Автор: Бугер Наталья Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11" Населённый пункт: г .Балашиха мкр.Железнодорожный Наименование материала: Внеурочная деятельность.Рабочая программа "Читательский клуб" 6 класс Тема: Рабочая программа "Читательский клуб" 6 класс Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Общая характеристика внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательский клуб» разрабо-
тана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 6
классов на 2016-2017 учебный год.
Направление деятельности: духовно-нравственное
Виды деятельности:
игровая деятельность,
познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение.
Количество часов в неделю – 1. Всего часов – 42
Внеурочная деятельность «Читательский клуб» способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обу-
чающегося - читателя. Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное,
творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нрав-
ственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и твор-
чество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели и задачи внеурочной деятельности
Основные цели работы:
— совершенствование всех видов речевой деятельности
— овладение правильным и выразительным чтением
—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности
— создание на практике условий для развития читательских умений и ин-
тереса к чтению книг
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регуля-
тивных учебных умений.
Задачи
Образовательные:
— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом
дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, вы-
работка умений работы с текстом.
Воспитательные:
— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чте-
нию, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любозна-
тельности.
Развивающие:
— Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмо-
циональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совер-
шенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюда-
тельности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития
учащихся.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом ли-
тературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную рабо-
ту по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта
школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивны-
ми, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации деятельности могут быть различными : литератур-
ные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по стра-
ницам книг, проекты, уроки-спектакли, экскурсии в городские библиотеки и
т. д.
Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления зна-
ний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной
читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа
с разными типами книг, детскими периодическими и электронными издания-
ми. Формы организации внеурочной деятельности»:
1. групповые формы работы
2. познавательно-развлекательные викторины
3. подготовка и участие в конкурсах и конференциях
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности. Со-
держание программы занятий внеурочной деятельности создаёт возмож-
ность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы на-
родов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются па-
мять, внимание, воображение. Программа занятий внеурочной деятельности
— это создание условий для использования полученных знаний и умений на
уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержа-
ние занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать,
получать необходимую информацию.
Результативность освоения программы определяется на основе участия
школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения про-
граммы занятий внеурочной деятельности. Ожидаемый личностный ре-
зультат соответствует целям внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и ин-
тереса к чтению книг
— совершенствование всех видов речевой деятельности
— овладение правильным и выразительным чтением
—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности форми-
руются следующие предметные умения, соответствующие требованиям феде-
рального государственного образовательного стандарта общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития
— формировать потребность в систематическом чтении
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выбо-
рочное, поисковое)
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения до-
полнительной информации.
В результате освоения программы формируются следующие метапредмет-
ные результаты:
регулятивные умения:
—самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных дей-
ствий
—работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литера-
турных играх
—определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты
познавательные умения:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотеч-
ным фондом)
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
коммуникативные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргу-
ментировать свою точку зрения
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков
— соблюдать правила общения и поведения в обществе.
Результативность освоения программы определяется на основе участия
школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работы
.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
для 6 класса
№
п/
п
Тема
Дата
Форма занятия
теоретическое
практическое
1
По страницам лю-
бимых книг
03.09
2
Вводное занятие.
Самые интересные
книги, прочитан-
ные летом
10.09
Занятие - анализ
3
Русские народные
потешки и приба-
утки
17.09
Инсценировка де-
ревенских забав.
4
Детский фольклор,
частушки
24.09
Час чтения. Об-
суждение
Игровое занятие
Конкурс
5
В мире песен, по-
тешек и прибау-
ток.
01.10
Викторина
6
Рассказы о дружбе
«Хочу рассказать о
своём друге».
08.10
7
А. Гайдар «На
графских развали-
нах».
15.10
Занятие - анализ
8
Былины киевского
цикла об Илье Му-
ромце и других бо-
гатырях
22.10
Знакомство с ти-
пами русских бы-
линных богаты-
рей.
9
Веселые книги о
школе и школьни-
ках.
29.10
Познавательное
занятие
Исследование
10
М. Дружинина
«Мой весёлый вы-
ходной»,
05.11
11
Весёлые рассказы
В.Драгунского.
12.11
Посещение театра
12
С чего начинается
Родина
19.11
13
Сказы П. П. Бажо-
ва
26.11
Познавательное
занятие
Исследование
14
Викторина по
03.12
творчеству С. Ми-
халкова.
15
Басни С. Михалко-
ва
10.12
Час чтения. Об-
суждение
16
Творческий кон-
курс «Рождествен-
ская история
17.01
Посещение биб-
лиотеки
17
Составление
рассказов по сю-
жетным картин-
кам.
24.12
Творческое зада-
ние
18
Э. Шим. «Ребята с
нашего двора
14.01
Исследование
19
А. Алексин «Как
ваше здоровье»
21.01
Познавательное
занятие
20
«Самый счастли-
вый день»
28.01
21
Ю.И. Коваль. «Чи-
стый двор».
04.02
22
«Приключения
Васи Куролесова»
11.02
Час чтения. Об-
суждение
23
Друзья наши мень-
шие
18.02
Виртуальная экс-
курсия
А.И. Куприн «Бе-
лый пудель»
18.02
24
А.И. Куприн «Бе-
лый пудель»
25.02
Час чтения. Об-
суждение
25
Дмитриев И.И.
Пчела, шмель и я.
Лебедь и гагары.
Дети и мыльные
пузыри.
04.03
Инсценирование
26
К. Паустовский
«Кот - ворюга»
11.03
Час чтения. Об-
суждение
27
В. Воскобойников.
«Жизнь замеча-
тельных детей»
18.03
Заочная экскурсия
28
Е. Ларин «Нужда
научит», «От-
цовский клад»
18.03
Познавательное
занятие Исследо-
вание
29
В. Каверин «Два
капитана»
25.03
25.03
Час чтения. Об-
суждение
30
В. Каверин «Два
капитана»
31.03
Игровое занятие
Викторина
31
А.Н. Рыбаков
«Кортик»
01.04
32
А.Н. Рыбаков
«Кортик»
08.04
Час чтения. Об-
суждение
33
А.Н. Рыбаков
«Бронзовая птица»
15.04
Читательская кон-
ференция
34
А.Н. Рыбаков «Вы-
стрел»
22.04
Час чтения. Об-
суждение
35
Классическая про-
за и поэзия для де-
тей среднего
школьного возрас-
та
29.04
Викторина
36
Андреев Л.Н. «Ку-
сака»
06.05
Час чтения. Об-
суждение
37
А. Экзюпери «Ма-
ленький принц»
13.05
Читательская кон-
ференция «Мы в
ответе за тех, кого
приручили…»
38
Б. Полевой «По-
весть о настоящем
человеке»
13.05
39
Русская поэзия 19
века: А.А. Фет,
Ф.И. Тютчев, Н.А.
Некрасов
13.05
Игровое занятие
Викторина
40
М. Метерлинк
«Синяя птица»
20.05
Познавательное
занятие Исследо-
вание
41
Г. Белых и Л. Пан-
телеев «Республи-
ка ШКИД
27.05
Час чтения. Об-
суждение
42
Русская поэзия 1-й
половины 20 века:
О. Мандельштам,
Б. Пастернак
31.05
Презентация
Список литературы, используемый для разработки программы и орга-
низации образовательного процесс : 1.Романовская З.Т. Живое слово. –
М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.
2.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В. Сухомлинский.
– М.: Педагогика, 1990. – 304 с.
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:
1. Хрестоматия по детской литературе / Сост. И. Н. Арзамасцева,
Э.И.Иванова,
С. А.Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 544 с.
2. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. – СПб: Астрель,
2002. – 336 с.
3. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Рус-
ская литература. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с. 4. Романовская З.Т. Живое
слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.
5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский.
– М.: Педагогика, 1990. – 304 с.
6. Стихи и рассказы о войне / Сост. П.К.Федоренко. – М.: Аст рель:
АСТ, 2005. – 203 с.
7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. – М.: АСТ, 2007. – 203 с.
8. Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. – М.: Детская
литература, 2009. – 130 с.
9. Шим Э. Ребята нашего двора. – М.: Детская литература, 2007. – 82 с.
10.Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Детская литература, 2002. –
64 с.
11.Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. – Димитровград: Ори-
ент-имидж, 1995. – 80 с.
12.Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М.: Харвест, 2010.
– 184 с.
13.Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: АСТ, 2010. – 415
с.
14.Каверин В. Два капитана. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.
15.Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. – М.: АСТ, 2010. –
704 с.
16.Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Эксмо, 2011. – 160 с.
17.Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. – М.: Лабиринт,
2014.
18.Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. – М.: Пан Пресс, 2005.
19.Метерлинк М. Синяя птица. – М.: Детская литература, 2008.
20.Твен М. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. – М.: Экс-
мо, 2009.