Напоминание

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом


Автор: Иванова Ираида Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 118" г. Перми
Населённый пункт: Город Пермь
Наименование материала: конспект
Тема: Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Раздел: среднее образование





Назад





Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится: №
5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
1 определять главную тему, общую цель или назначение текста 2 выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
3
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
4
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт
5
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте
6
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,

сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они

тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания

текста

1
определять назначение разных видов текстов
2
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
3
различать темы и подтемы специального текста
4
выделять не только главную, но и избыточную информацию
5
прогнозировать последовательность изложения идей текста
6
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
7
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
8
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
9
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. №
5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,

таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного

представления данных к другому


интерпретировать текст

1
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
2
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
3
делать выводы из сформулированных посылок
4
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). №
5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

Откликаться на содержание текста

1
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
2
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
3
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

4
находить доводы в защиту своей точки зрения
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его

исполнения

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,

обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения

этих пробелов

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,

конфликтную информацию

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


В раздел образования