Активизация обучения через разные формы проектной деятельности на примере краеведческого материала
Автор: Нагребельная Ольга Валерьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОБУ Белояровская СОШ Населённый пункт: Амурская область, Мазановский район село Белоярово Наименование материала: статья Тема: Активизация обучения через разные формы проектной деятельности на примере краеведческого материала Раздел: среднее образование
Российская Федерация
Амурская область Мазановский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Белояровская средняя общеобразовательная школа
Активизация обучения через разные
формы проектной деятельности на примере
краеведческого материала
Выполнила: Нагребельная Ольга
Валерьевна, учитель
биологии и географии,
высшая квалификационная категория
2017
Интерес к учению есть только
там, где есть вдохновение,
рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
имеет
в
своей
основе
системно-деятельностный
подход
и
ориентирован
на
развитие
личности
обучающегося.
Как
особая
форма
учебной
работы
для
эффективного
освоения
предметной
и
междисциплиннарных
программ
особенно ценна проектная деятельность, которая направленна на становление
личности
школьника
через
организацию
активных
способов
действий.
В
реальности
далеко
не
все
преподаватели
используют
преимущества
проектной и творческой учебной деятельности. Задача учителя действовать
системно,
обеспечивая
развитие
самостоятельности,
исследовательских
способностей, формирование проектной культуры своих учеников. В школе
веду кружок «Люби и знай свой край» среди учащихся 5-7 классов. В 5
классе реализацию проектного метода начинаю с деятельности включающую
в образовательный процесс формы проектной деятельности. Краеведение же
формирует
личность,
приобщившуюся
к
общечеловеческим
ценностям
культуры,
ответственности
за
судьбу
своей
страны.
В
школьном
курсе
географии
учащиеся
знакомятся
с
природными
компонентами.
Мы
расширяем, углубляем изучение того или иного природного компонента на
примере своего края, используя знания, полученные при изучении смежных
дисциплин за счёт организации краеведческой исследовательской проектной
деятельности учащихся как в урочное, так и во внеурочное время. В своей
работе с учащимися использую такие формы проектной деятельности, как
самостоятельная
работа
над
докладом,
рефератом,
статьёй;
выполнение
практических
работ
на
экскурсиях;
выступление
обучающихся
на
конференциях,
участие
в
групповой
работе,
проведение
наблюдений
и
экспериментов, решение частных проектных заданий. Частные проектные
задания
нацелены
на
постепенное
введение
элементов
проектирования
в
учебный
процесс.
Данная
работа
способствует
возникновению
определённого учебного опыта, без которого сложно самореализовываться в
проектной деятельности.
В 5 классе рекомендую использовать формы
проектных заданий, в 6-7 классах расширяю возможности за счёт проектной
сущности учебной игры. Краеведческую исследовательскую деятельность
учащиеся,
как
правило,
завершают
в
виде
появления
очередного
исследовательского проекта. Такие исследовательские проекты основаны на
сборе,
обработке
информации
о
своих
«местных»
проблемах,
явлениях.
Изучение
таких
объектов,
явлений,
проблем
близко
и
понятно
каждому
школьнику,
вызывает
интерес,
внимание
и
сопереживание. Деятельность
кружка осуществляться по следующим направлениям:
Экологическое краеведение;
Географическое краеведение;
Историческое краеведение;
Литературное краеведение;
Примеры исследовательских проектов по каждому из направлений.
Направление
Темы исследоват. работ
Географическое
краеведение
«Демографич. ситуация с. Белоярово»,
«Демографич. ситуация Мазановского. района»,
Экологическое
краеведение
«Изучение
и
оценка
почв
в
районе
села»,
«Оценка
запылённости
воздуха
в
районе
школы»,
«Оценка
запылённости воздуха по снеговому покрову»
Историческое
краеведение
«История
заимок
с.
Белоярово»,
«Жизненный
путь
учителя»,
«След
учителя
в
истории
села»,
Китайское
население как часть истории Мазановского района»
Литературное
краеведение;
«Открытие» Норского заповедника,
«Сплав по малым рекам Амура: Ульма, Селемджа, Зея»,
« Мой героический прадед»
Работают ребята как индивидуально, так и в группах. При формировании
исследовательской
группы
важно
сделать
безошибочный
выбор.
Не
обязательно, чтоб это были активные дети, не следует забывать и о так
называемых
интеллектуально пассивных. Такие дети обладают широкой
эрудицией,
но
при
этом
боязливы
и
инертны.
По
моему
мнению,
для
достижения максимального результата группа должна состоять не более чем
из
3-х
человек,
так
как
основных
направлений
в
работе
не
более
3-х,
остальные дети начинают или «халтурить» или недостаточно используют
свой потенциал, «забитые» остальными, более активными учениками.
Использование разных форм проектной деятельности приводит к созданию
очередного проекта. Изучая с детьми родной край, мы добиваемся хороших
результатов, принимая участие в районных, областных и интернет-конкурсах,
викторинах, конференциях. Занимая положение между уроком и внеурочной
работой, метод проектов находит эффективную реализацию во внеклассной
работе. Внеклассная работа по краеведению кроме того что, максимально
приспособлена к индивидуальным запросам учащихся и является средством
реализации
их
личностных
особенностей,
формирует
ч увство
ответственности за судьбу своего края, страны. Нередко, во внеклассной
работе по краеведению,
обучающиеся включаются в замыслы проектов,
межпредметных по своей основе.
Исследовательские проекты по краеведению в дальнейшем используются
на уроках, часах общения, пополняют материалом краеведческие комнаты
села, школы, районного музея. Школьники принимают активное участие в
озеленении школы, села, в оказании помощи пенсионерам-односельчанам,
принимают участие в конкурсах фотографий, рисунков, видеоматериалов,
фоторепортажей, стихов, статей
в районных и областных газетах. Особое
внимание уделяется выработке практических знаний и умений, направленных
на сохранение и умножение природных богатств родного края.
С 2010 по 2012 год я вместе с несколькими учащимися нашей школы
прошла обучение в очно-заочной школе «Исследователи природы» при
областном ЭБЦ (эколого-биологический центр). Курировал работу этой
школы педуниверситет. Мы были первым и, к сожалению последним
выпуском этой школы. Именно она дала мне тот необходимый уровень
научно-методической подготовки, который был необходим для организации
исследовательской проектной деятельности учащихся.
За последние два года,
с целью саморазвития, выступила на областной конференции «География:
теория, методика, практика» с докладом « Исследовательская проектная
деятельность в краеведении как формирования интереса учащихся к
географии». В 2015 году приняла участие во всероссийском географическом
диктанте, делюсь методическими разработками занятий по краеведению
включающие разные формы проектной деятельности в интернет-сетях,
принимаю участие в различных конкурсах краеведческого направления,
провожу открытые занятия по краеведению для учителей района.
Проектную
деятельность
по
краеведению
считаю
важной
составляющей
учебного процесса. Кроме формирования интереса к предмету, углублению
знаний, как по географии, так и других смежных дисциплин, она расширяет
кругозор
учащихся,
развивает
их
творческие
способности,
формирует
активную жизненную позицию, чувство патриотизма и гордости.
Библиографический список
1.Бадыч Г.Я., Толстов М.С. Методическое руководство по организации и
управлению учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. /
Марчулис Л.М.- Благовещенск: Амурский ОЦТТ. 2009. –стр.4
2.Меренкова
О.Ю.
Научно-исследовательская
работа
в
школе.
–
М.:
УЦ
«Перспектива» 2011. –стр. 24
3.Новикова Я. Э. Проектная деятельность учащихся как условие интеграции
знаний. // Журнал «География в школе» 2011г. № 10 стр.40. ООО «Школьная
Пресса»
4.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на
уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2007г., стр. 13