Напоминание

Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС общего образования


Автор: Субачева Елена Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Кругловская основная общеобразовательная школа имени А. М. Жданова"
Населённый пункт: село Заломное Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кругловская основная общеобразовательная школа имени А. М. Жданова»
Требования к современному уроку

с позиций системно-деятельностного подхода,

лежащего в основе ФГОС общего образования
Подготовила: Субачева Елена Васильевна, учитель математики МОУ «Кругловская оош» с. Круглое 2016
В современной школе огромное количество учителей работают над проблемой как учить так, чтобы помочь развиться гармоничной всесторонней личности ребенка. В свете современных изменений школьного образования в том числе и введения новых образовательных стандартов эта проблема выходит на первый план. «В основе новых стандартов лежит системно - деятельностный подход, который подразумевает: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; -переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; -ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Новые стандарты ставят перед учителем новые цели, а соответственно общество ожидает и новых результатов от образовательного процесса. Как получить новый образовательный результат? Для этого нужно ответить на три основных вопроса: -Зачем учить(цель)? -Чему учить (изменение содержания)? - Как учить (изменение методики)? В связи с новыми подходами меняются требования и к современному уроку.
Критерии результативности урока
. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Реализация СДП обучения опирается на
методы:
 активные;  интерактивные;  исследовательские;  проектные. Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:  формирование мышления через обучение деятельности;  формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;  формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Процесс

учения



это

процесс

деятельности

ученика,

направленный на становление его создания и его личности в целом.
Системно-деятельностный подход включает в себя
базовые

образовательные технологии:
1)
обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2)
проектная деятельность;
3)
уровневая дифференциация;
4)
информационно-коммуникационные технологии
. Проанализировав цели, принципы системно-деятельностного подхода можно сделать вывод, что на современном уроке, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику важным становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Построение урока в свете ФГОС

Первый

этап

-

постановка

проблемы

и

актуализация

знаний,

необходимых для изучения новой темы.
Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем более важны понятия, тем чаще им приходится их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е.

изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с

избранными

примерами

их

применения.
При этом в

процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления и показывает, как можно применять полученные знания. Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.
Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.
Третий

этап

урока

посвящен

практикуму

по

самостоятельному

применению и использованию полученных знаний.
Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы. Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работ надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Итак, системно-деятельностный подход определяет следующие требования к современному уроку: 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они должны быть ознакомлены с планом достижения поставленных задач. 2. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. 3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. 5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения». Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10.Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. 11.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. 12.Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 13.Минимализация и вариативность домашнего задания. Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений. 14.Создание психологически комфортной атмосферы на уроке. Закончить своё выступление мне хочется словами: Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали. И в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем нам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить.


В раздел образования