Напоминание

Современные подходы преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС


Автор: Комягина Галина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Меленки Владимирская область
Наименование материала: презентация
Тема: Современные подходы преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Современные подходы

преподавания русского языка и

литературы через использование

инновационных технологий в

условиях реализации ФГОС

.

Комягина Галина Валерьевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ № 4» г.

Меленки

10 января 2017 г


Развитию УУД на уроке способствует

применение инновационных педагогических

технологий:
 системно-деятельностный подход – основа ФГОС ООО,  технология развития критического мышления,  технология сотрудничества,  проектная деятельность,  исследовательская работа,  дискуссионная технология,  проблемное обучение, столь популярное и актуальное на сегодняшний день,  здоровьесберегающие образовательные технологии,  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  дифференцированный подход к обучению,  создание ситуации успеха на уроке.

Технология «Развитие критического

мышления через чтение и письмо»
 разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Эта технология обеспечивает качество современного образования. На мой взгляд,
она в большей мере

соответствует требованиям личностно -

ориентированного обучения и применима для работы с

разными возрастными группами учащихся
. Данная технология обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Она интересна учащимся, и это создает на уроке атмосферу сотрудничества.

Прием «толстые и тонкие

вопросы».
 Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.  «Толстые» вопросы  Объясните, почему…?  Почему вы считаете…?  В чем различие…?  Предположите, что будет если…?  На что похоже…?  «Тонкие вопросы»  Кто? Что?  Когда…? Может…?  Будет…? Мог ли…?  Было ли…? Согласны ли вы…?

Прием «Рефлексивные

вопросы».
 Применяется на стадии рефлексии в конце урока. Набор рефлексивных вопросов:  Что показалось вам сегодня трудным?  Что в изученном сегодня для вас самое главное?  Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?  Какие новые мысли, чувства у вас появились?  Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?  Были ли моменты недовольства собой?  Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста  Заметили ли вы свои успехи…?...

РАБОТА В ПАРАХ
 «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов II спряжения.  Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее отдаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Работа с текстом

«Чтение с остановками»
открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Инсерт

(эффективное чтение с пометами)

Инсерт
– это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: 
«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.


Прием «Корзина» идей,

понятий, имен...»
 Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 мин.)  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (3 мин.)  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт.  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Кластер

Кластер
– это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.  Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
посередине чистого листа (классной

доски)

написать

ключевое

слово

или

предложение
, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
вокруг записать слова или предложения, выражающие

идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
; по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Составление кластера
 На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим

Портрет

Описание

каморки

Отношение

к Му-му

Отношение

к барыне

Отношение

с

дворовыми

Отношение к

Татьяне


АКРОСЛОВО
 АКРОСЛОВО – характеристика, зашифрованная в буквах слова.  Герасим: гордый, разумный, атлетически сложен, самостоятельный, милосердный.

Синквейн

Один из приемов активизации познавательной

активности учащихся на уроке.

Синквейн
-
это не обычное стихотворение, а стихотворение,

написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо

отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово,

понятие, тема синквейна, выраженное в форме

существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составили такой синквейн:  Герасим  добрый, трудолюбивый  заботится, любит, работает  не должен страдать из-за жестокости людей  человек

КЛОУЗ-ТЕСТ
 Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Обычно этот вид работы используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление. В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты
 … Это было … . Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней подряд за окном выла метелица, и стекла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что … ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились … . Как-то совсем незаметно: вчера ещё не было, а сегодня- пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже четыре! Через день … украсили не только нос: они появились и на щечках, и на лбу. Катя … . - Ну что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь одно только означают твои … - тебя солнышко больше всех … , самой первой тебе весну посылает. … надо, а не огорчаться! -Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц ».
 Карта текста 1.Вопросы на первичное восприятие смысла текста -Подберите заголовок, в котором отражалась бы тема текста. -Как автор описал переживания девочки? 2.Пропущенные слова: веснушки, весной, веснушки, огорчилась, веснушки, любит, радоваться, до весны. 3.Методические рекомендации. Данный текст предназначен для работы в 5 классе на начальном этапе. Тест обучающий. С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии и пунктуации. 4.Языковой анализ текста - Определите идею текста; определите тип речи; как вы понимаете словосочетания «огорчилась Катя», «утешала ее мама»? - Подберите подходящие по смыслу слова и получите новые словосочетания; Орфограммы – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах; проверяемые безударные гласные; знаки препинания в сложном предложении; однородные члены предложения; обращения.

Фишбоун
 Фишбоун (диаграмма Исикавы). Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Схема представляет собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования (проблема). На верхних косточках будут выписываться те или иные ч а с т и рассматриваемой проблемы (причины), а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть (факты, аргументы). Хвост – вывод. Данный метод хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать п олуч ен ну ю информацию воедино

Фишбоун
 НАПРИМЕР: Голова – орфограммы – гласные буквы.  Верхние косточки – проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные.  Нижние косточки – морфема, правило.  Хвост – знать условия выбора буквы.

Другие приёмы:
 «Линия времени», «Оратор», «Автор», «Фантазёр», «Фантастическая добавка», «Домысливание», «Прогнозирование», «Лови ошибку», «Отсроченная отгадка», «Дерево творчества», «Крок» (послесловие), «Лингвистическая визитка», «Учебный клип», «Рисунок – опора», «Пересечение тем», «Группировка», «Блиц-контрольная» и другие.

Метод проектов

Метод проектов –
совокупность последовательных учебно - познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. 
Методом

проектов

может

реализовываться

способ

обучения

в

группах

по

технологии

сотрудничества.
Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой- либо продукт, материальный результат совместного труда. Проекты могут иметь разную сложность.  Проекты могут быть монопредметными и межпредметными.

Темы проектов в 5 классе
 Запишите пары словосочетаний. Отчего зависит выбор буквы?  1.Спешу-спишу,обежать-обижать,выжать- выжить,развиваться-развеваться,разрядить- разредить,отворить-отварить,посидеть- поседеть,чистота-частота,увидать-увядать,сидеть- седеть(иллюстрируем объяснение)  2.Тема проекта: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок» Проблема: «Как создать сказку?» Цель: создать сказку. Продукт
-
сказка, художественно оформленная обучающимся.
 Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
И, конечно же, чему бы мы, педагоги, ни учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний: знания должны, в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом - его голову.

Основные трудности при

подготовке урока в условиях

ФГОС.
• Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС. • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.


В раздел образования