"Формирование ИОС ОУ в условиях перехода на ФГОС ООО"
Автор: Иванова Наталья Михайловна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 35" Населённый пункт: г. Киселевск Наименование материала: Программа информатизиции Тема: "Формирование ИОС ОУ в условиях перехода на ФГОС ООО" Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 35»
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
«Формирование информационно-образовательной среды
образовательного учреждения (ИОС ОУ)
в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный
Стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)»
(2013-2017 гг)
Содержание программы
1.
Паспорт программы
2.
Пояснительная записка
3.
Анализ состояния уровня информатизации к началу разработки данной программы и
тенденции развития информатизации образования школы
4.
Цель и задачи программы
5.
Механизм реализации программы
1.
Паспорт программы
Наименование
Программы
«Формирование
информационно-образовательной
среды
образовательного учреждения (ИОС ОУ) в условиях перехода
н а Федеральный государственный образовательный Стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО)»
МБОУ ООШ № 35
2013-2014 гг.
Разработчики программы
Учитель информатики Иапнова Н. М.
Нормативно-правовые
основания для разработки
Программы
Закон РФ "Об образовании".
Федеральный
государственный
образовательный
Стандарт
основного общего образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка".
Закон РФ «О персональных данных»
Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации"
Устав школы.
Программа развития школы на 2013-2017 гг.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Повышение
качества
образования
через
развитие
системы
универсальных
учебных
действий
посредством
формирования
единой информационно - образовательной среды и интенсивного
внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в образовательный процесс.
Задачи программы:
1.
Создать современное единое информационно-образовательное
пространство школы с целью оптимизации общекультурного,
личностного
и
познавательного
развития
детей,
создания
условий для достижения успешности всеми обучающимися.
2.
Продолжить
оснащение
образовательного
п р о ц е с с а
аппаратными, программными и образовательными ресурсами:
техническое обеспечение
(компьютеры,
оргтехника,
ЛВС
и
прочее
оборудование);
интеллектуальное
сопровождение
(наличие электронных (цифровых) образовательных ресурсов);
соответствующие педагогические
технологии,
которые
обеспечивают обучение в этой среде с получением конкретных
результатов.
3.
Создать
условия
для
непрерывного
профессионального
развития
педагогических
работников
школы
в
условиях
перехода
на
ФГОС
ООО.
Подготовить
педагогические
и
административные
кадры
в
области
изучения
программных
средств информатизации.
4.
Создать
условия
для
самореализации и
повышения
ИКТ-
компетентности
обучающихся. Информационная деятельность
ученика и информационное взаимодействие (между учеником,
учителем
и
средством
обучения)
должны
способствовать
становлению
таких
личностных
качеств
ученика,
как
способность
к
самообразованию,
с а м ово с п и т а н и ю ,
самообучению,
саморазвитию,
развитию
познавательного
интереса, трудолюбия, умения применять полученные знания на
практике.
5.
Провести интеграцию компьютерных и Интернет-технологий в
процесс управления школой.
6.
Внедрить в образовательный процесс сетевые информационные
т ех н ол о г и и .
Р а з в и ват ь
с е т е ву ю
о б р а з о в а т е л ь н у ю
инфраструктуру: создать условия для взаимодействия семьи и
школы
через
единое
информационное
пространство
школы;
создать
условия
обеспечения
открытого
доступа
к
образовательным
ресурсам
во
внеурочное
время
для
всех
участников образовательного процесса.
Целевые индикаторы:
количественный
рост
ЭОР,
внедренных
в
учебный
процесс
(штук);
рост
количества
методических
материалов,
подготовленных
учителями школы и размещенными на школьном
сайте, в
творческих мастерских педагогов (штук);
доля педагогов от общего количества, использующих ЭОР в
учебном процессе (%);
доля
педагогов
от
общего
количества,
ведущих
личные
образовательные сайты (%);
процентное
соотношение
количе ства
ш кол ь н и ко в ,
принимающих участие в сетевых проектах, к общему числу
школьников, обучающихся в образовательном учреждении (%);
количество
ежедневных,
постоянных,
периодических
посетителей, из числа работников и обучающихся ОУ области,
образовательных порталов (чел.);
доля
педагогов
/
обучающихся
вовлеченных
в
конкурсно-
проектную деятельность с применением ИКТ (%);
систематически обновляемый сайт ОУ;
процентное
соотношение
педагогов,
использующих
ИКТ
на
учебных занятиях, к общему количеству педагогов работающих
в школе(%);
доля семей, имеющих возможность
оперативно в электронном
виде получать информацию об успеваемости своих детей, в об-
щей численности семей обучающихся (%).
Основные направления
реализации программы
совершенствование информационного пространства школы;
развитие материально-технической базы школы;
формирование
компетенций
педагогов
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий,
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности на основе интеграции урочной и внеурочной
деятельности, использование информационных технологий
для
непрерывного
профессионального
образования
педагогов и оптимизации учебного процесса;
обеспечение
условий
для
формирования
личности,
способной
быстро
ориентироваться
в
динамично
развивающемся
и
обновляющемся
информационном
пространстве, способной получать, использовать и создавать
разнообразную
информацию,
принимать
обоснованные
решения
и
решать
жизненные
проблемы
на
основе
полученных знаний, умений и навыков;
автоматизация
организационно-распорядительной
деятельности
школы
с
внедрением
новых
сетевых
технологий;
создание
условий
для
взаимодействия
школы
с
семьей
через единое информационное пространство школы.
Исполнители основных
мероприятий
Педагогический коллектив, администрация школы, ученики школы,
родители
Сроки и этапы
реализации
I этап – 2013 Подготовительный:
- начало выполнения Программы информатизации.
II этап – 2014-2015 гг. Опытно-экспериментальный:
- апробация новшеств и преобразований - внедрение их в работу
школы.
III этап – 2016-2017 гг. Обобщающе-аналитический:
- подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с
целями
и
задачами
по
основным
направлениям
реализации
Программы
Объемы финансирования
Система организации
контроля за исполнением
мероприятий Программы
Результаты
поэтапного
выполнения
мероприятий
Программы
рассматриваются
на
педагогическом
совете,
методическом совете, на заседаниях Управляющего совета, на
итоговых конференциях школы
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы
новая
модель
образовательного
пространства
школы,
включающая
организацию урочной
и внеурочной
деятельности в рамках системно-деятельностного подхода;
массовое освоение средств информационных технологий -
с о з д а н и е
к о м п ъ ю т е р н ы х
к л а с с о в ,
с р е д с т в
телекоммуникаций,
оперативной
полиграфии,
систем
интерактивного видео, баз данных и программных средств
путем базовой подготовки учителей и обучающихся;
активное внедрение средств информационных технологий в
традиционные
учебные
дисциплины,
у гл убл е ние
метапредметных связей;
количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс;
рост количества пользователей сети Интернет ежедневных
посетителей
образовательных
порталов,
из
числа
работников и обучающихся школы, доведение процентного
соотношения педагогов, ведущих свои профессиональные
сайты к общему количеству педагогов до 100% в 2014 году;
пополнение материально-технической базы школы.
2.
Пояснительная записка
Новые задачи, стоящие перед российским образованием, диктуют необходимость создание
современной модели школы, позволяющей решать образовательные задачи ХХI века, отвечать
требованиям, определенными Стандартами второго поколения.
Переход на ФГОС предполагает создание динамичной информационно-образовательной
среды в школе. Вопросы информатизации школы нельзя сводить только к вопросам оснащения
аппаратно-техническими и программными средствами. Необходимо дополнительно учитывать
готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень
организованности
всех
участников
образовательного
процесса;
изменения
в
методах
и
организационных
формах
работы
обучающихся,
отдельных
педагогов
и
педагогического
коллектива
в
целом;
изменения
в
содержании
и
ожидаемых
результатах
учебной
работы;
изменения
в
управлении
образовательным
процессом
в
целом
(поддержка
этих
процессов
средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных,
автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое.
.
Конечной целью перехода на новые образовательные стандарты является новая модель
ученика, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность
самостоятельно пополнять его, умении ставить и решать задачи, владеть информационными и
коммуникационными
технологиями,
обладать
творческим
мышлением.
Человек,
умело,
эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,
принципиально
иначе
подходит
к
оценке
возникающих
проблем,
к
организации
своей
деятельности.
Как
показывает
практика,
без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно представить современную школу.
Информатизация образования - это комплекс социально-педагогических преобразований,
связанных
с
насыщением
образовательных
систем
информационной
продукцией,
новыми
средствами
и
технологиями.
Основные
педагогические
цели
использования
современных
информационно-коммуникационных технологий:
˗
усиление познавательной активности;
˗
углубление межпредметных связей;
˗
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
˗
развитие различных видов мышления;
˗
развитие коммуникативных способностей.
Информатизация образования - процесс довольно сложный и требующий определенного
времени и поэтапности осуществления:
1) массовое освоение средств информационных технологий - создание компъютерных
классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео,
баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и обучающихся;
2) активное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные
дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения,
компъютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;
3) радикальная
перестройка
непрерывного
образования,
введение
дистанционного
обучения,
смена
методической
основы
обучения,
замена
вербального
обучения
аудиовизуальным..
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три
взаимосвязанных аспекта:
˗
технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными
ресурсами);
˗
организационный
(целенаправленная
организационная
работа
по
обеспечению
доступности средств ИКТ в образовательном процессе);
˗
человеческий (ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса).
И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в
подходах
к
использованию
компьютерной
техники
и
информационных
технологий
во
всех
областях деятельности школы.
Основой
современной
образовательной
системы
является
высококачественная
и
высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Именно она позволяет системе
образования
коренным
образом
модернизировать
свою
технологическую
базу
и
перейти
к
открытой
образовательной
системе.
Для
её
создания
и
дальнейшего
развития
необходимо
полностью задействовать методический, информационный, технологический, организационный и
педагогический потенциал школы.
Настоящая Программа определяет концепцию развития школы в области информатизации
в условиях перехода на ФГОС ООО, основные направления деятельности по ее реализации на
период до 2016года.
Программа информатизации включает в себя 5 основных разделов:
˗
создание единого информационного пространства школы;
˗
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
˗
использование информационных технологий для непрерывного профессионального
˗
образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
˗
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
˗
создание
условий
взаимодействия
семьи
и
школы
через
единое
информационное
пространство школы.
Программа определяется как нормативный документ, предписывающий ограниченное во
времени целенаправленное изменение школы как образовательного учреждения по достижению
результатов его деятельности в данном направлении.
В Программе представлены:
˗
анализ состояния
уровня информатизации
к началу разработки данной программы и
тенденции развития информатизации образования школы;
˗
цель, приоритетные направлении и задачи;
˗
критерии эффективности реализации программы «Формирование ИОС ОУ в условиях
перехода на ФГОС ООО»;
˗
ожидаемые результаты.
Процесс
информатизации
является
одним
из
перспективных
направлений
развития
образования
на
современном
этапе.
Использование
информационных
технологий
в
образовательном процессе дает качественно новые возможности и для учащихся, и для педагогов,
и для руководителей. Новые задачи, которые решает система образования: повышение качества
образования,
его
доступность
и
эффективность,
требуют
широкого
внедрения
новых
образовательных
технологий,
модернизации
управления
этой
сферой,
повышения
уровня
квалификации педагогов и руководителей школы.
3.
Анализ состояния
уровня информатизации
к началу разработки
данной программы
и тенденции развития информатизации образования
школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа
№ 35 является учебным заведением, в котором обучающиеся могут получить основное общее
образование. Имеет
лицензию
на
право
осуществления
образовательной деятельности (А
№0001118, регистрационный номер 11401 от 05.09.2011г.) и
свидетельство об аккредитации
(42АА 000361, регистрационный номер № 1349 от 04.02.2011г.), дающее право на выдачу
выпускникам документов об образовании государственного образца.
В настоящее время в школе обучаются в 15 классах-комплектах 404 ученика, в том числе:
1-я ступень - 195 учащихся, которые обучаются в 7 классах;
2-я ступень - 209 учащихся, которые обучаются в 8 классах;
Учебное заведение имеет односменный режим работы.
В школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив педагогов.
Из 21 педагога имеют высшее образование – 16 учителей, среднее специальное - 5;
4 учителя награждены
нагрудными
знаками «Почетный
работник
общего
образования
Российской Федерации», 1 учитель - значком «Отличник просвещения Российской Федерации»,
4 учителя имеют звание «Ветеран труда»;
4 педагогическим работникам присвоена высшая квалификационная категория, 10 учителям –
первая категория, 3 учителям – вторая категория, не имеют категории – 4 человека.
Наличие
постоянно
развивающейся
учебно-методической
и
материальной
базы,
научный
и
системный
подход
к
управлению
школой
позволяет
решать
задачи,
стоящие
перед
педагогическим коллективом, а также вести активный поиск методических основ осуществления
инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения:
• существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения (обучающиеся и
педагоги
школы
–
победители
и
участники
международных,
Федеральных,
областных
и
городских олимпиад, смотров, конкурсов; снизилось число неуспевающих учащихся);
• наблюдается ежегодный рост профессиональной активности педагогов;
• значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива,
деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.
Материально – техническое обеспечение:
ОУ имеет 21 учебный кабинет, 2 кабинета информатики, 2 учебные мастерские,
кабинет
психолога, библиотеку с читальным залом, спортивную площадку и стадион, 2 спортивных зала,
актовый
зал,
столовую
на 78
посадочных
мест,
медицинский
кабинет.
Здание
школы
расположено в зелёной зоне.
Современное состояние информационной образовательной среды школы:
Общее количество компьютеров – 67 (стационарные – 29, мобильные – 38)
Объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет – 43 компьютера.
Кабинет информатики – 22 стационарных компьютера, принтер, проектор, web-камеры
(9шт). Все компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к Интернету.
Кабинет истории – 1 компьютер, интерактивная доска, проектор
Кабинет математики – 1 компьютер, 1 телевизор (для вывода информации на экран),
компьютер имеет выход в Интернет и связь с ресурсным центром школы 27.
Кабинет химии – мобильный класс
Кабинеты начальной школы – 1 мобильный класс + интерактивный комплекс, 6
кабинетов оснащены телевизорами и ноутбуками. Все компьютеры объединены в
локальную сеть, подключены к Интернету.
Административно-хозяйственная часть – 1 компьютер, 1 ноутбук, 1 принтер, сканер,
ксерокс, цифровая видеокамера.
Кабинет заместителей директора – 3 ноутбука, 1 нэтбук – для проведения мероприятий в
актовом зале школы, 2 принтера, все компьютеры подключены в локальную сеть и имеют
выход в Интернет.
Учительская -1 компьютер.
Кабинет социального педагога, психолога – 1ПК, принтер
Библиотека – 1компьютер, принтер
Музей школы – 1 компьютер.
В школе ведется работа по созданию единой локальной компьютерной сети.
Учебная-воспитательная деятельность
Одна
из
основных
задач
современного
образования
–
подготовка
обучающихся
к
быстрому
восприятию
и
обработке
больших
объемов
информации,
вооружение
его
современными
средствами
и
технологиями
работы,
формирование
у
них
информационной
культуры.
В 2012-2013 учебном году в школе обучалось 404 обучающихся. В учебном процессе
задействованы 63 персональных компьютеров, (на один ПК - 6 обучающихся). 43 компьютера
объединены в локальную сеть и подключены к Интернету. Широкие возможности сети Интернет
позволяют обучающимся и педагогам иметь доступ к любого рода информации, осуществлять
коллективную и индивидуальную работу, создают возможности для развития интеллектуальных
их творческих способностей.
Учащиеся школы получали основы компьютерных знаний:
при изучении компьютерной грамотности в начальных классах,
на уроках информатики с 5 по 9 класс;
Преподавание Информатики ведется в соответствии с Учебным планом школы, составленным на
основе Базисного плана.
С
целью
повышения
эффективности
методической
работы,
полной
реализации
запросов
педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства.
Активно используется Интернет – ресурсы. Через Интернет учителя школы имеют возможность
познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами института повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
работников
образования,
условиями
всероссийских
конкурсов
и
олимпиад.
Идет
целенаправленная
работа
по
систематизации,
обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению
использования мультимедийного сопровождения.
Созданы и непрерывно пополняются:
• база данных по кадрам (приложение Microsoft Excel);;
• база данных о выпускниках школы;
• предметные презентации (математика, информатика, биология, история, физика, химия);
• электронные дидактические материалы по предметам.
Ведется работа по заполнению баз данных программных продуктов «Школа 2.0», «Электронный
журнал» и «Электронные дневники», АИС, КПМО, Doxcell «Образование» - автоматизированной
системы сбора, обработки и сведений отчетности федерального статистического наблюдения в
сфере
образования,
официального
сайта
для
размещения
информации
о
государственных
(мунициальных) учреждениях,
Все учебные программы по предметам есть в электронном виде, что значительно облегчает
работу учителя на начало учебного года.
Идет реализация отдельных направлений информатизации учителям информатики и наиболее
активными учителями предметниками.
В школе разрабатываются и ведутся уроки по разным предметам с использованием ИКТ;
учителями
и
обучающимися
разрабатываются
совместные
проекты.
Использование
ИКТ
в
преподавании других предметов (физики, истории, географии, иностранных языков, литературы,
изобразительного искусства, технологии) позволяют учащимся расширить свои знания в области
информатизации. Использование ИКТ в проектной деятельности является важной составляющей
учебно-воспитательного
процесса
(реализация
социального
проекта
«Как
научить
бабушку
работать
в
Интернете»,
защита
творческих
проектов
по
различным
предметам).
В
рамках
воспитательный
работы
школы
классные
руководители
планируют
проведение
внеклассных
мероприятий с использованием ИКТ.
В
школе
идет
работа
в
направлении
развития
межпредметных
связей.
Педагоги
гуманитарных и естественнонаучных предметов узнают возможности и потребности друг друга,
создают, предлагают или находят источники межпредметной связи и средства ее реализации.
Однако
развитие
межпредметных
связей
сталкивается
с
трудностями
замкнутости
преподавателей на своем предмете. Информатика, как предмет обладает большим интегративным
потенциалом. Учитель информатики может предложить средства межсистемной связи. Однако,
не зная специфики другого предмета, не всегда возможно предложить и оказать конкретную
помощь.
Интеграция предметов находится в стадии развития. Были проведены: интегрированный
урок математики – физики – информатики «Построение и исследование физических моделей»,
разработан проект (история-информатика) «История
письменности», интегрированный урок
информатика – английский язык «Значение английского языка на уроке информатики» и ряд
других уроков.
Все
это
должно
привести
к
развитию метапредметного
подхода,
который
обеспечивает
целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
преемственность
всех
ступеней
образовательного
процесса,
лежит
в
основе
организации
и
регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
В последние годы нарастающими темпами идет компьютеризация общества, что является еще
одним фактором, способствующим развитию информатизации.
С каждым годом увеличивается процент обучающихся, которые имеют дома компьютер – 73%,
выход в Интернет – 58%.
Сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают
законы информационного мышления.
Кадровое обеспечение
Количество педагогических работников школы – 21, из них
уверенные пользователи ПК (от общего числа педагогов) – 90%
начинающие пользователи ПК (от общего числа педагогов) – 10%
не владеющие навыками работы с ПК (от общего числа педагогов) – 0%
В настоящее время 43% учителей школы прошли курсы по овладению информационными
технологиями
в КРИПКиПРО. Учитель информатики прошла обучение по курсам
« Intel
Обучение для будущего» и «Microsoft Партнерство в образовании».
Для
дальнейшего
совершенствования
пользовательских
навыков
работы
учителей
за
компьютером проводятся заседания МО школы, идет изучение компьютерных программ по
предметам для дальнейшего применения по различным дисциплинам.
В 2006 году был создан сайт школы. В настоящее время приказом по школе закреплен учитель
информатики для постоянного обновления сайта.
Несомненно,
указанные
положительные
результаты
станут
основой
для
осуществления
программы
информатизации
школы
на
период
2013-2017
гг..
Сделав
анализ
сложившейся
ситуации в школе, опираясь на проекты и программы, направленные на внедрение и активной
использование информационных и коммуникационных технологий в систему образования, в
МБОУ ООШ № 35 разработана программа «Формирование информационно-образовательной
среды образовательного учреждения (ИОС ОУ)
в условиях перехода на Федеральный
государственный образовательный Стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)»
(2013-2017гг), способствующая
дальнейшему
развитию
информатизации
образовательного
учреждения и созданию единой информационно-образовательной среды школы.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью
школьной
программы
информатизации
является
обеспечение
участников
образовательного
процесса
знаниями,
умениями
и
навыками
необходимыми
для
профессиональной
деятельности
в
информационном
обществе
за
счет
повышения
качества
образования посредством формирования единой информационно - образовательной среды и
интенсивного
внедрения
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
образовательный процесс.
Таким
образом,
мы
создаем
единое,
открытое,
доступное
педагогам,
ученикам
и
их
родителям информационное пространство, комплексно отражающую деятельность школы.
Участниками , непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования
единого информационного пространства школы , являются следующие группы:
•
Администрация
•
Преподаватели
•
Учащиеся
•
Родители
Основные группы информационных потоков
Приоритетными направлениями деятельности школы по реализации программы на
последующие годы являются:
совершенствование информационного пространства школы;
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
автоматизация
организационно-распорядительной
деятельности
школы
с
внедрением новых сетевых технологий, повышение эффективности управления;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального
образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
создание
условий
для
взаимодействия
школы
с
семьей
через
единое
информационное пространство;
Предполагается, что основными задачами информатизации образования на 2011-2013
годы будут:
создание,
распространение
и
внедрение
в
учебный
процесс
современных
электронных
учебных
материалов,
их
интеграция
с
традиционными
учебными
пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения;
создание
и
развитие
информационных
систем
и
средств
поддержки
образовательного процесса;
развитие информационных систем управления школой;
развитие сетевой образовательной инфраструктуры;
обеспечение средствами информатизации системы образования;
подготовка педагогических и административных кадров в области информационно-
компьютерных технологий;
научное
и
методическое
обеспечение
процесса
информатизации
системы
образования.
1.
Создание,
распространение
и
внедрение
в
учебный
процесс
современных
электронных учебных материалов , их интеграция с традиционными учебными пособиями, а
также разработка средств поддержки и сопровождения будет проводиться с целью повышения
качества обучения на всех уровнях образования.
При этом акценты будут сделаны на:
повышение
качества
обучения
-
создание
и
совершенствование
электронных
образовательных ресурсов для начального, общего и полного среднего образования;
использование электронных образовательных ресурсов при преподавании учебных
дисциплин - разработка и апробация методик использования ЭОР;
повышение эффективности работы с электронными образовательными ресурсами -
внедрение инструментальных средств.
Прогнозируемыми
целевыми
индикаторами
при
решении
данной
задачи
являются
следующие:
количественный рост ЭОР, внедренных в учебный процесс (штук)
рост
количества
методических
материалов,
подготовленных
учителями
школы
и
размещенными на школьном сервере (штук)
процентный рост обучающихся, получивших образовательные услуги дистанционно,
с применением ИКТ
доля
педагогов
школы
от
общего
количества,
использующих
ЭОР
в
учебном
процессе (%)
процентное соотношение количества школьников, принимающих участие в сетевых
проектах,
к
общему
числу
школьников,
обучающихся
в
образовательных
учреждениях.
2. При решении
задачи по "Созданию и развитию информационных систем и
средств
поддержки
образовательного
процесса" предполагается внедрение
виртуальных
образовательных сред, разработанных на федеральном и областном уровне.
Необходимо проведение следующих мероприятий:
организация доступа учащихся к качественному образованию (образовательные интернет-
ресурсы, современные методики обучения);
реализация коллективных и индивидуальных траекторий обучения;
поддержка междисциплинарных связей (элективные курсы, предпрофильная подготовка и
профильное обучение) поддержка проектной деятельности обучающихся;
проведение занятий в режимах интерактивного и дистанционного обучения (интернет-
обучение);
поддержка различных форм сетевого взаимодействия;
предоставление
инструментальных
средств,
для
работы
с
электронными
образовательными
ресурсами
(создание,
просмотр
и
воспроизведение
ЭОР,
конструирование и редактирование электронных курсов).
Целевыми индикаторами решения данной задачи выступают следующие:
количество ежедневных посетителей, из числа работников и обучающихся ОУ области,
образовательных порталов (чел.)
количество
активных
зарегистрированных
пользователей
образовательного
портала
НООС из числа работников и обучающихся ОУ области (чел.)
количество
пользователей,
из
числа
работников
и
обучающихся
ОУ
области,
пополняющие контент (чел)
доля
педагогов
/
обучающихся
вовлеченных
в
конкурсно-проектную
деятельность
с
применением ИКТ (%)
систематически обновляемый сайт школы
3.
В
рамках
направления
"развитие
информационных
систем
управления"
предполагается продолжить развитие следующих информационных систем:
3.1. Отраслевые системы информационного взаимодействия и поддержки функций
управления образовательными учреждениями:
актуализация баз данных образовательных учреждений всех уровней;
актуализация
единой
системы
справочников
и
классификаторов
в
сфере
образования;
создание
комплекса
организационно-методических
и
нормативно-правовых
документов,
обеспечивающих
согласованное
и
взаимоувязанное
развитие
информационной системы управления;
использование систем, поддерживающих безопасность информационных ресурсов.
3.2. Информационно-справочные системы мониторинга и представления данных о
системе образования (мониторинг и статистика в сфере образования):
- оценка и корректировка основных процессов информатизации образования;
- проведение актуальных исследований по вопросам использования информационных
технологий в образовательном процессе.
3 . 3 . Информационные
системы
мониторинга
и
оценки
качества
образования,
сопровождения аттестации выпускников школы, педагогических работников.
В качестве
индикаторов ,
позволяющих
оценить
степень
развития
информационных
систем управления образованием являются:
количество
педагогов
образовательного
учреждений,
использующих
программный
комплекс «1С Управление школой» (%)
4. В рамках развития сетевой образовательной инфраструктуры предполагается:
создать распределенную систему эффективного доступа к ресурсам (локализация трафика,
кэширование, технологии доставки контента и предоставления интеллектуальных сетевых
услуг;
продолжить увеличение пропускной способности канала доступа к ресурсам Интернет.
Целевыми
индикаторами,
позволяющими
оценить
степень
достижения
успеха
в
данном направлении являются:
количество новых компьютеров, поступивших в ОУ (штук)
количество обучающихся образовательных учреждений области, приходящихся
на 1
компьютер (чел.)
количество учебных кабинетов, оснащенных компьютерной мультимедийной техникой
(штук)
5. Подготовка кадров в области информационно-компьютерных технологий направлена на
формирование у современного преподавателя знаний и умений, позволяющих:
пользоваться программными средствами, необходимыми для эффективного применения
электронных образовательных ресурсов и информационно-компьютерных технологий в
учебном процессе;
владеть методиками преподавания школьных предметов с использованием современных
электронных образовательных ресурсов и информационно-компьютерных технологий;
знать
основные
организационные
схемы
и
механизмы
взаимодействия
участников
образовательного процесса при использовании Интернет в обучении;
уметь
организовать
сетевое
взаимодействие
между
участниками
образовательного
процесса с учетом профессиональных интересов;
использовать современные технологии обучения на основе международных стандартов и
спецификаций.
В
качестве
основных
целевых
индикаторов,
с
помощью
которых
можно
определить
степень решения задачи подготовки кадров в области ИКТ выступают следующие:
процентное соотношение педагогов, использующих ИКТ на учебных занятиях к общему
количеству педагогов работающих в школе;
доля педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение
квалификации с использованием дистанционных форм обучения (%)
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогический коллектив школы:
а) в соответствии с целями и задачами программы выделяет основные направления её реализации
определяет ответственных за их выполнение;
б)
разрабатывает
годовой
план
мероприятий
с
определением
конкретных
работ,
затрат,
необходимых на проведение каждого мероприятия, и источников их финансирования;
в) организует и проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации отбор
исполнителей конкретных работ, входящих в состав плана мероприятий.
Педагогический коллектив школы формирует с привлечением заинтересованных структур
координационный
совет,
осуществляющий
общую
координацию
работ
по
реализации
программы.
Координационный совет:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) производит оценку объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы и
ее отдельных проектов;
в) осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств,
выделяемых
на
реализацию
программы,
а
также
иных
ресурсов
(кадровых,
материально-
технических и др.);
г) организует общественную приемку завершенных работ по программе.
Контроль за выполнением программы осуществляет директор школы. Ход выполнения
программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях педагогического совета,
совещаниях при директоре.
Промежуточные и окончательные
итоги
работы
по проектам
рассматриваются с привлечением общественности.
Библиографический список
1.
Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник.
– М.:Изд-во Либерия, 2001.- 536 с.
2.
Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу //
Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 9-12.
3.
Сайков
Б.П.
Организация
информационного
пространства
образовательного
учреждения:
Практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
4.
Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007.
Приложение №1
Анкета
определения уровня базовой ИКТ компетенции педагога
№
Оцените в баллах от 0 до 5 Ваш уровень
баллы
0
1
2
3
4
5
1
представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-
вывода информации, компьютерных сетях, правилах работы с
компьютером и защите информации
2
представления о возможностях использования ИКТ в образовательном
процессе
3
наличия представлений об электронных образовательных ресурсах и
тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего (начального
профессионального) образования, ориентированных на предметно-
профессиональную деятельность, управление образованием
4
владения интерфейсом операционной системы, приемами выполнения
файловых операций, организации информационной среды как файловой
системы, владение основными приемами ввода-вывода информации,
включая установку и удаление приложений и электронных
образовательных ресурсов
5
владения навыками пользователя офисных технологий: ввод текста с
клавиатуры и приемы его форматирования
6
владения навыками сканирование и оптическое распознание текста
7
владения навыками пользователя офисных технологий: подготовка
текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые
приемы рисования с помощью встроенных инструментов векторной
графики
8
владения навыками пользователя офисных технологий: работа с
табличными данными (составление списков, информационных карт,
простые расчеты)
9
владения навыками пользователя офисных технологий: построения
графиков и диаграмм в среде табличного процессора
10
владения навыками пользователя офисных технологий: создания
мультимедийных презентаций
11
владения навыками пользователя офисных технологий: работа с
шаблонами документов в текстовом и табличном процессорах
12
владения навыками пользователя офисных технологий: совместная работа
с документами в сети
13
владения навыками пользователя офисных технологий: вывод документов
на печать, запись на CD
14
владения навыками оцифровки звука и изображения, представления о
программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и
изображения, владения простейшими приемами использования аудио,
-видео форматами в документах и презентациях
15
владения базовыми сервисами и технологиями Интернета, включающими
приемы работы с электронной почтой
16
владения базовыми сервисами и технологиями Интернета, включающими
приемы работы с файловыми архивами
17
владения базовыми сервисами и технологиями Интернета,
включающими приемы работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и
другими коммуникационными технологиями (например, MS NetMeeting)
18
представления о назначении, структуре, инструментах навигации и
дизайне сайта, представления о структуре web-страницы, простейшие
приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления
образовательной информации в форме сайта
19
владения приемами навигации и поиска информации в Интернете, ее
получения и сохранения, в целях последующего использования в
педагогическом процессе
20
умений простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для
последующего использования в презентациях и Web-страницах
21
умения преобразовать форматы графических файлов
22
представления о назначении АРМ (учителя, зам. директора, школьного
психолога, директора…)
23
Умения работать с АРМ вашего профиля
Приложение
№2. Анкета
по
изучению
уровня
информационной
культуры
учащихся
(форма
анкеты
предложена
КОИПКРО), результаты анкетирования
1. Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?
a)
Школьная библиотека Домашняя библиотека
b)
Газеты журналы
c)
Родственники
d)
Друзья
e)
Телевидение
f)
Интернет
g)
CD энциклопедии
h)
Другое (дописать)
2. Какую информацию вы чаще всего ищите в различных источниках информации?
a)
Учебную, познавательную
b)
О компьютерах, компьютерных играх
c)
О событиях в стране, за рубежом
d)
Развлекательную, юмор
e)
Музыка
f)
Спорт
g)
Бытовая информация (советы)
3. Как вы работаете с получаемой информацией?
a)
Используете полученную информацию целиком
b)
Критически относитесь к информации и используете только то, что считаете необходимым
c)
Собираете информацию из разных источников и соединяете в собственную
4. Оцените по пятибалльной шкале каждое из своих умений работать с информацией (5 – умею работать с информацией; 4
– умею выполнять основные действия; 3 – работа с информацией вызывает у меня затруднения; 2 – мне трудно работать с
информацией; 1 – не умею работать с информацией)
a)
Поиск информации
b)
Оценка и отбор информации
c)
Обобщение и обработка информации
d)
Представление информации
5. Как и где вы используете полученную информацию?
6. В каком возрасте вы впервые сели за компьютер?
7. Когда вы впервые вышли в Интернет?
8. Где вы обычно пользуетесь компьютером?
a)
Дома;
b)
В школе;
c)
В интернет-клубе;
d)
У друзей.
9. Где вы можете получить доступ в Интернет?
a)
Дома;
b)
В школе;
c)
В интернет-клубе;
d)
У друзей.
10. Доверяете ли вы информации полученной в Интернете?
a)
Да
b)
В большей мере
c)
В меньшей мере
d)
Нет
11. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?
a)
Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной.
b)
Интернет - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться.
c)
Интернет – просто развлечение.
12. Что вы обычно делаете выходя в Интернет?
a)
Нахожу нужную мне информацию
b)
Читаю интересную информацию
c)
Играю в игры
d)
Общаюсь (ЧАТ)
e)
Отправляю и получаю письма
f)
«Брожу» по Интеренту в поисках интересного
g)
Участвую в обсуждении интересных вопросов в Интернет – конференциях
h)
Пользуюсь услугами Интернет - рассылок
13. Как часто вы используете Интернет как средство общения?
a)
Постоянно
b)
Часто
c)
Иногда
d)
Не использую
14. Какие достоинства и недостатки использования Интернета вы можете назвать?