Напоминание

"Ученическое самоуправление"


Автор: Бобкова Светлана Васильевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 5 г. Свободного
Населённый пункт: город Свободный, Амурская область
Наименование материала: программа воспитания
Тема: "Ученическое самоуправление"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Свободного РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на ШМО классных руководителей Директор МОБУ СОШ № 5 протокол от _____№____ г. Свободного ________Шипилова А. А
ПРОГРАММА

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2012-2015 г


1.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Нашей страной взят курс на построение гуманного демократического общества. Под воздействием процессов обновления, проблем раскрытия творческого потенциала личности, воспитания её духовных качеств, вопросы её социализации становятся ведущими темами педагогических исследований. Одной из первостепенных задач современной педагогики становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. Это требует значительного усиления внимания к личности как биологическому индивиду и как социальной единице – личности с неповторимой индивидуальностью, которая не допускает искусственного расчленения процесса его формирования на отдельные составляющие, как по содержанию, так и по временным отрезкам. Формирование личности осуществляется в процессе социализации, в воспитании и саморазвитии. Современная школа для обеспечения целостности воспитания приоритетным направлением считает создание и развитие воспитательных систем - целостных социально- педагогических организмов, возникающих в процессе интеграции основных компонентов воспитания и обладающих таким интегративным свойством. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблем самоуправления в школьном сообществе. Актуальность данного выбора очевидна, ибо именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка. Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав, обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт. Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умению отстаивать свои права, участию в преобразовании своей страны. Развитие человека как личности – это развитие культурное. Человек как личность в своём развитии становится микрокосмосом культуры, обретая тем самым своё нравственное самоопределение. Нравственность является практическим эталоном, мерой культурности человека, мерой его «Личности» с точки зрения окружающих его людей. Программа «деятельности» школьного самоуправления «ИДЕЯ» является одним из инструментов в решении проблемы воспитания нравственной личности, способной к самореализации и самоадаптации в социуме. Проблема воспитания нравственной личности является актуальной для нашего времени в развитии общества в целом.

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная жизнь требует от нас воспитания и развития у учащихся следующих качеств: - творческая инициатива; - умение ставить цели и достигать их; - самостоятельность в решении личных и общественных проблем; - ответственность за себя и других. Эти задачи помогает решать школьное ученическое самоуправление. Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Именно в таком контексте представляется возможность понять сущность самоуправления, в том числе как феномена школьной действительности. В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Жизнь школы, развивающей собственную гуманистическую воспитательную систему, насыщена различного рода событиями. Однако часто в них не происходит событие детей друг с другом, детей и взрослых, либо взрослые привыкли руководить и управлять детьми, их деятельностью, устраивать для них с их участием «мероприятия». Для того чтобы в событии разворачивалось событие детей, их личностное развитие, мы представили детям возможность самоуправления собственной самостоятельной и совместной деятельностью. Настоящий подход к проблеме школьного детского самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований. 1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания. 2. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Общественная жизнь школы: разнообразная клубная, кружковая деятельность школьников, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий. 3. Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков
4. Детское самоуправление как сеть демократических, событийных отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных событий (КТД на уровне класса, временной творческой группы, школы). 5. Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, ее можно лишь «выращивать». 6. В ситуациях с амоуправления детей педагоги не м о г у т регламентировать межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, - профессиональная обязанность педагога как воспитателя. Самоуправление направлено на руководство: разработку, принятие и осуществление решений, их анализ. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Именно от этой деятельности хочется больше всего творчества, учета всех интересов детей, всевозможных факторов детей, влияющих на формирование личности. Самоуправление выполняет определенные
функции
:  обеспечение нормальной работы всех секторов, оптимальное решение задач с учетом интересов учащихся и учителей;  подготовка к выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Ученическое самоуправление
– это:  форма организованной жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельность принятий и реализации решений для достижения общественно-значимых целей;  организация деятельности школьного актива;  управление, которое осуществляется группой лиц, выбранных учениками.  группа детей, которые выполняют определенные обязанности по управлению ученическим коллективом. Эти обязанности определяются самими детьми при сотрудничестве с взрослыми.  Способ организации жизнедеятельности детей и взрослых с максимальным учетом интересов учащихся и условий данного учреждения;  Активный поиск проблем коллектива и их разрешение самими учащимися;  Организация интересной школьной жизни при минимальном вмешательстве взрослых;
 Возможность для детей, применяя свои знания и умения, управлять собственной деятельностью самостоятельно;  Хорошо спланированная организованная деятельность учащихся при помощи взрослого руководства;  Подготовка ребенка к взрослой жизни;  Коллективное решение тех или иных проблем совместно с администрацией школы;  Способность и желание учеников выявлять проблемы ими и пытаться их решить. Школьное учениче ское самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях: 1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 5. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность – регулярно подводить итоги и выполнять отчёт о проделанной работе и её результатах перед избирателями.
3.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель - создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью. Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания; 2. Развитие творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел; 3. Ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях; 4. Организация и проведение коллективных и индивидуальных творческих дел; 5. Развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе через органы самоуправления. Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях: 1. Познавательное – р а з в и т и е п о з н а в ат е л ь н ы х и н т е р е с о в ч е р е з интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, тематические вечера,
различные игры (КВН и т.д.), конференции, диспуты, встречи с интересными людьми; 2. Ценностно-ориентационное, социально-правовое – усвоение нравственных норм жизни людей через знакомство учащихся с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, знакомство с нормами поведения в школе и внутреннем распорядке, разработка законов и заповедей для жителей школьной республики; 3. Трудовое – воспитание труженика-созидателя, забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни; 4. Художественно-эстетическое – воспитание носителя культуры творческой активности у детей, через выставки, фестивали, встречи, праздники, конкурсы; 5. Спортивно-оздоровительное – создание условий для физического развития, здорового образа жизни; данное направление всегда привлекает внимание учащихся, если оно отвечает потребностям физического развития и интересам детей; 6. Патриотическое – развитие активной, гражданской позиции, уважение к старшему поколению, патриотизм. Бережное отношение к национальным традициям.
4.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Органы ученического самоуправления I уровень – Классное Ученическое Собрание. Классное Ученическое Собрание – исполнительный орган школьного ученического самоуправления. Классное Ученическое Собрание представляет собой город, который имеет своё название, девиз, герб. Возглавляет Классное Ученическое Собрание мэр, избранный путём тайного голосования из числа учащихся класса, и комитеты, находящиеся в подчинении министерств. Комитеты Классного Ученического Собрания выполняют те же функции внутри классов, что и возглавляющие министерства Школьного Ученического Самоуправления (см. дальше) II уровень – Школьный Президентский Совет. Школьный Президентский Совет – высший исполнительной орган школьного ученического самоуправления. Школьный Президентский Совет формируется ученической конференцией путём тайного голосования, и на конкурсной основе руководители министерств. Остальные участники школьного Президентского Совета распределяются про министерствам. За каждым министерством закрепляется куратор из числа педагогов. Свою деятельность Школьный Президентский Совет осуществляет на основании Положения о Школьном Президентском Совете. Функции Школьного Президентского Совета. Президент Школьного Президентского Совета:
- обеспечивает выполнение решений Ученической Конференции и Совета учащихся; - координирует деятельность руководителей министерств; - отчитывается перед ученической конференцией о выполненной работе. Совет министров: - обеспечивает выполнение решений Ученической Конференции и Совета учащихся; - создаёт условия для всесторонней личностной реализации каждого учащегося; - планирует и корректирует деятельность министерств по выполнению задач Школьного Президентского Совета; - отчитывается перед советом учащихся о проделанной работе по направлениям деятельности; - осуществляет работу в сотрудничестве с кураторами министерств. Министерство науки и образования: - информирует общественность об организации образовательной деятельности в школе; - участвует в организации и проведении предметных конкурсов, вечеров по учебным предметам; - вносит предложения о поощрении и награждении учащихся; - организует совместную работу с библиотекой, проводит рейды по сохранению учебников; - взаимодействует с куратором по учебной работе, руководит классными комитетами образования. Министерство печати и информации: - участвует в работе школьного пресс – центра (выпуск школьной газеты «Пятёрочка» раз в четверть); - оформляет школу при проведении школьных мероприятий; - осуществляет информационную поддержку массовых мероприятий; - освещает деятельность Школьного Президентского Совета; - руководит классными комитетами печати и информации; - взаимодействует с руководителем школьного сайта Пятаяшколарф Министерство культуры и досуга: - помогает в организации и проведении различных культурно-массовых мероприятий в школе: конкурсов, вечеров, дискотек, концертов; - подводит итоги школьных конкурсов; - создаёт и сохраняет материал по проведению различных мероприятий культурно- развлекательного характера; - взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, руководит классными комитетами досуга и культуры. Министерство труда: - определяет порядок дежурства по школе; - помогает в организации безопасного культурно-массового мероприятия; - организует массовые трудовые десанты; -взаимодействует с учителем ОБЖ, руководит классными комитетами труда. Министерство физической культуры и спорта:
- ведёт пропаганду здорового образа жизни, спорта и физической культуры; - способствует созданию условий для физического совершенствования учащихся; - помогает в организации и проведении общешкольных спортивных мероприятий; - взаимодействует с учителями физической культуры, руководит классными комитетами физической культуры и спорта. Министерство внутренних дел: -организует мероприятия, направленные на изучение праовых норм, школьных законов, положений, Устава школы; - организуют встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; - организует проведение лекций, бесед, инсценированных постановок о правилах поведения; - организует работу по созданию Кодекса учащихся, организует дежурство по школе; - взаимодействует с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководит классными комитетами внутренних дел. Министерство здравоохранения: - осуществляет контроль за соблюдением санитарных норм в школе; - организует проведение профилактических бесед по гигиене и здоровому образу жизни; - проводит рейды по чистоте и гигиене, внешнему виду; - взаимодействует с медицинским персоналом школы. III уровень – Совет учащихся, входящий в Управляющий совет (Наблюдательный совет) Совет учащихся является постоянно действующим законодательным органом школьного ученического самоуправления и представительством учащихся в Управляющем совете. 1. Совет учащихся формируется на ученической конференции сроком на один год. 2. В состав совета учащихся избирается от 2 до 4 учащихся, достигших 14 лет, тайным голосованием учащихся 5-11 классов
5.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Общее планирование и осуществление совместной деятельности по реализации программы органами самоуправления детской организации. 2. Включение учителей, классных руководителей, психолога, социального педагога в реализацию программы. 3. Освещение коллективных творческих дел в рамках программы в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения: - анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях; - метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы; - проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов; - рефлексия;
-анализ документации по проекту, программных документов детского объединения.
6.

Критерии и показатели реализации программы
Воспитательно – образовательные: 1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы) 2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу: - не умел – научился; - не знал – узнал; - не имел – приобрёл. 3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам. 4. Косвенные: - количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т. п.); - участие в городских и региональных проектах; - характер и число реализованных инициатив детской общественной организации в рамках программы. Социальные: 1. Показатели социальной адаптации (правонарушений, успеваемость, активность). 2. Психологический комфорт участников (%). 3. Популярность НЕМО – детской организации в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение). Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются: 1. Включенность учащихся в организацию учебно-во спитательной деятельности и управление ею. 2. Умение учащихся организовать деятельность коллективов. 3. Осознание ответственности за достижение совместных целей. 4. Умение анализировать и определять программу на перспективу


В раздел образования