Цель: Познакомить учащихся с народными праздниками, традициями и
обрядами на основе земледельческого календаря. Воспитать в них любовь и
уважение к истории своего народа, к культурному наследию России.
Направление: гражданско – патриотическое
Вид деятельности: познавательный
Форма проведения воспитательного мероприятия: «гостиная»
Используемые формы и методы: «Технология коллективно-творческого
воспитания» И.П. Иванова, авторская модель «Русская школа» И.Ф
Гончарова и Л.Н.Погодина.
Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный
проектор, компьютер, презентация к мероприятию.
Учитель:
Здравствуйте, ребята, коллеги. Наша встреча сегодня это путешествие в мир
наших
предков,
у
которых
было
очень
много
народных
праздников,
традиций
и
обрядов
и
почти
все
они
были
связаны
с
земледельческим
календарём.
Народные
праздники
всегда
воспитывали
в
людях
доброту,
сострадание, нравственность и самое главное любовь к родному краю к
русскому народу, одним словом любовь и уважение к Родине.
Вопрос? Ребята, а что для вас значит любить и уважать Родину?
Игра «Яблоко»
Традиции передавались
от одного поколения к другому. В своё время я
бережно переняла их у своей бабушки и хочу приобретёнными знаниями
поделиться с вами, ребята. Сегодня я хочу вам рассказать, как встречали в
старину весну. Тем более,что весна уже на пороге… Приглашаю вас в мою
«гостиную» на встречу весны.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему
лету – красавице весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали,
чтобы пришла она с теплом, доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. С
первых дней весны в каждом селе наряжали обрядовое дерево разными
ленточками, а потом, в определённый день его носили по селу и зазывали
весну. Мы сегодня тоже будем наряжать такое дерево. (на подставке стоит
деревце)
( На экране презентация)
В старину март месяц называли – протальник, капельник, весновей,
грачевник. Как вы думаете, почему?
В марте было много интересных дней:
17 марта – Грачевники – в этот день прилетали грачи и начинали вить
гнёзда. Если гнёзд было много, то весна будет ранняя – говорили в старину.
19 марта – День прилёта белого аиста
20 марта – День Василия капельника – начиналась первая капель, и первые
проталины.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку весны в первый раз
начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш
капает, птицы прилетают. Второй раз весну закликали 22 марта. Праздник
назывался
Сорок
–
Сороков
и л и Жаворонки. Считалось,
что
именно в этот день из тёплых краёв домой возвращаются сорок видов
разных птиц и среди них была птичка, которую назвали «вестником
весны» – жаворонок.
Птичек насаживали на
высокие полочки и ходили по дворам пели
песни (веснянки) - закликали, зазывали ими весну. А иногда птичек
дарили друг – другу, но было поверье, что подаренных птиц себе не
оставляли, а с добрыми пожеланиями дарили близким и друзьям.
Игра «Птички
–
веснянки»
Апрель – называли солнечник, цветень, водолей. Как вы думаете, почему?
1 апреля – день Лешего. Считалось, что именно в этот день просыпается
леший – хозяин леса, а после него медведь.
7 апреля - Благовещение (бабий праздник).
В этот день весну звали в
третий раз, последний. Поэтому из старины глубокой к нам пришёл обычай.
Ловили или покупали птиц, сажали их в клетки, и в полдень на большой
поляне их выпускали обязательно собственными руками, чтобы с вольной
жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.
Игра «Птички с загадками» кто угадал, выпускает птичку из клетки на
волю и завязывает ленточку на обрядовое деревце.
(Из клетки учитель достаёт нарисованных птичек, на них написаны
загадки о весне)
16 апреля - день Никиты Ледокола. В этотдень на реках трескался лёд, и
реки начинали своё движение.
18 апреля - день Федула - ветреника. В этот день начинают дуть тёплые
весенние ветры.
28 апреля – Пудов день или день пчеловода. Пчеловоды выносили пчёл из
омшаников (место, где зимуют пчёлы) на улицу, на солнышко и проверяли,
как они перезимовали зиму.
29 апреля - День Ирины – рассадницы. Высаживали рассаду в огород, в
землю.
Игра по группам. Собери и объясни пословицу, завяжи ленточку на
деревце. (по группам)
«Нет в марте воды, нет в апреле травы»
«У каждого месяца свои порядки»
«Март с водой, апрель с травой»
«Кто спит весной, плачет зимой»
Май называли – травень, как вы думаете, почему?
4 мая – день Прокла, проклинали нечистую силу. Чтобы она из деревень
далеко ушла и не приносила вреда людям.
5 мая – Луков день. Сажали лук в огороде.
15 мая – Соловьиный день. Начинали петь соловьи.
25 мая - День Епифана в красном сарафане . В этот день зацветала рябина.
Кто рождён в этот день обязательно надевали красный сарафан или рубаху. И
весь день не снимали.
27 мая - Пришёл Пахом, запахло теплом. С этого дня ждали летнего тепла.
Вот, ребята мы познакомились с весенними праздниками и обрядами,
которые были у наших предков. А как вы думаете, зачем надо знать
традиции русского народа? Как они нам помогают?
Не забывайте о них. Пусть они хранятся в ваших семьях и передаются от
одного поколения к другому.
Ребята, посмотрите, как наше обрядовое деревце нарядилось. Я предлагаю
всем встать в круг и произнести слова весенний заклички. (слова на экране)