Конспект открытого занятие по чтению
художественной литературы. Чтение сказки
«Колосок»
Воспитатель Демиденко Н.А.
Конспект открытого занятие по чтению художественной литературы.
Чтение сказки «Колосок»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной
литературой и развитию речи :
Чтение украинской народной сказки « Колосок »
Цель:
1. Познакомить детей с содержанием украинской
народной сказки « Колосок ».
2. Учить детей оценивать поступки персонажей.
3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки .
4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки .
5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в
определённых ситуациях.
6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на
примере поступков героев прослушанного произведения.
7. Развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
1. Текст сказки « Колосок ».
2. Иллюстрации к сказке .
3. Маски мышек и петушка.
4. Ящик «осязания», кусочки ржаного и пшеничного хлеба.
5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)
Предварительная работа:
1. Чтение с последующим обсуждением:
- В. Пальчинскайте «Хлеб»,
- Немецкая сказка «Горшочек каши».
2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Слушай, маленький народ,
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей
И больших и малышей!
Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.
Игра «Четвёртый лишний».
В – ль: -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите
лишнюю.
*помидор, огурец, сметана, лук;
*груша, яблоко, апельсин, творог;
*смородина, колбаса, крыжовник, малина;
*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.
Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
В ль: Послушайте слова: сметана, пирог, колбаса, творог. Что
это? (Продукты).
- Сметану и творог готовят из чего? (Из молока).
- Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса).
- Из чего пекут пироги? (Из муки).
- Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков ).
- Давайте покажем, как же вырастают колоски .
Упражнение на развитие координации движений « Колоски »
В – ль: - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ?
- Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а
стебелёк –
это соломина. (Воспитатель показывает колосок )
-Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как
растут
колоски .
Упражнение « Колоски ».
По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней
друг о
друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони
другой и отво-
дят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и
поднимают
руки («солнце»).
Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения
ладонями,
раскрытыми, к полу.
Высоко поднялись колоски , Сгибают руки в локтях, разворачивают
ладони друг к другу
К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает .
Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля
пальцами.
Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко
рту (пьют).
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.
В – ль: - Молодцы, садитесь на стульчики.
- Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из
муки?
- Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб..
В – ль: - Ребята, отгадайте загадку:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт
Голосисто поёт.
- О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке ? («Петушок
и бобовое зёрнышко»,«Заюшкина избушка», «Петушок – золотой
гребешок» и т. д).
-Почему это сказки ?
-Правильно, это сказки , потому что в них может всё случиться, это
необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут
разговаривать.
-Сейчас я прочитаю вам сказку « Колосок », которую написал
украинский народ.
В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница,
молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.
Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом .
Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.
Молоть – это перетирать зёрна в муку.
Воспитатель читает текст сказки .
Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок ?
- Что предложили сделать мышата с зерном?
- Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку
всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации
к сказке ).
- Что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса
петушка? (Им было стыдно). Почему?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
- Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не
угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.
Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».
(Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена,
глаза прикрыты, руки внизу.)
- Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы
(утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты
коленки).
- Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают
запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения
руками по животу).
- Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.
Пальчиковая игра «Пирог».
Мы спросили нашу печь: дети ставят руки «полочкой» и покачивают
ими.
- Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.
Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.
Тесто замесили. Мнут руками бёдра.
Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.
Раскатали – не устали.
Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая).
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза).
Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза).
В – ль: Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки .
Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.
Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги…»
Инсценировка отрывка сказки детьми .
- С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с
украинской народной сказкой « Колосок ».
В – ль: На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам
в сказке не понравился ? Почему?