Проблема изучения родного языка в Республике Крым.
Автор: Ластавецкая Светлана Дмитриевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Клепининская школа имени 51 Армии" Населённый пункт: С. Клепинино Наименование материала: статья Тема: Проблема изучения родного языка в Республике Крым. Раздел: среднее образование
Проблема изучения родного языка в Республике Крым.
Не утихают разговоры о том, что школьники не хотят учиться, что они
перегружены,
что
современная
система
образования
несовершенна,
не
соответствует требованиям, предъявляемым к школе. Как найти выход из
создавшейся ситуации? Современная педагогика предлагает нам и школы с
углублённым изучением предметов, и лицеи, и гимназии…
Но углублённое изучение предметов – это для одарённых, талантливых.
А зачем нашим ученикам масса новомодных иностранных языков, которые
теперь преподают в гимназиях, если они своего родного языка не знают?
Язык – важнейшее средство человеческого общения. На всех своих
этапах существования он неразрывно связан с обществом, нацией. Эта связь
имеет двусторонний характер: язык не существует вне общества, нации, но и
общество, нация не могут существовать без языка.
Крым — многонационален. Более 170 национальностей и народностей
проживает на его территории. Палитра культур и религий позволяет отнести
полуостров к самым уникальным и необычным местам на планете.
Тот, кто не знает родного языка, не уважает обычаи своего народа, не
хранит их в своём сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего
не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Справедливости ради надо отметить, что Совет министров Республики
Крым издал распоряжение от 27.05.2014 №436-р «Об утверждении Плана
мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от
21.04.2014
№268
«О
мерах
по
реабилитации
армянского,
болгарского,
греческого,
крымскотатарского
и
немецкого
народов
и
государственной
поддержке их возрождения и развития». Министерством образования, науки
и молодёжи Республики Крым разработан порядок выбора в дошкольных и
общеобразовательных
организациях
Республики
Крым
языка
обучения
и
языка
изучения
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
(письмо МОН РК от 06.05.2015 №01-14/1341).
Все
эти
указы
и
распоряжения,
безусловно,
правильные
и
очень
нужные. Если ещё учесть Приложения 2-6, 10-14, 16 (Примерный учебный
план начального (основного) общего образования для общеобразовательных
организаций
Республики
Крым
с
русским
языком
обучения
с
изучением
украинского (крымскотатарского или украинского) языка группой учащихся
класса)
Методических
рекомендаций
по
формированию
учебных
планов
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный
год – картина просто идеальная. А если группы обучающихся, желающих
изучать родной язык в данном классе нет?
На
практике
в
небольших
сельских
школах
один,
два
или
три
обучающихся
на
каждом
уровне
образования.
В
нашей
школе
четыре
обучающихся, желающих изучать украинский язык: 3 класс – 1, 5 класс – 1, 8
класс – 2 (контингент школы – 193 обучающихся). Крымскотатрский язык,
согласно заявлениям родителей, изъявили желание изучать 11 обучающихся.
Как быть? Выход один – только факультативы. А где брать часы? Брать
из выделенных на внеурочную деятельность - запретили. Часы регионального
и школьного компонентов в классах, реализующих ФГОС НОО и ФГОС
ООО,
отсутствуют.
К
тому
же
факультатив
–
это
после
уроков.
Одноклассники идут домой, а ты нет.
Вот и получается, что изучать родной язык надо, да и желание
у
родителей есть, а детей приходится классным руководителям за руку на такие
факультативы водить. Да и, чего греха таить, иногда слышатся негромкие
разговоры о дискриминации.
Есть проблема? Я считаю, что есть. Можно ли её решить? Можно и
надо!
Далеко
ходить
не
надо,
во
всяком
случае
за
пределы
России.
Примерный учебный план Республики Башкортостан.
Ищите и обрящете!