"Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных группах"
Автор: Голубева Светлана Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой (дошкольное отделение, с/п "Семицветик") Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: "Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных группах" Раздел: дошкольное образование
Особенности применения игровых приёмов в процессе руководства
изобразительной деятельностью дошкольников в разных возрастных
группах.
Своеобразие использования игровых приёмов в большей степени
определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, осо-
бенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач. В
зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия
в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три ти-
па:
занятия по сообщению новых знаний и первоначальному озна-
комлению со способами изображения;
занятия, направленные на упражнение в применении знаний и
формирование навыков;
творческие занятия.
Замечательную идею о необходимости рационального сочетания задач
обучения и развития творчества на любом занятии выдвинула и сфор-
мулировала талантливый учёный, педагог Е.А. Флёрина, которая отметила,
что в каждом занятии обучающего характера должна быть "отдушина"
для творчества, а в каждом творческом задании должны быть элементы
обучения.
Игровые приёмы можно использовать во всех типах занятий.
Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых
ведущими задачами занятия.
На специфику использования игровых приёмов влияет также их ме-
сто
в
структуре
занятия. Соответственно
этапам
художественно-
творческой деятельности чётко определяют три части занятия:
первая часть, во время которой организуют процесс формирования
замысла рисунка;
вторая - процесс его реализации;
третья - связанная с анализом и оценкой детских работ.
Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач.
Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приё-
мов обучения. Рассмотрим игровые приёмы в разных структурных частях
всех типов занятий.
Говоря о методике, особое внимание следует обратить на необходи-
мость системного применения игровых приёмов обучения. В чём это
проявляется?
Во-первых, в направленности игровых приёмов детей на занятии: от
мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и испол-
нению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего кон-
троля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силу-
этного или пластического образа).
Во-вторых, при сохранении целостного подхода к руководству дея-
тельностью детей на занятии в вариативности этой методики в зависи-
мости от ряда факторов:
типа и вида занятия (изображения по памяти, по представлению, с
натуры);
возрастной группы;
содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное);
вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок);
индивидуальных особенностей детей.
В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей за-
мысел будущего рисунка, очень важно предложить им действенный мо-
тив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повыша-
ется активность дошкольников, что ведёт к повышению качества усвое-
ния предлагаемых знаний, умений. Эффективны и наиболее соответствуют
смыслу художественной деятельности общественно направленные мотив
(рисунок для мам, пап, бабушек и т.п.). Но при этом надо учитывать, что
изобразительные
возможности
детей
ограничены
и
поэтому
их
несовершенные
рисунки, поделки
нужны
небольшому
кругу
людей.
Поэтому
целесообразно
предложить
детям
выполнить
рисунок
для
игрушек, сказочных персонажей и т.п. Однако ни в коем случае нельзя
формально пользоваться игровой мотивацией, следует соблюдать условия,
при которых эта мотивация будет действенной. В другом случае ребята
не воспримут или формально примут цели и задачи занятия.
При использовании игровых приёмов на занятии с целью предложе-
ния детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только
поняли и приняли игровую задачу (которая совпадает по сути с изобра-
зительной), но и выполняли требования к качеству изображения. Поэтому
игровой приём должен вызвать у детей желание выполнить работу тре-
буемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения
или проявляя выдумку, творчество в поиске своих.
Дети должны знать, что может произойти, если не выполнить задачу.
То есть наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позво-
ляет им принять мотив, цель и условия её достижения. Такой опыт дол-
жен быть сформирован заранее, на занятии он только "оживляется" с
помощью игровых приёмов. Чем меньше дети, тем больше они нуждают-
ся в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом
условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулиро-
ванные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так как
только их выполнение позволяет достичь желаемой игровой цели,
оформленной в мотиве.
Таким образом, игровые приёмы обучения, создавая игровые мотивы,
близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают
принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в её дости-
жении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного со-
держания. Сочетание обучения и направленности деятельности на других
является, по выражению Б.М. Теплова, одной из важнейших особенностей
и больших трудностей педагогической работы по художественному вос-
питанию. Игровые же приёмы помогают решить эти задачи в единстве.
Игровые приёмы можно применять в первой же части занятия для
организации ориентировочно-исследовательских действий, например вос-
приятия
изображаемого
предмета. (Далее
рассматривается
специфика
применения игровых приёмов на занятиях, где упражняются в примене-
нии знаний и способов деятельности). В процессе обследования предме-
тов
применяется
приём
обыгрывания
игрушек. Если
предполагается
большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько
между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с
детьми, опираясь
на
игровые
персонажи. В
процессе
такой
беседы
педагог
вместе
с
детьми
рассматривает
изображаемый предмет,
припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данным.
На таких занятиях (в первой части) полезно подключить детей к по-
казу способов изображения. В этом случае можно дополнительно ис-
пользовать приём обыгрывания незаконченного изображения. Например,
приём сюжетного обыгрывания на занятии по аппликации на тему "Рас-
цвели цветы на клумбе ". Показ ребёнка воспитатель обыгрывает, сопро-
вождая словом: "Солнышко греет ласково, распустился один лепесток, ещё
один… Этот лепесток меньше других вырос, наверное, его солнышко
мало грело. Пусть и он подрастёт, сделай его побольше… Вот какой
цветок расцвёл…Мне кажется, что он даже пахнет, как живой ". То есть
дети не просто активно воспринимают готовую информацию, способ
действия, но и анализируют образ, предлагая варианты его улучшения.
Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгры-
вать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры - созда-
ваемый образ, а игрушки - средства обыгрывания. Применяя приём обыг-
рывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может
объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя
детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в
относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внима-
тельны, эмоциональны, активны, их реплики свидетельствуют о "живом",
эстетическом восприятии выполняемого рисунка: "Прилетела птица",
"Вырос цветок". Такое образное восприятие является, по мнению учёных,
показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связа-
но с оценкой техники, грамотности работы. Очень существенно, что дети
при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно-
выразительные средства, которые определяют качество изображения, нуж-
ное для последующего игрового использования детских работ, и одно-
временно выделены педагогом как необходимые для усвоения.
Показ способов изображения, способов действия может быть и неиг-
ровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой
части занятия другой вид игрового приёма - обыгрывание готового
изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части
занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельно-
сти; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов ра-
боты и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение
задания. Такое обыгрывание в первой части занятия с целью оценки
предварительного результата помогает детям припомнить и самостоя-
тельно воспроизвести нужный способ изображения.
В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание
готового или частично выполненного (во время показа) изображения, ак-
тивность детей особенно высока. Перед началом изображения они по-
вторяют правила работы. Например, в работе по теме "Цветы на клумбе"
дети плохо подклеили лепестки. Воспитатель изображает, как дует ветер,
лепестки опадают, вот-вот опадут. Летит пчела, но на некрасивый цветок
она не села! На вопрос: почему? - дети ответили: "Боится крылышки ис-
пачкать. Приклеется !" После этого ребята вспоминают правила работы:
"Чтобы ветер лепестки не оборвал, надо крепко прижать их салфеткой;
чтобы лепестки не были грязными, надо клея брать немного " и т.п.
Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приёмов
может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игру-
шек, сюжетно-изобразительная
игра
с
незаконченным
изображением,
обыгрывание законченного изображения (результата показа способов ри-
сования, аппликации).
Во второй части занятии осуществляется руководство процессом
воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем спо-
собов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются
в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом
использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога
как бы завершают это обыгрывание. ("Если ты хочешь, чтобы твой ко-
раблик быстро плыл, сделай ещё острее нос, ты мало срезал, такой ко-
раблик не разрезает воду, не движется, на месте стоит. На море тихо-
тихо, ветра нет, а парус твоей лодки наклонился, сейчас упадёт и лодку
перевернёт, что надо сделать, чтобы спасти её?"). В данном случае игро-
вые действия с применением игрушек могут отвлечь детей. Сосредото-
ченные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как
помеху. Практическое обыгрывание допустимо в случае "застоя", пассив-
ности, когда ребёнок не знает, что делать дальше, считает работу закон-
ченной или устал, потерял интерес к изображению. В ситуации активного
поиска ребёнком способов изображения, когда возникают затруднения,
достаточно словесного игрового действия: "Какой красивый утёнок бежит
к воде, торопится, а этот догоняет! Трудно ему догонять: сам большой
вырос, а ножки тонкие, маленькие. Как можно сделать их потолще?"
Такое обыгрывание незаконченного изображения помогает в интерес-
ной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого обра-
за, помочь дошкольнику увидеть его выразительность и слабые стороны;
обеспечить добровольное принятие ребёнком советов взрослого.
При выполнении изображения у детей появляются смелость, уверен-
ность в своих силах. Особенно ярко это выражается в поведении обычно
несмелых, застенчивых детей, часто повторяющих: "А я не умею!", "А у
меня не получается ". Предложенный педагогом и принятый детьми иг-
ровой мотив деятельности создаёт как бы приятную перспективу прак-
тического использования их рисунков. Детские работы становятся сред-
ством достижения игровых целей, поэтому дети раскрепощаются, страх
перед сложностью решения изобразительных задач исчезает.
В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: "оживить" образ,
помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить
желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных
задач этой части занятия является обучение детей приёмам анализа. В
комплексе
разных
методов
и
приёмов
важно
использовать
приём
обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование
работы обусловлено игровой мотивацией ещё в начале занятия, и поэто-
му дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятель-
ности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и
их причины. Этот игровой приём вводит детей в изображаемую ситуа-
цию, создаёт ощущение участия в событиях. Игровые действия могут
обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, про-
дуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками,
рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго
до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это
проявляется
в
оценке
рисунка
соседа
по
столу, затем
первых
изображений, выставленных на стенде.
Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение
детей в применении усвоенных знаний, способов действия, используются
все виды игровых приёмов в самом разнообразном сочетании между со-
бой и с другими приёмами обучения.
На занятиях по сообщению новых знаний, а также творческих
применяют игровые приёмы, но своеобразие центральных задач этих за-
нятий определяет особенности сочетания игровых приёмов с другими.
Так на занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых
способов изображения в первой его части используют рассказ, объясне-
ние, показ воспитателем способов действия. Часто используется обыгры-
вание предмета или игрушек с целью обследования. В связи с тем, что
на данных занятиях обычно обследуется, по выражению Н.П. Сакулиной,
"предмет-эталон" (первый из группы типичных), большая активность при-
надлежит педагогу. Процесс обследования, выделения внешних признаков
предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разго-
воров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. В
данном случае игровой приём помогает решить комплекс задач: воспри-
нять своеобразие формы предмета, предупредить детей о типичной
ошибке, которая встречается на начальных этапах освоения изображения
новой, но сходной с другой формой. Детей подводят к пониманию необ-
ходимости обследования, установлению важной, как показали исследова-
ния Т.С. Комаровой, связи между обследующим жестом и формообразу-
ющим движением. Игровой приём вызывает интерес к предмету изобра-
жения, лучшее понимание и желание выполнить задание.
В тех случаях, когда воспитатель даёт показ способа изображения,
можно использовать приём обыгрывания и создаваемого образа с целью
объяснения, сосредоточения внимания на способах действия.
При руководстве процессом создания образа в данном типе занятия
большое место занимают приёмы прямого обучения: дополнительный
показ, объяснение, совет и по возможности косвенные приёмы, вопросы.
Целесообразно использовать и обыгрывание рисунков. Первоначальное
освоение способов изображения всегда вызывает у детей затруднения.
Когда дети сосредоточены на новом для них задании, не следует
отвлекать их игрой. Более целесообразно обыгрывание со словесными, а
не с практическими действиями, так как это не отвлекает детей от зада-
чи и позволяет ненавязчиво, доходчиво корректировать действия ребёнка.
В том случае, если ребёнок забыл о работе, отвлёкся, можно использо-
вать игрушки.
При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно ис-
пользуют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение
этих игровых приёмов: помочь ребёнку увидеть качество работы, каче-
ство освоения нового способа изображения в тесной связи с восприяти-
ем выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые
действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при
типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках.
На занятиях творческого характера в первой части обыгрывание
игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание,
вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.
Игровой приём в первой части занятия стимулирует творческую актив-
ность детей.
При руководстве воплощением замысла нет принципиальной разницы
в используемых игровых приёмах по сравнению с другими типами за-
нятий. Воспитатель реже использует совет, больше вопросы, поощрения.
Игровые приёмы оформляют постановку вопросов ("В твоём парке только
берёзки растут?"), образные характеристики детских работ ("Ух, какая
красавица-птица
прилетела…
Сияет,
словно
солнце,
даже
глаза
закрываются"). Смысл их использования заключается во "введении" детей
в изображаемые ситуации, в образ, направлении ребят на поиск своих
способов изображения, поддержании интереса к деятельности.
При анализе и оценке творческих работ используют те же самые иг-
ровые приёмы, что и в других типах занятия, но направлены они в
первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости обра-
зов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используе-
мыми ребёнком. "Дети, постоим тихонько…посмотрим, чем заняты воро-
бьи. Ой, какой неуклюжий…Почему он не может взлететь? А вот этот
нахохлился, обиделся. Почему? Где самый озорной воробей? " и т.п.
Вышеизложенная методика применения игровых приёмов может быть
использована для руководства изобразительной деятельностью детей во
всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обуче-
ние детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых
знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению
в их применении и формированию при этом обобщённых умений и
навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятель-
но использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при
этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой
основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их
творческие способности.
Таким образом, игровые приёмы в сочетании с другими методами и
приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие лично-
сти дошкольников, её творческого потенциала, художественных способно-
стей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников
интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные
формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи
и пытается их решить. При этом у детей проявляются смелость и уве-
ренность в своих силах.