Педагогический марафон "Путешествие в художественно-эстетический мир"
Автор: Никитинская Светлана Владимировна Должность: заместитель директора по дошкольному образованию Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №35" Населённый пункт: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Антонова, д.10, кв.31 Наименование материала: статья Тема: Педагогический марафон "Путешествие в художественно-эстетический мир" Раздел: дошкольное образование
Республика Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
(МОУ «Средняя школа № 35»)
Дошкольные группы
Педагогический марафон
(Педсовет - деловая игра)
в МОУ "Средняя школа №35"(дошкольные группы)
Тема:
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами
художественно-творческой деятельности»
г. Петрозаводск 2017г.
1
Педсовет - деловая игра
в МОУ "Средняя школа №35"(дошкольные группы)
Тема:
«Развитие
творческих
способностей
у
дошкольников
средствами
художественно-творческой деятельности»
Срок проведения: 09.12.2016 г.
Повестка педсовета:
1. Вступительное слово заместителя директора по ДО– Никитинской С.В.
2. Погружение в проблемное поле педсовета:
-«Актуальность
развития
дошкольника
в
направлении
художественно-
эстетического развития» - /Зам. директора по ДО Никитинская С.В./
-Анализ
работы
по
годовой
задаче:
«Создание
условий
для
формирования
художественно-эстетического
развития
дошкольников
с р ед с т в а м и
изобразительной
и
театрализованной
деятельности»
-
воспитатель
Гаврилова
М.А.
Практическая часть: педагогический марафон
4. «Путешествие в художественно-эстетический мир»
/ведущий - воспитатель Горбунова И.Ю./
5.Обсуждение и решение педсовета.
1.
Вступительное слово заместителя директора по ДО–Никитинской С.В.
В
настоящее
время
в
образовательном
пространстве
дошкольного
образовательного
учреждения
особое
внимание
уделяется
художественно-
эстетическому развитию дошкольников.
Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности,
способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития
эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию
художественно-эстетического развития дошкольников.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира
природы,
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей. /извлечение из ФГОС ДО/
2.
Погружение в проблемное поле педсовета:
-
«Актуальность
развития
дошкольника
в
направлении
художественно-
эстетического развития» - /Зам. директора по ДО Никитинская С.В./
Актуальность
проблемы
определяется
тем,
что
художественно-эстетическое
развитие
-
важнейшая
сторона
воспитания
ребенка.
Оно
способствует
обогащению
чувственного
опыта,
эмоциональной
сферы
личности,
влияет
на
познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную
активность.
Эстетическое
развитие
является
результатом
эстетического
2
воспитания.
Составляющей
этого
процесса
становится
художественное
образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков,
р а з в и т и я
с п о с о б н о с т е й
к
х у д о ж е с т в е н н о м у
т в о р ч е с т в у .
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития ДОУ -
создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через
приобщение
к
духовным
ценностям,
через
вовлечение
в
творческую
музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
-
Анализ работы по годовой задаче: «Создание условий для формирования
художественно-эстетического
развития
дошкольников
с р ед с т в а м и
изобразительной
и
театрализованной
деятельности»
-
воспитатель
Гаврилова
М.А.
Одним из приоритетных направлений деятельности в ДОУ является
художественно-эстетическое развитие.
Работа по данному направлению проходит через все разделы Образовательной
п р о г р а м м ы .
О с н о в н а я
ц ел ь
п ед а го г и ч е с к о го
к ол л е к т и в а
Д О У:
Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию,
обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе
развитие
его
духовного,
творческого
потенциала,
создание
условий
для
его
самореализации.
Д л я
п о л у ч е н и я
о ж и д а е м ы х результатов
в
Д О У
создана система
работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая
состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
3
• Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• Создание условий для художественно-эстетического воспитания
(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно
- развивающей среды);
• Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• Координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей в наших
дошкольных группах включает разнообразные формы работы:
групповые
и
подгрупповые
занятия,
праздники,
развлечения,
тематические
музыкальные вечера, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание
книг
–
самоделок,
свободную
художественную
деятельность;
организацию
спектаклей,
развлечений,
конкурсов,
выставок,
фестивалей,
праздников;
эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях, и т.д.
Правильно организованная система работы по художественно –
эстетическому
воспитанию
детей
–
создание
условий
для
эстетического
воспитания,
организация
воспитательно-образовательного
процесса
позволит
создать
благоприятные
условия
для
развития
художественно
–
эстетических
способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-
эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.
Практическая часть
Деловая
игра
«Путешествие
в
художественно-эстетический
мир» ведущий
/ воспитатель – Горбунова И.Ю./
Педагоги делятся на две команды (название команд придумывают сами)
В
процессе работы за каждый правильный ответ команда получает бал.
В состав экспертной комиссии входят: заместитель директора по до, музыкальный
работник, логопед. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В
конце подводится общий итог. Отмечаются победители.
Ведущий напоминает правила игры:
уметь слушать других;
вырабатывать общее решение вопроса;
4
принимать активное участие в игре;
не оспаривать оценку жюри;
соблюдать культуру речи и тактичность
;
придерживаться регламента.
1.
Страна «Рисовандия».
Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою
эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз
входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать.
2. Страна «Воображандия».
Игра: «Нарисуй глазами детей»
Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость
- печаль», «Красивое - безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По
завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.
5
3. Страна «Угадайка».
Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.
1. Прием рисования (приманивание)
2. Этим мы рисуем (кисть)
3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним
словом (роспись)
4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)
5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное
искусство (украшаю)
6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы,
формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о
поступках, манерах поведения (эстетическое).
1
П
2
К
3
Р
4
М
5
У
6
Э
4. Страна « Вопросяндия»
1. Назовите три главных цвета, и докажите почему они главные (красный, желтый,
синий. При ох смешивании образуются все цвета светового спектра).
2. Назови цвета составляющие цветовой круг (красный, оранжевый, желтый,
зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Подведение итогов деловой игры.
Ведущий:
Всех
участников
"Педагогического
забега
"
приглашаю
в
круг,
зажженную
свечу
будем
передавать
по
кругу
с
теплыми
пожеланиями,
комплементами коллегам.
Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Слово жюри. Команды - победительница, набравшая большее количество
"баллов " награждается памятными дипломами.
6
Ведущий :
Уважаемые
коллеги
"Педагогического
марафона",
мы
надеемся
на
повышение
вашей
педагогической
компетентности
и
мастерства
в
вопросах
художественно-эстетического развития дошкольников, вы постарались раскрыть
свой
творческий
потенциал,
уточнили
теоретические
знания,
ознакомились
с
технологиями
в
области
художественно-творческой
деятельности,
закрепили
практические навыки.
Решение педсовета:
1.Разработать примерную модель взаимодействия воспитателей, специалистов, и
семей воспитанников по художественно-эстетическому развитию детей и
мероприятиям творческого характера.
Ответственные: зам.директора по ДО, специалисты.
Дата: до 10 .02.2017г.
2. Организовать работу творческой группы по подготовке театрализованного
представления в рамках «Недели театра» и юбилея ДОУ
Ответственные: музыкальный руководитель
Дата: до 01 .02.2017г.
3. Продолжать участвовать в мероприятиях городского, республиканского и
международного уровня.
Ответственные: воспитатели, специалисты, зам. директора по до
7
Методические рекомендации.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий
деятельности
повлекли
за
собой
пересмотр
организационного
аспекта
управления, усложнили труд руководителя, вызвали потребность новых форм и
методов организационно-педагогической деятельности.
Одной
из
важных
форм
самоуправления
образовательного
учреждения
является педагогический совет. Как же сделать его интересным, запоминающимся,
нужным для педагога? Как организовать его в пятый, в десятый раз так, чтобы
педсовет стал актуальным для всех: педагогов, родителей , администрации?
Чтобы
педсовет
был
продуктивным
и
творческим,
к
нему
нужно
тщательно
готовиться, творческая подготовка особенно важна: она ставит педагогов на путь
мобилизации знаний, умений и опыта по данному вопросу.
Алгоритм подготовки к тематическому педсовету:
1.
Выявление проблемы. Она выявляется заранее (накануне учебного года)
путем
анкетирования
педагогов,
на
основе
педагогического
анализа
предыдущего года, анализа диагностических материалов и т.д.
2.
Определение
темы.
Тема
педсовета
определяется
после
выявления
проблемы и конкретизируется для ее оптимального решения.
3.
Подбор
литературы
и
дидактических
пособий.
Они
подбираются
перед
каждым
педсоветом,
организуется
выставка
«Подготовка
к
педсовету».
Можно опубликовать интересные объявления, приглашения для педагогов
на педсовет.
4.
Формирование
творческой
группы,
она
выступает
как
инструмент
эффективного
управления
качеством
воспитательно-образовательного
процесса.
5.
Составление плана проведения педсовета. План составляется накануне и
вывешивается на стенде.
6.
Подготовка педагогов к педсовету.
7.
Просмотр открытых мероприятий по теме педсовета.
8.
Подготовка методического кабинета
9.
Работа с творческой группой.
10.Подготовка проекта решения.
Опыт работы МОУ «Средняя школа №35» (дошкольные группы) помогает
молодым
педагогам-воспитателям
повысить
свое
профессиональное
мастерство,
а
администрации
организовать
педагогические
советы
так,
чтобы
воспитательно-образовательный
процесс
стал
наиболее
результативным.
Рекомендуемая литература:
1.
Тематические педсоветы в дошкольном учреждении Минкевич Л.В., – М.:
Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
2.
Педагогические советы / авт.-сост. И.М. Бушнева – Волгоград: Учитель, 2011.
3.
Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условиях:
опыт,
проблемы,
решения/авт.-сост.
Т.Г.
Соболева,
О.Н.
Кулакова,
Н.К.
Мананникова – Волгоград: Учитель, 2012.
8