использование современных образовательных методик и технологий в допольнительном образовании
Автор: Богомолова Римза Василевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Станция технического творчества г.Губкинский" Населённый пункт: ЯНАО .Губкинский Наименование материала: статья Тема: использование современных образовательных методик и технологий в допольнительном образовании Раздел: дополнительное образование
Подготовила: методист МБУ ДО «СТТ»
Богомолова Римза Василевна
г. Губкинский, 2017г.
Использование современных образовательных
технологий и методик
в дополнительном образовании детей
Всем
известно,
что
дополнительное
образование
детей
-
один
из
социальных
институтов
детства,
который
создан
и
существует
для
детей,
их
дополнительного
развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками и
потребителями образовательных услуг выступают общество и государство, дети и их
родители. Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы
разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному,
причем
содержание
и
методы
обучения
рассчитываются
в
зависимости
от
уровня
умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей,
способностей
и
запросов
ребенка.
В
результате
для
большинства
детей
создаются
оптимальные
условия
развития:
они
могут
реализовать
свои
способности
и
освоить
программы.
Деятельность
нашего
учреждения
дополнительного
образования
–
МБУ
ДО
«Станция технического творчества» носит техническую направленность и строится на
таких принципах, как дифференциация, индивидуализация, вариативность образования,
развитие
творческих
способностей
детей,
учет
реальных
возможностей
и
условий
обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и
финансовыми ресурсами, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
при включении их в различные виды деятельности, ориентация на потребности общества
и
личности
обучающегося,
возможная
корректировка
учебной
программы
с
учетом
изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности
адаптации обучающихся к современной социокультурной среде. Учебный план Станции
предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот
комплект
предметов
дает
ребенку
возможность
свободного
выбора
и
поиска
своей
индивидуальности.
Каждый
предмет
позволяет
ребенку
выявить
свои
способности
и
задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.
Обновление
содержания
педагогического
процесса
с
целью
решения
проблем
воспитания
в
учреждении
дополнительного
образования
детей
возможно
через
использование
современных
педагогических
технологий,
направленных
на
разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Обращение к
новым
педагогическим
технологиям
позволяет
небольшому
коллективу
нашего
учреждения
сформировать
базу
для
использования
наиболее
оптимальных
вариантов.
Основанием для этой базы стали следующие педагогические технологии: технология
личностно-ориентированного обучения и воспитания, групповая технология, технология
творческой деятельности, игровая технология, проектная технология, информационная
технология.
Использование
перечисленных
выше
технологий
характеризует
целостный
образовательный
процесс
Станции
технического
творчества
и
является
формой
организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной
свободой
творческой
инициативы,
но
и
нуждается
в
продуманной
стратегии,
отборе
средств выражения, планировании деятельности.
В системе дополнительного образования созданы благоприятные условия для внедрения
личностно-ориентированных технологий в практику. В центре внимания наших педагогов
– неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на
ответственный
выбор
в
разнообразных
жизненных
ситуациях.
Целью
ставится
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности, важной задачей является
определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Методическую
основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Методическим кабинетом Станции разработана система психолого-педагогической
диагностики по интересам, которая включает: ежегодный опрос учащихся, педагогов,
родителей; тестирование развития специальных способностей; определение готовности и
области
интересов
вновь
поступающего
ребенка;
определение
интересов
и
других
показателей для дифференциации. При контроле знаний дифференциация углубляется и
переходит в индивидуализацию обучения, когда выбор способов, приемов, темпа обучения
обусловлен индивидуальными особенностями детей. Эта технология широко используется
в
объединениях.
В
практике
широко
используются
групповые
технологии,
предполагающие
организацию
совместных
действий,
коммуникацию,
общение,
взаимопонимание,
взаимопомощь.
Обучение
осуществляется
путем
общения
в
динамических группах, когда каждый учит каждого, а педагог выполняет различные
функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Эта
технология часто используется на этапе закрепления изученного материала во многих
детских
объединениях
учреждения
дополнительного
образования,
независимо
от
направления деятельности.
Игровая
технология
применяется
педагогами
в
работе
с
детьми
различного
возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации
занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной
ситуации,
подготовиться
к
принятию
решения
в
жизни.
Поэтомуцели
применения
технологии обширны: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков;
воспитание
самостоятельности,
сотрудничества,
общительности,
коммуникативности;
приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. В работе с
младшими школьниками, посещающими Станцию, применяются различные развивающие
игры,
предназначенные
как
для
формирования
у
детей
познавательных
и
коммуникативных навыков, так и для адаптации их к школе.
Организация проектной, исследовательской деятельности – также одна их наиболее
популярных форм организации работы с обучающимися в объединениях. В результате
проектной
деятельности
формируется
личность
с
технологическим
мышлением
и
определенным
уровнем
технологической
культуры,
дети
становятся
интеллектуально
богаче, творчески активны и самостоятельны. Результаты проектной и исследовательской
деятельности
воспитанников
могут
быть
представлены
на
районных,
областных,
Всероссийских конференциях, конкурсах исследовательских работ, что имеет большую
практическую значимость.
Наряду
с
тем,
что
в
современной
системе
образования
информационная
технология широко внедряется в образовательный процесс, в нашем учреждении эта
технология также не остается в стороне, ведь, компьютер и новые информационные
технологии являются мощным средством становления и развития ребёнка как личности,
субъекта познания и практической деятельности, помогают педагогу сделать учебный
материал
более
ярким,
доступным,
интересным,
разнообразным
и
более
лёгким
для
усвоения.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей
сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в
семейной
и
народной
педагогике,
они
позволяют
выбирать
наиболее
эффективные
способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные
условия для их общения, активности и саморазвития, они являются одним из самых
мощных
средств
социализации
личности
обучающегося,
поскольку
способствуют
развитию
таких
личностных
новообразований
как
активность
и
самостоятельность
обучающихся.