Автор: Александрова Юлия Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение "Республики Марий Эл "Казанская школа - интернат " Населённый пункт: Республика Марий Эл, с.Казанское Наименование материала: Методическая разработка Тема: Память за собою позови Раздел: дополнительное образование
Тема: «Отступать некуда: позади Москва!»
Приложение: «Презентация проведения классного часа с видеоклипами и
музыкальными файлами»
Цель:
- Формирование положительной мотивации к истории Великой Отечественной
войны.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными этапами обороны Москвы в 1941 году,
- познакомить с героями этой битвы, с мужеством жителей тыла;
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- развивать познавательный интерес к истории своей страны;
- воспитывать чувства патриотизма к своей Родине;
- развивать и коррегировать речь детей, кругозор, память, мышление.
Ход мероприятия .
Сл.2. (видеоряд «Давным-давно была война»)
Учитель. Ребята, назовите города – герои. Найдите эти города на карте и прикрепите
флажки. Среди этих городов есть и город Москва. За что же этот город удостоен
такого высокого звания «Город - герой»?
Сл.3.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих
сражений Великой Отечественной войны, которое началось 74 года назад. Оборона
Москвы касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами
совсем в другом государстве, да жили бы вообще, неизвестно.
Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению
победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас зависит,
будут ли знать и помнить суровую правду о Великой Отечественной войне.
Ученик. А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая
жизнь!
Учитель. Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно
победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной.
Ученик: После трагического 41-го обязательно придет победный 45-й! Надо только
не отчаиваться - верить в себя, верить в свой великий народ, любить свою Родину!
Как верили и любили жители военной Москвы!
Учитель: Была ясная тёплая погода. Во всех школах проходил выпускной бал.
Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все
были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.
Ученик
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Сл.4. (Звучит запись голоса Левитана о начале войны,
Сл.5. (аудиозапись «Священная война)
Сл.6. (План наступления на Москву)
Учитель: 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Гитлеровцы
собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город
кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его
месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил
название “Тайфун”. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Красная
армия с тяжелыми боями отступала и, несмотря на упорное сопротивление.
Сл.7. (Карта) В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот
столицы. С окраин города их можно было увидеть невооруженным глазом. Столица
превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Многие здания, заводы и
фабрики, театры и памятники в Москве были заминированы. Было заминировано
метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано
захватчикам.
Ученик:
К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве.
Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить
памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и
блоки, чеканили медали «За взятие Москвы»
Сл.8.(Плакат Победа будет за нами)
Учитель. Но Москва сдаваться не собиралась.
«Наше дело правое, победа будет за
нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского
многонационального государства. Командовать войсками, защищавшими подступы к
Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков.
Сл.9.(Жуков)
Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба;
защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от
Москвы.
Сл.10. (Маскировочные сетки).
Ученик: Для защиты столицы с неба были использованы маскировочные сетки,
которыми укрывали золотые купола церквей, здания Кремля. В воздух подняли
десятки аэростатов, которые мешали немцам бомбить Москву.
На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий.
Из них били по немецким бомбардировщикам. На кремлевской стене Красной
площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры на самой площади.
Стены соборов замазали черными и зелеными полосами. Это ложные мишени.
Сл.11.(видеофильм, противотанковые ежи)
Учитель. Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень
далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и
школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на
фронт. Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций
были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто
не мог быть в армии: старики, женщины, дети. Они рыли окопы, устанавливали
"ежи" – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев,
взорвали мосты, устанавливали мины.
Сл.12. (В.Талалихин)
Учитель: До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-
истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял
столицу от налетов вражеской авиации. 7 августа 1941 года он одним из первых в
истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский
бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября
того же года он погиб смертью храбрых. С воздуха уничтожить город не удалось. В
октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.
Учитель: Ребята, назовите имя девушки- комсомолки, замученной фашистами.
Какой подвиг она совершила? (Ответы детей)
Сл.13.(З.Космодемьянская)
Ученик: Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя
Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие.
Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе,
не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.
Нас босыми
По снегу водили
На допрос и пытку
Из тюрьмы…
Все равно:
Враги не победили!
В этой битве
Победили
Мы!
Перед смертью Зоя сказала: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170
миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».
Сл.14. Видеоклип о З.Космодемьянской
Учитель:
Осень 1941 года. Немецкое радио уже вопило о близкой победе. Да, немцы
были в Яхроме, на канале Москва-Волга. Немцы в Солнечногорске, немцы в
Крюкове, в Истре, в Рузе. До Москвы - рукой подать. В Берлине чеканят медаль в
честь взятия русской столицы, готовят приглашения на банкет в гостинице
«Москва». На 7 ноября назначен парад немецких войск на Красной площади перед
мавзолеем Ленина.
Сл.15. Парад на красной площади.
Учитель: Ребята, удалось фашистам провести парад на Красной Площади?
Ученик: Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских
войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт. Чтобы ввести противника
в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра.
Был парад!.. Но не вражьей силы,
А красных бойцов на площади Красной,
Падал снег на полки, что застыли
У Мавзолея… Приказ был ясен:
С парада в бой!.. И за рядом ряд
Сурово полки покидали парад!
В суровой решимости зрела победа!
Шла оборона, но близился час
Контрнаступленья!.. И враг не ведал
О том, что готовится главный приказ!
Учитель:
Обращаясь к воинам, уходившим с Красной площади на фронт, И. В. Сталин от
имени партии и народа говорил: «На вас смотрит весь мир, как на силу, способную
уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят
порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на
своих освободителей». Весть о параде на Красной площади облетела всю планету.
Учитель: Какое значение имел парад не только для нашего народа, но и для свего
мира?
Ответ ученика: Американские, английские и шведские газеты называли
Московский парад блестящей демонстрацией мужества и отваги, изумительной силы
сопротивления СССР.
Учитель: Какой подвиг совершила Панфиловская дивизия?
Сл.16. (Панфилов)
Ученик: 16 ноября 1941 года в неравный бой с фашистами вступила Панфиловская
дивизия. Силы были неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда
Василий Клочков обратился к бойцам со словами: “Велика Россия, а отступать
некуда: позади Москва!”, ставшие девизом всех защитников столицы. Почти все
герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.
Сл.17.( видеоклип «песня о 28 панфиловцах»)
Четырнадцать танков ползут по поляне!
А в пушке последний снаряд!..
Ребята, столица родная за нами!
Ребята, ни шагу назад!
Ни шагу назад… Мы у этой дороги
Солдатскую честь сохраним!
И если нам даже не будет подмоги –
Назло всем смертям устоим!
Кашира, Дмитров, Поляна Красная!..
И почерневший от пороха снег!..
Три контрудара!.. Нет не напрасно мы
Стояли насмерть – пришел успех!
Учитель: Ребята, а что вы знаете о битве у деревни Крюково?
Сл.18. (Битва у Крюково)
Ученик: 5-6 декабря 1941года Красная Армия перешла в контрнаступление по
всему фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от
столицы.
Это было первое поражение фашистов. На Ленинградском шоссе у въезда
в Зеленоград возвышается холм Славы. Именно здесь, у деревни Крюково, натиск
фашистских захватчиков был остановлен и произошел перелом: оборона обернулась
наступлением. Ожесточенное сражение началось в 10 утра 7-го декабря. Осколки
снарядов покрыли всю крюковскую землю. У станции Крюково советские войска
потеряли тысячи солдат и офицеров, но к вечеру 8-го декабря враг был сломлен.
Лучшие части противника были разгромлены и обращены в бегство. Благодаря
массовому героизму советских воинов немецко-фашистские группировки не смогли
прорваться к Москве.
Сл.19.(видеоклип «У деревни Крюково)
Физкультминутка
Учитель: А 12 декабря советские граждане услышали по московскому радио
сводку о победе в обороне Москвы. Впервые непобедимая германская армия
потерпела крупное поражение. Гитлеровский план полностью провалился
.
Фашистские войска, захватившие к июню 1941 года почти всю Европу, были
остановлены, а затем разбиты в СССР.
Сл.20. В чем причина этой победы? В чем отличие наших людей от европейцев?
Победа, завоеванная в сражениях Великой Отечественной войны, - это победа в
первую очередь – славной Советской Армии и нашего героического рабочего
класса, колхозного крестьянства, трудовой интеллигенции, победа всего
многонационального советского народа.
Каждый воин своим мужеством, отвагой и героизмом ковал Великую Победу.
В Московском сражении Красная Армия потеряла более двух миллионов человек.
Учитель: Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии,
разрушив миф о её непобедимости.
Сл.21.(О тружениках тыла) Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не
задумываясь отдать свою жизнь за Родину, ни наших женщин, детей и стариков,
которые заменили ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и
фабриках, часто не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на
дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. Так же самоотверженно
трудились и колхозники.
Сл.22.«Все для фронта, все для победы!» Трудились день и ночь и … ждали письма
с фронта.
Сл.23. (фронтовое письмо-треугольник)
Почтальон в годы войны был особым человеком. Его ждали с нетерпением и
страхом: что достанет он из своей сумки – треугольник с адресом, написанный
знакомым тебе почерком, или извещение “Погиб смертью храбрых”?
Письма показывали соседям, бережно хранили. И много раз перечитывали. Они
были короткими. Их писали на коленях в окопах, в короткие передышки между
боями.
Солдаты были скупы в выражении своих чувств. Хотя каждому хотелось
сказать самое сокровенное, прежде всего, - своим любимым: матери, жене, девушке.
Фронтовое письмо солдата
“Дорогая мама, пишет тебе твой сын Серёжа. Помнишь Кольку с Садовой, - Ты ещё
ругала меня из-за того, что мы играли с ним в “казаков – разбойников”, и я порвал
новые штаны, которые ты сшила мне к первому сентября? Так вот, нас с Колькой
распределили в один взвод.
У меня всё хорошо, если на войне вообще может быть хорошо. Вчера был мой
первый бой. “Боевое крещение приняли”, - сказал нам наш командир. Многие мои
товарищи погибли, а я живой…
Честно скажу, было страшно, но наш командир сказал, что мы должны выстоять и
отбить атаку врага, что за нами – Москва, отступать некуда! И появились силы,
страх ушёл…
Мы подпустили немцев поближе и открыли огонь. Сержант Фёдоров попал из
противотанкового ружья прямо в башню танка, и тот загорелся.
Наши товарищи гибли, гибли немцы, а мы бежали вперёд. Мы зажгли один танк,
потом ещё два. Немцы дрогнули и стали отступать. А мы с Колькой бежали,
стреляли и кричали: “Ура! За Родину!” Всё было как в тумане, будто сон всё это, и не
я вовсе бегу, другой кто – то, но вдруг резануло в левой руке, и я понял, что это не
сон, а из руки капает самая настоящая кровь, и больно по-настоящему. Ничего, рана
оказалась совсем пустяковой – пуля лишь слегка задела руку, меня перевязали и
даже не положили в лазарет, так что я остаюсь в строю!
После боя наш командир поблагодарил нас, а сержанта Фёдорова представили
к медали “За отвагу” за то, что он подбил три танка. Так что я теперь стал
настоящим солдатом. И вот как я думаю: надо во что не стало остановить фашистов,
надо отстоять нашу столицу! И мы не отдадим Москву врагам, мы умрём, но
фашистов не пропустим!
Мама, напиши, как вы там живёте без меня? Как Мишка? Помогает ли тебе?
Скажи, пусть не бросает учёбу. Пусть напишет брату хоть несколько строчек (только
без ошибок!). Любящий тебя сын Сергей. 29 октября 1941г.”
Учитель. Благодаря смелости и отваге таких бойцов, была выиграна битва под
Москвой. Была одержана победа в Великой Отечественной Войне.
Но не все вернулись живыми с войны.
Но не только технику, боеприпасы, продукты и теплые вещи нужны были
нашим бойцам, но и теплые письма из дома. Многие школьники писали письма
незнакомым солдатам, поддерживали их своими теплыми словами.
Ребята написали защитникам столицы письмо. Давайте одно из них
послушаем. Ученик зачитывает свое письмо
Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник»
В мае 1965 года за героизм, мужество и стойкость в борьбе с немецко-
фашистскими захватчиками Москве присвоено почетное звание "Город-Герой" с
вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", а в память о тех событиях 1941
года в Москве была возведена могила Неизвестного солдата.
Сл.24. (Карта РМЭ)
В победу в битве под Москвой внесли свой вклад воины, труженики тыла Марий
Эл, в частности Казанского сельского поселения.
Сл.25. (Торжество ко дню Победы).
Делегация ветеранов Великой Отечественной войны из Республики Марий Эл
приглашена мэром Москвы Юрием Лужковым на торжества, посвященные 65-летию
со дня начала контрнаступления советских войск под Москвой 5 декабря 1941 года,
в ее состав вошли ветераны войны Раисия Степановна Иванченко, Николай
Алексеевич Богатырев из г.Й-Олы и Михаил Иванович Николаев из Волжска. Все
они в грозном 41-м году защищали столицу и награждены медалью «За оборону
Москвы».
Ученик:
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим.
Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.
(минута молчания) Сл.26.(Метроном)
Сл.27. (Вечная память)
Заключительное слово учителя: Мы, помним и вечно будем в долгу перед
нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни! Благодаря
смелости и отваге бойцов, была выиграна битва под Москвой. Была одержана
победа в Великой Отечественной войне. Но не все вернулись живыми с войны.
Сл.28.
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою Ценой
Завоёвано счастье ,-
Пожалуйста, помните!
Помните!
Через века, через года. -
Помните! О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
Помните! (Р.Рождественский Реквием)
Ученик:
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир -
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!
Сл.29. Голубь мира. Дети запускают в небо голубь мира.
Сл.30. Кроссворд.
Разгадав кроссворд, прочтете ключевое слово города-героя.
1.Москвичка-комсомолка, замученная фашистами.
2.Дивизия против 50 фашистских танков.
3.Имя политрука Клочкова.
4.Руководил операцией защиты Москвы.
5.Деревня, у которой оборона Москвы обернулась наступлением.
6.Обратился к участникам парада со словами «На вас смотрит весь мир»
К
о
с
м
о
д
е
м
ь
я
н
с
к
а
я
П
а
н
ф
и
л
о
в
В
а
с
и
л
и
й
Ж
у
к
о
в
К
р
ю
к
о
в
о
С
т
а
л
и
н
Сл.31.Спасибо за внимание.
Источники:
Ø Фотографии, картинки, музыкальные файлы – интернет-ресурсы.
Ø Монтаж видеоклипов – Александровой Ю.И.