Напоминание

Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников.


Автор: Гапонова Яна Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ" Клепининская школа имени 51 Армии"
Населённый пункт: пгт.Красногвардейское
Наименование материала: Статья
Тема: Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников.
Раздел: среднее образование





Назад





Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической

грамотности школьников.
В настоящее время новые образовательные программы учебных учреждений предлагают выйти за рамки системы школьных уроков и повысить роль внеурочной работы, которая создаст дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого ребенка. Наблюдаются серьезные изменения в условиях формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспрерывном информационном и всеобъемлющем социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него регулярно воздействуют потоки информации, получаемой из интернета, телевидения, компьютерных игр, и даже современных мультфильмов. Социализирующее и воспитательное воздействие (в наибольшей степени негативное) этих и других источников информации нередко является лидирующем в процессе воспитания и социализации. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей приобретенных в школе и за ее пределами. Так в стенах школы педагог формирует у ребенка системность в знаниях, п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь в с в о и х с у ж д е н и я х , т р а д и ц и о н н о с т ь , культуросообразность и другие навыки. А вне стен учреждения образования ребёнок сталкивается с бесконечным мельканием информационных отрезков, беспорядочностью мысли, которая лишена линейной последовательности, смешиваются понятия высокой культуры и бытовой обыденности, нет четких границ между культурой и антикультурой. Все это подводит педагога к постановке новых стратегически важных задач в вопросах воспитания и социализации школьников и организации работы учащихся в условиях общего образования. Решение этих задач и всестороннее развитие школьника как личности наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Временные рамки урока, насыщенность школьной программы не всегда позволяют ответить на вопросы, интересующие детей. В связи с чем, основой формирования гражданской позиции и социальной активности может выступить внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее временное пространство, большее количество участников того или иного вида деятельности, подразумевает коллективную работу и несёт в себе воспитание в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку
предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “саморазвиваться” в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельно сть – это форма т в о рч е с ко го целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно- полезную деятельность, неформальную организацию досуга, цель которой способствовать самореализации личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, во-первых, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматичной или приказной и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на интересы и опыт ребёнка. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Если учесть,
что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка, которое ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества, а так же среда их обитания. Важны не столько фундаментальные знания, но и те, которые нужны человеку для полноценного проживания в его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.


В раздел образования