15 декабря 2016 год Музыкальная гостиная "Великие пианисты XX века. Святослав Рихтер"
Автор: Кайль Надежда Николаевна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Магадана "Детская музыкальная школа" Населённый пункт: г.Магадан Наименование материала: конспект Тема: 15 декабря 2016 год Музыкальная гостиная "Великие пианисты XX века. Святослав Рихтер" Раздел: дополнительное образование
Биография
Святослав Рихтер родился в семье пианиста, органиста и композитора
Теофила
Даниловича
Рихтера
(1872—1941),
преподавателя
Одесской
консерватории
и
органиста
городской
кирхи;
мать
—
Анна
Павловна
Москалёва (1892—1963), по матери фон Рейнке, из русских дворян немецкого
происхождения.
Во
время
Гражданской
войны
семья
была
разъединена,
Рихтер жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь
к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1922 году семья переехала в
Одессу, где Рихтер начал учиться игре на
фортепиано
и
композиции.
Рихтер
вспоминал, что в детстве и в юношеские
годы
огромное
влияние
на
него
оказал
отец, который был его первым учителем и
игру
которого
молодой
Свято слав
постоянно слушал. Некоторые источники
указывают,
что
Рихтер
был
в
основном
самоучкой, однако это скорее относится к
тому,
что
он
не
проходил
стандартный
к у р с
ф о р т е п и а н о ,
и г р а я
г а м м ы ,
у п р а ж н е н и я
и
э т ю д ы .
П е р в ы м
произведением, которое начал играть Святослав, был ноктюрн Ф. Шопена[4].
В
это
время
он
также
пишет
несколько
театральных
пьес,
интересуется
оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 год
Рихтер работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем
— в Одесской филармонии. Первый сольный концерт Рихтера, составленный
из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место
аккомпаниатора в Одесском оперном театре.
Его надежды стать дирижёром не оправдались; в 1937 году Рихтер
поступил
в
Московскую
консерваторию
в
класс
фортепиано
Генриха
Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать
общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не
менее, по настоянию Нейгауза, Рихтер вернулся в Москву и восстановился в
консерватории,
диплом
получил
лишь
в
1947
году.
Московский
дебют
пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории
он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева — впервые после автора.
Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром.
С началом Великой Отечественной войны Рихтер остаётся в Москве.
Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и
вскоре расстрелян, как и многие другие немцы, а мать после освобождения
города от фашистской оккупации покинула город вместе с отступавшими
войсками и поселилась в Германии. Сам Рихтер в течение многих лет считал
её
погибшей.
Во
время
войны
Рихтер
вёл
активную
концертную
деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР,
играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал
ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея
Прокофьева.
Большим другом и наставником
Рихтера
была
Анна
Ивановна
Трояновская (1885—1977), в её доме
в Скатертном переулке он занимался
на
знаменитом
рояле
Метнера.
В
1 9 4 3
г о д у
Р и х т е р
в п е р в ы е
вст ретился
с
певицей
Ни н ой
Дорлиак, ставшей впоследствии его
женой.
Рихтер
и
Дорлиак
часто
вместе
выступали
в
концертах.
Н е с м о т р я
н а
б р а к ,
в
с р е д е
музыкантов
никогда
не
утихали
слухи о гомосексуальности Рихтера.
Сам музыкант свою личную жизнь
предпочитал не комментировать.
Молодой Рихтер
После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем
всесоюзном
конкурсе
музыкантов-исполнителей
(первая
премия
была
поделена между ним и Виктором Мержановым), и стал одним из ведущих
советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока
пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в
течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер
поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди
которых были Борис Пастернак и Сергей Прокофьев. В годы негласного
запрета
на
исполнение
музыки
композитора
пианист
часто
играл
его
произведения, а в 1952 в первый и единственный раз в своей жизни выступил
в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели
с оркестром (солировал Мстислав Ростропович). Девятая соната Прокофьева
посвящена Рихтеру и впервые им исполнена.
Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других
городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные
записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году
музыканту
присуждается
премия
«Грэмми»
(он
стал
первым
советским
исполнителем,
удостоенным
этой
награды)
за
исполнение
Второго
фортепианного концерта Брамса[8].
В 1952 году Рихтер исполнил роль Ференца Листа в фильме Г.
Александрова «Композитор Глинка».
В 1960—1980 годах Рихтер продолжил активную концертную
деятельность,
давая
более
семидесяти
концертов
в
год.
Он
много
гастролировал
по
разным
странам,
предпочитая
играть
в
камерных
помещениях,
а
не
в
больших
концертных
залах.
В
студии
пианист
записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество
«живых» записей с концертов.
Необычайно широкий
репертуар
Рихтера
охватывал
сочинения от музыки барокко до
композиторов XX века, нередко он
и с п о л н я л
ц е л ы е
ц и к л ы
произведений,
как
например
« Хо р о ш о
т е м п е р и р о в а н н ы й
клавир» Баха. Заметное место в его
творчестве
занимали
сочинения
Га й д н а ,
Ш убе рт а ,
Ш о п е н а ,
Шумана,
Листа
и
Прокофьева.
Исполнение
Рихтера
отличается
техническим
совершенством,
глубоко
индивидуальным
подходом
к
произведению,
чувством
времени
и
стиля.
Считается одним из крупнейших пианистов XX века.
Рихтер — основоположник ряда
музыкальных
фестивалей,
в
том
числе
ежегодного летнего фестиваля Музыкальные
празднества в Турени (проводятся с 1964 года
в помещении средневекового амбара в Меле
бл и з
Ту р а ,
Ф р а н ц и я ) ,
з н а м е н и т ы х
«Декабрьских
вечеров»
в
Музее
имени
Пушкина
(с
1981
года),
в
рамках
которых
выступал
с
ведущими
м у з ы ка н т а м и
современности, в числе которых — скрипач
Олег
Каган,
альтист
Юрий
Б ашм ет,
виолончелисты
Мстислав
Ростропович
и
Наталья Гутман. В отличие от многих своих
современников, Рихтер никогда не занимался
преподаванием.
В последние годы жизни Рихтер из-за болезней часто отменял
концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию
на
сцене
была
полная
темнота,
и
лишь
ноты,
стоящие
на
пюпитре
фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике
возможность
сконцентрироваться
на
музыке,
не
отвлекаясь
на
второстепенные моменты.
В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины — 6 июля
1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в
1995 году в Любеке.
Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной
клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем
кладбище в Москве.