Автор: Щукина Людмила Михайловна Должность: учитель иностранного языка Учебное заведение: МБОУ СШ № 108 Населённый пункт: Красноярск Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Обучение грамматике на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Обучение грамматике на уроках английского языка как
средство активизации учебного процесса
.
Цель :
рассмотреть грамматические упражнения при обучении грамматике на
уроках иностранного языка как средство активизации учебного процесса, а также
как средство развития их мышления, самостоятельности и использование
получаемых знаний для формирования учебных умений и навыков.
Переход страны на рыночные условия развития экономики ставит на одно из
важнейших мест конкурентно - способность продукции, техники и технологии,
кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на
рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим главным
капиталом – своими знаниями.
Всё это поставило перед учебными заведениями среднего образования новые
задачи по повышению качества и эффективности, воспитания и развития будущих
выпускников. Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого
уровня постановки учебного процесса.
В связи с тем, что деятельность учебных заведений уже не регламентируется
жесткими установками централизованных указаний, появилась возможность для
учителей проявлять инициативу, педагогическое творчество, использовать
передовой педагогический опыт и проводить педагогические эксперименты.
Вместе с предоставленными свободами учителя и принимают ответственность
владения передовым опытом, методиками обучения, воспитание и развитие
учащихся. Педагогическая действительность ставит перед нами новые вопросы
ежедневно, решать которые ему приходиться самому, полагаясь на свои знания,
опыт, интуицию и педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство является разносторонним процессом, содержащим
воспитательный и развивающий фактор. Когда в процессе обучения учащиеся
выполняют не только инструктивные указания но и вдумываются в свои действия,
высказывают свои суждения и свои решения, эффект таких занятий значительно
повышается.
Также оно включает в себя четкое представление о сущности, основных
характеристиках и закономерностях учебного процесса.
Давайте рассмотрим определение понятия, которым будем оперировать в
данной статье – «учебный процесс». Это совокупность последовательных и
взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на прочное
усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умений применять их
в жизни, развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся,
формирование основ мировоззрения. В процессе обучения не ставиться задача
открытия новых научных или технических истин, а требуется их усвоение и
практическое применение.
Взаимодействие в системе преподавания необходимо рассматривать из позиции
педагогических средств:
1. Методов
2. Организационных форм
3. Средств обучения
Почему нам необходимо рассматривать именно систему преподавания , а не
отдельно взятый компонент? Ответ, мне кажется, в том, что человека нельзя
рассматривать как простой объект обучения , а необходимо рассматривать его тем,
кем он является на самом деле - ЛИЧНОСТЬЮ. Еще в начале становления науки
педагогики, великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что.. «процесс
обучения – это здание, фундаментом которого являются знания, умения и навыки.
А венчает это здание развитие и воспитание личности» .
см. приложение №1(таблица).
Следующим основным компонентом учебного процесса является его
содержание.
Содержание обучения определяется содержанием образования, которое
реализуется в ходе учебного процесса. Содержание образования отражено в
учебной программе соответствующего предмета. В нашем случае мы будем
варьировать процессом обучения грамматики на уроках английского языка.
Учебный процесс призван осуществить три взаимосвязанные функции:
образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция заключается в формировании у учащихся системы
научных, технических, технологических знаний-фактов, законов, закономерностей
теорий, явлений, процессов, способов деятельности; в формировании умений
применять полученные знания для решения учебных задач ; в формировании у
учащихся общих и специальных учебных умений.
Воспитательная функция учебного процесса проявляется в том , что обучение
постоянно воспитывает учащихся- развивает процесс общения и взаимного
уважения. Обучение помогает воспитывать положительные качества характера:
настойчивость, упорство и трудолюбие. Решение определенной задачи зависит от
содержания , форм , методов и организации учебного процесса. В ходе изучения
материалов о природе, взаимоотношениях и мире вокруг нас у учащихся
формируются основы научного мировоззрения о том , что в мире все подчиняется
определенным законам и эти законы необходимо изучать и применять. Эта функция
процесса обучения включает также воспитание коллективизма, дружбы, готовности
к социальному общению ( например при подготовке диалогов), воспитание
трудовой и учебной дисциплины на примерах запоминания правил грамматики,
ответственности, инициативности, формирование норм поведения в ходе учебного
процесса.
Развивающая функция учебного процесса проявляется в формировании у
учащихся рациональных приемов и опыта мышления; в развитии познавательной
активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли
и настойчивости в движении к цели, умений и привычек планировать и
контролировать учебный труд, в формировании умений и привычек к
самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии
внимания, памяти, речи, воображения.
Для учителей средних учебных заведений важно владеть практическими
методами обучения, прежде всего –умелое руководство упражнениями, как
ведущим практическим методом. В своей работе я рассматриваю упражнения по
грамматике, как средство получения языковой грамотности учащегося, что очень
важно в условиях подготовки конкурентно -способных учеников для поступления
в ВУЗ или дальнейшего обучения в школе или выхода в жизнь
Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных
действий для сознательного их совершенствования. И, следовательно , не каждое
упражнение может привести к поставленной цели. Упражнение как метод
обучения и развития должно отвечать следующим требованиям:
1. Упражнение – это не только повторение, но и обязательное движение вперед.
Считаю , что указанные ниже упражнения творческого характера отвечают этому
требованию.
2.Каждое упражнение должно иметь четкую цель: чему научиться, что освоить,
отработать, закрепить, развить и др. В упражнениях обучению грамматики видна
четкость постановки учебных целей перед каждым этапом . Рассмотрим в качестве
примера постановку конкретных целей на этапе « ознакомление и первичное
закрепление грамматического материала» : создать основы грамматического
действия для последующего формирования навыка в различных навыках общения.
3.Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и
позитивной мотивацией учебной деятельности учащихся. Данное требование
сложно применить при обучении грамматики, но в качестве языковой «разминки»
можно использовать для повышения мотивации упражнения по грамматике
творческого характера.
4. В процессе упражнений на каждом этапе учащийся должен четко
представлять себе, каких результатов он добился , насколько успешно выполняется
их цель. Реализация этого требования к упражнениям видна на примере
употребления упражнений репродуктивного, воспроизводящего характера
( например, определить то-то , доказать то-то, выполнить по образцу,
проанализировать и др.)
Это важно и полезно, но не всегда этого достаточно для выработки прочных
знаний.
Одним из способов обеспечения прочности знаний учащихся является
правильное определений установок на запоминание: например, учащимся важно
определить и нацелить их на то, что они должны запомнить ( например
грамматическое определение или правило ). Что воспроизводить своими словами, а
с чем просто ознакомиться, не стараясь запомнить.
Из всего выше сказанного становиться понятным , что для активизации
учебного процесса необходимо:
1. четкость поставленных задач к каждому виду упражнения;
2. логическое осмысление учащимися заданий;
3. мотивация результатом;
4. взаимодействие учителя с учащимися.
Рассмотрим практическую часть используемых упражнений:
Формирование речевых грамматических навыков.
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с
учетом условий функционирования грамматических структур в речи.
Целесообразно выделить три основных этапа формирования грамматического
навыка в продуктивной речи: 1) ознакомление и первичное закрепление ; 2)
тренировка; 3) применение.
Давайте рассмотрим этап ознакомления и первичного закрепления
грамматического материала.
Целью данного этапа является создание ориентировочной основы
грамматического действия для последующего формирования навыка в различных
ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение,
формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить
контроль её понимания учащимися и первичное закрепление.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного
усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых
устно или в чтении, под руководством учителя в следующем порядке:
1 Общая установка на функциональную направленность новой
грамматической структуры. ( Например : Сегодня мы узнаем. Как нужно
говорить, если… .)
2 Создание и предъявление учебно-речевых ситуаций, типичных для
функционирования новой грамматической структуры; восприятие обучаемыми
структуры на слух или визуально и её понимание как результат
экстралингвистических и речевых действий.
3 Контроль понимания значения новой грамматической структуры и
правильности ее употребления посредством выборочного перевода с иностранного
на родной язык, выполнения и комментирования физических действий, применения
наглядности, условного перевода и других приемов, не требующих
воспроизведения новой структуры.
4 «Разыгрывание» речевых поступков в «предлагаемых обстоятельствах» с
использованием кукольного театра. В экспозиции сообщаются персонажи, если
нет соответствующей фонограммы, «озвучивает» преподаватель. «Предлагаемые
обстоятельства» могут сочетаться со зрительной наглядностью .
Этот этап работы очень важен при работе с грамматикой так как при
правильной постановке установки появляется осознанная ориентировочная основа
действий у учащегося. На уроках этого этапа часто спрашиваю: « цель работы
понятна? Задача ясна?»
Посмотрим примеры упражнений , которые важны на этапе закрепления
лексических навыков при изучении грамматики.
Упражнения репродуктивного характера :
1 Сравните употребление … в следующих ситуациях и скажите, по какому
признаку они противопоставлены.
2 Скажите, какие из приведенных предложений не имеют смысла в
следующих ситуациях.
3 Выберите подходящую форму из нескольких данных.
4 Выпишите предложения с … .
5 Образуйте грамматические формы по образцу (правилу).
См. приложение №2 (примеры ).
Данная группа упражнений развивает мышление учащихся, их логику ,
учит сопоставлять , наблюдать, делать выводы.
Тренировка грамматического материала
Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или
оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая
структура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение
упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по
образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списывания
текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.
Повторите … вслед за диктором.
Повторите … в паузах вслед за диктором, обращая внимание на повышение
(понижение) тона к концу предложения.
Перепишите следующие предложения.
Подстановочные упражнения используются для закрепления
грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении
грамматической структуры в аналогичных ситуациях.
Данный вид упражнений обеспечивает прочность усвоения знаний
учащихся. Но , чтобы упражнения на воспроизведение не превратились в простую
зубрежку, следует контролировать , чтобы материал был понят и осмыслен
учащимися. На данном этапе я часто переспрашиваю учащихся, понятен ли
материал, в чем испытывают они трудность . Для повышения мотивации
выполнения упражнений использую варьирование ситуаций , фрагменты учебных
фильмов.
Упражнения конструктивного характера :
1 Составьте как можно больше предложений, используя таблицу. Переведите
предложения, отмеченные звездочкой.
2 Составьте предложения из заданных слов.
3 Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.
4 Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по
аналогии.
5
Ответьте на вопросы, используя образец.
6 Закончите предложения по образцу.
см. приложение №3 (образец раздаточного материала по грамматике – карточка)
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки
комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических
структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения
в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и
противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из
отдельных усвоенных частей ранее частей целые высказывания с новым
содержанием. Выбор вида упражнения зависит от конкретной задачи: например
1 Дополните предложение, обращая внимание на … .
2 Замените выделенные слова … .
3 Опровергните высказывания и дополните их.
4 Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации
грамматического материала к условиям реального общения. Организация игры
предполагает создание речевой ситуации, включающей атрибуты игры, ролевые
предписания, коммуникативное задание.
Упражнения творческого характера:
1 Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише
и тише. (Игра «эхо»).
2 Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
3 Угадайте, что (кто) это? (Указывая признаки).
4 Определите правдивость или ложность утверждения. (Игра «правда –
неправда).
5 Подвергните высказывания собеседника сомнению. (Игра «форма
неверующий»).
6 Найдите и исправьте ошибки в тексте. (Игра «корректор»).
Применение грамматического материала в речи
Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых
активизируйте грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в
соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут
проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов,
кинофрагментов.
Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно
проводить посредством:
а) Активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе
дилогических и монологических высказываний в ситуациях общения;
б )Различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного
(прочитанного) текста;
в) Употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи;
г) Включения в беседу освоенного грамматического материала в новых
ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление
грамматических структур;
д) Беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, просмотренному
диафильму (кинофильму, кинофрагменту), предполагающей свободное
противопоставление грамматических форм;
е) Организации и проведения различных видов грамматически направленных
ролевых игр.
Примеры упражнений творческого характера для совершенствования
речевого грамматического навыка:
-Прокомментируйте действия вашего товарища (персонажей учебного
фильма).
-Прослушайте короткий рассказ и объясните, почему … .
-Прослушайте короткий диалог и скажите почему….
-Придумайте логическое завершение рассказа.
- Возьмите интервью.
-Вас приглашают на … объясните свой отказ или согласие
Для выполнения данного вида упражнения необходимо владеть основным
объемом лексического материала по данной теме .И, наконец, поговорим о
контроле знаний.
Контроль грамматических навыков
Контроль грамматических навыков может быть текущим или выделяться в
отдельный этап. Учитель может осуществлять его непосредственно в процессе
самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) или
использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения.
Примеры упражнений для проведения контроля
грамматических навыков:
-Кратко расскажите о … .
-Опровергните утверждение о … .
-Закончите приведенные высказывания.
-Опишите картинку (составьте ситуации).
-Образуйте грамматические формы от следующих глаголов.
-Укажите разницу между…
-Составьте вопросы..
-Исправьте грамматические ошибки в тексте.
ВЫВОД : таким образом из вышеизложенного материала мы видим :
1.
что с помощью данных упражнений формируются речевые грамматические
навыки на уроках иностранного языка при обучении грамматики.
2.
также мы видим то, что учебный процесс – это целостное педагогическое
явление. Все его основные компоненты тесно взаимосвязаны. Цели обучения
воплощены в содержании образования, которое определяет формы, методы и
средства обучения, т. е. деятельность ученика и учителя.
3.
результативность процесса обучения и его активизация невозможна без
воспитания, так как объектом обучения является не бездушное существо, а
личность – человек, с его индивидуальностью характера и интересов.
4.
Выбор системы упражнений на каждом уроке будет зависеть от
поставленных целей урока и индивидуальных особенностей группы и
профессии учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Методика под редакцией А.А. Леонтьева. М. 1988. 180с.
2.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычного говорения. М. 1985.
208 с.
3.Маслыко Е.А. Бабинская П.К. Будько А.Ф.Настольная книга преподавателя
иностранного языка .Минск .Вышейшая школа. 1999. 520 с.
4. И. П. Подласый.Педагогика.М.1999.780с.
5.Скакун В.А.Основы педагогического мастерства.М.форум.2008.204с.
6.Амонашвили Ш. А..Размышления о гуманной педагогике.М.,2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Воспитанность
Мировоззрение
Кругозор, эрудиция
Качества ума
Приемы учетной работы
Навыки самообразования
Интерес, активность
Работоспособность
Профориентация
Знания, умения, навыки
Сформированность
развития личности
Приложение № 2
Примеры использования грамматических упражнений при
закреплении лексического материала
Цель использования грамматического упражнения: актуализация опорных знаний
по теме, используя грамматический оборот « made of».
1.
Повторение грамматической структуры: « сделано из»
Учитель дает задание:
- скажите по образцу: « это кольцо сделано из..»-
Используя слова, данные на доске.
This …. is made of …
These … are made of ..
(ring, tablet, pen, chain
earrings, rings, tables; bone, stone, gold, steel, wood.)
Учащиеся, используя слова, данные в рамке , составляют предложения о том из
чего сделан тот или иной предмет.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Составь предложение из данных слов:
1. He, dances, like, sings, I, way, and, the.
2. To, souvenirs, Elvis, these, me, remember, help.
3. Listen, on, I, music, to, prefer, to, TV.
4. Life, me, of, don’t, the, interest, details, his.
5. Their, don’t, quiet, idols, and, they, peace, give.
Продолжи предложение:
1. this ring is made of….
2. these rings are made of…
3. this table is made of…
4. these tables are made of…
5. these books are made of..
6. this chair is made of…
( gold, wood, paper, stone etc..)