Напоминание

"Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных группах"


Автор: Голубева Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой (дошкольное отделение, с/п "Семицветик")
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных группах"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства

изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных

группах.
Своеобразие использования игровых приёмов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, осо- бенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три ти- па:  занятия по сообщению новых знаний и первоначальному озна- комлению со способами изображения;  занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков;  творческие занятия. Замечательную идею о необходимости рационального сочетания задач обучения и развития творчества на любом занятии выдвинула и сфор- мулировала талантливый учёный, педагог Е.А. Флёрина, которая отметила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть "отдушина" для творчества, а в каждом творческом задании должны быть элементы обучения. Игровые приёмы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятия. На специфику использования игровых приёмов влияет также их ме- сто в структуре занятия. Соответственно этапам художественно- творческой деятельности чётко определяют три части занятия:  первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка;  вторая - процесс его реализации;  третья - связанная с анализом и оценкой детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач. Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приё- мов обучения. Рассмотрим игровые приёмы в разных структурных частях всех типов занятий. Говоря о методике, особое внимание следует обратить на необходи- мость системного применения игровых приёмов обучения. В чём это проявляется? Во-первых, в направленности игровых приёмов детей на занятии: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и испол- нению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего кон- троля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силу- этного или пластического образа).
Во-вторых, при сохранении целостного подхода к руководству дея- тельностью детей на занятии в вариативности этой методики в зависи- мости от ряда факторов:  типа и вида занятия (изображения по памяти, по представлению, с натуры);  возрастной группы;  содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное);  вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок);  индивидуальных особенностей детей. В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей за- мысел будущего рисунка, очень важно предложить им действенный мо- тив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повыша- ется активность дошкольников, что ведёт к повышению качества усвое- ния предлагаемых знаний, умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественно направленные мотив (рисунок для мам, пап, бабушек и т.п.). Но при этом надо учитывать, что изобразительные возможности детей ограничены и поэтому их несовершенные рисунки, поделки нужны небольшому кругу людей. Поэтому целесообразно предложить детям выполнить рисунок для игрушек, сказочных персонажей и т.п. Однако ни в коем случае нельзя формально пользоваться игровой мотивацией, следует соблюдать условия, при которых эта мотивация будет действенной. В другом случае ребята не воспримут или формально примут цели и задачи занятия. При использовании игровых приёмов на занятии с целью предложе- ния детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу (которая совпадает по сути с изобра- зительной), но и выполняли требования к качеству изображения. Поэтому игровой приём должен вызвать у детей желание выполнить работу тре- буемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих. Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу. То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позво- ляет им принять мотив, цель и условия её достижения. Такой опыт дол- жен быть сформирован заранее, на занятии он только "оживляется" с помощью игровых приёмов. Чем меньше дети, тем больше они нуждают- ся в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулиро- ванные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так как только их выполнение позволяет достичь желаемой игровой цели, оформленной в мотиве. Таким образом, игровые приёмы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в её дости- жении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного со- держания. Сочетание обучения и направленности деятельности на других
является, по выражению Б.М. Теплова, одной из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному вос- питанию. Игровые же приёмы помогают решить эти задачи в единстве. Игровые приёмы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например вос- приятия изображаемого предмета. (Далее рассматривается специфика применения игровых приёмов на занятиях, где упражняются в примене- нии знаний и способов деятельности). В процессе обследования предме- тов применяется приём обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным. На таких занятиях (в первой части) полезно подключить детей к по- казу способов изображения. В этом случае можно дополнительно ис- пользовать приём обыгрывания незаконченного изображения. Например, приём сюжетного обыгрывания на занятии по аппликации на тему "Рас- цвели цветы на клумбе ". Показ ребёнка воспитатель обыгрывает, сопро- вождая словом: "Солнышко греет ласково, распустился один лепесток, ещё один… Этот лепесток меньше других вырос, наверное, его солнышко мало грело. Пусть и он подрастёт, сделай его побольше… Вот какой цветок расцвёл…Мне кажется, что он даже пахнет, как живой ". То есть дети не просто активно воспринимают готовую информацию, способ действия, но и анализируют образ, предлагая варианты его улучшения. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгры- вать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры - созда- ваемый образ, а игрушки - средства обыгрывания. Применяя приём обыг- рывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внима- тельны, эмоциональны, активны, их реплики свидетельствуют о "живом", эстетическом восприятии выполняемого рисунка: "Прилетела птица", "Вырос цветок". Такое образное восприятие является, по мнению учёных, показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связа- но с оценкой техники, грамотности работы. Очень существенно, что дети при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно- выразительные средства, которые определяют качество изображения, нуж- ное для последующего игрового использования детских работ, и одно- временно выделены педагогом как необходимые для усвоения. Показ способов изображения, способов действия может быть и неиг- ровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приёма - обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части
занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельно- сти; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов ра- боты и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Такое обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного результата помогает детям припомнить и самостоя- тельно воспроизвести нужный способ изображения. В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, ак- тивность детей особенно высока. Перед началом изображения они по- вторяют правила работы. Например, в работе по теме "Цветы на клумбе" дети плохо подклеили лепестки. Воспитатель изображает, как дует ветер, лепестки опадают, вот-вот опадут. Летит пчела, но на некрасивый цветок она не села! На вопрос: почему? - дети ответили: "Боится крылышки ис- пачкать. Приклеется !" После этого ребята вспоминают правила работы: "Чтобы ветер лепестки не оборвал, надо крепко прижать их салфеткой; чтобы лепестки не были грязными, надо клея брать немного " и т.п. Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приёмов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игру- шек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов ри- сования, аппликации). Во второй части занятии осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем спо- собов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. ("Если ты хочешь, чтобы твой ко- раблик быстро плыл, сделай ещё острее нос, ты мало срезал, такой ко- раблик не разрезает воду, не движется, на месте стоит. На море тихо- тихо, ветра нет, а парус твоей лодки наклонился, сейчас упадёт и лодку перевернёт, что надо сделать, чтобы спасти её?"). В данном случае игро- вые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредото- ченные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае "застоя", пассив- ности, когда ребёнок не знает, что делать дальше, считает работу закон- ченной или устал, потерял интерес к изображению. В ситуации активного поиска ребёнком способов изображения, когда возникают затруднения, достаточно словесного игрового действия: "Какой красивый утёнок бежит к воде, торопится, а этот догоняет! Трудно ему догонять: сам большой вырос, а ножки тонкие, маленькие. Как можно сделать их потолще?" Такое обыгрывание незаконченного изображения помогает в интерес- ной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого обра- за, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны; обеспечить добровольное принятие ребёнком советов взрослого.
При выполнении изображения у детей появляются смелость, уверен- ность в своих силах. Особенно ярко это выражается в поведении обычно несмелых, застенчивых детей, часто повторяющих: "А я не умею!", "А у меня не получается ". Предложенный педагогом и принятый детьми иг- ровой мотив деятельности создаёт как бы приятную перспективу прак- тического использования их рисунков. Детские работы становятся сред- ством достижения игровых целей, поэтому дети раскрепощаются, страх перед сложностью решения изобразительных задач исчезает. В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: "оживить" образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приёмам анализа. В комплексе разных методов и приёмов важно использовать приём обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией ещё в начале занятия, и поэто- му дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятель- ности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой приём вводит детей в изображаемую ситуа- цию, создаёт ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, про- дуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде. Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приёмов в самом разнообразном сочетании между со- бой и с другими приёмами обучения. На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих применяют игровые приёмы, но своеобразие центральных задач этих за- нятий определяет особенности сочетания игровых приёмов с другими. Так на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой его части используют рассказ, объясне- ние, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгры- вание предмета или игрушек с целью обследования. В связи с тем, что на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н.П. Сакулиной, "предмет-эталон" (первый из группы типичных), большая активность при- надлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разго- воров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. В данном случае игровой приём помогает решить комплекс задач: воспри- нять своеобразие формы предмета, предупредить детей о типичной ошибке, которая встречается на начальных этапах освоения изображения новой, но сходной с другой формой. Детей подводят к пониманию необ-
ходимости обследования, установлению важной, как показали исследова- ния Т.С. Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразу- ющим движением. Игровой приём вызывает интерес к предмету изобра- жения, лучшее понимание и желание выполнить задание. В тех случаях, когда воспитатель даёт показ способа изображения, можно использовать приём обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения, сосредоточения внимания на способах действия. При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия большое место занимают приёмы прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет и по возможности косвенные приёмы, вопросы. Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения. Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от зада- чи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребёнка. В том случае, если ребёнок забыл о работе, отвлёкся, можно использо- вать игрушки. При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно ис- пользуют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приёмов: помочь ребёнку увидеть качество работы, каче- ство освоения нового способа изображения в тесной связи с восприяти- ем выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно. Игровой приём в первой части занятия стимулирует творческую актив- ность детей. При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приёмах по сравнению с другими типами за- нятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения. Игровые приёмы оформляют постановку вопросов ("В твоём парке только берёзки растут?"), образные характеристики детских работ ("Ух, какая красавица-птица прилетела… Сияет, словно солнце, даже глаза закрываются"). Смысл их использования заключается во "введении" детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении ребят на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые иг- ровые приёмы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости обра- зов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используе- мыми ребёнком. "Дети, постоим тихонько…посмотрим, чем заняты воро-
бьи. Ой, какой неуклюжий…Почему он не может взлететь? А вот этот нахохлился, обиделся. Почему? Где самый озорной воробей? " и т.п. Вышеизложенная методика применения игровых приёмов может быть использована для руководства изобразительной деятельностью детей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обуче- ние детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщённых умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятель- но использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности. Таким образом, игровые приёмы в сочетании с другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие лично- сти дошкольников, её творческого потенциала, художественных способно- стей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решить. При этом у детей проявляются смелость и уве- ренность в своих силах.


В раздел образования