Автор: Ошнокова Лера Беталовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "СОШ им. Х.Х. Долова с.п. Хатуей" Населённый пункт: КБР, Лескенский район, с.п. Хатуей Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Производство текстильных материалов Раздел: среднее образование
Цели урока:
Предметные цели:
1.
способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
2.
способствовать развитию определения в ткани долевой нити, поперечной нити, кромки, лицевой стороны ткани.
3.
ознакомить с видами переплетений нитей в ткани
Личностные цели:
1.
способствовать развитию речи учащихся;
2.
учить анализировать свою работу, выделять главное
3.
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
4.
способствовать овладению всеми видами памяти;
5.
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Метапредметные цели:
1.
ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани;
2.
ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой;
3.
проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
4.
ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
1.
кабинет технологии
2.
инструменты, приспособления
3.
материалы
4.
компьютер
5.
проектор
Дидактическое обеспечение:
1.
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
2.
рабочая тетрадь: Н.В.Синица, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2013-06-12
3.
интернет: мультимедийные приложения
учебно-техническая документация:
1.
тесты ( 2 варианта)
2.
таблицы
3.
информационные карты
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
I.Организационный
момент
Цель этапа:
настрой учащихся
на предстоящие
исследования, на
получение новых
знаний
создать условия для
возникновения у
ученика внутренней
потребности
включения в
учебный процесс
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классно
журнала
проверка готовности учащихся к
уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-эмоциональный положительный настрой на урок
Формируемые способы деятельности:
- проявление эмоционального отношения в учебно-
познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- помощь учителю в проверке явки на урок
Формируемые способы деятельности:
-выявление готовности к уроку
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-активное слушание учителя
-выдвижение предложений по теме урока
Формируемые способы деятельности:
-формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные
- построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения
домашнего задания
Цель этапа:
установление
правильности и
осознанности
выявление факта выполнения
домашнего задания у учащихся,
устранение типичных ошибок
формирование понимания у
учащихся связи выполнения
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
- повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
- проявление эмоционального отношения в учебно-
познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- контролируют правильность ответов учащихся
выполнения всеми
учащимися
домашнего задания
устранение в ходе
проверки
обнаруженных
пробелов в знаниях
выяснение степени
усвоения домашнего
задания
домашней работы с результатами
своего обучения
Формируемые способы деятельности:
- оценивают результат по алгоритму
-адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-
познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-
познавательной деятельности
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
-продолжение развития умения использовать простые
речевые средства для передачи своего мнения
-умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать
актуализацию
изученных способов
действий,
достаточных для
проблемного
изложения нового
знания
заслушивание сообщений учащихся
предложить учащимся ответить на
вопросы:
-что служит сырьём для производства
тканей;
- из каких растений получают волокно
для изготовления ткани
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
- активизация имевшихся ранее знаний
- активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой
–принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-
познавательной деятельности
Практический этап
IV.Проблемное
изложение новых знаний
Цель этапа:
сформулировать и
согласовать цели
урока
организовать
уточнение и
согласование темы
урока
организовать
подводящий или
побуждающий
объяснения учителя с опорой на
личные знания учащихся
демонстрация мультимедийных
приложений из сети интернет
информирование учащихся о
классификации текстильных
волокон
объяснить из каких этапов состоит
процесс производства ткани
дать характеристику нитям и
объяснить различие
продемонстрировать макеты
переплетений
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-самостоятельное определение темы урока
-осознание целей и задач обучения
Восприятие, осмысление, запоминание учебного
материала
- осмысление темы нового материала и основных
вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учится высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника
- формирование умения оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
Формирование умения формулировать свои мысли в
устной форме
диалог по
проблемному
объяснению нового
материала
продемонстрировать приёмы
определения долевой нити, кромки
научить определять лицевую
сторону в ткани
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-
познавательной деятельности
-развитие умения получать информацию из рисунка,
текста и строить сообщения в устной форме
-развитие умения осуществлять поиск необходимой
информации, используя дополнительные источники
информации
-развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения осуществлять познавательную и
личностную рефлексию
V. Первичное
закрепление
Итог урока:
организовывать
усвоение
учащимися нового
материла
предложить учащимся выполнить в
рабочей тетради задание 13 п.1,2
использовать различные способы
закрепления знаний, творческого
осмысления материала
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
- осмысление темы нового материала и основных
вопросов, подлежащих усвоению
-применение на практике и последующее повторение
нового материала
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения выказывать своё отношение к
новому материалу, выражать свои эмоции
Формировать мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия
- формирование умения учитывать позицию
собеседника, осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
7.1.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение темы, цели и задачи
работы
обсуждение порядка её выполнения
сообщение оценивания этой работы
7.1.2. Текущий инструктаж:
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-проявление эмоционального отношения и волевых
усилий в учебно-познавательной деятельности
-восприятие, осмысление , запоминание учебного
материала
Формируемые способы деятельности:
- применение на практике полученных знаний
2.«Определение лицевой
и изнаночной сторон
ткани»,
3.«Сравнительный
анализ прочности
окраски тканей»
проверить умения
работать по
алгоритму
организовать
самопроверку
работы
контроль правильности выполнения
работы ( по мере необходимости
проведение индивидуальных
инструктажей)
7.1.3.Заключительный инструктаж:
выслушивание сформулированных
выводов во время лабораторной
работы
7.2.1.Вводный инструктаж учителя:
обсудить порядок выполнения
работы
пояснения критериев оценки работ
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
- взаимоконтроль и внесение корректив учебно-
познавательную деятельность
-самоконтроль выполнения задания
Формируемые способы деятельности:
- планирование своего действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
- усвоение новых способов умственной деятельности
через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
- умения структурировать знания
-построение логической цепи рассуждений
организовать
выявление и
исправление
допущенных
ошибок
по результатам
выполнения
самостоятельной
работы создать
ситуацию успеха
7.2.2.Текущий инструктаж:
следить за правильностью
выполнения работы
проверка организации рабочих мест
соблюдение правил техники
безопасности
7.2.3.Заключительный инструктаж:
анализ выполненных работ
разбор типичных ошибок
7.3.1.Вводный инструктаж:
ознакомить с определением
прочности окраски тканей
7.3.2.Текущий инструктаж:
напомнить правила безопасной
работы
выполнить проутюживание утюгом
образцов (избежать ожогов)
7.3.3.Заключительный инструктаж:
анализ выполненной работы
VIII. Инструктаж
- отработка алгоритма по изученной теме «Производство
текстильных материалов»
-поиск в интернет источниках и электронных книгах
Ре
фл
ек
си
вн
о-
оц
ен
оч
н
ы
й
эт
ап
Цель этапа:
включить новый
способ действий в
систему знаний
задание учащимся на подготовку к
следующему уроку
сообщение темы следующего урока
Формируемые способы деятельности:
- поиск и выделение информации
IX.Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель этапа:
Организовать
проведение
самооценки
учениками работы
на уроке
По результатам
анализа работы на
уроке
зафиксировать
направления
будущей
деятельности
рефлексия учителя и учащихся о
достижении целей
выставление отметок в классный
журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные
УУД
Осуществляемые действия:
- оценка и самооценка учебной деятельности
- обобщение и систематизация знаний
-выражение учащимися эмоций по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
- формирование умений полно и точно выражать свои
мысли
1.