Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка детей, имеющих девиантное поведение
Автор: Черновская Елена Евгеньевна Должность: учитель иностранных языков Учебное заведение: МБОУ " Тогурская СОШ" Населённый пункт: С. Тогур, Томская область Наименование материала: Статья Тема: Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка детей, имеющих девиантное поведение Раздел: полное образование
Е.Е. Черновская,
учитель иностранных языков
МБОУ «Тогурская СОШ»,
Томская обл.
Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка детей ,
имеющих девиантное поведение
Я
остановлюсь
на
проблемах
обучения
детей
с
девиантным
поведением. Девиантное поведение - это не просто какие-то неадекватные
поступки
детей
на
уроках,
не
просто
нарушение
дисциплины.
К
девиантным формам поведения относятся те формы поведения, которые
являются
социально
опасными,
представляют
угрозу
для
общества.
К
сожалению, существует достаточно много форм
социально – опасного
поведения несовершеннолетних.
Сюда относятся агрессия, наркомания,
употребление
спиртных
напитков,
суицидальное
поведение,
наличие
судимости,
воровство,
хулиганство,
токсикомания
и
многое
другое.
Некоторые формы присущи и моим обучающимся.
И, конечно же, все эти формы отклонения в поведении сочетаются с
нежеланием учиться. Бывает ситуации, когда обучающийся, стоящий на
учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как
совершивший противоправные деяния, встречает учителя словами: «Не
нужен мне Ваш иностранный! Не хочу его учить!»
Как вызвать мотивацию
к изучению предмета у
таких детей?
Конечно, вариантов много. Я остановлюсь
на одном из них и приведу
конкретные
примеры.
Среди
моих
обучающихся
два
мальчика
–
воспитанники
Центра
помощи
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей. Дима, имеющий судимость, стоящий на учёте в КДН и ЗП как
употребляющий
алкогольные
напитки,
и
Ваня,
отличающийся
такой
формой девиантного поведения как бродяжничество. Я чувствую особую
ответственность
при
обучении
воспитанников
Центра
помощи
детям,
оставшихся без попечения родителей (прежнее название этой организации
– детский дом), ведь они лишены родительской любви и ласки, поэтому
находятся в трудной жизненной ситуации. К этим детям учитель должен
быть особенно внимательным.
Меня огорчает отсутствие мотивации к изучению предмета у таких
детей. В случае с Димой и Ваней я оттолкнулась от интересов детей.
Побеседовав с ними, я выяснила, что они являются фанатами компьютера,
Интернета, но у них часто нет возможности пользоваться компьютером.
Не секрет, что Интернет играет чрезвычайно важную роль в жизни
большинства современных подростков. Организуя процесс
обучения с
применением web
-
ресурсов,
педагог
погружает
обучающегося
в
комфортную
для
него
среду
-
среду
интерактивного
общения,
что
повышает интерес школьников к изучению предмета. Поэтому я стала
привлекать
их
к
созданию
электронных
дидактических
ресурсов
для
уроков иностранного языка. Мы создали презентации для интерактивной
доски,
видеосюжеты
для
уроков,
электронные
книги,
интерактивные
упражнения на сервисе Learning.Apps и другие ресурсы. Мы работали с
программами для работы с видео, обработки фотографий и создания слайд-
шоу.
Всё это вызвало у них интерес, ведь это пригодится в жизни.
В
процессе такой деятельности улучшился уровень ЗУН этих обучающихся
по иностранному языку, ведь для создания медиапродуктов они работали
с
иноязычной
информацией,
расположенной
на
сайтах,
созданных
носителями
языка,
пользуясь
для
поиска
необходимой
иноязычной
информации
поисковой
системой google.de. (эти обучающиеся изучают
немецкий язык). До начала работы Ваня читал и писал
по-немецки
медленно.
В
процессе
подготовки
электронных
учебных
пособий
ему
приходилось набирать текст на клавиатуре, что способствовало усвоению
правописания, звукосочетаний немецкого языка.
Во
время
такого
вида
деятельности
ребята
искали
необходимые
иллюстрации в сети Интернет, набирали немецкие тексты на клавиатуре с
немецким
раскладом,
обращая
внимание
на
орфографию,
искали
и
структурировали текстовую информацию на иностранном языке.
В
результате
такой
деятельности
у
детей
появился
интерес
к
немецкому языку, улучшилось отношение не только к моему предмету, но
и ко мне лично как к учителю. Для детей была создана ситуация успеха,
что способствовало развитию положительных черт личности .
При изучении страноведения я стараюсь использовать в работе с
этими
детьми
модульный
метод.
Например,
при
изучении
темы
«Германия» я делю материал на модули: культура и искусство Германии,
спорт в Германии, города Германии, и так далее. В каждом модуле есть
свои
блоки,
и
ребята
могут
выбрать
тот
блок,
который
им
наиболее
интересен. Например, при изучении модуля «Промышленность Германии»
Дима
выбрал
блок
«Автомобильная
промышленность»
и
создал
на
немецком
языке
электронную
книгу,
посвящённую
автомобилям
БМВ.
Данная электронная книга опубликована на сервисе Calameo.
Если ранее данные обучающиеся отказывались выполнять домашние
задания, то теперь они стали учить дома лексику, читать иноязычные
тексты. Появились качественные оценки. Вспоминая, какими они были
раньше и
наблюдая их сегодняшние результаты, я
ощущаю радость и
отдачу от своего учительского труда.