Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников.
Автор: Гапонова Яна Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ" Клепининская школа имени 51 Армии" Населённый пункт: пгт.Красногвардейское Наименование материала: Статья Тема: Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников. Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической
грамотности школьников.
В настоящее время новые образовательные программы учебных учреждений
предлагают выйти за рамки системы школьных уроков и повысить роль
внеурочной
работы,
которая
создаст
дополнительные
возможности
для
самореализации
и
творческого
развития
каждого
ребенка.
Наблюдаются
серьезные
изменения
в
условиях
формирования
личности
школьника.
Современный
ребенок
находится
в
беспрерывном
информационном
и
всеобъемлющем социальном пространстве, не имеющем четких внешних и
внутренних границ. На него регулярно воздействуют потоки информации,
получаемой
из
интернета,
телевидения,
компьютерных
игр,
и
даже
современных
мультфильмов.
Социализирующее
и
воспитательное
воздействие (в наибольшей степени негативное) этих и других источников
информации
нередко
является
лидирующем
в
процессе
воспитания
и
социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения
ребенком знаний и ценностей приобретенных в школе и за ее пределами. Так
в
стенах
школы
педагог
формирует
у
ребенка
системность
в
знаниях,
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
в
с в о и х
с у ж д е н и я х ,
т р а д и ц и о н н о с т ь ,
культуросообразность и другие навыки. А вне стен учреждения образования
ребёнок сталкивается с бесконечным мельканием информационных отрезков,
беспорядочностью мысли, которая лишена линейной последовательности,
смешиваются понятия высокой культуры и бытовой обыденности, нет четких
границ
между
культурой
и
антикультурой.
Все
это
подводит
педагога
к
постановке новых стратегически важных задач в вопросах воспитания и
социализации
школьников
и
организации
работы
учащихся
в
условиях
общего образования. Решение этих задач и всестороннее развитие школьника
как
личности
наиболее
эффективно
в
рамках
организации
внеурочной
деятельности.
Временные
рамки
урока,
насыщенность
школьной
программы
не
всегда
позволяют ответить на вопросы, интересующие детей. В связи с чем, основой
формирования
гражданской
позиции
и
социальной
активности
может
выступить
внеурочная
деятельность
школьников.
Она
имеет
большее
временное пространство, большее количество участников того или иного
вида
деятельности,
подразумевает
коллективную
работу
и
несёт
в
себе
воспитание в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку
предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где
можно “саморазвиваться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким
образом,
внеурочная
деятельно сть
–
это
форма
т в о рч е с ко го
целенаправленного
взаимодействия
ученика,
учителя
и
других
субъектов
воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися
социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-
полезную деятельность, неформальную организацию досуга, цель которой
способствовать самореализации личности во внеурочное время. Рассматривая
внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской
позиции
и
социальной
активности,
следует
заметить,
что
внеурочная
деятельность, во-первых, должна провозглашать и гарантировать условия
осуществления
этого
процесса.
Во-вторых,
внеурочная
деятельность
не
должна быть догматичной или приказной и формальной. В-третьих, при
организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться
на интересы и опыт ребёнка.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она
понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное
время
для
удовлетворения
потребностей
учащихся
в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении
и
общественно
полезной
деятельности.
Правильно
организованная
система
внеурочной
деятельности
представляет
собой
ту
сферу,
в
условиях
которой
можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные
потребности
и
способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от
обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации,
отличных
от
урочной
системы
обучения.
Занятия
проводятся
в
форме
экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов,
викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных
обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Посещая
кружки
и
секции,
учащиеся
прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря
индивидуальной
работе
руководителя,
глубже
изучается
материал.
На
занятиях
руководители
стараются
раскрыть
у
учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что
играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Если учесть,
что
цель
внеурочной
деятельности
–
это
развитие
ребенка,
которое
ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком
социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без
участия
социума.
Результатов
можно
достичь
лишь
в
том
случае,
если
объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный
мир, т.е. познание жизни людей и общества, а так же среда их обитания.
Важны
не
столько
фундаментальные
знания,
но
и
те,
которые
нужны
человеку для полноценного проживания в его повседневной жизни, успешной
социализации
в
обществе.
Таким
образом,
идеей
программы
внеурочной
деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов
социума
в
единое
образовательное
пространство,
школа
должна
стать
открытой для адаптации и социализации ребенка.