
региональном
этапе
научно-
практической конференции; участник республиканского этапа «Шаг в будущее».
Список использованной литературы
1.
Коновалов
А.Ю.
Школьные
службы
примирения
и
восстановительная
культура
взаимоотношений: Практическое руководство/ под общ. Ред. Л.М. Карнозовой. М.,
МОО «Судебно-правовая реформа», 2012.
2.
Кривцова А.С., Хухлаева
О.В. Служба школьной медиации. Справочник педагога-
психолога. М., МФЦЭР, 2014.
3.
Максудов
Рустем.
Восстановительная
медиация:
организация
и
навыки
работы
медиатора. Вестник восстановительной юстиции ОЦ «Судебно-правовая реформа».
М., 2013.
4.
Хананашвили Надари. Результаты мониторинга деятельности служб примирения в
2012 году. Вестник восстановительной юстиции ОЦ «Судебно-правовая реформа». М.,
2013.
5.
Шапиро Д. Конфликты и общение. Путеводитель по лабиринту регулирования
конфликтов. СПб.: Речь, 2009.
6.
Яровкина Ю.В, Сергеева М.Л. Воздушный змей. Пермь, 2009.
Приложение 1
Школы республики, где функционируют службы примирения
№
Школа
Школы 2011-2012 набора
1
МОБУ НПСОШ №2 г Якутска
2
МОБУ СОШ №7 г Якутска
3
МОБУ СОШ №12 г Якутска
10
4
МОБУ СОШ №18 г Якутска
5
МОБУ СОШ №19 г Якутска
6
МОБУ СОШ №26 г Якутска
7
Городская классическая гимназия г. Якутска
8
МОУ Хатасская СОШ
9
МОБУ Центр образования г Якутска
10
МОУ «Майинская СОШ №2», Мегино-Кангаласского улуса
Школы 2012-2013 набора
11
МОБУ СОШ №30 г Якутска
12
МБОУ «1 Хомустахская СОШ» Намского улуса
13
МБОУ «Намская СОШ №1» Намского улуса
14
МБОУ Модутская СОШ Намского улуса
15
МБОУ «Покровская СОШ №1» Хангаласского улуса
16
МБОУ «Покровская СОШ №2» Хангаласского улуса
17
МБОУ «Покровская СОШ №3» Хангаласского улуса
18
МБОУ «Покровская СОШ №4» Хангаласского улуса
19
МБОУ «Октемская СОШ» Хангаласского улуса
20
МБОУ «Бердигестяхская СОШ» Горного улуса
Приложение 2
Анкета
Форма проведения – анонимная
1.
Что такое конфликт?
2.
Были ли у тебя конфликты? Если были, то с кем?
3.
Как разрешился твой конфликт?
4.
Кому бы ты доверил разрешить твой конфликт?
Приложение 6
Данные профилактического учета школы
Учебный год
Учет КДНиЗП
Учет ПДН
2012-2013 год
4
6
2013-2014 год
1
6
Август 2014
1
4
11