Автор: Иванова Ираида Федоровна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 118" г. Перми Населённый пункт: Город Пермь Наименование материала: конспект Тема: Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Раздел: среднее образование
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
№
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
1
определять главную тему, общую цель или назначение текста
2
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
3
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
4
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт
5
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте
6
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)
№
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания
текста
1
определять назначение разных видов текстов
2
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
3
различать темы и подтемы специального текста
4
выделять не только главную, но и избыточную информацию
5
прогнозировать последовательность изложения идей текста
6
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
7
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
8
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
9
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать
изменения
своего
эмоционального
состояния
в
процессе
чтения,
получения
и
переработки
полученной информации и её осмысления.
№
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного
представления данных к другому
интерпретировать текст
1
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
2
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
3
делать выводы из сформулированных посылок
4
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста
Выпускник получит возможность научиться:
•
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
№
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
Откликаться на содержание текста
1
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
2
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
3
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
4
находить доводы в защиту своей точки зрения
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его
исполнения
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.