Интеграция основного и дополнительного образования
Автор: Тухватуллина Альбина Рифкатовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ Парус" ГО г. Уфа Населённый пункт: РБ г. Уфа Наименование материала: Статья Тема: Интеграция основного и дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Интеграция основного и дополнительного образования
За последние десятилетия не только школа претерпела основательные изменения, но и
учреждения дополнительного образования. Изменились цели, принципы, организация
педагогического процесса. Если раньше дополнительное образование не несло цели помочь
учебному процессу, то теперь в реалиях современного динамичного мира, наполненного
всевозможной информацией, одна из задач таких учреждений – помочь ребенку адаптироваться к
требованиям современного образования, выявить способности и развивать их. Дополнительное
образование, в отличие от школьного, направлено на формирование ребенка как личности
творческой, то есть учит не только рисовать, петь или танцевать, но способствует духовному росту
будущего члена нашего общества. Таким образом, школа и центры детского творчества выполняют
одну задачу – помогают становлению ребенка как всесторонне развитой, нравственной, социально
адаптированной личности.
Объединение «Народные мотивы» при МБОУ ДО «Парус» работает совсем недавно – с 2015 года.
За этот небольшой срок накоплен немалый опыт в работе с детьми, налажены тесные партнерские
отношения с педагогами школы №4, лицея №46. Формирование групп проходит при полной
поддержке учителей, которые в равной степени заинтересованы не только в освоении школьниками
учебной программы, но и в развитии творческих способностей детей, их коммуникации и сплочении
детского коллектива.
Этнопедагогика или народная педагогика вызывают все больший интерес не только в среде
профессионалов, но и среди обывателей. Особенно это актуально звучит в регионах, подобных
нашей многонациональной республике, в которых тесно переплетены обычаи, традиции, культура
разных народов. Всех их объединяет одно – интерес к бытовой стороне культуры. Воспитание
ребенка предполагает участие его в домашних делах семьи, в том числе и пошиве одежды, заботу о
внутреннем убранстве дома. Для народов Урала характерно использовать для украшения интерьера,
одежды традиционные материалы. Наше объединение работает по формированию у детей навыков
работы с природными материалами, особое внимание уделяется работе с войлоком. Именно этот
мягкий материал был доступен и широко использовался народами Средней полосы России, причем
разные народы использовали его по-разному. Где-то из него делали подстилки, где-то шляпы,
валенки, а башкиры использовали его для строительства юрт. Поэтому работа с войлоком – это не
просто навык шитья или декорирования, но и изучение фольклорных традиций, истории нашей
страны. Дети учатся не только шить, но и узнают о значении орнамента, о цветовой гамме в жизни
того или иного народа. В работе используются наглядные материалы из книг, периодических
изданий, дети проводят небольшую исследовательскую работу, изучая информацию из доступных
источников. Развивается интерес к изучению истории своего народа, эстетический вкус. Самые
младшие члены объединения – ученики первых классов. Развитие мелкой моторики, работа с
деталями, изучение геометрических фигур, основ кройки и шитья – все это отражается и в успешной
учебе в школе. Понимают это и родители, и учителя. Поэтому в наших классах никогда не бывает
скучно, не бывает пустых парт, незаинтересованных лиц.
Немалую роль в успешном обучении играет и оценка деятельности ребенка со стороны взрослых.
Работы детей используются в украшении помещения Центра детского творчества, где оцениваются
родителями и учителями. Кроме того, ребята постоянно участвуют в различных конкурсах, что тоже
способствует мотивации ребенка. В наше конкурентное время у каждого есть шанс показать себя,
свои способности. Даже если ребенок не показывает больших успехов в математике или языках, у
него есть шанс отличиться в творческой сфере. Таким образом, ребенок чувствует себя уверенней,
что поможет ему во взрослой жизни, не формируя комплекс неполноценности. Дети участвуют в
конкурсах как городского, так и республиканского масштаба. Призовые места были получены в
конкурсах дизайнерских идей «Арт-елка», «Зеленый нимб Уфы», «Экология. Творчество. Дети» и
других.
Как кусочки мозаики формируют единое полотно, так и дополнительное образование вместе с
основным формирует из маленького человека личность, равным образом участвуя в его воспитании,
образовании и развитии. Объединение «Народные мотивы» вносит свой вклад в будущее ребят
нашего города и надеется на развитие партнерских отношений со школами, педагогами и
родителями.