Тьюторское сопровождение образовательного процесса в структуре введения федерального государственного образовательного стандарта
Автор: Бэнчилэ Алла Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Тарко-Салинский профессиональный колледж" Населённый пункт: г.Тарко-Сале Наименование материала: статья Тема: Тьюторское сопровождение образовательного процесса в структуре введения федерального государственного образовательного стандарта Раздел: полное образование
«Тарко-Салинский профессиональный колледж»
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
профессионального
образования
(ФГОС
НПО)
основная
образовательная
программа
начального
профессионального
образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через
внеурочную
деятельность,
под
которой
понимается,
по
сути,
любая
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Рассматривая идейные и методологические основания образовательных
стандартов,
не
сложно
отметить,
ориентир
на
индивидуальный
подход
в
образовании и индивидуализацию образовательного процесса. В этом ключе на
организацию
деятельности
за
рамками
урока
возложены
весомые
задачи,
прежде всего, потому, что именно она ориентирована на гибкое и оперативное
реагирование на изменения социального заказа, на обеспечение возможности
свободного
выбора
курсов
и
дисциплин,
т.е.
несет
в
себе
потенциал
вариативного построения образовательного процесса.
Практика внеурочной деятельности и дополнительного образования имея
потенциал
для
вариативного
построения
образовательного
процесса,
его
индивидуализации
через
построение
индивидуальной
образовательной
траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в
процессе самообразования. Обучающемуся, при том, что субъектная активность
в
аспекте
гуманистической
образовательной
парадигмы
и
системно-
деятельностного
подхода,
есть
его
неотъемлемая
характеристика,
сложно
сорентироваться
в
широком
образовательном
пространстве.
Возникает
необходимость
в
наличии
педагога,
готового
не
обучать,
а
сопровождать
самоопределение
и
управлять
личностными
ресурсами
ученика.
Таковым
педагогом
выступает
тьютор
или
учитель
с
тьюторской
компетентностью.
Основным принципом работы тьютора в современном образовании является
принцип «расширения» образовательного пространства каждого обучающегося
до преобразования этого пространства в открытое , этот принцип во многом
созвучен тем цели и задачам, которые возложены стандартом на «внеурочку».
Возникновение
в
образовательном
учреждении
тьюторского
сопровождения создает прецедент для расширения управленческих задач, к
которым
стоит
отнести,
прежде
всего:
создание
условий
для
тьюторских
проектов; организация пространства общения, анализа, рефлексии тьюторами
своей работы; офрмление функционала тьютора. Эти задачи решаются через
включение
целей
и
результатов
тьюторской
работы
в
образовательную
программу
школы
,
создание
тьюторского
совета
или
методического
объединения тьюторов.
Логично
возникает
необходимость
нормативного
оформления
тьюторской
работы,
изменения
в
учебном
процессе.
Прежде
всего,
возникает
необходимость внести изменения в Устав образовательного учреждения, создать
должностные
обязанности
тьютора,
программы
работы,
графики,
внести
изменения
в
учебный
план,
используя
школьный
компонент
для
создания
условий индивидуализации.
Краеугольным вопросом становления тьюторских практик в образовательном
пространстве
школы
является
создание
системы
оплаты
и
материального
стимулирования
качества
работы
тьютора.
И
тут
каждое
образовательное
учреждение
имеет
полную
свободу
действий.
В
качестве
рекомендаций
обозначим четыре варианта финансового оформления работы тьютора.
Во-первых
разработка
показателей
качественной
работы
педагога,
использующего
тьюторскую
позицию,
для
стимулирующих
доплат
таким
педагогам
из
фонда
стимулирования
качества
работы;
во-вторых,
внесение
должности тьютора в штатное расписание школы за счет его пересмотра и
оптимизации;
в-третьих,
внесение
нагрузки
педагога-тьютора
во
внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создана в рамках
новой
системы
оплаты
труда.
Наконец,
в-четвертых,
организация
платных
образовательных
услуг.
Стоит
отметить,
что
оформление
тьюторства
как
платной
образовательной
услуги,
до
введения
нового
образовательного
стандарта, было единственной действенной мерой, содержание стандарта и
новые подходы к построению внеурочной деятельности позволили расширить
варианты финансового оформления деятельности тьютора.
Независимо
от
выбранного
финансового
оформления
основные
моменты
работы тьютора выглядят следующим образом:
· тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором
через издание приказа;
·
тьютор
закрепляется
за
отдельными
учащимися,
группой
учащихся
или
классом Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и
родителями;
· тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования,
имеющие соответствующую квалификацию;
· документация
тьютора:
программа
сопровождения
«Индивидуальной
образовательной программы» обучающегося, график оказания услуги для своей
тьюторской
группы,
табель
посещаемости
детей,
анализ
реализации
программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов
индивидуализации образования [1].
Тьютор, являясь одновременно организатором, консультантом, решает широкий
круг
задач,
связанных
с
самоопределением
обучающегося
в
окружающем
образовательном
пространстве,
выстраиванием
совместно
с
ним
индивидуальной образовательной траектории (маршрута).
Цель
педагога-тьютора
способствовать
обучающемуся
в
осознании
индивидуальных смыслообразовательных целей, в овладении деятельностью по
самообразованию,
в
осознании
и
овладении
культурными
средствами
самообразования: библиотеки, кружков, других учреждений дополнительного
образования.
Заглавным
принципом
при
построении
модели
тьюторства
может
рассматриваться
синтез
индивидуализации
и
социализации
в
воспитании
и
образовании юного гражданина города, региона, страны. Реализация принципа
осуществляется
через
спектр
технологий
(здоровьесберегающие,
личностно
ориентированные,
оценка
личных
достижений
портфолио,
проектная
технология,
развития
критического
мышления,
технология
эффективной
речевой
деятельности,
оргдеятельностные
и
оргмыслительные
игры,
PR-
технологии в образовательном процессе и др.) и подходов (компетентностный,
дифференцированный, эвристический, гендерный, продуктивный и др.) [2].
Возможных моделей тьюторства в школе может быть много, в качестве примера
предлагаем
разработанную
нами
пятиуровневую
модель,
она
представляет
собой пятиуровневую систему тьюторского сопровождения.
Первый
уровень –
начальный
–
предполагает
организацию
психолого-
педагогического
сопровождения
семей,
ориентированных
на
поступление
в
первый класс.
Второй уровень – сопровождение траектории ранней социально-педагогической
адаптации
обучающихся
1-4
классов.
Предполагается
сопровождение
обучающихся начальной школы в условиях частничной кабинетной системы.
Третий
уровень –
система
сопровождения
профессиональной
ориентации
в
условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 8-10
классов.
Четвертый уровень – организация системы индивидуализированной системы
работы с одаренными детьми.
Пятый
уровень –
распространение
накопленного
опыта
по
тьюторскому
сопрождению
обучения
детей
в
рамках
тьюторского
сопровождения
среди
руководителей образовательных учреждений, их заместителей и педагогов, на
условиях повышения квалификации педагогических работников.
Безусловно,
что
вариантов
моделей
тьюторского
сопровождения
образовательного процесса может быть столько, сколько есть образовательных
учреждений. Кроме того, в условиях интеграции общего и дополнительного
образования
детей,
как
важную
составляющую
организации
внеурочной
деятельности,то тьюторство и модели его функционирования могут расширять
образовательное пространство и осуществлять переход от индивидуального
подхода в школе к индивидуальной образовательной программе в условиях
избыточной и многосубъектной образовательной среды.
Список источников
1. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в
образовательном
учреждении
//
Организация
тьюторского
сопровождения
в
образовательном
учреждении:
содержание,
нормирование
и
стандартизация
деятельности
тьютора:
Материалы
Всероссийского
научно-методического
семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-
19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева. М.: АПКиПРО. 2009. С. 12-17.
2.
Иванова
О.Л.
Моделируем
систему
волжского
тьюторства
(от
профессиональной позиции к новой реальности) // Тьюторские практики: от
философии до технологии: Материалы Межрегиональной научно-практической
конференции, 8-9 декабря 2010 г., Волгоград – Волжский \ Под ред. Ю.С.
Богачинской, Г.В. Цветковой, Г.А. Ястребовой. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО.
2010. С. 89-91.
3. Ковалева Т.М. О возможности тьюторского сопровождения в современной
школе
//
Тьюторские
практики:
от
философии
до
технологии:
Материалы
Межрегиональной
научно-практической
конференции,
8-9
декабря
2010
г.,
Волгоград – Волжский \ Под ред. Ю.С. Богачинской, Г.В. Цветковой, Г.А.
Ястребовой. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО. 2010. С. 17-24.
4.
Логинов
Д.А.
Тьюторское
сопровождение
образовательного
процесса
в
условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и
внеурочной
деятельности
//
Организация
инновационной
деятельности
образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет
успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В.
Губанова, Ю.Б. Пушнова. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2011. С. 5-10.
Theme: tutor support of the educational process in the structure of the Federal
state educational standard
Keywords: tutor, tutorial support, educational-professional.