Напоминание

Игровые приемы при обучении английскому языку


Автор: Лялюшкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Липовская ООШ"
Населённый пункт: Нижегородская область, Балахнинский район, пос. Совхозный
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые приемы при обучении английскому языку
Раздел: полное образование





Назад





Игровые приемы на уроках английского языка.
В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом работы и теми методами, которыми я пользуюсь на своих уроках английского языка. Я хочу остановиться на игровом методе обучения иностранного языка, как очень интересном и эффективном методе организации учебной деятельности учащихся. Я глубоко убеждена, что учителя и ученики должны проживать время, отведённое на урок, счастливо. Все должны получать максимум положительных эмоций. Именно игровой метод, по-моему мнению, обеспечивает высокую мотивацию обучения, путём вовлечения учащихся в творческий процесс, позволяющий им самим делать открытия, непринуждённо общаться как с другими учащимися, так и с учителем на английском языке. Игровой метод, в той или иной степени, я использую на каждом своём уроке, на любой степени обучения иностранному языку. За годы работы в школе, я убедилась, что игровые приёмы на уроке способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы общения. Доказано практикой, сто помимо увлекательного аспекта, преимущество игровой деятельности на уроке состоит в том, что она не только организует процесс общения, но и максимально приближает процесс общения к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность, требует, что немаловажно, огромной , огромной концентрации внимания, тренирует память , развивает речь. Преимущество игры, на мой взгляд, ещё и в том, что она увлекает даже самых пассивных и слабоподготовленных учащихся, что положительно сказывается на их успеваемости. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности, через преобразующую к главной цели: творческо-поисковый деятельности. Радость растущего человека, жизнерадостность, переполнённость энергией, бьющие эмоции- наиболее типичное состояние ученика школьного возраста. Все необходимые действия составляющие ту или иную деятельность, можно дополнять игровыми, которые будут придавать ей особый колорит и неподдельный интерес самих учащихся. Иными словами, использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач на моих уроках:  Созданию психологической готовности учащихся к речевому общению  Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала
 Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Игровая деятельность выполняет свои функции на уроке: 1) Обучающая функция заключается, как это уже говорилось, в развитии памяти, мышления, внимания, в развитии обще-учебных умений, навыков владения иностранным языком. 2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, развития чувств взаимопомощи. 3) Развлекательная функция заключается в создании благоприятной атмосферы на уроке. 4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения , основанных на взаимодействии на иностранном языке. 5) Релаксационная функция заключается в снятии эмоционального напряжения ,вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному функциям языку . 6) Психологическая функция заключается в формирование навыков подготовки своево физиологического состояния для более эффективной деятельности (это , прежде всего психологические тренинги и психо – коррекция различный проявлений личности ). 7) Развивающая функция заключается в гармоническом развитии личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. Как многообразна и значима игра по своим функциям, так многообразна она по своей классификации. В методике обучения иностранным языкам существуют различные классификации игр. Я хочу остановиться на той ,которая ближе к моей концепции , на тех видах игр , которыми я постоянно пользуюсь на своих уроках , и за годы моей работы которых достаточно много набралось в моей творческой «копилке». Итак, обучающие игры можно условно разделить на дидактические , которые в свою очередь подразделяются на языковые ,речевые и творческие . К языковым играм относятся орфографические ,лексические , фонетически и грамматические .На своем личном опыте я убедилась : все они способствуют формированию речевых навыков и оказывают неоценимую помощь мне в обучении учащихся .
Овладение грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащимся. Наверное ,каждый учитель замечал, что тренировки учащихся в употреблении грамматических структур требует их многократного повторения , что утомляет школьников , не приносит не ожидаемых результатов . Преимущество игрового метода в том ,что он позволяет сделать скучную работу более интересной ,увлекательной, а , следовательно , и более результативной . Орфографические игры в первую очередь направлены на освоение правописания изученной лексики, но , на мой взгляд, они тоже формируют и развивают лексические и произносительные навыки . Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного , так и вторичного закрепления материала. Что касается речевых игр, то они в свою очередь делятся на :  Ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания, практическое владение иностранным языком.  Ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе.  Деловые, предполагающие конкретную проблему, роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры. Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного укрепления при первичном закреплении материала, ей можно отвести на уроке 15-20 минут. В дальнейшем, такая игра может проводиться в течении 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного урока, а также в целях релаксации. Но следует заметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода, учителю следует проявлять чувство меры, иначе игры потеряют свежесть эмоционального воздействия, и не принесут ожидаемого результата. Исходя из необходимости речевого общения, которую учитель создает в классе. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагают школьников к серьезным разговорам, обсуждению реальных ситуаций, так как урок – это не только игра. Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании ролевой и деловой игры, так как на среднем и старшем этапах обучения они занимают приоритетное место. К тому же, в этом году я апробирую УМК Сафоновой в профильном гуманитарном классе. Авторы данного учебника во главу при обучении английскому зыку так же ставят
ролевые игры с учетом национально-культурной специфики речевого поведения в жизненно-важных ситуациях общения, обусловленных типом жизненного уклада, культурными обычаями, правилами и нормами социального общения.
Ролевая игра.
Думаю, что все учителя иностранного языка со мной согласятся, если я скажу, что ролевая игра является самой результативной и интересной как для самого учителя, так и для учащихся на старшем этапе, т.к.именно ролевая игра способна моделировать реальную ситуацию общению на уроке. Ролевая игра нацеливает учащихся на спонтанное поведение, на выражение их реакции на поведение других людей, участвующих в обусловленной ситуации. Иными словами, ролевая игра – это эффективный своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения, то есть ролевая игра – обязательный компонент при обучении такому виду речевой деятельности, как диалог. Обязательным элементом игры является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний учащимися, делает их более аргументированными и эмоциональными. По моему мнению, ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат развитию критического мышления у учащихся старших классов, а поиск правильного решения развивает у них логическое мышление, умение аргументировать, выражать свое несогласие, убеждать собеседника в своих доводах. Исходя из своего педагогического опыта, анализируя результаты ролевых игр на уроках, я считаю, что, как и любая другая игра, ролевая игра так же должна следовать определенным правилам, а именно: 1) Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни. 2) Он должен адаптироваться к своей роли в заданной ситуации; при этом в одном случае он может играть самого себя, а в другой – взять на себя воображаемую роль. 3) Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы это все происходило в их реальной жизни, естественным образом, выражая свои эмоции соответствующими жестами и мимикой.
Следуя вышеперечисленным правилам, ученик коренным образом перестраивает свое поведение, а следовательно, и стиль общения. Это еще раз доказывает тот неоспоримый факт преимущество ролевой игры в том, что ученик не чувствует той напряженности, которую он моет ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен, то есть, он готов к осуществлению языковой коммуникации, к реальному общению на иностранном языке. На своих уроках я использую ролевые игры для освоения нового материала, закрепления уже пройденного, развития творческих способностей своих учеников. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-ролевому общению, ролевые игры легко вписываются в урок, и что немаловажно, доставляют учащимся неподдельное удовольствие. На своих уроках я использую такие виды ролевых игр: 1) Контролируемые ролевые игры, когда участники получают необходимые реплики. 2) Умеренно-контролируемые, когда учащиеся получают общее описание ситуации и описание своих ролей. 3) Свободные, т.е.учащиеся предлагают обстоятельства общения. 4) Эпизодическое, когда учащиеся разыгрывают отдельный эпизод. Анализируя применение ролевых игр на своих уроках, я считаю, что контролируемая ролевая игра является более простым видом, она может быть построена на основе любого диалога или текста. В первом случае, учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем, я вместе и ними обсуждаю содержание диалога, учащиеся прорабатывают нормы речевого этикета, необходимую лексику и грамматические структуры. После этого я предлагаю им составить свой вариант диалога, опираясь на базовый, и используя написанные на доске или отдельных карточках, опоры. Учащимся даю установку, что новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать свое наполнение, другую форму вопросов и ответов. По мере необходимости, особенно если это слабые учащиеся, даю определенные по ходу ролевой игры. Очень популярны среди моих учеников игры на основе текста. Суть их заключается в том, что после знакомства с текстом, я предлагаю одному из учащихся сыграть роль главного героя, или одного из персонажей из этого текста, а другим учащимся предлагается взять у него интервью. В данном случае установка такова, что ученики-репортеры могут запрашивать не только ту ситуацию, которая содержится в тексте, но и задавать свои, любые интересующие его вопросы. Причем, ученик, использующий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе
на эти вопросы, войти в роль. Кроме контролируемых игр, часто мною используются свободные ролевые игры, которые открывают простор для инициативы и творчества учащихся на уроках иностранного языка. При проведении подобных игр сами учащиеся решают, какую лексику, речевые и грамматические обороты им использовать, как будет развиваться ход игры. Я лишь задаю тему ролевой игры, прошу учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы, разбиваю класс на группы, помогаю учащимся в распределении их ролей. Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. В зависимости от заданной ситуации и цели ролевые игры нередко включают элементы социального треннинга, т.е.упражнения в общении, которые создают «ситуацию успеха» для каждого ученика на уроке. Одним словом, проработав в школе много лет, я на собственном опыте убедилась, что игра во всех ее формах и своем многообразии является очень перспективной формой обучения иностранного языка, т.к.она: 1. Способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке 2. Усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся 3. Дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях 4. Повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения 5. Активизирует познавательную деятельность 6. Позволяет комплексно решать задачи практического и воспитательного характера 7. Игра призвана развивать потребность в познании и создать условия для удовлетворения данной потребности 8. В ходе игр ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности. Литература. 1. Новые государственные стандарты по иностранному языку. Образование в документах и комментариях. Издательство «апрель», Москва, 2011 г. 2. М.В.Ляховицкий «Методика преподавания иностранного языка»
3. «Игровой метод в обучении иностранному языку». А.В.Конышева. Минск, 2006.


В раздел образования