Автор: Ковалок Людмила Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Губкинский, ЯНАО Наименование материала: конспект Тема: Морфологические признаки причастия Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по теме «Морфологические признаки причастия»
Предмет Русский язык
Класс 6
Дата 12.12.2016г.
Тема урока Морфологические признаки причастия
Цели деятельности учителя:
Образовательные:
продолжить
работу
над
формированием
навыка
самостоятельно изучать
лингвистический
материал;
сформировать
умение устанавливать взаимосвязи между морфологическими признаками глагола, имени прилагательного и причастия ,
обосновывать свой выбор.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, навыки самостоятельной работы
обучающихся;
расширять словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах; воспитывать интерес
к родному языку.
Тип урока Урок систематизации знаний
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать морфологические признаки причастия как особой формы глагола,
уметь устанавливать взаимосвязи между
морфологическими признаками причастия, глагола, имени прилагательного,
графически представить взаимосвязи на ментальной карте,
обосновывать свой выбор.
Личностные: оценивать успешность своей деятельности на уроке, при работе в группе.
Метапредметные: определять и формулировать цель на уроке; работать в группе;
планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок; высказывать своё предположение ( регулятивные УУД )
Уметь формулировать и аргументировать своё мнение; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им ( Коммуникативные УУД ).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя и осознавать необходимость
нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на
уроке;
уметь
анализировать,
обобщать,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
критерии
классификации
материала
( Познавательные УУД ).
Основные термины и понятия: морфология, причастие, глагол, имя прилагательное, причастный оборот.
Методы и формы работы на уроке: деятельностный метод, работа в группе.
Образовательные ресурсы: учебник русского языка под ред.М.М. Разумовской.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Содержание
Деятельность
обучающихся
Деятельность учителя
I. Организационный
этап.
II. Актуализация
знаний.
- Здравствуйте, ребята! Наш урок
сегодня я хотела бы начать с
интересного афоризма. Но дело в
том, что слова его рассыпались.
Кто поможет мне?
Ребята, у нас получилось
выражение: «С малой удачи
начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
-Я вам желаю, чтобы сегодня вам
сопутствовала удача, которая
поможет нашему уроку быть
успешным!
-Начнём нашу работу с Блиц-
опроса по теме прошлого урока.
Напомните, о чём мы говорили.
Блиц-опрос
- Что такое причастие?
- От какой части речи образовано
причастие?
- Какие общие морфологические
признаки у глагола и причастия?
- Какие грамматические признаки
схожи у причастия и имени
прилагательного?
Приветствуют учителя.
Слушают учителя.
Составляют афоризм.
Рассуждают, выказывают
свои предположения,
участвуют в диалоге с
учителем.
Обучающиеся отвечают
на поставленные
вопросы, приводят
примеры.
Мотивирует, включает
обучающихся в деятельность.
Учитель проверяет, как
обучающиеся усвоили
предыдущую тему, проводит блиц-
опрос
III.Постановка учебной
задачи, цели урока.
IV.Реализация
выбранного проекта.
- Какова синтаксическая роль
причастия в предложении?
Сегодня на уроке мы обобщим
знания о морфологических
признаках причастия как части
речи.
Какие задачи мы поставим перед
собой для достижения
поставленной цели?
Ребята, обобщим знания о
морфологических признаках
причастия при составлении
ментальной карты.
Критерии оценки ментальной
карты:
1.Использованы все термины и
понятия, входящие в данный раздел
(Один термин – 1балл)
2. Установлены взаимосвязи (Одна
Слушают учителя.
Формулируют задачи
урока.
Обучающиеся
знакомятся с критериями
оценки ментальных карт,
обсуждают их,
составляют алгоритм
действий в соответствии
с критериями.
Формулирует цель урока.
Направляет обучающихся при
определении задач урока.
Сообщает критерии оценки
ментальных карт.
V.Этап рефлексии
деятельности.
VI. Домашнее задание.
взаимосвязь (стрелка) – 1балл).
3. Точно указана взаимосвязь, то
есть стрелка подписана (одно
указание – 1 балл).
4. Иерархия (1 балл)
5. Указаны конкретные примеры
(один пример –1 балл).
6. Эстетичность выполнения
работы (от 1 до 5 баллов).
7. Оригинальность работы (от 1 до
5 баллов).
Ребята, оцените свою работу в
группе.
Сочинить лингвистическую сказку
о том, как появилось причастие.
Обучающиеся
составляют ментальные
карты по группам.
Обучающиеся
оценивают свою работу в
группе.
Обучающиеся
записывают домашнее
задание.
Наблюдает за работой
обучающихся.
Организовывает оценку, раздаёт
оценочные таблицы.
Сообщает домашнее задание,
контролирует запись в дневники.
Критерии оценки совместной работы в группе
4
3
2
1
Вклад в работу
группы
Я активно вношу свой
вклад в групповое
обсуждение.
Я принимаю и выполняю
все порученные мне
задачи.
Я помогаю группе в
постановке целей.
Я помогаю группе в
достижении общих целей.
Я участвую в групповых
обсуждениях.
Я выполняю свои задачи.
Я участвую в постановке
задач.
Я помогаю группе в
достижении целей.
Иногда я вношу свой
вклад в работу группы
Я выполняю свои задачи,
если мне помогают.
Изредка я участвую в
постановке задач.
Мне трудно удерживать
цели.
Я предпочитаю не
участвовать.
Я не выполняю свои
задачи.
Я не помогаю ставить
задачи.
Я не стремлюсь достичь
цели.
Взаимодействия с
группой
Я предлагаю к
обсуждению множество
идей и делюсь
необходимой
информацией.
Я делюсь своими идеями,
когда меня к этому
побуждают.
Я позволяю всем делиться
Я делюсь своими идеями,
когда меня к этому
побуждают.
Я позволяю большинству
Я не люблю делиться
своими идеями.
Я не участвую в
групповых обсуждениях.
Я побуждаю других
делиться своими идеями.
Я слушаю других и
высказываюсь.
Я всегда внимательно
отношусь к чувствам и
мыслям других людей.
своими идеями.
Я могу слушать других.
Я внимателен к чувствам
и мыслям других людей.
делиться своими идеями.
Иногда я слушаю других
людей.
Иногда я принимаю во
внимание чувства и
мысли других людей.
Я прерываю других, когда
они высказывают свои
идеи.
Мне интереснее говорить,
а не слушать других
людей.
Когда я работаю, я не
обращаю внимание на
чувства и мысли других
людей.