Современные подходы преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС
Автор: Комягина Галина Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Меленки Владимирская область Наименование материала: презентация Тема: Современные подходы преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС Раздел: среднее образование
технологий:
системно-деятельностный подход – основа ФГОС ООО,
технология развития критического мышления,
технология сотрудничества,
проектная деятельность,
исследовательская работа,
дискуссионная технология,
проблемное обучение, столь популярное и актуальное на
сегодняшний день,
здоровьесберегающие образовательные технологии,
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
дифференцированный подход к обучению,
создание ситуации успеха на уроке.
Технология «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом
Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она
получила широкое распространение в системах общего и
профессионального образования в 29 странах мира. Эта
технология обеспечивает качество современного
образования. На мой взгляд, она в большей мере
соответствует требованиям личностно -
ориентированного обучения и применима для работы с
разными возрастными группами учащихся . Данная
технология обеспечивает развитие у учащихся мышления,
способствует формированию коммуникативной компетенции
и способностей к сотрудничеству. Она интересна учащимся,
и это создает на уроке атмосферу сотрудничества.
Прием «толстые и тонкие
вопросы».
Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней
работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы,
требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на
более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?
На что похоже…?
«Тонкие вопросы»
Кто? Что?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Прием «Рефлексивные
вопросы».
Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих
удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
Заметили ли вы свои успехи…?...
РАБОТА В ПАРАХ
«Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например,
кто больше подберет однокоренных слов,
глаголов II спряжения.
Эстафета. С последней парты передается
листочек, на который нужно по цепочке
записать примеры на правило. Выигрывает тот,
кто быстрее отдаст учителю листок с меньшим
количеством ошибок в записанных словах.
Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности
целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии
героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие
ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы
его закончили?
Инсерт
(эффективное чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста,
когда учащиеся значками отмечают на полях то,
что известно, что противоречит их
представлениям, что является интересным и
неожиданным, а также то, о чём хочется узнать
более подробно. Маркировка производится с
помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Прием «Корзина» идей,
понятий, имен...»
Это прием организации индивидуальной и
групповой работы учащихся на начальной
стадии урока, когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и знаний, он
позволяет выяснить все, что знают или
думают ученики по обсуждаемой теме
урока. На доске можно нарисовать значок
корзины, в которой условно будет собрано
все то, что все ученики вместе знают об
изучаемой теме. Обмен информацией
проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той
или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все,
что знает по той или иной проблеме (1-2 мин.)
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (3
мин.)
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение
или факт.
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в
«корзинке»идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В
корзину идей можно«сбрасывать» факты, мнения, имена,
проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в
ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или
мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические
цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой
информации.
Кластер
Кластер
–
это
графический
систематизатор,
который
показывает
несколько
различных
типов
связей
между
объектами
и
явлениями.
Кластер
охватывает
большее
количество
информации,
чем
при
обычной
письменной
работе, помогает систематизировать информацию в виде
заголовков смысловых блоков.
Последовательность
действий
по
составлению
кластера
проста и логична:
посередине чистого листа (классной
доски)
написать
ключевое
слово
или
предложение ,
которое
является
ключевым
в
раскрытии
идеи,
темы;
вокруг записать слова или предложения, выражающие
идеи, факты, образы, подходящие для данной темы ; по
мере
записи
появившиеся
слова
соединяются
прямыми
линиями с ключевым понятием.
Составление кластера
На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим
Синквейн
Один из приемов активизации познавательной
активности учащихся на уроке.
Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение,
написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо
отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово,
понятие, тема синквейна, выраженное в форме
существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима,
пятиклассники составили такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости
людей
человек
КЛОУЗ-ТЕСТ
Клоуз-тест был разработан и предложен
американским ученым В. Тейлором. Обычно этот
вид работы используется в методике
преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на
уроках русского языка позволяет формировать
очень важные компетенции: коммуникативное и
контекстное мышление. В лингвистике и методике
преподавания русского языка клоуз-тестом
принято называть текст с пропущенными
компонентами (главным образом, отдельными
словами, но не только). Задача выполняющего
клоуз-тест - вставить эти компоненты
… Это было … . Зима вроде бы кончилась. Но уже
несколько дней подряд за окном выла метелица, и
стекла окон были покрыты морозными узорами.
Казалось, что … ещё далеко-далеко. А между тем
у Кати на носу появились … . Как-то совсем
незаметно: вчера ещё не было, а сегодня-
пожалуйста, сразу три…нет, кажется, даже
четыре! Через день … украсили не только нос:
они появились и на щечках, и на лбу. Катя … . - Ну
что ты, дочка! - утешала её мама. - Не понимаешь
ты своей удачи: ведь одно только означают твои
… - тебя солнышко больше всех … , самой первой
тебе весну посылает. … надо, а не огорчаться!
-Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к
зеркалу пересчитывать «вестниц ».
Карта текста
1.Вопросы на первичное восприятие смысла текста
-Подберите заголовок, в котором отражалась бы тема текста.
-Как автор описал переживания девочки?
2.Пропущенные слова: веснушки, весной, веснушки, огорчилась, веснушки,
любит, радоваться, до весны. 3.Методические рекомендации. Данный текст
предназначен для работы в 5 классе на начальном этапе. Тест обучающий.
С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии и
пунктуации.
4.Языковой анализ текста
-
Определите
идею
текста;
определите
тип
речи;
как
вы
понимаете
словосочетания «огорчилась Катя», «утешала ее мама»?
- Подберите подходящие по смыслу слова и получите новые словосочетания;
Орфограммы – ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах; проверяемые безударные гласные;
знаки
препинания
в
сложном
предложении;
однородные
члены
предложения; обращения.
Фишбоун
Фишбоун
(диаграмма
Исикавы).
Fish
bone”
–
«рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и
нижние
косточки.
Схема
представляет
собой
в
буквальном
смысле
рыбий
скелет.
В
«голове»
этого
скелета
обозначен
основной
объект
исследования (проблема). На верхних косточках
будут
выписываться
те
или
иные
ч а с т и
рассматриваемой
проблемы
(причины),
а
на
нижних – возможные источники, раскрывающие ее
суть (факты, аргументы). Хвост – вывод. Данный
метод
хорошо
использовать
на
обобщающих
уроках,
когда
надо
собрать
п олуч ен ну ю
информацию воедино
Метод проектов
Метод проектов – совокупность последовательных учебно -
познавательных
приемов,
которые
позволяют
учащимся
приобретать знания и умения в процессе планирования и
самостоятельного выполнения определенных практических
заданий с обязательным представлением результатов.
Методом
проектов
может
реализовываться
способ
обучения
в
группах
по
технологии
сотрудничества.
Главным
отличием
метода
проектов
является
то,
что
в
результате совместной групповой деятельности учащиеся
не просто получают новые знания, а создают какой- либо
продукт,
материальный
результат
совместного
труда.
Проекты могут иметь разную сложность.
Проекты могут быть монопредметными и межпредметными.
Темы проектов в 5 классе
Запишите пары словосочетаний. Отчего зависит
выбор буквы?
1.Спешу-спишу,обежать-обижать,выжать-
выжить,развиваться-развеваться,разрядить-
разредить,отворить-отварить,посидеть-
поседеть,чистота-частота,увидать-увядать,сидеть-
седеть(иллюстрируем объяснение)
2.Тема проекта: «Сказка – ложь, да в ней намёк:
добрым молодцам урок» Проблема: «Как создать
сказку?»
Цель:
создать
сказку.
Продукт - сказка,
художественно оформленная обучающимся.
Каждую
форму
урока
можно
интерпретировать
для любого типа урока по ФГОС. Четких правил
нет,
и
все
зависит
от
фантазии
учителя
и
от
поставленных
целей
для
конкретного
урока.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его
творчество и профессионализм, его желание и
умение раскрыть способности каждого ребёнка –
это
всё
и
есть
главный
ресурс,
без
которого
новые требования ФГОС не будут реализованы!
И, конечно же, чему бы мы, педагоги, ни
учили, нужно помнить о воспитательной
основе знаний: знания должны, в первую
очередь, питать душу ребёнка, а лишь
потом - его голову.
Основные трудности при
подготовке урока в условиях
ФГОС.
•
Основные трудности при подготовке урока в условиях
ФГОС.
•
Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика
проведения урока. Необходимость дать возможность
ученику самому искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые
структурные единицы учебной деятельности, а также уметь
переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление
придерживаться старых подходов к оценке деятельности
учителя. Замена планов-конспектов технологическими
картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.