Исследовательский компонент на занятиях в учреждении дополнительного образования с детьми 9-10 лет
Автор: Нафикова Эльвира Ванситовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ Парус" ГО г. Уфа Населённый пункт: РБ г. Уфа Наименование материала: Статья Тема: Исследовательский компонент на занятиях в учреждении дополнительного образования с детьми 9-10 лет Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Парус»
Нафикова Э.В., п.д.о.
Исследовательский компонент на занятиях в учреждении дополнительного
образования с детьми 9-10 лет
Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и
разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к
осуществлению
изучения,
исследования
мира
природы,
тем
успешнее
развиваются
и
реализуются его способности.
Работа с одаренными детьми является обязательным компонентом работы учреждения
дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования имеют большую
возможность
реализации
дополнительные
общеобразовательных
программ,
содержащих
исследовательские
компоненты,
нежели
школы.
Этот
факт
объясняется
возможностью
работать по узконаправленным программам, наличием материальной базы, предназначенной
для выбранных детьми направлений исследований.
Экологическому направлению в МБОУ ДО «ЦДТ Парус» уделяется особое внимание.
Это
отражается
в
реализации
проектной
и
исследовательской
деятельность,
которая
применима даже к учащимися начальной школы (9-10 лет). Непосредственный контакт
ребенка с предметом или материалом, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше,
обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дети учатся
наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по развитию исследовательских навыков детей используются разные формы
и
методы
в
комплексе:
экскурсии,
полевая
практика,
гербарный
материал
обработка
и
правильное сочетание их между собой.
Одним
из
примеров
реализации
исследовательской
деятельно сти
в
естественнонаучной
направлении
стала
подготовка
учебно-исследовательской
работе
«Зеленые растения под снегом», выполненная учащимся 10 лет. В ходе работы по выбранной
детьми тематике был освоен целый комплекс работы юного исследователя: это и подбор
литературы, и работа с гербарным материалом, и полевая работа, и изучение латинских
наименовании растительных объектов и подготовка доклада и презентации. Логическим
завершение над исследовательской работой стало успешная защита на городском конкурсе
учебно-исследовательских работ учащихся «Человек на Земле» в секции « I шаги в науку»,
где
наши
воспитанники
заняли III
место.
Таким
образом,
был
завершен
полный
цикл
исследовательской деятельности от постановки цели и задачи учебно-исследовательской
работы до защиты.
Конечно, эффективность решения задач исследовательской деятельности зависят от
многократного и вариативного их использования. Однако уже в столь юном возрасте детям
можно привить культуру исследовательской деятельности. Она способствует формированию
у детей конкретных знаний, умений и навыков, в нашем случае, об окружающем мире. В
итоге ребенок получает исследовательские навыки, расширяют свой кругозор, что не может
не сказаться на динамике общего развития.