Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Занимательный английский"
Автор: Рубцова Алина Ринатовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Школа № 104 им. М. Шаймуратова" Населённый пункт: г. Уфа республика Башкортостан Наименование материала: рабочая программа Тема: Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Занимательный английский" Раздел: среднее образование
Формирование культуры межнационального общения детей до-
школьного возраста в поликультурном образовательном пространстве
Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала уси -
ление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом
которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим наро-
дам. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня становится проблема воспитания у
детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей этики
межнационального отношения. Важное место в работе занимает возрождение националь -
ной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной
основы человека, его свободного развития.
Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают
большое значение поликультурное воспитание. Учитывая, что воспитание подрастающего
поколения
хакасского этноса представляет собой систему ценностей современного об -
разования, определила тему по самообразованию «Поликультурное воспитание как основа
межнационального общения детей дошкольного возраста». Для этого изучили литературу,
содержание поликультурного воспитания, особенности общения детей разных националь-
ностей. И пришли к выводу, что поликультурное воспитание способствует, во-первых,
сохранению культурного многообразия. Во-вторых – поддержке прав на образование и
воспитание. В-третьих – формированию общегражданских, политических, экономических,
духовных ценностей. Для этого: знакомим детей с культурой своего народа, что является
непременным условием интеграции в другие культуры; формируем у детей представление
о многообразии культур в мире и России; воспитываем позитивное отношение к культур-
ным различиям; создаём условия для развития навыка продуктивного взаимодействия с
людьми разных культур; воспитываем детей в духе терпимости гуманного межнациональ-
ного общения.
Наиболее оптимальным возрастом для поликультурного воспитания является до-
школьный возраст. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению, «присвое-
нию» культуры других народов. В этом возрасте складываются основы нравственности,
основные формы межличностного поведения. В этот период происходит формирование
системы личностных ценностей. Через общение, организуемое со сверстниками, дети
усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. При изу-
чении культуры других народов у детей появляется возможность сравнивать культуру, ис-
торию других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга народам, и
традициям, увидеть постоянство и естественность этих разнообразий, что помогает с ува-
жением относится к общечеловеческим ценностям окружающим людям. Одним из глав -
ных условий поликультурного воспитания является знакомство дошкольников с историей
народа, художественным искусством, традиционными ремеслами народа. Это позволяет
более четко определить роль и место родной культуры.
При ознакомлении с культурой хакасского народа решаем следующие задачи:
1. Развивать интерес к устному народному творчеству хакасского народа;
2. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятие и детской дея-
тельности;
3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым разных национально -
стей;
4. Формировать нравственный такт по отношению к языку, национальным обычаям и тра-
дициям хакасского народа;
Задачи реализуем с учетом возрастных особенностей детей, уровня их развития.
Перед собой поставили цель дать первые знания разговорной речи хакасского народа.
Поэтому обучение детей разговорной речи, приобщение детей к своей традиционной на -
циональной культуре в детском саду осуществляем на занятиях и во время режимных мо-
ментов. Непосредственно образовательную деятельность стараемся разнообразить , при-
меняя различные игры, наглядность, художественную литературу, чтобы интерес у детей
не терялся.
Таким образом, важным условием, обеспечивающим качество и результат воспита-
ния и обучения детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, является меж-
национальное общение в поликультурном пространстве.
«Список литературы»
1. Балгазина А.Н. “Моя Хакасия”. Книга для чтения по программе “Культура, литература и
история родного края”. Абакан. 2000.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.,2005.
3.Суслова Э.К. Художественная литература, как средство воспитания интереса и симпатии
к сверстникам разных национальностей // Дошкольное воспитание.-№9,1991.-С.5-16.