Автор: Огарок Юлия Ростиславовна Должность: преподаватель фортепиано,концертмейстер Учебное заведение: ГБОУДОГС Севастопольская музыкальная школа №5 Населённый пункт: г.Севастополь Наименование материала: методическая разработка Тема: " Портфолио как форма оценивания учащихся " Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение преподавателя
Огарок Юлии Ростиславовны
" Портфолио как форма оценивания
учащихся "
ГБОУДОГС Севастопольская
музыкальная школа № 5
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной
деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией
гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного
подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать
личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика,
учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает
развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития,
формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие
самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная
оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных
достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы
оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и
оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях,
прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период
времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и
самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического
ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет
на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является
его интегративность, включающая количественную и качественную оценки,
предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его
создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном
процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей
за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные
стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к
взаимодействию и достижению положительных результатов);
● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и
выполняемых работ);
● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения
и воспитания от класса к классу);
● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической
компетентности);
● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых
стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для
учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а
учителем – руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений
● портфолио – отчет
● портфолио – самооценка
● портфолио – планирование моей работы
(любой из них имеет все характеристики, но при планировании
рекомендуется выбирать одну, ведущую)
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-
ориентированный характер:
● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания
портфолио;
● ученик собирает материал;
● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка
Важной характеристикой технологии портфолио является ее
рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом
самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе
самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как
предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию,
структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на
развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения
метакогнитивные.
Ученик должен научиться:
● отбирать и оценивать информацию
● точно определять цели, которые он хотел бы достичь
● планировать свою деятельность
● давать оценки и самооценки
● отслеживать собственные ошибки и исправлять их
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов,
наиболее соответствующих задачам технологии развития критического
мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии
технологии развития критического мышления и современного метода
оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных
целей – способности к самообразованию.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является
его практическое воплощение.
Принципиальное различие необходимо провести между понятиями
«новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить
конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной
деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного
и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение)
лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией.
Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального
подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее
принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно
ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.
Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной
деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла
возникновения и реализации любой инновации в той или иной
общественной практике:
● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие,
рационализация);
● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение,
трансляция);
● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в
практике);
● новый тип или новая форма общественной практики.
Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла
инновационных преобразований — из истории отечественного образования:
● источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной
психологии в СССР в 50-х годах;
● инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова
доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у
младших школьников;
● технология осуществления — разрабатываются принципиально новые
учебные программы по основным предметам в начальной школе;
● инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных
школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в
младшем школьном возрасте;
● новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый
тип образовательной практики.
В заключение спросим себя — есть ли у российского образования
перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития?
И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим
три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного
образования.
В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня,
основаниями реализации главных направлений проектно-
исследовательской деятельности; прежде всего — это гуманитарно-
антропологические основания становления и развития человека в
пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные
методология проектирования и исследования инновационного образования;
общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых
общностей в образовательных процессах; технология реализации и
экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.
В системе профессионального образования и профессионального развития:
● это последовательное введение в содержание образование культуры
проектирования инновационных образовательных практик;
● это формирование психологической грамотности, шире —
психологической культуры педагогического труда;
● это освоение норм и культуры управления развитием образования,
деятельностью профессиональных педагогических коллективов.
В области образовательной политики:
● это ответственная государственная и общественная поддержка научных
проектов и программ, связанных с проектированием инновационного
развивающего и развивающегося образования в России.
Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем
● в контроле, в оценке результатов
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования
● в области развития определенных способностей учеников и педагогов,
● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности,
компетентностей
3.По области педагогического применения
● в учебном процессе
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса
● в коллективном обучении (личностно-ориентированно)
- в индивидуальной, фронтальной, групповой форме
● в семейном обучении
5. По функциональным возможностям
● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и
т.п.)
6. По способам осуществления
● систематические
7. По масштабности распространения
● на международном уровне
● в школе
● на федеральном уровне
8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения
● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную
систему
9. По социально-педагогической значимости
● в образовательных учреждениях любого типа
10. По признаку инновационного потенциала
● комбинаторные
● нововведения
11. По отношению к своему предшественнику
● замещающим
● открывающим
Инновационный потенциал образовательного учреждения
определяется при анализе образовательного учреждения по следующим
позициям:
Направленность инновации на изменение образовательных
потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального
заказа
● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации,
подходов к оценке образовательных результатов учащихся
● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение
количественной и качественной оценки способностей учащегося
посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной
деятельности
● Решение важных педагогических задач:
- создать эмоционально-комфортную образовательную среду
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников
- поощрять их активность и самостоятельность
- расширять возможности обучения и самообучения
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность
- развивать коммуникативные умения и навыки
- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора
образовательного маршрута
Ориентация инновации на решение проблем образовательного
учреждения
● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса
обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству
образования
● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования
● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его
профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы
на соответствие заявленной квалификационной категории
● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка
(более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка
и более активное сотрудничество со школой)
● Методическое обеспечение курса
- рабочая папка
- официальные бланки портфолио
-рейтинг выпускника (Положение об индивидуальной накопительной оценке
(портфолио))
- диагностические материалы
- таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»
- памятки и инструкции для учащихся
- методические рекомендации по ведению портфолио
- примерные варианты занятий с учащимися
Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными
преимуществами образовательного учреждения за период,
предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития
● Перспективная форма представления индивидуальной направленности
учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам
предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения
● Построение образовательного рейтинга выпускников
● Оптимизация механизмов формирования профильных классов
оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении,
инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста
● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного
(индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на
процесс оценивания, но и на самооценивание
(применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает
оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях
помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни)
● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические
технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый
троечник» или «крепкий хорошист»
первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе
образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям
● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и
познавательных умений
● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации,
чем традиционная система оценки
● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов,
родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его
индивидуального прогресса
- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку
- у учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в
вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации
собственной учебной деятельности, умения систематизировать и
анализировать собственный собранный материал и опыт
- неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости
портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний
учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения