Напоминание

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию


Автор: Сидоркина Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 99
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Раздел: начальное образование





Назад




Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании»
детский сад становится первой обязательной ступенью

образовательного процесса
. Детский сад – это своего рода фундамент образования, а школа – это уже само здание, где идет развитие ребенка как личности, накапливается его образовательный потенциал. Вам – воспитателям досталась самая главная роль – обеспечить преемственность, этот последовательный, плавный переход из детского сада в школу. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе. Но, несмотря на длительность изучения данного направления, следует отметить, что практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для всех участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации. Поэтому, создание условий для успешной адаптации младших школьников – общая задача как воспитателей, так учителей и, конечно же, родителей. Только в таком триединстве можно достичь определенных положительных результатов. Именно «взаимодействие» является основополагающим понятием в решении проблем преемственности. Это взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри
образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д. Именно от эффективности взаимодействия зависят готовность ребёнка к школе, адаптация к школьной жизни, а, возможно, и последующее обучение, и психологическое здоровье. Чтобы определить круг проблем адаптации, необходимо чётко представить, что хотели бы видеть в ребёнке к моменту поступления в школу родители, воспитатели дошкольного образования и учителя будущих первоклассников. В идеале преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которое отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Родители под готовностью к школе понимают наличие практических умений чтения и счёта, не понимая, что это лишь инструменты развития интеллектуальной сферы ребёнка. И качество работы воспитателя дошкольного образования часто оценивают по тому, как он научил читать и считать. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Некоторые воспитатели старших групп пытаются копировать формы, методы и приемы школьного обучения, считая, что приближение обстановки и содержания занятий к классно-урочным, лучше подготавливает детей к школе. На самом же деле это отрицательно сказывается как на развитии познавательных интересов детей, так и на их состоянии здоровья. Проблемы обучения ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, неврозы и другие нежелательные отклонения появляются у детей припереходе к школьному образованию. Начиная с подготовительной группы, у детей формируется отвращение к школе, нежелание учиться. Парадокс. Мы готовим ребенка к школе, прилагаем усилия, а получаем обратный эффект. Ошибка заключается в том, что мы не учитываем возрастные особенности детей дошкольного возраста, ведь ведущим в этом возрасте видом деятельности является - игра,
и весь процесс познания должен строится на игре. Но игра все больше уступает место “обучению на занятиях». Важно заметить, что и в младшем школьном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а это значит, что и весь учебный процесс в первом классе тоже должен строится на игре. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций: родителей, учителей, воспитателей. Мы видим, что на практике готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Эти знания, бесспорно, пригодятся детям, но не они являются основополагающими, они являются лишь инструментом познания. Более того, данный подход противоречит основной цели Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания (умением читать и писать), сколько уметь им осознанно пользоваться.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах дошкольного образования обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», его модель, ориентированную на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы. Все вышеперечисленные качества имеют прямое отношение к психологической готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность–вот тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик. Очень часто бывает так, что ребенок умеет читать и писать, но не умеет долгое время находиться в коллективе или не умеет следовать требованиям учителя, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Родители часто недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. И через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там не интересно, надоело, не нравиться, трудно. Это говорит о том, что психологически ребенок не был готов к школе.
Физическая готовность
– это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Интеллектуальная готовность
включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков, которые гораздо важнее в
школе, чем умение читать, считать и писать – это умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, воспринимать речь (уметь слушать и слышать, что говорит взрослый).
Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка на работу, готовность к большей, чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужим взрослым, в данном случае с учителем, со сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Так же он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научить убирать свое рабочее место, бережно относиться к вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми.
Мотивационная готовность
предполагает обоснованное желание идти в школу. Различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой - познавательный - социальный. Ребенок с игровым мотивом, как правило, не готов к обучению в школе. Он говорит: «Там много ребят, и можно будет играть с ними». Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске. Познавательный мотив характеризуется тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Оценить мотивационную готовность ребенка к школе можно с помощью вопросов к беседе.

Эмоционально-волевая готовность
Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу. «Наука властвовать собой» часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам, а у кого то и позже. Поэтому в школе можно наблюдать такую картину: вполне себе способный ученик не может сидеть на одном месте даже пяти минут, часто отвлекается, не слышит учителя. Это говорит о том, что у него еще не
сформирована произвольность психических функций, иначе говоря, умение «управлять собой». Все это, безусловно, мешает ему учиться. Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры с правилами, например: «Выше ноги от земли», «Зеркало», где стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение. Для того, чтобы проверить готовность воспитанника к обучению в школе, нужно провести диагностику его знаний и умений. В Стандарте указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается 1, наихудшей – 5. Использование этого теста позволяет оценить уровень психического развития ребенка, степень развития координации движений, мышления и способности к целенаправленному действию.

Вторым способом определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам является
филиппинский

тест
: при вертикальном положении головы ребенка его правая рука кладется поперек середины темени. Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.
Еще один тест «Готовность к обучению в школе»Н.Семаго, М.Семаго


Задание № 1. «Продолжи узор» Цель
. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Задание № 2. «Сосчитай и сравни»Цель
. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше».
Задание № 3. «Напиши услышанные слова»Цель
. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей. Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция
. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах. В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны! Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на доске стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки).
Задание № 4. «Шифровка»Цель
. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2
минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент. На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута). Чтобы быть объективным в предположениях о готовности воспитанника к школе, вы можете предложить родителям заполнить анкету. Это так же поможет Вам повысить их компетентность в данном вопросе.


Таким образом, новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей.
ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать. Для того чтобы работа по интеграции ДОУ и школы стала еще более эффективной, важно отработать механизм приема детей в 1 класс и преодолеть сложившийся стереотип оценки знаний дошкольника, где от детей, поступающих в 1 класс, требуется умение читать, писать, считать. В практике некоторых дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно- воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно- образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны: 1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности; 2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах; 3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов; Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д. 4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к
школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу. 5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ. Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки- практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и другие. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению. Подведя итог под сказанным выделим следующие формы работы по преемственности ДО и НО:




В раздел образования