Автор: Шумова Марина Вадимовна Должность: директор Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Воспитание в совместном творчестве Раздел: дополнительное образование
Воспитание в совместном творчестве
Шумова М.В.
директор, методист ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
г.Санкт-Петербург
В
новых
образовательных
стандартах
общего
и
дополнительного
образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
воспитание семейной культуры рассматривается как важнейшая составляющая в развитии
личности ребёнка и приобщение родителей к педагогическому сообществу в решении этих
задач.
Учреждения
дополнительного
образования
реализуют
идеи
дополнительного
образования по выбору, наиболее полно отвечающие интересам ребёнка и запросам его
семьи. Семья – это один из главных заказчиков и потребителей образовательных услуг
учреждения. Поэтому наше учреждение дополнительного образования детей заинтересовано
создавать
комфортные
условия
для
установления
успешного
взаимодействия
и
сотрудничества с семьёй.
Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района – центр методической
работы с педагогическими кадрами воспитательных служб образовательных учреждений,
организатор
и
координатор
районных
целевых
программ
по
социализации
подростков,
организатор
конкурсного
движения
талантливой
и
одарённой
молодёжи,
координатор
опытно-экспериментальной работы по взаимодействию с семьёй.
Деятельность
учреждения
по
взаимодействию
с
семьёй
–
это
системный
подход,
который
осуществляется
через
организацию
работы
по
семейному
консультированию,
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, педагогу, учащимся, через
развитие
конкурсного
движения
и
информационно-просветительскую
работу.
Единство
взглядов
педагогического
коллектива
Дворца
детского
(юношеского)
творчества
на
организацию
эффективного
взаимодействия
с
семьёй
проявляется
в
формировании
содружества «педагог-родитель-ребёнок», где родитель:
участник договорной формы взаимодействия в образовательном учреждении;
социальный партнёр в организации жизнедеятельности творческих коллективов;
участник
образовательного
процесса
в
составе
родительских
комитетов,
инициативных групп;
помощник в становлении позитивного восприятия окружающего мира ребёнка.
1
В настоящий момент создано культурно-образовательное пространство учреждения,
ориентированное
на
семью.
Педагоги
открыты
для
общения:
проводят
экспресс-
консультации для родителей до начала занятий, информируют о предстоящих событиях в
коллективе, об успешности ребёнка, размещают информацию на рекламных стендах и сайте
учреждения, осуществляют общение в социальных сетях (40% педагогов имеют группу для
активного
общения
с
обучающимися
и
их
родителями).
В
учреждении
осуществляется
выпуск
газеты
«Атмосфера»
и
вестника
«Зеркало»
о
деятельности
учреждения
и
о
творческих
коллективах.
В
холле
первого
этажа
учреждения
ведётся
видеотрансляция
событий и мероприятий Дворца творчества. Таким образом, родители имеют возможность
наблюдать
за
творческим
процессом
в
коллективах,
событиями
и
мероприятиями
учреждения.
Информация
о
самых
активных
семьях
учреждения
размещается
на
сайте
«Самая
активная
семья»,
что
помогает
исключить
дефицит
позитивной
информации
в
вопросах семейного воспитания и положительно влияет на становление и развитие личности
ребёнка.
Расширяя образовательное пространство для информационно-просветительской работы
с
родителями,
а
также
создавая
условия
для
дальнейшего
формирования
постоянного
контингента учащихся, было создано структурное подразделение дошкольного образования
детей. На базе этого подразделения начал работать клуб «Мамина школа». В рамках этого
клуба для родителей организованы семинары, консультации, игры-тренинги, посвященные
вопросам развития и воспитания детей, а также осуществляется заочное и дистанционное
консультирование родителей. Все обучающие материалы для родителей размещаются на
сайте учреждения в разделе «Родителям и обучающимся» на страничке психолога.
Разрабатывая совместные программы обучения родителей и детей, педагогический
коллектив Дворца творчества внедрил в практику работы образовательные программы для
родителей и детей от 1,5 до 3 лет: «Кнопочки», «Раз ступенька, два ступенька». Совместный
процесс обучения родителей, вместе со своим ребёнком возвращает их в мир детских
увлечений, помогает приобрести новые знания в области прикладных навыков ребёнка,
получить
квалифицированную
психолого-педагогическую
помощь
в
режиме
«скорой
помощи». При организации такого обучения у родителей возникает единение со своим
ребёнком.
Изучая
многообразия
форм
взаимодействия
с
семьёй
по
формированию
семейной
культуры, приобщению родителей к воспитанию и развитию детей в ОУ Кировского района,
Дворец
детского
(юношеского)
творчества
разработал
и
реализовал
единую
программу
«Вместе с семьёй».
2
Программа
«Вместе
с
семьёй»
включает
в
себя
5
основных
проектов:
проект
программы «Семья и учреждение»; проект программы «Семейные университеты»; проект
программы «Формирование семейной культуры»; проект программы «Семейное конкурсное
движение – творческая семья»; проект программы «Становление культуры семьянина как
фактор воспитания гражданина РФ».
Содержание проектов – это комплекс организационно-
управленческих
мероприятий
по
созданию
комфортных
условий
в
учреждении
для
организации
взаимодействия
с
семьёй
и
обеспечения
открытого
информационного
пространства,
а
также
комплекс
реализуемых
культурно-досуговых
мероприятий,
обеспечивающих
духовно-нравственное
просвещение
семей
и
включённость
их
в
совместную творческую деятельность. Включая учащихся в осознание безусловной ценности
семьи и приоритетов семейного воспитания в рамках проекта «Семейные университеты»,
во Дворце детского (юношеского) творчества была внедрена обучающая технология для
старшеклассников
–
открытый
университет
старшеклассников
«Я
–
семьянин».
Эта
технология направлена на развитие умений и навыков старшеклассников по взаимодействию
внутри семьи, пониманию личной роли в семье, овладению формами организации семейного
досуга.
Старшеклассники
получили
опыт
ведения
«Личного
дневника»,
где
по
своему
желанию
вели
записи,
связанные
«с
пространством
их
семьи».
Этот
опыт
работы
со
старшеклассниками
в
дальнейшем
использовался
для
открытия
дискуссионного
клуба
«Семейная азбука» на базе ГБОУ СОШ №274. Проект «Семейное конкурсное движение –
творческая
семья»
позволил
педагогическому
коллективу Дворца
творчества
стать
инициатором проведения творческих событий и мероприятий для семейных команд ОУ
района,
таких
как
интеллектуальные
игры:
«Что?
Где?
Когда?»,
«Семейный
эрудит»,
«Блестящие
умы»,
«Знатоки
Кировского
района»;
творческие
конкурсы
и
выставки:
«Творческая семья», «Семейный вернисаж»; спортивно-развлекательные программы: «Папа,
мама, я – спортивная семья», «Мечом по городкам», семейное ориентирование «Азимут».
Самым универсальным творческим конкурсом для раскрытия воспитательного потенциала
семьи стал конкурс «Творческая семья», который проводится
по номинациям: вокально-
инструментальное семейное исполнительство; семейный танец; инсценируем всей семьей;
художественное слово; презентация семейного творчества; выставка семейных работ по
декоративно-прикладному творчеству. Подготовка и участие семей в любой номинации - это
совместное
творчество
ребёнка
и
взрослого,
объединённого
общей
идеей
творческого
выступления. В совместном творчестве рождается единство, семейное содружество, что
приводит
к
взаимопониманию,
сотрудничеству,
взаимопомощи,
поддержке,
любви
и
укреплению духовных ценностей семьи
3
В 2015 году программа «Вместе с семьёй» стала основой для разработки сетевого
проекта с ОУ Кировского района «Социально-педагогическое партнёрство Дворца детского
(юношеского) творчества и образовательные учреждения Кировского района в воспитании
семейной
культуры».
Выстраивая
интерактивное
взаимодействие
в
системе
«семья
–
образовательные учреждения – Дворец детского (юношеского) творчества», была внедрена
педагогическая технология – общественно-педагогический форум «Моя семья». В рамках
форума шли дискуссии по проблемам детства и семьи, творческие выступления активных
семей, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, где родители проявляли себя
как педагоги-мастера, передавая свои навыки при создании творческих работ участникам
форума. В ходе работы форума родилась инициатива проведения районной родительской
конференции «Семья и школа: от диалога к партнёрству», которая ежегодно традиционно
проходит в апреле.
Таким образом, Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района создаёт
условия для укрепления института семьи, сохранения и возрождения традиций семейного
воспитания и творчества.
4