Напоминание

"Весенние капели"


Автор: Добровольская Марина Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: Иркутская область, город Усть - Илимск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Весенние капели"
Раздел: среднее образование





Назад





Сценарий внеклассного мероприятия

«Весенние капели»

5 класс

Добровольская Марина Александровна

Учитель Мировой художественной культуры

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Усть - Илимск

2015 г.


Цель:
Познакомить учащихся с народными праздниками, традициями и обрядами на основе земледельческого календаря. Воспитать в них любовь и уважение к истории своего народа, к культурному наследию России.
Направление:
гражданско – патриотическое
Вид деятельности:
познавательный
Форма проведения воспитательного мероприятия:
«гостиная»
Используемые формы и методы:
«Технология коллективно-творческого воспитания» И.П. Иванова, авторская модель «Русская школа» И.Ф Гончарова и Л.Н.Погодина.
Оборудование:
декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к мероприятию.
Учитель:
Здравствуйте, ребята, коллеги. Наша встреча сегодня это путешествие в мир наших предков, у которых было очень много народных праздников, традиций и обрядов и почти все они были связаны с земледельческим календарём. Народные праздники всегда воспитывали в людях доброту, сострадание, нравственность и самое главное любовь к родному краю к русскому народу, одним словом любовь и уважение к Родине.
Вопрос?
Ребята, а что для вас значит любить и уважать Родину?
Игра «Яблоко»
Традиции передавались от одного поколения к другому. В своё время я бережно переняла их у своей бабушки и хочу приобретёнными знаниями поделиться с вами, ребята. Сегодня я хочу вам рассказать, как встречали в старину весну. Тем более,что весна уже на пороге… Приглашаю вас в мою «гостиную» на встречу весны. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету – красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. С первых дней весны в каждом селе наряжали обрядовое дерево разными ленточками, а потом, в определённый день его носили по селу и зазывали весну. Мы сегодня тоже будем наряжать такое дерево.
(на подставке стоит

деревце)

( На экране презентация)

В старину март месяц называли –
протальник, капельник, весновей,

грачевник.
Как вы думаете, почему? В марте было много интересных дней:
17 марта – Грачевники –
в этот день прилетали грачи и начинали вить гнёзда. Если гнёзд было много, то весна будет ранняя – говорили в старину.
19 марта – День прилёта белого аиста

20 марта – День Василия капельника –
начиналась первая капель, и первые проталины. Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают. Второй раз весну закликали 22 марта.

Праздник назывался
Сорок



Сороков
и л и
Жаворонки.
Считалось, что именно в этот день из тёплых краёв домой возвращаются сорок видов разных птиц и среди них была птичка, которую назвали «вестником весны» – жаворонок. Птичек насаживали на высокие полочки и ходили по дворам пели песни (веснянки) - закликали, зазывали ими весну. А иногда птичек дарили друг – другу, но было поверье, что подаренных птиц себе не оставляли, а с добрыми пожеланиями дарили близким и друзьям.
Игра «Птички



веснянки»
Апрель –
называли солнечник, цветень, водолей.
Как вы думаете, почему?
1 апреля – день Лешего.
Считалось, что именно в этот день просыпается леший – хозяин леса, а после него медведь.
7 апреля - Благовещение (бабий праздник).
В этот день весну звали в третий раз, последний. Поэтому из старины глубокой к нам пришёл обычай. Ловили или покупали птиц, сажали их в клетки, и в полдень на большой поляне их выпускали обязательно собственными руками, чтобы с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.
Игра «Птички с загадками» кто угадал, выпускает птичку из клетки на

волю и завязывает ленточку на обрядовое деревце.

(Из клетки учитель достаёт нарисованных птичек, на них написаны загадки о весне)
16 апреля - день Никиты Ледокола.
В этотдень на реках трескался лёд, и реки начинали своё движение.
18 апреля - день Федула - ветреника.
В этот день начинают дуть тёплые весенние ветры.
28 апреля – Пудов день или день пчеловода.
Пчеловоды выносили пчёл из омшаников (место, где зимуют пчёлы) на улицу, на солнышко и проверяли, как они перезимовали зиму.
29 апреля - День Ирины – рассадницы.
Высаживали рассаду в огород, в землю.
Игра по группам. Собери и объясни пословицу, завяжи ленточку на

деревце. (по группам)

«Нет в марте воды, нет в апреле травы»

«У каждого месяца свои порядки»

«Март с водой, апрель с травой»

«Кто спит весной, плачет зимой»
Май называли –
травень,
как вы думаете, почему?
4 мая – день Прокла,
проклинали нечистую силу. Чтобы она из деревень далеко ушла и не приносила вреда людям.
5 мая – Луков день.
Сажали лук в огороде.
15 мая – Соловьиный день.
Начинали петь соловьи.
25 мая - День Епифана в красном сарафане
. В этот день зацветала рябина. Кто рождён в этот день обязательно надевали красный сарафан или рубаху. И весь день не снимали.
27 мая - Пришёл Пахом, запахло теплом.
С этого дня ждали летнего тепла.
Вот, ребята мы познакомились с весенними праздниками и обрядами, которые были у наших предков.
А как вы думаете, зачем надо знать

традиции русского народа? Как они нам помогают?
Не забывайте о них. Пусть они хранятся в ваших семьях и передаются от одного поколения к другому. Ребята, посмотрите, как наше обрядовое деревце нарядилось. Я предлагаю всем встать в круг и произнести слова весенний заклички.
(слова на экране)

Весна, весна,

Приходи красна.

Зазывает тебя

Вся наша детвора.

Пусть сады скорей цветут,

А метели все уйдут.


В раздел образования