Автор: Терешкина Надежда Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СШ № 2 Населённый пункт: Город Волжский Волгоградской области Наименование материала: Конспект урока - игры . Тема: Урок-игра по сказке Х.К.Андерсена "Соловей" Раздел: полное образование
Урок – игра по сказке Х.-К. Андерсена «Соловей» в 5 классе.
Ход урока.
На доске – табло для счета:
5а Учитель
Счет ведет ассистент-ученик, который тоже имеет право отвечать на вопросы.
Тексты сказок – на партах, ими можно пользоваться; задания следуют в том же порядке, что и
события в сказке. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Если же ответа нет
или все попытки неудачны, очко присуждается учителю.
Вступительное слово. Сегодня у нас в гостях великий сказочник, датский писатель Х.К.Андерсен. 156 сказок, поэтичных и
добрых, мудрых и насмешливых, подарил миру Андерсен. Принцессы и эльфы, тролли и феи живут в них рядом
с
самыми обыкновенными вещами. Это и безбожный враль и хвастунишка – старый воротничок, и спесивая штопальная
игла, и самодовольные спички. С замиранием сердца читаем мы его удивительные сказки про стойкого оловянного
солдатика, свинопаса, добрую мужественную Герду, волшебника Оле-Лукойе.
На предыдущих уроках мы делали рисунки к сказке «Соловей». (Как называются рисунки в книгах? – иллюстрации.) .Вы
старались показать в иллюстрациях, что вам больше всего понравилось в сказке. Почему среди героев сказки оказался и
портрет Андерсена? ( Потому что автор, который в нем зримо или незримо присутствует, внимательно присматривается
к героям, сочувствует или осуждает).
На доске прямоугольник на шесть клеток.
Учитель: игра «Поле чудес» вам хорошо знакома. Но сегодня мы будем отгадывать слово целиком, а не по буквам. Итак,
первый вопрос: -Какой строительный материал, если верить сказке, использовался в Китае? (Фарфор). – А теперь
вспомним единицы измерений длины расстояний. (Метр, километр, аршин – 0,71 м; сажень, фут, ярд, дюйм). – А какая
единица измерения расстояния названа в сказке?
Следующее задание – рисование. Карандаши, фломастеры, альбомные листы приготовлены заранее.
- Изобразить на рисунке маршрут нашей прогулки по саду Императора (4-5 минут). Дети рисуют под аккомпанемент
шума леса, где поет соловей.
_ Какова основная мысль сказки? ( Настоящее искусство бессмертно. Его невозможно заменить механическим
искусством. Только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека;
искусство делает человека лучше, чище, красивее).
Дополнение к « звуковому» заданию. Вы от души смеялись над придворными, которые за соловья приняли корову,
лягушку. Смех – высшая ваша оценка, Что же высмеивает Андерсен? ( Бескультурье, невежество придворных).
Верно, чтобы высмеять человеческие пороки, автор выбрал такую ситуацию и так ее подал, что мы рассмеялмсь. Чем
больше мы смеялись над невежеством, грубостью героев, тем … продолжите мою фразу. ( … тем меньше мы хотим быть
на них похожими).
- А сумеете ли вы доказать, что «Соловей» - это произведение и о пользе чтения книг? ( Император никогда не узнал бы,
что в его стране есть такое чудо, как соловей, если бы не читал книг).
- Каким видом спорта заняться первому приближенному? ( Бегом. Стр.182).
- Кто самый првдивый человек, по мнению китайского императора? ( В книге не может быть неправды, считал
император, если она прислана могущественным императором Японии).
- А кто из литературных героев считал себя самым правдивым человеком на свете? ( Барон Мюнхаузен из книги Распе).
Звуковое задание.
- Изобразите, как бы пел соловей во дворе, если бы его пошли искать молодые придворные без девочки – кухарочки.
Кого придворные назвали первым кандидатом в соловьи? А вторым? ( Кандидат – тот, кто намечен для избрания на
какую-либо должность).
Задание. Записать в тетрадь слова: поза, бронза, бонза, брынза, Объяснить значение этих слов и сказать, какое из них
есть в сказке. ( Поза – положение тела; бронза – сплав меди с оловом и свинцом; брынза – сыр из овечьего молока;
бонза – буддийский священник, монах в странах Азии, надменный, чванный человек).
- А теперь представьте, что вы – жители Китая. Как бы вы выразили восторг? ( О! и поднятый вверх указательный палец).
- Каков полный титул искусственного соловья?
Мини-конкурс на тему «Болезнь и чудесное исцеление императора». Условие: в трех-пяти предложениях передать
самое главное.
Выводы. Мир Соловья (природа) и мир императорского дворца _ два совершенно разных мира, которые отличаются
друг от друга так, что императорский министр не понимает Соловья, а Соловей – министра. «Механизм»
противопоставляется в сказке природе, ее живому голосу – голосу Соловья. Голос природы никогда бы не достиг
пределов дворца, если бы не Соловей и его песни. Соловей – это образ свободного певца, аллегорический образ
искусства, которое говорит языком самой природы обо всем на свете, только оно способно победить смерть. Искусство
делает человека лучше, чище, красивее.
Звучит дневной хор птиц. Заканчивая урок, говорю:
Урока время истекло… Я вам, ребята, благодарна за то, что встретили тепло и поработали ударно.