Напоминание

История XVII века. Смутное время.(информатика, история)


Автор: Борисова Ольга Валентиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: История XVII века. Смутное время.(информатика, история)
Раздел: среднее образование





Назад




Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов.
Интегрированный урок (информатика + история)

по теме "Россия в период Смуты" 7-й класс

Разделы:
История и обществознание, Информатика
Тип урока
:  урок обобщающего повторения.
Форма урока:
 групповое занятие в виде игры.
Время проведения
:  академический час.
Цели урока
:  Использование разнообразных форм и методов контроля знаний, умений и на- выков.  Реализация межпредметных связей (история и информатика).  Развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями и картами посред- ством ИКТ.
Задачи урока
:  Контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт.  Закрепление умения и навыков работы с кодированной информацией, работа в текстовом редакторе MSWord и с презентацией PowerPoint, графическом редак- торе Paint.  Продолжить работу над развитием творческого мышления учащихся, самосто- ятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.  Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.
Оборудование:
 персональные компьютеры,  мультимедиапроектор,  экран,  школьная доска.
Программное обеспечение:
 текстовом редактореMSWord,  графический редактор Paint,  программа Microsoft Office Power Point.
Демонстрационный материал:
 мультимедийная презентация,  подготовленные материалы (контурные карты, картины) на сетевом сервере,  закодированные тексты.
Подготовка к уроку
Учителем: 1. Подготовка демонстрационного материала;
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов. 2. Формированиетрех команд учащихся (команды формируются по цвету карто- чек раздаваемых при входе в кабинет). Учащимися: 1. Придумать название команды, выбор капитана.
План урока.
1. Организационная часть. 2. Объявление темы урока и постановка цели учащимся. 3. Контроль и закрепление знаний. 4. Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока

1. Организационная часть

2. Тема: Россия в период Смуты.

Цель:
повторить и обобщить знания, полученные на уроках истории и информатики.
3.
Вступительное слово преподавателя информационных технологий: “Мы встрети- лись с вами сегодня в кабинете истории, будем говорить об истории России XVII века и применять знания, полученные на уроках информационных технологий”. Вступительное слово преподавателя истории: “Сегодня мы будем вспоминать события XVII века, обобщать и анализировать исторические факты, используя компьютерные программы. Командам предстоит последовательно пройти 6 этапов. Полученные результаты за каждый этап вносятся в таблицу капитаном, и в конце урока определяется победитель-команда и победитель-участник. А сейчас выза одну минуту, должны придумать название команд и капитанов представить свои ко- манды”.
1 этап.
“Знаешь ли ты этих людей” (см. слайд 4 – 9 презентации). За каждый правильный ответ – 3б. Участникам каждой команды предлагаются зада- ния, в которых содержатся описания того или иного исторического деятеля, по кото- рому нужно определить о каком человеке идет речь. Приветствуются дополнитель- ные сведения об этой исторической личности. Получив правильный ответ, учитель при помощи гиперссылки открывает портрет этого деятеля.
1 команда
. В эти годы правительство Годунова столкнулось еще с одной неожиданной опасностью: на южных рубежах страны появился человек, объявив- ший себя спасшимся. Большинство ученых сходится на том, что это был обеднев- ший галицкий дворянин, слуга в доме одного из бояр Романовых. После падения этого рода он постригся в монахи, бродил по монастырям, служил при дворе Патри- арха переписчиком книг. Один из русских историков заметил, что испечен он был в Польше, но замешен из московского теста. (Лжедмитрий I).
2 команда
. Царь и великий князя всея Руси 1606-1610 гг. Коронация правителя Новгородским митрополитом Исидором; крестоцеловальная запись, ограничиваю- щая его власть. Введение государем нового воинского устава в России. (Василий Шуйский).
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов.
3 команда
. Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курб- ский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и го- сударственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правле- ние царя. (Иван Грозный).
2 этап.
Второй этап состоит из двух частей: конкурса капитанов и работы команды над текстом, содержащим исторические ошибки, которые необходимо исправить. Файлы с текстами находятся на жестком диске «
D:\Смутное_время\Заполнить_

пропуски .doc»
(см.приложение № 1). Максимальное число баллов – 5. Задание для команды: Вставь в текст пропущенные слова. Придумай название этому тексту и до- пиши его окончание. Первые годы 17 века в истории России называют____________. Войско из простых людей-горожан и крестьян, которое создали для защиты Родины от инозем- ных захватчиков, это___________. Во времена Московского государства собрание представителей всей русской земли: бояр, дворян, священников, купцов, ремеслен- ников и крестьян, созываемое для решения важнейших государственных вопросов,называли___________________________._____________________________ ___________. (1.Первые годы 17 века в истории России называют Смутное время. 2.Войско из простых людей-горожан и крестьян, которое создавалось для защиты Родины от иноземных захватчиков, это народное ополчение. 3. .Во времена Московского государства собрание представителей всей русской земли:бояр,дворян,священников,купцов,ремесленников и крестьян, созываемое для р е ш е н и я в а ж н е й ш и х г о с у д а р с т в е н н ы х в о п р о с о в , н а з ы в а л и - ЗемскойСобор.1549-1653годы.) Конкурс капитанов
: «
Ответь-ка…». Максимальное число баллов – 6. 1. Какие из перечисленных терминов и понятий не относятся к Смутному времени: (1 балл) 1) крестоцеловальная запись 3) опричнина 2) урочные лета 4) самозванец 2. Приведите в соответствие данные 1-й и 2-й колонок (1 балл)
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов. 3. «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Богато одарён- ный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы. Он совершенно изменил порядок жизни старых московских государей, нарушал обычаи, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходи- тельно, не по-царски»: 1) О каком историческом деятеле идёт речь? Укажите дату его правления? 3) Почему этот правитель был свергнут с престола? Назовите не менее трёх причин? (2 балла) 4. Сравните деятельность Первого (1611 г.) и Второго (1612 г.) народных ополчений. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вто- рую — порядковые номера черт различия. (1 балл) 1) борьба против польских интервентов 2) участие Дмитрия Пожарского 3) центр формирования ополчения — Рязань 4) участие Кузьмы Минина Черты сходства: ____________ Черты различия:__________ 5. 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите от- вет в виде последовательности цифр выбранных элементов: (1 балл) 1) принятие крестоцеловальной записи; 2) начало смуты; 3) избрание на царство Михаила Романова; 4) появление «тушинского вора» Лжедмитрия 2 .
3 этап.
Работа с контурными картами. Все члены команд садятся за свои компьютеры, находят файл на жестком диске D:«
D:\Смутное_время\Карта.jpg»
(см.приложение № 2).Открывают его в графическом редакторе Paintи выполняют задания, используя инструменты: кисть, карандаш, заливка. Максимальное число баллов – 8 1) И. И. Болотников А) патриарх 2) Гермоген Б) мать царевича Дмитрия 3) Василий Шуйский В) жена самозванца 4) Мария Нагая Г) предводитель восстания 5) Марина Мнишек Д) царь 6) Лжедмитрий I Г) самозванец
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов. 1. Отметить желтым цветом и подписать название города подна кар- те цифрой 1. 2. Отметить красным цветом на карте подписать название города под цифрой 2. 3. Отметить зеленым цветом и подписать название города под цифрой 3. После 20 минут от начала урока проводится физминутка (см. приложение № 3).
4 этап
«Кодирование»:учитель объявляет, что каждой команде пришли зашифрован- ные письма. Задача: дешифровать текст и объяснить его (см. приложение № 4). Мак- симальное число баллов – 8. Ответ: 1 команда. «Восстание под руководством Болотникова было вызвано усилением эксплуа- тации крестьян, последствиями неурожайных лет, голодом и общим ослаблением центральной власти. Это было первое крупное крестьянское восстание, гражданская война, анти феодальное движение» Ответ: 2 команда. «В январе на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черно- сошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Собо- ре представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представитель- ного органа столь широкого состава.» Ответ: 3 команда. «Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно народной легенде, Сусанин согласился, но по-
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов. слала к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляк в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи.»
5 этап
«Узнай картину»: Учитель объясняет задание: - создать презентацию, в которой будет 4 слайда. 1-й слайд – название картины; 2-й слайд, 3 –й слайд – сведения о художнике (имя, фотография, краткая биографическая справка); 3-й слайд – портреты главных героев картины; 4-й слайд – собрать картину из фрагментов. Показывая презентацию, ребята рассказывают об исторических со- бытиях, описанных художником. Все члены команд садятся за свои компьютеры, открывают сетевую папку, находят папку «Картина», открывают ее и находят необхо- димые сведения для презентации. Подбор картин на заданную тему учитель подби- рает самостоятельно (можно использовать картину «Убийство Федора Годунова», «Осада Троице - Сергиевой лавры» и «Последние минуты жизни Лжедмитрия I»). (Картины- приложение 5) Максимальное число баллов – 10.
6 этап
«Создание блок-схемы» (данный этап выполняется одновременно с 5 этапом): Учитель объясняет задание: - данный этап выполняется в текстовом редакторе MSWord; - на жестком диске: «
D:\Смутное_время\Построй_схему\схема.doc»
вам предлага- ется частично заполненная блок-схема в которой вы должны внести данные, после заполнения блок-схемы вы должны проявить свои творческие способности и офор- мить блок-схему. (приложение 6)
4. Подведение итогов.
Учитель задает вопросы командам: 1. Чем знаменит XVII век? 2. Как информационные технологии могут помочь в изучении других предметов? Учитель просить капитанов высчитать в расчетных таблицах общий балл. Затем объявляется команда-победительница и участник-победитель. Выставляются оценки.
4.

Рефлексия

Необходимо подчеркнуть, что вы считаете нужным (приложение 7)
1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Борисова Ольга Валентиновна, Усталова Ольга Николаевна. Г. Междуреченск, Кемеровская об- ласть, МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов. 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / неполезен бесполезен/ понятен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным


В раздел образования