Условия, влияющие на формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Автор: Кондратова Наталья Андреевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Условия, влияющие на формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 110»
«Условия, влияющие на формирование цветовосприятия
у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
(ЗПР)»
( опыт исследовательской работы)
Автор : Кондратова Н.А.
учитель – дефектолог
МБДОУ № 110
Руководитель : Князева А.Н.
Зам. заведующей по ВМР
МДОУ № 110
Научный консультант:
Никитина Г. В.
Зам. директора по НМР
ГОУ СПО «Братский
педагогический колледж №1»
Братск - 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Роль цвета в формировании детской личности
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при
нормальном
речевом
и
умственном
развитии
дети
очень
рано
начинают
обращать
внимание
на
окраску
предметов.
Но
мир
цвета
открывается
ребенку
не
сразу,
а
в
определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета -
красный, оранжевый, желтый, а с развитием психических реакций к ним добавляется
зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все
многообразие цветовых тонов спектра. Уже в три года нормально развивающиеся дети
знают
названия
2-3
цветов,
а
узнают
и
соотносят
4-5
цветов.
Дети
же
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР),
как
отмечают
авторы
книги
«Преодоление
общего
недоразвития
речи
у
дошкольников»
Н.С.
Жукова
и
Е.М.
Мастюкова,
«испытывают
некоторые
трудности
в
определении
цвета
предметов».
Такие
дети
гораздо
позже
начинают
обращать
внимание
на
окраску
предметов
и
соотносить
цвета,
с
трудом
запоминают их названия, плохо дифференцируют, обнаруживают тенденцию к замене
промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого - красный, желтый, вместо
фиолетового – синий, голубой и т.д.). Если дети с нормальным развитием в шестилетнем
возрасте свободно используют в речи такие определения, как: «зеленоватый», «светло-
зеленый», «салатный», то дети с ОНР такими определениями совершенно не владеют.
Практика показывает, что четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с
ОНР, зачастую не знают названия основных цветов, не узнают и не соотносят их. А что же
тогда говорить о детях с задержкой психического развития (ЗПР), которые приходят к нам
в
коррекционные
группы
в
4-5
лет?
Ведь
у
этих
детей,
кроме
обязательного
сопутствующего
общего
недоразвития
речи
присутствует
и
грубое
нарушение
таких
психических процессов, как мышление, внимание, память и восприятие,
что значительно
затрудняет формирование цветовосприятия.
Анализ диагностических данных за последние 5 лет работы с детьми с ЗПР только
подтвердили этот факт (см. Таблицу №1).
Выявление нарушений цветовосприятия у детей с ЗПР за 2008-2013 уч. гг.
Таблица №1
№ п-п
Учебный год
Кол-во детей
по списку
Кол-во
дет ей
с
нарушением
цветовосприятия
В % отношении
1.
2008-2009
13
9
69,3%
2.
2009- 2010
11
7
63%
3.
2010- 2011
10
8
80%
4.
2011- 2012
14
8
56,8%
5.
2012- 2013
11
9
81%
ПРИМЕЧАНИЕ: Неравномерность в количестве процентов говорит о том, что в группе
появились вновь пришедшие маленькие дети, вместо части детей, выпущенных в школу.
Полученные
диагностические
данные
говорят
о
том,
что
в
среднем
70%
детей
дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психического развития) на период поступления в
коррекционную
группу
имеют нарушения
в
цветовосприятии.
Это
подтверждает
необходимость
проведения
специальной
коррекционной
работы
с
детьми
с
ЗПР
по
данному
направлению.
Тем
более,
что
во
многих
психолого-педагогических
исследованиях и руководствах по обучению детей с ЗПР отмечается, что осложнения в
распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении
детьми в школьном возрасте основам некоторых дисциплин: математики, русского языка,
естествознания,
географии
и
изобразительной
деятельности.
Все
это
препятствует
дальнейшему обучению детей с ЗПР
Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что… « Ребенок мыслит формами, красками,
звуками, ощущениями вообще», поэтому важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления
окружающего
мира,
развивает
наблюдательность,
мышление,
обогащает
речь.
Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник
ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами
и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного
восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со
словом, его обозначающим.
В работе с цветом педагогу важно знать, что :
ЦВЕТ – помогает ребенку усваивать новую информацию;
ЦВЕТ
для детей – средство выражения эмоций, которые им порой трудно выразить
словом;
ЦВЕТ – это область, в которой дети начинают утверждать себя.
Вот почему огромна роль цвета, как в формировании детской личности, так и в
эстетическом воспитании ребенка. Мы же, педагоги коррекционных групп, должны как
можно быстрее дать детям с ЗПР возможность наслаждаться красотою окружающего мира,
а для этого надо найти более короткий и эффективный путь знакомства их с цветом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования:
Разработка и апробация методики формирования цветовосприятия у детей дошкольного
возраста с ЗПР.
Задачи:
1.
Изучить научную литературу по данной проблеме.
2.
Провести работу, направленную на изучение возможностей детей дошкольного
возраста сЗПР в цветовосприятии на момент поступления в коррекционную группу
ДОУ.
3.
Разработать методику, которая будет использована в работе с детьми с ЗПР 5-6 лет
по формированию цветовосприятия и апробировать ее.
НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Особенности восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР
Анализ исследований развития цветовосприятия дошкольников с ЗПР показал, что оно
непосредственно связано с развитием их познавательной деятельности, т.к. восприятие не
пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания
(«Психология. Словарь.» под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского,
раздел «Восприятие цвета»).
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как
одна
из
наиболее
актуальных
психолого
-
педагогических
проблем
психологами
и
педагогами всего мира. Вместе с тем специальное изучение детей этой категории начато
сравнительно недавно – около 15 лет. В нашей стране первые попытки специальной
педагогической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х – начале 60-х
годов в пределах небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН
СССР.
В
то
время
дети
с
ЗПР
исследовались
только
в
клинических
условиях
М.
Певзнером, Т.Власовой (1966г). И уже тогда в психологической характеристике на этих
детей отмечалось недостаточность сенсо - моторной координации, малый объем внимания
и быстрая утомляемость.
Дальнейшие систематические исследования детей с ЗПР, проводившиеся уже не только
Институтом
дефектологии,
были
в
основном
посвящены
изучению
познавательной
деятельности, и самые первые экспериментальные данные выявили, что всем детям с ЗПР
свойственно снижение памяти, внимания и работоспособности. (Г.И. Жарикова, глава 8
книги «Дети с задержкой психического развития», под редакцией
Т.А.Власовой, В.И.
Лубовского, Н.А.Цыпиной, 1984г.).
Исследования же В.И.Лубовского (автора главы 1 данной книги) указывают на прямую
зависимость снижения внимания на скорость и объем восприятия у детей с ЗПР. Темп
зрительного восприятия у детей с ЗПР замедлен. По-видимому, большая длительность
восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и
синтеза в коре головного мозга.
Установлено, что при ЗПР представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного
возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-
40% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать
цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы,
лежащей
в
основе
ЗПР.
Органические
поражения
могут
захватывать
центральную
и
переферическую части зрительного анализатора, что ведет к снижению остроты зрения,
проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленность,
узость,
недифференцированность,
инактивность,
нарушение
цветоразличения.
Следовательно,
цветоанамалии
у
детей
с
ЗПР
встречаются
чаще,
чем
у
детей
с
неповрежденной ЦНС. Инактитвность же восприятия наиболее выраженная особенность
детей
с
ЗПР.
Так,
глядя
на
какой-нибудь
предмет,
такой
ребенок
не
обнаруживает
стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он лишь
довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Об инактивном характере
восприятия свидетельствует и неумение детей с ЗПР всматриваться, искать и находить
какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира,
отвлекаясь
от
ненужных
в
данный
момент
ярких
и
привлекательных
сторон,
воспринимаем его.
При дальнейшем наблюдении детей с ЗПР в ходе учебного эксперимента Г.Б.Шашиным
(автором 2-й главы вышеуказанной книги И. И. Жарикова) было установлено, что многие
из этих детей, не имея заметных сенсорных нарушений, т.е. при сохранной первичной
сенсорики,
испытывают
трудности
в
выполнении
заданий,
связанных
со
зрительным
восприятием. Поэтому имеются основания предполагать, что недостатки восприятия этих
детей
связаны
с
нарушениями
в процессах
переработки сенсорной
информации,
а
именно с необходимостью более длительного для этого периодавремени, что очевидно,
сказывается и на процессе цветовосприятия (Н. Ю. Борякова «Ступеньки развития. Ранняя
диагностика и коррекция задержки психического развития», 1999г).
При этом Н. Ю. Борякова считает, что дошкольники с ЗПР не всегда испытывают
трудности в практическом различении предметов, однако их сенсорный опыт долго не
закрепляется и не обобщается в слове , поэтому ребенок может правильно выполнять
инструкцию «Дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет не может.
Дальнейшие исследования данного автора свидетельствуют о том, что имеется
определенная возрастная тенденция к улучшению зрительного восприятия у детей с ЗПР
и,
что
они
нуждаются
в
специфической
помощи ,
которая
позволила
бы
им
компенсировать и устранить недостатки зрительного восприятия . Эта помощь должна
осуществляться в организации и проведении специальных занятий по коррекции и
развитию восприятия цвета.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Методы и организация исследования
Исследовательская работа проводилась на базе специализированного
МДОУ
«ДСКВ
№110»
г.
Братска
в
три
этапа: констатирующего,
формирующего
и
контрольного.
Длительность эксперимента составила 2 года – от начала поступления детей в
коррекционную группу, до выпуска большей части детей в школу.
В эксперименте участвовало 10 детей коррекционной группы (с ЗПР) разного возраста и с
разными
сопутствующими
диагнозами.
Восемь
детей
экспериментальной
группы
постоянно посещали ДОУ и поэтому все занятия с ними велись в системе.
Двое детей часто и подолгу не посещали ДОУ: это- Петров Ю., который имел в течение
2011 г. две сложные травмы позвоночника, и Окладников В. с врожденным пороком сердца
(ВПС) и астмой (см. Таблицу №2).
Таблица
№2
№ п/п
Ф. И. ребенка
Возраст
ребенка
н а
н а ч а л о
эксперимента
Диагноз
при
поступлении
в
ДОУ
1.
Актанаева Аня
4,5года
РЭР,
синдром
гиперактивности,
тугоухость, ОНР-1 уровня
2.
Бобров Коля
5 лет
С м е ш а н н о е
н а р у ш е н и е
психического
развития,
аутизм,
синдром гиперактивности
3.
Капитанов Антон
4,5 года
Д Ц П ,
г е м и п а р е з ,
с м е ш а н .
нарушен. психич. развития, ОНР
-1 уровеня
4.
Комлев Женя
5 лет
Смешанно е
с п е ц и ф и ч е с ко е
н а р у ш е н и е
п с и х и ч е с к о г о
развития, ОНР- 2-3 уровня
5.
Макаренко Даша
5 лет
Смешанное
наруш.
развития,
ОНР-3уровня
6.
Окладников Ваня
4,5 года
Смешанное
наруш.
Психич.
развития,
ОНР-1уровня, ВПС
7.
Петров Юра
5 лет
Смешанно е
с п е ц и ф и ч е с ко е
нарушение
развития,
ОНР-2
уровня
8.
Рожков Никита
5 лет
ЗПР, онр-3 уровня, ВПС
9.
Хайитова Рисолат
5 лет
ММД, ЗПР, ОНР 2-3 уровень
10.
Чернов Сема
5 лет
ЗПР, ОНР-3 уровня
Задачей констатирующего этапа было – выявить уровень цветовосприятия у
детей на момент начала эксперимента.
Для этого использовались следующие методики С.Д. Забрамной:
1. «Найди такой же кубик»
Цель: выявить способность соотносить цвета.
2. «Покажи красный, синий, зеленый (оранжевый, голубой и т.д.) ».
Цель: выявить способность различать основные цвета и их оттенки.
4.
«Скажи, какого цвета кубик»
Цель выявить способность детей называть основные цвета и их оттенки
Первичное обследование детей по данной методике выявило следующие результаты
(см. Таблицу №3):
Таблица
№3
№
п/п
Ф. И.детей
«Найди
такой же
квадрат»
« П о ка ж и
к р а с н ы й …
оранжевый…»
о с н о в н ы е
ц в . /
сопутствующие
«Скажи,
к а к о г о
ц в е т а
квадрат»
основные
цв.
/
сопутств.
1.
Актанаева А.
+
+ *
* *
2.
Бобров К.
-
- -
- -
3.
Комлев Ж.
+
+ +
* *
4.
Капитанов А.
-
- -
- -
5.
Макаренко Д.
+
+ +
* *
6.
Окладников В.
+
- -
- -
7.
Петров Ю.
*
- -
- -
8.
Рожков Н.
+
+ *
* *
9.
Чернов С.
+
* *
* *
10.
Хайитова Р.
+
* *
* *
Расшифровка:
+ устойчивые навыки цветоразличения и цветоназывания
* неустойчивые навыки цветоразличения и цветоназывания
- отсутствие навыка цветоразличения и цветоназывания
Анализ первичной диагностики сформированности цветовосприятия у детей показал,
что
1. При соотнесение основных цветов
Имели устойчивые навыки - 7 детей
Имели неустойчивые навыки - 1 ребенок
Не имели навыков - 2 ребенка
Причем у Боброва К. (ребенок с аутизмом) была своя довольно таки странная «методика»
цветовосприятия: для него, например, все оттенки красного были - «дедушка», синего -
«папочка» и т.д., в чем очень сложно было разобраться самому педагогу.
2. При различении
основных цветов сопутствущих цветов
Показали устойчивые навыки - 4 ребенка - 2 ребенка
Неустойчивые навыки - 2 ребенка - 4 ребенка
Не имели навыка - 4 ребенка - 4 ребенка
3. При называниии
основных цветов сопутствующих цветов
Показали устойчивые навыки - 0 детей - 0 детей
Неустойчивые навыки - 6 детей - 6 детей
Не имели навыков - 4 ребенка - 4 ребенка
Итак, анализ полученных данных свидетельствует о том, что у детей с ЗПР
дошкольного возраста действительно имеется проблема в цветовосприятии .
Так только 70% детей при поступлении в коррекционную группу умеют соотносить
основные цвета.
40% - уверенно различают основные цвета, а лишь 20 % - сопутствующие цвета.
Особые трудности испытывают дети с ЗПР при назывании цветов:
практически
никто
из
детей
не
имел
устойчивого
навыка
называния,
как
основных цветов, так и сопутствующих.
Формирующий
этап
экспериментального
исследования
состоит
из
серий
подгрупповых
и
индивидуальных
занятий
с
детьми.
Подгрупповые
занятия
проводились по два раза в неделю, согласно методического пособия «Подготовка детей
к школе с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко, с основой
на раздел
«Сенсорное развитие», где даны по 8 тем занятий для шестилетних и
семилетних детей.
Тематика данных занятий такова:
Шестой год жизни.
1.
Цвет предметов.
Основные
цвета
–
красный,
желтый,
синий,
их
различение
и
название.
Уметь
подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца.
2. Желтый, красный, оранжевый.
Предметы оранжевого цвета. Различение желтого, красного, оранжевого, их названия.
Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную,
сличение с образцом).
1.
Цвет предметов.
Получение зеленого цвета. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепление
приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с
фоном и образцом).
2.
Цвет предметов.
Фиолетовый цвет. Упражнять в различении фиолетового, синего, красного цветов.
5.Цвет предметов.
Закрепление умения правильно называть изученные цвета. Учить подбирать предметы
(предметные картинки), одинаковые с образцом по цвету.
5.
Цвет, форма, величина предметов
Подбор пар предметов , одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме.
7. Цвет предметов и геометрические фигуры.
Учить анализировать пространственное положение геометрических фигур; выделять
признаки цвета, формы, величины.
8. Цвет предметов.
Закрепить узнавание изученных цветов и их названий; распределять предметы по
цвету и форме, учить классифицировать предметы.
Седьмой год жизни.
1.
Цвет предметов.
Основные цвета- красный, синий, желтый, их различение и правильное называние,
согласование прилагательного с существительным.
2.
Цвет предметов
Закрепление знаний трех основных цветов (красного, синего, желтого).
3.
Цвет предметов.
Оранжевый цвет. Различение желтого, красного и оранжевого цветов, их названия.
Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную,
сличение с образцом).
4.
Цвет предметов.
Закрепление знаний желтого, красного и оранжевого цветов.
5.
Зеленый цвет.
Различение желтого, синего, зеленого цвета.
6.
Фиолетовый цвет.
Упражнять в различении фиолетового, красного и синего цветов.
7.
Цвет предметов.
Черный и белый цвета. Коричневый цвет. Упражнять в различении черного, серого и
коричневого цветов.
8.
Обобщающее занятие
«Знаешь ли ты цвета?»
При работе с детьми над формированием цветовосприятия, задачи данного раздела
включались
в
занятия
по
формированию
математических
представлений,
которые
проводились по методикам Е.В. Колесниковой (т.к. никаких методических рабочих
тетрадей по Шевченко еще нет) два раза в неделю.
Необходимо
отметить,
что
С.Г.
Шевченко,
в
разделе
«Сенсорное
развитие»,
дает
повышенные
и,
как
показывает
практика
работы
с
детьми
с
ЗПР,
зачастую
непосильные требования к детям 5 летнего возраста. Так уже на первом занятии дети
должны были уметь различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий
(см. тематику занятий выше), что как мы выяснили ранее совершенно недоступно
нашим детям с ЗПР на начальном этапе обучения,т.к. поступают они в коррекционные
группы
к 5-ти годам, минуя обучение в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Поэтому для успешного усвоения учебного материала детьми, программные задачи
данного раздела дробились и растягивались на более длительный период времени.
Все индивидуальные занятия по формированию цветовосприятия у детей
проводились с учетом их индивидуальных возможностей два-три раза в неделю по
специально составленной для этого программе и методике (на основе методического
пособия для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений С.Г.Шевченко
«Ознакомление с окружающим миром и развитие дошкольников с ЗПР», в частности
его 3 раздела - «Сенсорное развитие»). Так же в данной программе использовались
разнообразные методы и приемы, которые были апробированы годами работы с детьми
с ЗПР и стабильно давали положительные результаты
Итак, наши вышеуказанные исследования показали, что в основном дети с ЗПР
поступают в коррекционную группу разного возраста, с различными сопутствующими
диагнозами
и
зачастую
с
несформированными
и
неустойчивыми
навыками
цветовосприятия. Поэтому, чтобы восполнить пробелы в знаниях и умениях детей, мы
вынуждены были начинать эту работу с «азов» с основой на дифференцированный и
индивидуальный подход.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
НА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИХ
(
разработанная
на
основе
методического
пособия
С.Г.
Шевченко
для
дефектологов
и
воспитателей
дошкольных
учреждений
«Ознакомление
с
окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР», а именно раздела
«Сенсорное развитие»)
Для детей с несформированными навыками цветовосприятия
1.
Формировать первоначальные знания об эталонах цвета.
Развивать
зрительную
перцептивную
ориентировку
при
восприятии
цвета.
Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие ЦВЕТ.
2.
Учить узнавать и выделять предметы красного цвета из многих разноцветных
(синих, зеленых, желтых). Опорный символ – красный помидор.
3.
Учить узнавать и выделять объекты желтого цвета из группы разноцветных.
Опорный символ- солнце.
4.
Научить
получать
оранжевый
цвет,
путем
смешивания
желтого
и
красного.
Выделять
все предметы оранжевого цвета из групп разноцветных; усложнить
задание:
«найди
все
маленькие
оранжевые
предметы»
и
«найди
все
большие
оранжевые предметы».
Опорный символ-апельсин.
5.
Учить узнавать, выделять и называть объекты синего цвета
из ряда цветовых
объектов разной насыщенности. Упражнять в чередовании красного и синего цвета
в ритмически заданной последовательности.
Опорный символ – море.
6.
Учить получать голубой цвет путем размывания красок, выделять и называть.
Опорный символ –голубое небо (голубой колокольчик).
7.
Учить получать зеленый цвет путем смешивания двух красок (синей и желтой).
Выделять предметы зеленого цвета, называть, группировать.
Опорный символ – «зеленая лягушка» («зеленая трава»).
8.
Формировать умение получать фиолетовый цвет, путем смешивания красного и
синего цветов. Выделять предметы фиолетового цвета из других цветов, называть
его, соотносить с опорным символом - «баклажан».
9.
Учить получать коричневый цвет, путем смешивания красного и зеленого. Уметь
различать, выделять и группировать предметы коричневого цвета, называть цвет,
соотносить с опорным символом – шоколад.
10. Учить находить и выделять белый цвет («некраску»), соотносить его с цветом
бумаги, мела и снега. Группировать предметы белого цвета, называть.
11. Познакомить
с
черным
цветом
–
цветом
«ночи»
и
«страха».
Учить
выделять
предметы черного цвета, группировать, называть.
Для детей с неустойчивым навыком цветовосприятия
1.
Учить правильно называть цвета, отличающиеся от основных по светлоте:
а) темно и ярко – красный;
б) светло и темно- синий;
в) бледно-голубой.
2. Учить широко пользоваться предметно- образными названиями оттенков, такими
как: вишневый, малиновый, лимонный, морковный, шоколадный и др.
3. Учить определять цвет любого предмета с помощью таблицы цветов, опираясь на
твердое знание выше указанных цветов.
Все эти занятия в полном объеме проводились с регулярно посещающими ДОУ
детьми (8 человек).
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
1.
Для решения 1-й задачи программы для детей с низким уровнем цветовосприятия
широко используется Дидактическая черепаха, а именно ее секторы: «Укрась
полянку» и «Волшебный круг».
Работа с данными секторами предусматривает следующие игровые упражнения с
детьми: «Посмотри!», «Сорви-ка!»,»Покажи, где цветок», «Найди среди цветочков
красный», «Возьми фигуры своего цвета», «Чья фигура?», «Укрась вазу цветами» и
др.
С детьми так же проводятся различные дидактические игры, типа: « Найди цветок
для бабочки», «Шесть картинок», «Цветные кубики».
2.
Для
формирования
знаний о
конкретном
цвете применялась
следующая
методика:
Выделение
предмета
данного
цвета
(например
-
красного)
из
разноцветных,
отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины).
Сопоставление
цвета
с
эталоном
(красный,
как
помидор
или
красный,
как
пожарная машина), опираясь на опорную карточку.
Использование элементов глобального чтения, а именно – прочитывание слова
«красный» на ярко красной табличке.
Рисование
предметов
красного
цвета
и
лепка
их
из
красного
пластилина
(например: помидоры, яблоки и др.), проговаривая постоянно при этом: «Это
красный помидор», «Это красное яблоко» и т.д.
Заучивание наизусть стихотворения, в котором упоминается красный цвет, для
более успешного запоминания названия данного цвета.
«Ор-ор-ор! Съели красный помидор. Мухомор, хоть он и красный,- есть не
будем, он опасный!»
Практическая работа с книжкой с наклейками (с красным цветом): находим и
наклеиваем
красную
ягодку,
вишню,
мак,
пожарную
машину,
помидор
с
проговариванием названия цвета.
Работа
с
«сенсорными
таблицами»
(а
именно
-
нахождение
на
них
геометрических фигур красного цвета).
Нахождение на кубиках Никитина красной стороны
и выкладывание узоров
красного цвета: «Гриб», «Бабочка», «Бант», «Крест», «Звезда» и др.
Проведение дидактических игр типа: «Найди игрушку красного цвета», «Спрячь
мышку от кошки», «Прицепи к паровозику вагончики», «Помоги кукле выбрать
конфеты» и др.
Особо действенными в данной методике представляются такие приемы, как заучивание
опорных стихов при непосредственном рисовании предметов определенного цвета: так
рисуя с ребенком зеленой гуашью листочки, траву, лягушек, педагог пропевает стихи на
веселый мотив: «Зеленые листочки, зеленная трава, зеленые лягушки кричат ква-ква-ква-
ква!». Постепенно ребенок с увлечением подпевает педагогу и запоминает этот веселый
стих, а в последствии он помогает ему вспомнить название цвета. Подключение элементов
глобального чтения, а именно таблиц с надписью цвета усиливает запоминание и делает
его более устойчивым. А, получив за успешную работу зеленый леденец, либо в другом
случае желтую витаминку, ребенок с усердием будет вспоминать нужный цвет и на
следующем занятии.
При
дальнейшем
обучении,
когда
усвоены
несколько
цветов,
с
целью
закрепления
особенно эффективно используется «Логико – Малыш». Важно и то, что и на самом
планшете находятся шесть фишек разного цвета ( основные + фиолетовый и оранжевый),
поэтому, работая с любой картой ребенок обязательно должен действовать с каждой из
этих фишек, проговаривая ее цвет и находя на карте кружки и стрелочки такого же цвета.
В данном обучающем пособии разработаны разнообразные задания на сопоставление и
называние основных цветов и их оттенков (серии «Психология», «Растения»).
Хороший результат дают на данном этапе обучения и такие дидактические игры, как:
«Подбери наряд куклам», «Привяжи ленточки к шарикам», «Кто внимательный?», «Узнай
и назови», «Запомни и назови», «Какого цвета не стало?» и др.
Посильно
теперь
детям
и
выкладывание
таких
узоров
из
кубиков
Никитина,
как:
«Медаль», «Ковер», «Крабик» «Маяк» и др.
При
всем
этом
к
данной
работе
обязательно
подключались
воспитатели
группы
и
родители,
которые
закрепляли
полученные
знания
по
еженедельным
заданиям
дефектолога через тетради взаимодействия.
Завершающим
этапом
экспериментальной
работы
был контрольный
этап, целью
которого было определение влияния целенаправленности и системности коррекционно-
развивающей работы на формирование цветовосприятия у детей с ЗПР.
На этом этапе использовались те же методики, что и
на констатирующем этапе (см.
таблицу № 4).
Таблица №
4
№
п/п
Ф. И.детей
«Найди
такой же
квадрат»
« П о к а ж и
к р а с н ы й …
Оранжевый…»
о с н о в н ы е
ц в . /
сопутствующие
«Скажи,
к а к о г о
ц в е т а
квадрат»
основные
цв.
/
сопутств.
1.
Актанаева А.
+
+ +
+ +
2.
Бобров К.
+
+ +
+ +
3.
Комлев Ж.
+
+ +
+ +
4.
Капитанов А.
+
+ *
+ *
5.
Макаренко Д.
+
+ +
+ +
6.
Окладников В.
+
* -
- -
7.
Петров Ю.
+
* -
- -
8.
Рожков Н.
+
+ +
+ +
9.
Чернов С.
+
+ +
+ *
10.
Хайитова Р.
+
+ +
+ +
Анализ результатов контрольного этапа показал:
1. При соотнесение основных цветов
Показали устойчивые навыки - 10 детей (т.е . все дети экспер. гр.)
2. При различении
основных цветов сопутствущих цветов
Показали устойчивые навыки - 8 детей - 7 детей
Неустойчивые навыки - 2 ребенка - 1 ребенка
Не имели навыков - 0 детей - 2 ребенка
3. При называниии
основных цветов сопутствующих цветов
Показали устойчивые навыки - 8 детей - 6 детей
Неустойчивые навыки - 0 детей - 2 ребенка
Не имели навыков - 2 ребенка - 2 ребенка
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Выводы
Результаты контрольного этапа указывают на наличие положительных изменений в
формировании цветовосприятия у детей экспериментальной группы , а именно у
тех ,
которые
регулярно
посещали
все
коррекционные
занятия
по
разработанной
методике– подгрупповые и индивидуальные .
Все эти дети (8 человек) научились уверенно соотносить, различать и называть основные
цвета; 7 детей научились четко различать сопутствующие цвета и 6 детей правильно их
называть.
Дети же нерегулярно посещающие коррекционные занятия (2 ребенка), т. е.,
дети,
которые не имели возможности заниматься по разработанной методике в полном объеме,
приобрели за два года
обучения устойчивые навыки лишь в
соотнесении основных
цветов, неустойчивые в
различении основных цветов и показали полное отсутствие
навыков
цветоразличения
сопутствующих
цветов
и
цветоназывания
основных
и
сопутствующих цветов.
Таким образом , путем данной исследовательской работы, мы доказали, что системная
работа с детьми по
вышеуказанной
нами методике, в которой помимо обычных
присутствуют нестандартные приемы обучения, такие как – элементы глобального чтения,
заучивание опорных стихов, развивающих кубиков Никитина и методических пособий -
«Дидактическая
черепаха»
и
«Логико
–
Малыш»,
способствует
более
успешному
формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Очень важен при этом и процесс взаимодействия педагога с родителями и воспитателями
группы. В процессе обучения по данной системе дети с ЗПР 5-6 лет учатся не только
уверенно
различать
и
соотносить
основные
и
сопутствующие
цвета,
но
и
получают
прочный навык цветоназывания.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеевская Н. А.
Карандашик
озорной.
Популярное
пособие
для
родителей,
гувернеров и воспитателей. –М.: «Лист» 1998г.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития.
Ранняя диагностика и коррекция задержки
психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999г.
(Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
Борякова Н. Ю. Касицина М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду
для детей с задержкой психического развития . (Организационный аспект) –М.: В.
Секачев,ИОИ,2004г.
Власова Т. А.
Дети с задержкой психического развития (Под редакцией Т. А.
Власовой,
В.
И.
Лубовского,
Н.
А.
Цыпиной;
Научно
исследовательский
институт
дефектологии Академии педагогических наук СССР.- М.: Педагогика, 1984г.
Виноградова Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов .
М.: Айрис-пресс, 2005г.
Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основновами
цветоведения: Методическое пособие, -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.
Забрамная С. Д. Задания для первичного психолого-педагогического обследования
ребенка ( в помощь воспитателю и психологу детского сада),
М.: Просвещение, 1985г.
Т. С. Комарова А. В. Размыслова. Цвет в детском изобразительном творчестве .
М.: Педагогическое общество России, 2002г.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры .
М.: Просвещение, 1991г.
Нищева Н. В Разноцветные сказки . Цикл занятий по развитию речи, формированию
цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие, «Детство-Пресс»,1999г.
Петровский А. В. Психология. Словарь . ( под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г.
Ярошевского), М.: Политиздат,1990г.
Ремезова Л. А. Играем с цветом . Формирование представлений о цвете у дошкольников 3-
4 лет-М.: Школьная пресса, 2004г.
Шевченко
С.
Г. Методическое пособие « Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития».
Книга
1
/
Под
общей
редакцией
С.
Г.
Шевченко.-
М.:
Школьная
пресса,
2003г.
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»
Книга 2: «Тематическое планирование занятий», М.: Школьная Пресса, 2004г.
Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с
ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М.: Школьная
Пресса, 2005г.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ С ЗПР
( по Забрамной С. Д)
«Разноцветная мозайка»
(данная методика может быть использована с 4-х лет)
Цели исследования :
Проверка
восприятия
цветов,
способность
соотнесения
одинаковых
цветов,
различения основных и сопутствующих цветов и их называния.
Оборудование: любая (пластмассовая, бумажная, деревянная) мозайка, состоящая из
12 квадратов и 12 кружков шести цветов (по две фигуры каждого цвета и формы) –
синего, зеленого, желтого, красного, черного и белого.
Процедура проведения.
Задание состоит из 3 этапов:
1.
Ребенку показывают коврик, выложенный из элементов мозайки основных цветов.
Затем
молча
берут
синий
квадратик
и
кладут
на
соответствующий
«кусочек»
коврика. Жестом предлагают ребенку продолжить; если невербальной инструкции
недостаточно, то ребенку говорят:
« Найди
и положи остальные квадратики на свои места».
2.
« Покажи зеленый квадратик, желтый» и т.д.
3.
«Скажи , какого цвета этот квадратик, а этот?»
Аналогично
проводится
обследование
цветовосприятия
сопутствующих
цветов
(оранжевого, голубого, фиолетового, коричневого).
Анализ результатов
С.
Д,
Забрамная
в
своем
пособии
«Задания
для
первичного
психолого-
педагогического обследования ребенка» указывает, что дети с ЗПР к 4-5 годам могут
выполнить первые два задания, используя метод проб. Они удерживают смысл задания
и осуществляют его по аналогии, но для этого
им потребуется больше помощи со
стороны взрослого. Называние же цветов (даже основных) может быть не усвоено
ими и в 5 лет.
Параметры оценки результатов:
Устойчивый
навык цветовосприятия – когда ребенок уверенно автоматически
соотносит, показывает и называет цвета;
Неустойчивый
навык - когда ребенок путается и затрудняется в соотнесении,
определении и назывании цветов;
Навык отсутствует – когда ребенок не может соотнести, показать и назвать
цвета.