Напоминание

Правописание букв З и С на конце приставок


Автор: Ахметшина Гульназ Хасбатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верхнеякинская ООШ"
Населённый пункт: с.Верхние Яки,Мамадышский район,Республика Татарстан
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Правописание букв З и С на конце приставок
Раздел: полное образование





Назад





Технологическая карта урока

Тема урока:
Правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5

Тип урока:
«открытие» нового знания
Цель урока:
освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Задачи урока
:
1.

Образовательные

:
 выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;  формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;  повторить морфемный разбор слов ;  развить умение формулировать определение понятий ;  обогащать словарный запас учащихся ;  совершенствовать орфографические и умения .
2.

Развивающие

:
 осуществление системно - деятельностного подхода ;  развитие критического мышления ;  развитие внимания ;  формирование УУД ( личностных , регулятивных , познавательных ): o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения ; o развитие умений анализировать , сравнивать , обобщать ; o развивать умение применять новые знания ; o развитие творческих , речевых способностей учащихся ; o формирование логических умений ; o развитие умения опираться на уже известное , на свой субъективный опыт ; o развитие умения формулировать проблему ;
o развитие умения групповой и парной работы .
3.

Воспитательные

:
 воспитание интереса и уважения к русскому языку ;  воспитание ценностного отношения к слову ;  развитие коммуникативных УУД : o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества ; o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе : развитие уважения друг к другу .
Планируемые результаты:


Личностные: 1) уважительное отношение к языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности; Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения; 2) умение воспроизводить прочитанный текст; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении; Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности; 2) владение разными видами речевой деятельности; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме 4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 5) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия:
приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы:
1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2012.
Оборудование

:
 ПК ;  мультимедийный проектор ;  интерактивная доска
Структура

урока

:
1) Организационный этап . 2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
.
3) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. 4) Построение проекта выхода из затруднения и его реализация 5) Первичное закрепление во внешней речи 6) Промежуточная рефлексия 7) Физкультминутка 8) Самостоятельная работа с самопроверкой 9) Включение в систему знаний и повторение 10) Рефлексия деятельности ( подведение итогов занятия ), выставление оценок за урок . 11) Информация о домашнем задании ( комментирование ).
№ п/п Этапы урока Формируемые УУД, цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося 1. Организационный этап
Цель
– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
УУД
: личностные, коммуникативные. -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
ЦЕЛЬ:
актуализировать знания детей по теме «Приставка»
УУД:
Регулятивные Коммуникативные 1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения ( у п о т р е б л е н и е приставок с единообразным написанием). Упражнение 433. (
Слайд 1
) 2 . Самостоятельная работа с новым материалом. (
Слайд 2
) Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с
К доске выходит

1человек:
- задача – распределить слова по группам
пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо с г р у п п и р о в а т ь ( п р и н ц и п группировки в слабом классе можно указать: с учётом с о б с т в е н н ы х з н а н и й о п р а в о п и с а н и и п р и с т а в о к ) , вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку », выделить приставки.
О…дать, ра…смотреть,

ра…жигать,

бе…конечно,

з…

править,

в…шёл,

и…пугаться,

…делать,

бе…вкусный,

по…

держать.
О б с у д и т ь п р е д л о ж е н н ы е варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (
Слайд 3
)
Отдать рассмотреть

Заправить разжигать

Вошёл бесконечно

Поддержать испугаться

Сделать безвкусный
Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь Проверка работы.
Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили? 3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
ЦЕЛЬ
: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
УУД
: познавательные коммуникативные - Почему вы з ат р уд н я л и с ь вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими п р и с т а в к а м и ? П р и в е д и т е примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться п р а в и л ь н о п и с ат ь с л о ва с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.) Дети формулируют тему, цель и задачи урока
-Давайте проверим, правы ли вы (
Слайд 4
) После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради 4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
ЦЕЛЬ:
спланировать дальнейшую деятельность
УУД:
личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные - Итак, что же нам предстоит выяснить? Д л я р е ш е н и я в ы я в л е н н о й проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. Необходимо вспомнить правила работы в группах. Д л я р а б о т ы п р е д л а г а е т с я инструкция и текст. (
Слайд

5
) (См. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию к тексту. Како е задание в а м необходимо выполнить? Р а б о т а е м с л е к с и ч е с к и м значением неизвестных ребятам слов с помощью толко во го словаря. В результате выполнения - В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-. Работа в группах Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом д р у г и х - о н т в о й помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - К а ж д ы й н е с е т персональную ответственность за свой участок работы.
работы должна п ол у ч и т ь с я следующая запись: (
Слайд 6
)
разносится беспрерывно

низвергающейся рассыпается

вздрагивает бесчисленные

безмолвном растворяются

чрезмерно

производит

безоблачные
После демонстрации учащимися схематической записи правила у ч и т е л ь п о к а з ы в а е т схематический рисунок. (
Слайд

7)
- Согласовывай свою работу с другими. - Вме сте работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной з а п и с и п р а в и л а , например: звон. согл. з гласный с глух. согл. 5. Первичное закрепление во внешней речи
ЦЕЛЬ:
Развивать умения применять новые знания
УУД
: регулятивные, познавательные - Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы п р и ш л и в р е з у л ь т а т е исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к « д ы р ка м » , оставленным в словах на 2-м э т а п е у р о к а , о б ъ я с н я е м правописание приставок в словах второй колонки. (
Слайд 8
) Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-.
6. Промежуточная рефлексия
ЦЕЛЬ:
Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД
: познавательные, регулятивные - Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие.
(Слайд 9)
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания. Самооценка 7. Физкультминутка
8. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.
ЦЕЛЬ:
развивать умения применять новые знания.
УУД
: личностные, Регулятивные, коммуникативные Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски. (
Слайд10
) 1) бе ..мерно 2) и ..пользовать 3) во..поминание 4) ра ..жигать 5) ни ..падать 6) бе ..ценный 7) бе…звездный 8) в ..бираться 9) бе..численные 10) ра…смешить Оцените свою деятельно сть: (
Слайд 11
) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно Теперь оцените работу своего соседа (
Слайд 12
) Записи в тетрадях Самооценка Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок 9. Включение в систему знаний и повторение.
ЦЕЛЬ:
закрепить полученные знания
УУД:
познавательные, 1. Работа с по словицами. (
Слайд13, 14
) Задания: - вставить подходящие по смыслу слова; Выполняют задания, отвечают на вопросы
коммуникативные, регулятивные - ч т о о б ъ е д и н я е т д а н н ы е пословицы? - объясните смысл последней пословицы 2. Объяснительный словарный диктант:
Безбрежный простор, ранний

рассвет,

пышно

расцвели,

и с с л е д о в а т ь

м е с т н о с т ь ,

б е с ч и с л е н н ы е

б о г а т с т в а ,

взлетела

на

сосну,

бескрайние

поля.
3. Выполнение упр. 4 2 3 . (Дополнительно) Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок» Комментированное письмо
10. Рефлексия.
ЦЕЛЬ:
Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД
: познавательные, регулятивные
-
Какую цель мы поставили в начале урока? (
Слайд 15
) - Удало сь ли нам д о с т и ч ь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Н а д ч е м в ы хо т е л и б ы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? Оценка работы класса Самооценка 11. Объяснение домашнего задания.
Слайд 15
Д е м о н с т р и р у е т с л а й д с дифференцированным домашним заданием Записывают задания в дневники

Приложение 1

Инструкция
1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. 2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам: а) слова с приставками, оканчивающимися на З, б) слова с приставками, оканчивающимися на С. 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С. 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках. 5. Графически обозначьте орфограмму. 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы. Водопад. Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.


В раздел образования