Напоминание

Воспитание в совместном творчестве


Автор: Шумова Марина Вадимовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание в совместном творчестве
Раздел: дополнительное образование





Назад





Воспитание в совместном творчестве
Шумова М.В. директор, методист ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района г.Санкт-Петербург В новых образовательных стандартах общего и дополнительного образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание семейной культуры рассматривается как важнейшая составляющая в развитии личности ребёнка и приобщение родителей к педагогическому сообществу в решении этих задач. Учреждения дополнительного образования реализуют идеи дополнительного образования по выбору, наиболее полно отвечающие интересам ребёнка и запросам его семьи. Семья – это один из главных заказчиков и потребителей образовательных услуг учреждения. Поэтому наше учреждение дополнительного образования детей заинтересовано создавать комфортные условия для установления успешного взаимодействия и сотрудничества с семьёй. Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района – центр методической работы с педагогическими кадрами воспитательных служб образовательных учреждений, организатор и координатор районных целевых программ по социализации подростков, организатор конкурсного движения талантливой и одарённой молодёжи, координатор опытно-экспериментальной работы по взаимодействию с семьёй. Деятельность учреждения по взаимодействию с семьёй – это системный подход, который осуществляется через организацию работы по семейному консультированию, обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, педагогу, учащимся, через развитие конкурсного движения и информационно-просветительскую работу. Единство взглядов педагогического коллектива Дворца детского (юношеского) творчества на организацию эффективного взаимодействия с семьёй проявляется в формировании содружества «педагог-родитель-ребёнок», где родитель:  участник договорной формы взаимодействия в образовательном учреждении;  социальный партнёр в организации жизнедеятельности творческих коллективов;  участник образовательного процесса в составе родительских комитетов, инициативных групп;  помощник в становлении позитивного восприятия окружающего мира ребёнка. 1
В настоящий момент создано культурно-образовательное пространство учреждения, ориентированное на семью. Педагоги открыты для общения: проводят экспресс- консультации для родителей до начала занятий, информируют о предстоящих событиях в коллективе, об успешности ребёнка, размещают информацию на рекламных стендах и сайте учреждения, осуществляют общение в социальных сетях (40% педагогов имеют группу для активного общения с обучающимися и их родителями). В учреждении осуществляется выпуск газеты «Атмосфера» и вестника «Зеркало» о деятельности учреждения и о творческих коллективах. В холле первого этажа учреждения ведётся видеотрансляция событий и мероприятий Дворца творчества. Таким образом, родители имеют возможность наблюдать за творческим процессом в коллективах, событиями и мероприятиями учреждения. Информация о самых активных семьях учреждения размещается на сайте «Самая активная семья», что помогает исключить дефицит позитивной информации в вопросах семейного воспитания и положительно влияет на становление и развитие личности ребёнка. Расширяя образовательное пространство для информационно-просветительской работы с родителями, а также создавая условия для дальнейшего формирования постоянного контингента учащихся, было создано структурное подразделение дошкольного образования детей. На базе этого подразделения начал работать клуб «Мамина школа». В рамках этого клуба для родителей организованы семинары, консультации, игры-тренинги, посвященные вопросам развития и воспитания детей, а также осуществляется заочное и дистанционное консультирование родителей. Все обучающие материалы для родителей размещаются на сайте учреждения в разделе «Родителям и обучающимся» на страничке психолога. Разрабатывая совместные программы обучения родителей и детей, педагогический коллектив Дворца творчества внедрил в практику работы образовательные программы для родителей и детей от 1,5 до 3 лет: «Кнопочки», «Раз ступенька, два ступенька». Совместный процесс обучения родителей, вместе со своим ребёнком возвращает их в мир детских увлечений, помогает приобрести новые знания в области прикладных навыков ребёнка, получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь в режиме «скорой помощи». При организации такого обучения у родителей возникает единение со своим ребёнком. Изучая многообразия форм взаимодействия с семьёй по формированию семейной культуры, приобщению родителей к воспитанию и развитию детей в ОУ Кировского района, Дворец детского (юношеского) творчества разработал и реализовал единую программу «Вместе с семьёй». 2
Программа «Вместе с семьёй» включает в себя 5 основных проектов: проект программы «Семья и учреждение»; проект программы «Семейные университеты»; проект программы «Формирование семейной культуры»; проект программы «Семейное конкурсное движение – творческая семья»; проект программы «Становление культуры семьянина как фактор воспитания гражданина РФ». Содержание проектов – это комплекс организационно- управленческих мероприятий по созданию комфортных условий в учреждении для организации взаимодействия с семьёй и обеспечения открытого информационного пространства, а также комплекс реализуемых культурно-досуговых мероприятий, обеспечивающих духовно-нравственное просвещение семей и включённость их в совместную творческую деятельность. Включая учащихся в осознание безусловной ценности семьи и приоритетов семейного воспитания в рамках проекта «Семейные университеты», во Дворце детского (юношеского) творчества была внедрена обучающая технология для старшеклассников – открытый университет старшеклассников «Я – семьянин». Эта технология направлена на развитие умений и навыков старшеклассников по взаимодействию внутри семьи, пониманию личной роли в семье, овладению формами организации семейного досуга. Старшеклассники получили опыт ведения «Личного дневника», где по своему желанию вели записи, связанные «с пространством их семьи». Этот опыт работы со старшеклассниками в дальнейшем использовался для открытия дискуссионного клуба «Семейная азбука» на базе ГБОУ СОШ №274. Проект «Семейное конкурсное движение – творческая семья» позволил педагогическому коллективу Дворца творчества стать инициатором проведения творческих событий и мероприятий для семейных команд ОУ района, таких как интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Семейный эрудит», «Блестящие умы», «Знатоки Кировского района»; творческие конкурсы и выставки: «Творческая семья», «Семейный вернисаж»; спортивно-развлекательные программы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мечом по городкам», семейное ориентирование «Азимут». Самым универсальным творческим конкурсом для раскрытия воспитательного потенциала семьи стал конкурс «Творческая семья», который проводится по номинациям: вокально- инструментальное семейное исполнительство; семейный танец; инсценируем всей семьей; художественное слово; презентация семейного творчества; выставка семейных работ по декоративно-прикладному творчеству. Подготовка и участие семей в любой номинации - это совместное творчество ребёнка и взрослого, объединённого общей идеей творческого выступления. В совместном творчестве рождается единство, семейное содружество, что приводит к взаимопониманию, сотрудничеству, взаимопомощи, поддержке, любви и укреплению духовных ценностей семьи 3
В 2015 году программа «Вместе с семьёй» стала основой для разработки сетевого проекта с ОУ Кировского района «Социально-педагогическое партнёрство Дворца детского (юношеского) творчества и образовательные учреждения Кировского района в воспитании семейной культуры». Выстраивая интерактивное взаимодействие в системе «семья – образовательные учреждения – Дворец детского (юношеского) творчества», была внедрена педагогическая технология – общественно-педагогический форум «Моя семья». В рамках форума шли дискуссии по проблемам детства и семьи, творческие выступления активных семей, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, где родители проявляли себя как педагоги-мастера, передавая свои навыки при создании творческих работ участникам форума. В ходе работы форума родилась инициатива проведения районной родительской конференции «Семья и школа: от диалога к партнёрству», которая ежегодно традиционно проходит в апреле. Таким образом, Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района создаёт условия для укрепления института семьи, сохранения и возрождения традиций семейного воспитания и творчества. 4


В раздел образования