Напоминание

Имя существительное


Автор: Истепанова Римма Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ им.Х.Х.Долова с.п.Хатуей"
Населённый пункт: с.п.Хатуей
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: Имя существительное
Раздел: среднее образование





Назад




1
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«СОШ им.Х.Х.Долова с.п.Хатуей»

Республиканский конкурс «Лучшая методическая разработка».Муниципальный этап.

Номинация: Методическая разработка урока русского языка

Методическая

разработка

урока

русского

языка

в

5

классе

Тема

урока

«

Имя существительное

»

Урок разработала учитель русского языка и литературы I категории

Истепанова Римма Владимировна



С.п. Хатуей-2016

2 Разделы методической разработки: 1. Актуальность (с.3-4) 2. Основная часть: технологическая карта урока (с.5-13) 3. Заключение (с.14) 4. Список использованной литературы (с.15) 5. Приложения (с.16-19)
3
1.

Актуальность.
Все работники образования прекрасно знают, что одной из задачей нынешней системы образования является формирование
совокупности

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

«умение

учиться»,

способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта
, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. С 2012 года МКОУ «СОШ им.Х.Х.Долова с.п.Хатуей.» является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе в Лескенском районе. Для меня как учителя русского языка и литературы встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД Осуществляя учебный процесс, я опиралась на основные положения стандарта:  Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)  Ориентация на достижение качественно новых результатов образования  Ориентация учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов Выстраивая учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего, на технологии проблемно- диалогического обучения. Она эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение. Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя: 
технологию постановки учебной проблемы
, которая обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
4 
технологию поиска решения проблемы
, которая позволяет организовать «открытие» знаний учащимися. Применение данных технологических приемов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат. Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы. Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является
постановка

цели

и

учебно-познавательная

мотивация
. На уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:  Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться?  Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания? В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели. На данном уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:  Какую цель ставили? Какой результат планировали?  Насколько мы его достигли? Чему научились?  С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели? На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему, составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои умения).
Урок по теме «Имя существительное»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
формирование умения определять синтаксическую роль существительных в предложении.
5
Формирование УУД:

Регулятивные -
формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные-
ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, классифицировать информацию на основе самостоятельного выбора критериев классификации
Коммуникативные-
строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель, ученик-ученик; совместно создавать общий план (алгоритм) работы; осуществлять контроль, коррекцию действий партнеров; оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку; излагать свою позицию и аргументировать ее
Личностные: потребность
в самовыражении и самореализации; устойчивая учебно-познавательная мотивация; умение вести диалог на основе равноправных отношений; адекватная позитивная самооценка
Технологическая карта урока
Дидактич еская структур а урока, Задачи каждого этапа Деятельность учеников
Деятельность учителя.

Основное содержание урока.
Методы и формы работы Планируемые результаты Предметные УУД Организа ционный момент Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу Настраиваютс я на работу. Проверяют свою готовность к уроку.
Проверка готовности учащихся к

уроку.

Приветственный момент.

Оформление тетрадей.

Психологический настрой на

работу.
Метод фронталь ного опроса. Знать особенности изменения по падежам, числам и родам;
Познавательные:
ориентироваться в системе своих знаний
Коммуникативны

е:
строить
6 Оформляют тетради.
Здравствуйте,садитесь
-Ребята, проверьте свою готовность к уроку: тетради, учебники, дневники достижений, пенал. - Начнем урок. . -Что такое имя существительное? -Что вы уже знаете о существительном? Какие умения мы с вами формировали на прошлых уроках? Формы: фронталь ная, коллектив ная особенности склонения, правописания монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; строить диалог с учителем
Личностные:
Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес Проверка домашне го задания. Актуализ ация знаний. Проверить уровень успешност и самостояте льной работы при выполнени и д/з; актуализир овать Проводят фронтальную проверку, оцениваю результаты работы, выставляют оценки в дневники учебных достижений; задают
Проверяет выполнение д/з

учащимися, корректирует ошибки
Проверим, как справились с домашним заданием. (взаимопроверка) -Какие умения отрабатывали, выполняя упражнение? -Проведите самооценку выполненной работы по шкале (шкала озвучивается) -Выставьте оценки в дневники Метод: взаимопр оверки Форма работы: в парах Уметь находить существитель ные в тексте и предложении, определять род ,число существитель ных, падеж; владеть способом действия при
Регулятивные:
Соотносить результат работы с целью; давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные:
ориентироваться в
7 знания по теме вопросы учебных достижений (у 1,2,5) Сравните с предыдущей самооценкой. Изменился ли результат в положительную сторону? Что не получилось? Что вызвало трудности? Над чем нужно работать? выборе орфограмм: системе своих знаний; извлекать необходимую информацию; анализировать информацию и делать выводы
Коммуникативны

е:
Аргументировать свою позицию Определе ние темы и постанов ка целей урока. Мотивац ия учебной деятельн ости. Сформули ровать тему, проблему, цель урока; замотивир овать учащихся на изучение темы; составить план предстоящ Отвечают на вопросы
Предлагает, используя вопросы,

сформулировать тему, проблему

урока, поставить цели и

определить пути достижения

цели.
-Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте разгадать вопросы 1.Часть речи, которая обозначает предмет ,отвечает на вопросы кто? что? 2.Высказывание, обладающие смысловой и интонационной завершенностью (предложение) 3.Художественный образ, созданный Метод: Постанов ка проблемы Форма: Фронталь ная, коллектив ная
Регулятивные:
Формулировать тему, учебную проблему, цель деятельности, пути решения проблемы; составлять план решения проблемы, самостоятельно работать по этому плану; соотносить свой результат с целью;
8 ей работы формулируют тему урока Записывают тему в тетрадь. Конкретизиру ют понятие «роль» Аргументиру ют необходимост ь изучения данной темы. Ставят проблемный вопрос. Формулируют цель урока и способы ее достижения. Составляют план драматургом и воплощаемый актером (роль) -Сформулируйте тему урока.
Просит записать тему в тетрадь.
-О какой роли идет речь? Ведь существительные не могут играть ту роль, которую играет актер. ( речь идет о синтаксической роли). -Зачем нам нужно изучить эту тему? Где нам это пригодится? -Какой проблемный вопрос возникает? -Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос? Почему? А предположить можем? (учащиеся излагают свою точку зрения) -Сформулируйте цель урока. К какому результату будем стремиться? - Как решить эту учебную задачу? Что для этого нужно? Как вы это будете делать? (Нужно составить план, алгоритм)
Организация деятельности

учащихся по составлению

Алгоритма (плана работы)

Познавательные:
Ориентироваться в системе своих знаний;
Коммуникативны

е:
строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; совместно создавать общий план работы; осуществлять учебное сотрудничество: ученик-учитель
Личностные:
Потребность в самовыражении и самореализации;
9 (алгоритм действия) 1. Найти грамм. основу (чтобы разграничить им.п. и в.п.).у существительных определить определить роль (подлежащее..) 2. Найти в предложении другие части речи 3. Найти слова, которые относятся к существительному, задать вопрос 4. Определить синтаксическую роль -Над чем мы еще будем работать сегодня? -Какие умения попутно отрабатывать? устойчивая учебно- познавательная мотивация Решение новой учебной задачи. Организов ать частично- поисковую работу с целью получения новых знаний; сформулир Работая в парах, анализируют предложения по алгоритму, определяют синтаксическу ю роль местоимений в
Организует работу учащихся в

парах

Организует проверку выполненной

работы, обсуждение результатов,

формулирование выводов.
-Какие выводы после анализа мы можем сделать? Выводы: существительные выполняют роль подлежащих , дополнений, обстоятельств Метод: Поиск решения проблемы (выдвиже ние и проверка гипотез учащими ся) Уметь находить существитель ные в предложении, задавать вопрос от главного слова, определять
Регулятивные:
Соотносить результат работы с целью;
Познавательные:
Ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию,
10 овать первичные выводы предложениях . Формулируют выводы. Распределяют дополнения по группам: прямые и косвенные -Какие дополнения мы с вами умеем различать? (Прямые и косвенные). -Какие дополнения называются прямыми? -Косвенными? -Распределите дополнения в два столбика: прямые и косвенные.
Организует взаимопроверку.
-Какие прямые дополнения выписали? -Какие косвенные дополнения выписали? (взаимопроверка) Форма: индивиду ально- парная, фронталь ная, индивиду альная падеж и синтаксическу ю роль; владеть способом действия при выборе орфограмм: анализировать и сравнивать, обобщать;
Коммуникативны

е:
работать в парах, осуществлять оказывать в сотрудничестве необходимую поддержку;
Личностные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений; Усвоение новых знаний Закрепить полученны е знания в ходе практическ ой работы, сформулир овать новые выводы Самостоятель но работают по карточкам Выполняют работу по учебнику,пиш
Организует работу учащихся по

закреплению изученного.

Организует самостоятельную

работу по карточкам.

Организует проверку выполненной

работы.

Организует самостоятельную

работу учащихся по выполнению

упражнения 95, взаимопроверку
Метод: практиче ская работа Форма: самостоя тельная индивиду альная работа ; Уметь определять роль существитель ных в предложении; различать прямые и косвенные дополнения;
Регулятивные:
Давать самооценку результатам, оценивать успешность своей самостоятельной деятельности
Познавательные:
Строить логическое
11 ут объяснительн ый диктант -Какой вывод можем сделать после выполнения этого упражнения? (некоторые существительные выполняют только роль подлежащего, а некоторые – только роль дополнения; обстоятельства
Организует работу по

составлению предложений с

существительными ;

Предлагает детям

объяснительный диктант:

Тихая полночь, кругом тишь, белая

ночь, солнечный луч, спящий

сторож, серая мышь, скорая

помощь, спелая рожь,

серебристый лещ.
взаимопр оверка владеть способом действия при выборе орфограмм; рассуждение на основе причинно- следственных связей;
Коммуникативны

е:
осуществлять контроль, коррекцию действий одноклассников; излагать свою позицию и аргументировать ее Итог урока. Рефлекси я Подвести итога урока , рефлексию с целью определен ия уровня Отвечают на вопросы учителя, формулируют общие выводы по уроку
Организует учащихся на

формулировку выводов и

рефлексию.
-Подведем итоги. Достигли ли мы поставленных целей на уроке? Ответили на проблемный вопрос? Какой выводы мы должны Метод: контроль и самоконт роль Уметь определять синтаксическу ю роль -существитель ных, уметь определять
Регулятивные:
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; пользоваться критериями
12 усвоения учащимис я новых знаний; спрогнози ровать дальнейшу ю деятельнос ть Обсуждают проблемную ситуацию, делают выводы Заполняют карты самооценки сформулировать?
Предлагает игру «Распознай

склонение»(используются

карточки с цифрами 1 , 2 и 3
Грач,пень,камыш,тушь,день,соль,доч ь,черемуха,березняк,дичь,кувшин,че ремша,цветок,учебник,солнце,сков- орода,окно,сердце,солдат,земля,дере во,нож,пенек,туча.
Организует работу по заполнению

карты самооценки. (прилагается)
- Насколько удался урок? Был ли он плодотворным для вас? Ка ку ю ц е л ь с т а в и л и ? К а ко й результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились? С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? -Сегодня мы узнали, какую роль играют существительные в тексте. Как вы думаете, о чем будем говорить на следующих уроках ? Форма: фронталь ная склонение существитель ных самооценки; прогнозировать дальнейшую деятельность
Познавательные:
Строить логическое рассуждение
Коммуникативны

е
строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
Личностные:
Потребность в самовыражении и самореализации; адекватная позитивная самооценка
13 Прогнозируют дальнейшую работу по разделу Домашне е задание Определит ь цели и вид д\з Записывают домашнее задание Рабочая тетрадь –стр.42,№5 Учебник стр.47,упр.100,выучить скороговорку по желанию(упр.101) Спасибо за урок! Форма: самостоя тельная работа Определять склонение, падеж существитель ных
Регулятивные:
Самостоятельно работать по плану
Познавательные:
Ориентироваться в системе своих знаний и умений
Заключение
Технология проблемно-диалогического обучения, используемая мною на данном уроке, позволила мне не только обеспечить более высокое качество усвоение знаний учащимися (об этом говорят результаты проверочной работы по данной теме), но и способствовала овладению учащимися системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта. Ключевые УУД, которые я формировала на этом уроке:
Регулятивные:
формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее
14


Личностные:
проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в самовыражении и самореализации; умение строить сотрудничество на основе равноправных отношений;
Познавательные:
ориентироваться в системе своих знаний, извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их, классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации, строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,


Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Список литературы: 1. Русский язык.5 кл.:учебн.для общеобразовательных учреждений: в 2-х кН.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростнецова.Издательство «Просвещение» 2014 г.. 2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 5 класс .Издательство «Просвещение»2014 г. 3. Словари
15
Приложение 1.
Дневник учебных достижений. Русский язык, 5 класс
Раздел Имя существительное
№ Форма оценки Умения Самооценка Оценка учителя 1 Находить существительное в тексте 2 Определять лексико-грамматическое значение существительных 3 Определять род имен существительных 4 Определять одушевленность-неодушевленность 5 Правильно писать существительные с предлогами 6 Склонять имена существительные 7 Правильно определять падеж имен существительных 8 Уметь определять склонение существительных 9 Составлять предложения, текст с использованием существительных 10 Употреблять в письменной и устной речи существительных с учетом особенностей их склонения
16
Приложение 2 – Карта самооценки
Карта самооценки ФИ_____________________________
Я умею:
Умею
+
Частично умею
v
Пока не умею - Находить существительное в предложении Находить слова, которые относятся к существительному Задавать от этого слова вопрос,
17 определять падеж Определять роль существительного в предложении, различать склонение, падеж и число существительного
Как я оцениваю урок

и свою работу на уроке в целом?
Закончите предложения Урок помог мне… На уроке мне было интересно…. Моя заслуга на уроке в том, что…
Приложение 3 – Материал к уроку (карточки для учащихся)
Карточка № 1 Найти существительные ,определить род,число,падеж
Задание 1. Работа в парах.
 Директор пригласил Аслана в кабинет.  Арсен принес книгу?  Я пообещал Алине обязательно что (нибудь) придумать.  Амир хочет подарить Тамерлану что (то) на память.  Учитель проверяет мою тетрадь  Голубизна неба отражается в зеркале озера
18 Задание 2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой Карточка № 2
Задание 3.Самостоятельная тестовая работа..Дописать падежные окончания
1.На опушк__ 2.О пьес__ 3.Из гаван__ 4.Об архитектур__ 5.О живопис__ 6.На пн__ 7.До ед__
19 8.Нет сестр__ 9.По вод__ 10,До деревн__.


В раздел образования