Автор: Каратаева Елена Сергеевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ города Иркутска гимназия №2 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутской области Наименование материала: Презентация Тема: Легумия Раздел: среднее образование
Овощ - наша сила,
Овощ – наша жизнь,
Чтобы быть здоровым,
С ними подружись.
Овощ – наша память,
нам они нужны,
Источник витаминов,
Пища для души.
Работа адресована : педагогам, учащимся, родителям.
Рекомендуется к применению: урочная и внеурочная деятельность,
самообразование учащихся.
Авторы: учитель технологии МАОУ гимназия №2
Каратаева Елена Сергеевна,
История имени
•
Томат, помидор – почему у него два имени? В научных книгах он
называется томатом. Это его индийское имя. Томатный сок, томатный соус,
паста. У первых привезенных из Америки томатов плоды были желтого
цвета и мелкие, как райские яблочки, из которых варят варенье. На солнце
они светились как золото. Итальянцы ахнули: «Помо доро!» «Помо» по-
итальянски яблоко, «доро»- золото. Так в быту осталось за этим овощем
данное ему золотое имя.
•
Свекла – древнерусское слово, заимствованное из греческого языка.
Греческое слово – seukla на русской почве испытало процесс
фонетического и грамматического переоформления: еу-ве свекла.
•
Морковь – по-латыни – «карота». Вещество, которое окрашивает ее в
оранжевый цвет, называется «каротин». Каротин есть во всех овощах,
фруктах, ягодах желтого цвета: в тыкве, репе, красном перце, томатах,
брюкве, апельсине, хурме и др. Так почему же его называли по имени
моркови – каротин – морковин, а не тыквин, не брюквин, не томатин, не
хурмин? Потому, что раньше всего его нашли в моркови.
•
Тыква известна более семи тысяч лет назад. Более 30 различных блюд
можно приготовить из тыквы. Каротина в ней в 3 раза больше, чем в
моркови. Тыква – восходит к общеславянскому ТЫКИ, являющему
древним заимствованным из фракийского языка. Исконный корень этого
слова имел значение «пухнуть», «вздуваться», следовательно, название
предмета дано по виду плодов.
•
Капуста – выращивается человеком более 4 тыс. лет. Наши предки
славяне выращивали с 9 в. И первыми изобрели способ ее
заквашивания.
Капуста – почему ее назвали капустой? Капитан – голова команды,
отряда. Капитель – верхушка, голова колонны. Капор, капюшон –
головные уборы. Капуцин – монах, который носит капюшон. Все эти
слова происходят от латинского слова КАПУТ – что означает ГОЛОВА.
Римляне называли кочан КАПИЦИУМ - головка. Переиначив латинское
слово, мы называем ее капуста за сходство кочана с головой человека.
•
Репа – общеславянское слово , известное во многих индоевропейских
языках. Корнеплод с округлым корнем светло-желтого цвета. Репа –
первый овощ, завезенный с берегов Средиземного моря. Быстро
прижилась и долго была главным овощем на столе. По античным
источникам ей отводят 3 место после пшеницы и винограда. В культуру
введена 40 веков назад. На Руси репа пионер овощных растений.
Большое количество витамина С – превосходит лимон вдвое, морковь в
12 раз.
•
Картофель – в каждой стране его называли по-своему. Англичане –
потато. Им показалось, что новинка сродни батату, тоже чужеземному
растению со сладкими клубнями. Голландцы – ардаптель, в переводе –
«земляное яблоко». Французы – пом де терр, в переводе «земляное
яблоко». Итальянцы – «тартуфель», поскольку клубни, как и грибы
трюфели, выкапывают из земли. Финны «тарту», наполовину сократив
итальянское название. Немцы – переиначили «тартуфель» на
«картуфель». Но первое «картошкино» имя было «папа». Так называли
ее на родине в Южной Америке индейцы из племени Кечуа. Родина
картошки побережье Чили и горы Перу. Это основная пищевая культура
перуанцев. А европейцы не знали картофель до 1565г. Выращивался
картофель как декоративное растение. Цветками картофеля украшали
прически дамам на великосветских балах. В Россию Картофель завез
Петр Великий в 17в. Из Голландии.
•
Петрушка – почему ее так назвали? У нас много греческих имен. Каждое
что-то означает: Агафон – добрый, Александр – защитник, а Петр –
камень. Среди камней, где-нибудь у ручья, в Греции можно и сейчас
встретить кудрявую дикую траву. Греки называли ее «петроселилон»,
«каменный сельдерей». Травка – горянка прижилась у нас.
Переселившись на огород, петрушка сохранила свое имя. В России
полюбили имя Петр и называли мальчика в надежде, что он будет
стойким к невзгодам, крепким. Как камень.
•
Лук – вылезая из-под земли, петелька его роста
изгибается как тетива лука. По-научному, по-латыни-
«аллиум» означает остропахнущий. Родом лук из Азии,
С гор Афганистана, Туркмении, Ирана.
•
Перец – родом из Мексики и Южной Америки. Индейцы
называли этот полукустарник АХИ. Индейцы не знали
соли, мясо не солили, а перчили. Колумб привез в
Европу индейскую «красную» соль.
•
Подсолнечник. В старину в России была мода на
фарфоровые блюдечки с изображением подсолнуха и
надписью «солнце мое, иду за тобой». Цветок солнца
был эмблемой верной любви. Так же, как он, верно
следующий за солнцем, верны друг другу и неразлучны
любящие. Родом из Мексики. Испанцы привезли его из-
за океана и подарили индейский цветок ботаническому
саду в Мадриде. В Россию попал из Голландии при
царствовании Петра 1.
География овощей
КУКУРУЗА
ХЛОПЧАТНИК
ФАСОЛЬ
ПЕРЕЦ
ПОДСОЛНЕЧНИК
КАРТОФЕЛЬ
ТОМАТ
ТЫКВА
ЦЕНТРАЛЬНО И
ЮЖНО - АМЕРИКАНСКИЕ
ЦЕНТРЫ
География овощей
КАПУСТА
РЕПА
ЧЕСНОК
РЕДЬКА
МАСЛИНА
СРЕДНЕЗЕМНОМОРСКИЙ
ЦЕНТР
Витамины с грядки
Витамины – это жизнь,
А растут они на грядках.
Собирай их – не ленись,
И здоровье твое будет в порядке!
«Vita» - жизнь, «aminy» - группа химических соединений. Болезнь – бери-
бери («оковы») – если нет витаминов. Витамины усиливают
сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. При
недостатке витаминов у человека возникает гиповитаминоз, при избытке –
гипервитаминоз, а при отсутствии их потребления – авитаминоз.
Значение витаминов.
Кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей пища должна
содержать органические соединения, получившие названия витаминов. Они
участвуют во всех биохимических и физиологических процессах как
важнейшие регуляторы жизнедеятельности. Основными источниками
витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества,
которые уже в самом организме превращаются в витамины.
Витамин
Название
Норма в сутки
Источник получения
С
Аскорбиновая кислота
80-120 мг.
Все овощи, фрукты,
цитрусовые, черная
смородина, шиповник
В1
Тиамин
1,5-2мг.
Семейство бобовых, печень,
яичный желток
В2
Рибофлавин
2мг.
Молочные продукты, яйцо,
семейство бобовых, овес,
геркулес
В6
Пиридоксин
2мг.
Гречиха, геркулес, молоко,
творог, сыр, куриное яйцо
В12
Цианокобаламин
0,002мг.
Молоко, творог, сыр, мясо,
рыба
Р
Рутин
25мг.
Настой крапивы
РР
Никотиновая кислота
(ниацин)
15-25мг.
Зелень, овощи, фрукты,
красная и черная смородина
А
Ретинол
1,5-2,5мг.
Рыбий жир, печень трески,
яичный желток,
кисломолочные продукты,
морковь
D
кальциферол
0,01мг.
В составе кожи есть меланин,
витамин D усваивается
благодаря солнечным лучам;
рыбий жир, печень
K
0,2мг.
Грецкие орехи, арахис,
семечки
Помидоры, огурцы,
перец (паприка)
•
ПОМИДОРЫ Содержание:
14-21 ккал/100г. Богаты витаминами С и
А,В1, В2, В6, РР, К, а также калием,
кальцием, магнием и органическими
кислотами. Кожица и семена богаты
фибрами.
•
ОГУРЦЫ Содержание 15ккал/100г.
Кожица богата фибрами. Богаты
витаминами С и А, органическими
кислотами и солями калия, магния, 90%
воды.
•
ПЕРЕЦ Содержание 15ккал/100г.
Богаты витаминами С и А, протеинами и
натрием.
Баклажаны,
морковь, свекла
•
БАКЛАЖАНЫ Содержание :
10 ккал/100г. Богаты фибрами и минералами
– натрием, кальцием, железом, витамином
С.
•
МОРКОВЬ Содержание:
34ккал/100г.,вареные 19ккал/100г. Порция
весом в 100г. (свежая или вареная) содержит
полную потребность витамина А организма
на день, а также витамины С,,РР, Е, В1, В2,
В6, кальция, калий, фосфор, магний, йод,
железо и фибр.
•
СВЕКЛА Содержание: 50ккал/100г.,
вареные – 44кал/100г. Содержит протеин,
фибры, углеводы, кальций, железо, натрий,
марганец и витамин С, Р, В1,В2.
Редис и редька,
картофель, капуста
•
РЕДИС Содержание: 15 ккал/100г, с
некоторым содержанием витамина С,
кальция и растительной кислоты.
•
РЕДЬКА – 24 ккал /100г
•
КАРТОФЕЛЬ Содержание: 88ккал/100г.,
витамины В1, В2, РР, С, а также калий,
соли железа, фосфора, йода, магния,
кальция, марганца, меди и др.
•
КАПУСТА Содержание: 29ккал/100г.,
витамины В1,В2,В3, РР, С (50мг в 100г
продукта), а также калий, кальций, натрий,
магний, железо, фосфор.
Занимательная страничка
Овощные салаты
Овощи очень нужны детям. Если хочешь быстрее расти, стать
сильным и здоровым, ешь их как можно больше.
Полезнее всего свежие овощи: огурцы, помидоры, морковь,
брюква, репа, капуста. Из них легко можно приготовить салаты.
САЛАТ ИЗ ПОМИДОРОВ (на четырех детей)
2 крупных или 4 мелких помидора,
4 пера зеленого лука или 10 перьев лука-резанца,
1 столовая ложка сметаны или кефира,
зелень петрушки,
Соль.
Помидоры вымой, вытри, нарежь ломтиками и положи на блюдо.
Залей подсоленной сметаной или кефиром, посыпь
нарезанными луком и зеленью петрушки.
Приятного аппетита!
Занимательная страничка
ОВОЩНОЙ САЛАТ
(на четырех детей)
4 красивых листа зеленого салата,
1небольшой огурец,
1 помидор,
1 спелое яблоко,
6 перышек зеленого лука,
4 чайные ложки сметаны,
12 маленьких редисок,
Зелень укропа,
Немного соли.
Красивые целые листья зеленого салата промой, стряхни с него воду и
положи каждому на тарелку. Вымой остальные овощи. Нарежь огурцы,
помидоры, яблоко и зеленый лук на маленькие кусочки, выложи горкой на
каждый лист салата. На каждую горку положи по 1 чайной ложке
подсоленной сметаны и по 3редиски. Посыпь укропом.
Приятного аппетита!
Занимательная страничка
Кто важнее?
В сказочном городе жили-были овощи: лук, чеснок, кра
савица морковь и синьор Помидор. Жили они дружно, но
однажды возник между ними спор о том, кто важнее и
полезнее. Громче всех кричал лук:: - Я самый главный и самый
полезный!
Морковь кричала ему в ответ:
- Никакой ты не главный. Ты злой, потому что когда люди тебя
чистят, всегда плачут. А я сладкая, вкусная, полезная!
Но тут в их спор вмешался чеснок. Он считал себя главнее и
полезнее всех. Он кричал о том, что когда люди его едят, то они
меньше болеют и у них крепкие и здоровые зубы. На что морковь
ответила, что чеснок горький и невкусный. Долго они спорили, но
никто не хотел уступать. И так громко они кричали и ругались, что
разбудили на соседней грядке синьора Помидора, который все это
время дремал, пригревшись на солнышке. Послушал он их и
сказал:
- Давно я живу в этом огороде, но никогда не видел таких глупых
овощей. Зачем ругаться и спорить? Все живущие в огороде овощи
полезные. Вы лук и чеснок, хоть и горькие, но без вас суп не будет
таким вкусным и запашистым. Вы помогаете при простуде. А ты,
морковь, полезна для маленьких детей. Ты вкусная и сладкая, в
тебе есть витамин А для роста. Все мы нужны людям, поэтому они
нас выращивают. Давайте жить дружно! Овощи подумали и
решили, что синьор Помидор прав.
Занимательная страничка
Эти знакомые незнакомцы
1.
Сидит дед, в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы
проливает.
2.
Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла.
3.
Кругла да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостом, да
не мышь.
4.
Сто одежек и все без застежек.
5.
Золотое решето черных домиков полно, сколько
черненьких домков, столько беленьких жильцов.
6.
Ни окошек , ни дверей, полна горница людей.
7.
Сидит красавица в темнице, коса на улице.
Занимательная страничка
1.
Луша сушила садовые груши,
а Груша мешала Луше сушить груши.
2.
Редька редко росла на грядке, грядка редко бывала в порядке.
1.
Лук от семи недуг.
2.
Хрен редьки не слаще.
3.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
4.
Прошла любовь - завяли помидоры.
ЦЕРУГО, ПУСКАТА, РОДИМОН, КОВЬМОР, ДЬКАРЕ, ВАТЫК,
ЖАНКЛАБА, ТИССОНПА, ЧОКБАКА
( патиссон, баклажан, морковь, помидор, тыкав, редька, огурец,
капуста, кабачок)
Занимательная страничка
Л
Е
Г
У
М
Я
И
1.
Корнеплодный овощ.
2.
Овощ, который больше всего используется для лечения гриппа.
3.
Место, где встречаются все овощи вместе.
4.
Овощ от семи недуг.
5.
Корнеплодный овощ, богатый каротином.
6.
Вещества, составляющие главную ценность фруктов и овощей.
7.
«Запретный плод», который съели Адам и Ева.
Занимательная страничка
Догадались, что означает слово