Автор: Ахметшина Гульназ Хасбатовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Верхнеякинская ООШ" Населённый пункт: с.Верхние Яки,Мамадышский район,Республика Татарстан Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Правописание букв З и С на конце приставок Раздел: полное образование
Тема урока: Правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Задачи урока :
1.
Образовательные
:
выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
повторить
морфемный
разбор
слов
;
развить
умение
формулировать
определение
понятий
;
обогащать
словарный
запас
учащихся
;
совершенствовать
орфографические
и
умения
.
2.
Развивающие
:
осуществление
системно
-
деятельностного
подхода
;
развитие
критического
мышления
;
развитие
внимания
;
формирование
УУД
(
личностных
,
регулятивных
,
познавательных
):
o
развитие
умения
формулировать
и
доказывать
свою
точку
зрения
;
o
развитие
умений
анализировать
,
сравнивать
,
обобщать
;
o
развивать
умение
применять
новые
знания
;
o
развитие
творческих
,
речевых
способностей
учащихся
;
o
формирование
логических
умений
;
o
развитие
умения
опираться
на
уже
известное
,
на
свой
субъективный
опыт
;
o
развитие
умения
формулировать
проблему
;
o
развитие
умения
групповой
и
парной
работы
.
3.
Воспитательные
:
воспитание
интереса
и
уважения
к
русскому
языку
;
воспитание
ценностного
отношения
к
слову
;
развитие
коммуникативных
УУД
:
o
создание
благоприятной
атмосферы
поддержки
и
заинтересованности
,
уважения
и
сотрудничества
;
o
взаимодействие
учащихся
в
групповой
и
парной
работе
:
развитие
уважения
друг
к
другу
.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.:
Просвещение, 2012.
Оборудование
:
1)
Организационный
этап
.
2)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .
3)
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
4)
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
5)
Первичное
закрепление
во
внешней
речи
6)
Промежуточная
рефлексия
7)
Физкультминутка
8)
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
9)
Включение
в
систему
знаний
и
повторение
10)
Рефлексия
деятельности
(
подведение
итогов
занятия
),
выставление
оценок
за
урок
.
11)
Информация
о
домашнем
задании
(
комментирование
).
№ п/п
Этапы урока
Формируемые УУД,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1.
Организационный этап
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы,
мотивация на учёбу,
создание ситуации
успеха.
УУД : личностные,
коммуникативные.
-Добрый день, ребята. Давайте
посмотрим друг на друга и
улыбнёмся. Говорят, «улыбка –
это поцелуй души». Громко
скажем «Добрый день!».
Присаживайтесь на свои места. Я
рада, что у вас хорошее
настроение, и надеюсь, что мы с
вами сегодня очень дружно и
активно поработаем. В этом я
даже не сомневаюсь.
Приветствие учащихся.
Запись даты в тетрадях
2.
Актуализация знаний и
фиксация затруднений
в деятельности.
ЦЕЛЬ:
актуализировать
знания детей по теме
«Приставка»
УУД: Регулятивные
Коммуникативные
1.
Проверка
домашнего
задания
через
выявление
затруднений
учащихся, возникших в ходе его
выполнения
( у п о т р е б л е н и е
приставок
с
единообразным
написанием).
Упражнение
433.
( Слайд 1 )
2
. Самостоятельная
работа
с
новым материалом. ( Слайд 2 )
Учащимся предлагается записать
ряд
слов
(даны
на
доске)
с
К доске выходит
1человек:
- задача – распределить
слова по группам
пропущенными
согласными
в
приставках.
Слова
необходимо
с г р у п п и р о в а т ь
( п р и н ц и п
группировки
в
слабом
классе
можно
указать:
с
учётом
с о б с т в е н н ы х
з н а н и й
о
п р а в о п и с а н и и
п р и с т а в о к ) ,
вставить
в
них
пропущенные
буквы, в случае сомнения можно
оставлять
в
слове
«дырку »,
выделить приставки.
О…дать, ра…смотреть,
ра…жигать,
бе…конечно,
з…
править,
в…шёл,
и…пугаться,
…делать,
бе…вкусный,
по…
держать.
О б с у д и т ь
п р е д л о ж е н н ы е
варианты
группировки
слов.
Должна
получиться
следующая
запись: ( Слайд 3 )
Отдать рассмотреть
Заправить разжигать
Вошёл бесконечно
Поддержать испугаться
Сделать безвкусный
Фронтальная беседа по вопросам:
- Сравните. Все согласны с таким
делением слов на группы?
- задача остальных –
распределить по
группам и записать в
тетрадь
Проверка работы.
Дополнения есть?
- На какие группы разделили
слова?
- Что объединяет приставки слов
первого столбика?
- Что объединяет приставки слов
второго столбика?
- Все ли пропущенные буквы в
приставках второго столбика вы
вставили?
3.
Выявление причин
затруднений и
постановка цели
деятельности.
ЦЕЛЬ : создать
проблемную
ситуацию,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность
УУД : познавательные
коммуникативные
-
Почему
вы
з ат р уд н я л и с ь
вставлять пропущенные буквы?
- Стоит ли выделять эти слова в
отдельную
группу
и
учиться
писать?
-
Есть
ли
ещё
слова
с
этими
п р и с т а в к а м и ?
П р и в е д и т е
примеры.
- Сформулируйте тему урока.
-
Какую
цель
можем
поставить
перед собой на уроке?( научиться
п р а в и л ь н о
п и с ат ь
с л о ва
с
приставками на –з, -с).
-Чтобы
достичь
цели,
какие
задачи нам надо решить?
(1.
Выяснить,
когда
на
конце
приставок пишется -з, когда –с.
2. Потренироваться в написании
слов с этими приставками.)
Дети формулируют тему,
цель и задачи урока
-Давайте проверим, правы ли вы
( Слайд 4 )
После ответа детей
открывается доска с
названием темы урока
Запись темы урока в
тетради
4.
Построение проекта
выхода из затруднения
и его реализация.
ЦЕЛЬ: спланировать
дальнейшую
деятельность
УУД: личностные,
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
- Итак, что же нам предстоит
выяснить?
Д л я
р е ш е н и я
в ы я в л е н н о й
проблемы
ребятам
предлагается
стать
исследователями
и
самим
постараться
определить
условия
выбора согласных з – с на конце
приставок.
Необходимо
вспомнить
правила
работы в группах.
Д л я
р а б о т ы
п р е д л а г а е т с я
инструкция
и
текст.
( Слайд
5 )
(См. Приложение 1).
-
Прочитайте
инструкцию
к
тексту.
Како е
задание
в а м
необходимо выполнить?
Р а б о т а е м
с
л е к с и ч е с к и м
значением
неизвестных
ребятам
слов
с
помощью
толко во го
словаря.
В результате выполнения
- В каких случаях на
конце приставок пишется
з-, а когда с-.
Работа в группах
Учащиеся перечисляют
правила работы в группе:
- Получив задание,
разберись в нем.
- Не пренебрегай опытом
д р у г и х
-
о н
т в о й
помощник.
-
Определите,
что
вам
понадобится в работе.
-
К а ж д ы й
н е с е т
персональную
ответственность
за
свой
участок работы.
работы
должна
п ол у ч и т ь с я
следующая запись: ( Слайд 6 )
разносится беспрерывно
низвергающейся рассыпается
вздрагивает бесчисленные
безмолвном растворяются
чрезмерно
производит
безоблачные
После
демонстрации
учащимися
схематической
записи
правила
у ч и т е л ь
п о к а з ы в а е т
схематический
рисунок.
( Слайд
7)
-
Согласовывай
свою
работу с другими.
-
Вме сте
работали
-
вместе обсуждаем.
Определение лексическо-
го значения слов
Выполнение
заданий
в
тетрадях
Выделяют приставки.
Группы предлагают свои
варианты
схематичной
з а п и с и
п р а в и л а ,
например:
звон. согл.
з
гласный
с глух. согл.
5.
Первичное закрепление
во внешней речи
ЦЕЛЬ: Развивать
умения применять
новые знания
УУД : регулятивные,
познавательные
- Проверим себя по учебнику, к
правильным
ли
выводам
мы
п р и ш л и
в
р е з у л ь т а т е
исследования.
Чтение
правила
(параграф 83).
Возвращаемся
к
« д ы р ка м » ,
оставленным
в
словах
на
2-м
э т а п е
у р о к а ,
о б ъ я с н я е м
правописание приставок в словах
второй колонки. ( Слайд 8 )
Учащиеся доказывают, в
каких словах на конце
приставок и почему
пишется з-, а в каких – с-.
6.
Промежуточная
рефлексия
ЦЕЛЬ: Обобщить,
сделать выводы,
самооценка
УУД : познавательные,
регулятивные
- Сейчас вы сделали маленькое,
но
открытие.
А
открытия
не
делаются
на
пустом
месте,
для
них
нужен
определённый
багаж
теоретических знаний.
-
Какие
знания
вас
приблизили
сегодня к открытию?
-
Давайте
вспомним,
какие
согласные
звонкие,
какие
–
глухие. (Слайд 9)
- Что было трудным на этом этапе
работы? Что удалось?
-
Как
бы
вы
оценили
работу
группы и свою собственную?
Умение выделять
приставки, т.е. знание
морфемики; знание
глухих и звонких
согласных, т.е.
фонетические знания.
Самооценка
7.
Физкультминутка
8.
Самостоятельная
работа с самопроверкой
и озвучиванием
результатов.
ЦЕЛЬ: развивать
умения применять
новые знания.
УУД : личностные,
Регулятивные,
коммуникативные
Выполнение тестового задания с
помощью
интерактивной
доски.
(
Слайд10 )
1)
бе ..мерно
2)
и ..пользовать
3)
во..поминание
4)
ра ..жигать
5)
ни ..падать
6)
бе ..ценный
7)
бе…звездный
8)
в ..бираться
9)
бе..численные
10) ра…смешить
Оцените
свою
деятельно сть:
( Слайд 11 )
+-уверен
?-сомневаюсь
- - трудно
Теперь оцените работу своего
соседа ( Слайд 12 )
Записи в тетрадях
Самооценка
Взаимопроверка работ по
заранее
определённым
критериям, например:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
9.
Включение в систему
знаний и повторение.
ЦЕЛЬ: закрепить
полученные знания
УУД:
познавательные,
1.
Работа
с
по словицами.
( Слайд13, 14 )
Задания:
- вставить подходящие по смыслу
слова;
Выполняют задания,
отвечают на вопросы
коммуникативные,
регулятивные
-
ч т о
о б ъ е д и н я е т
д а н н ы е
пословицы?
-
объясните
смысл
последней
пословицы
2.
Объяснительный словарный
диктант:
Безбрежный простор, ранний
рассвет,
пышно
расцвели,
и с с л е д о в а т ь
м е с т н о с т ь ,
б е с ч и с л е н н ы е
б о г а т с т в а ,
взлетела
на
сосну,
бескрайние
поля.
3.
Выполнение
упр.
4 2 3 .
(Дополнительно)
Объясняют условия
выбора орфограмм.
Работают над своей
устной речью.
Отрабатывают правило
«Буквы з и с на конце
приставок»
Комментированное
письмо
10.
Рефлексия.
ЦЕЛЬ: Обобщить,
сделать выводы,
самооценка
УУД : познавательные,
регулятивные
- Какую цель мы поставили в
начале урока? ( Слайд 15 )
-
Удало сь
ли
нам
д о с т и ч ь
поставленных
целей?
Каким
образом?
- Что было самым интересным на
уроке? Самым трудным?
-
Н а д
ч е м
в ы
хо т е л и
б ы
поработать на следующем уроке?
-
Чью
работу
на
уроке
можно
выделить
(почему?)
и
оценить
(как?)?
- Кто доволен своей работой на
уроке?
- А кто не доволен?
Оценка работы класса
Самооценка
11.
Объяснение домашнего
задания.
Слайд 15
Д е м о н с т р и р у е т
с л а й д
с
дифференцированным
домашним
заданием
Записывают задания в
дневники
Приложение 1
Инструкция
1.
Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
2.
Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в
приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот
низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на
миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное
явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы
растворяются в воздухе.