Напоминание

"Развитие творческих способностей младших школьников через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность"


Автор: Коновалова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МО г. Нягань "Гимназия"
Населённый пункт: город Нягань ХМАО - Югра Тюменской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение муниципального

образования г. Нягани

"Гимназия"

Проект

«Развитие творческих способностей младших школьников через

вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность»

Наименование организаций:
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального о б р а з о в а н и я г. Н я г а н и "Гимназия";
Адрес (почтовый и юридический):
628181 Россия Тюменской обл., Ханты-Мансийский автономный округ, г.Нягань, 3 микрорайон, дом 18;
Тел/факс:
8(34672) 6-09-88,6-09-10
E-mail:


gimnyagan@mail. ru
Ответственный

за реализацию проекта:
Т а т ь я н а В л а д и м и р о в н а Коновалова
г. Нягань

2013


ОГЛАВЛЕНИЕ
Краткая аннотация проекта Обоснование необходимости проекта………………………………………3 Цели и задачи проекта…………………………………………………….….5 Основное содержание проекта……………………………………………....5 Ресурсы………………………………………………………………………..18 Партнеры……………………………………………………………………...20 Целевая аудитория…………………………………………………………....20 План реализации проекта………………………………………………….....21 Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..23 Перспективы дальнейшего развития проекта……………………………...24 Литература……………………………………………………………………25 Приложение №1: Модифицированная программа социально- педагогической направленности «Я – познаю мир». Приложение №2: Диагностика. Приложение №3: Методические рекомендация для родителей. Приложение № 4: Методичекие рекомендации для педагогов. Приложение № 5:Памятка для учащихся по работе над проектом 2

Аннотация
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждена, что начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. Развитие творческих способностей учащихся приоритетное направление в условиях реализации Федеральных образовательных стандартах начального общего образования. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Решение этой проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Развитие творческих способностей младших школьников через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность будет реализовано только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, у них сформированы необходимые навыки и умения.
I.

Актуальность проекта.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы. Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика. У обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач. Низкий уровень развития способности самостоятельности мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможным 3
процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания. Обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста, не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности. С 2011 года общеобразовательные учреждения российской федерации начали работать по новому федеральному го сударственному образовательному стандарту начального общего образования. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, деятельность учителя направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В начальной школе создаются условия для развития творческого потенциала обучающихся по формированию разных способов учебного сотрудничества. А это возможно посредством проектно-исследовательской деятельности. Проектно- исследовательская деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Именно в начальной школе создаются психолого- педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной 4
школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему своего исследования я обозначила как «Развитие творческих способностей младших школьников через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность»
II Цели и задачи проекта

Цель проекта:
развивать творческий потенциал обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Изучить опыт работы педагогов и психолого- педагогическую литературу 2. Использовать метод проекта в учебной и во внеурочной деятельности для развития творческих способностей и раскрытие индивидуальности обучающихся. 3.Разработать и внедрить модифицированную программу «Я-познаю мир» 4. Систематизировать материал по теме для создания методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей 5.Сохранять и укреплять интеллектуальное, н р а в с т в е н н о е , психологическое и физическое здоровье школьников
III Основное содержание проекта

3.1.Основные направления деятельности:
1.Создание образовательных ситуаций для повышения внутренней мотивации, раскрытие и поддержание индивидуальности обучающихся 2. Развитие творческих способностей обучающихся в учебной и во внеурочной деятельности посредством проектно-исследовательской деятельности 3. Организация участия обучающихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 5
4. Приобретение социального опыта через сетевое взаимодействие с учреждениями города.
3.2.Описание путей достижения поставленных целей.

1 этап – подготовительный:
-анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных ресурсов; - проведение первичной диагностики участников проекта.
2 этап – проектировочный:
- определение влияния приёмов организации творческой деятельности учащихся на результативность образовательной деятельности учащихся; - мониторинг развития творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности обучащихся; - контроль над уровнем здоровья учащихся.
3 этап – аналитический:
-оценка эффективности разработанного диагностического инструментария; - выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения данной модели организации учебной и внеурочной деятельности учащихся класса; - распространение опыта по использованию основных методов и механизмов организации урочной и внеурочной деятельно сти, обеспечивающей высокий уровень творческого развития учащихся; - дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач.
3.3.Описание методов достижения поставленных целей.
1.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но

если

нет

желания

учиться,

то

и

успехов

не

будет.
Положительное отношение к учению тесно связано со способностями. Творческие способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории 6
способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:  творческое мышление;  творческое воображение;  применение методов организации творческой деятельности. Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний.
2 .Обобщая и конкретизируя

исследования педагогов и психологов
(Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, К. Коган, Б. М. Теплова, Е. Торренса, В. Н. Шадрикова и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, выделяю в качестве основных
принципы

эффективной

организации творческой деятельности:
- Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть. - Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников. - Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. - Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений младших школьников учитываю индивидуальные результаты каждого. -Обозначенные психолого-педагогические принципы, применяю в обучении, они находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и 7
корректируют друг друга, следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, цель которой – формирование творческой личности школьника.
3.Начальное

звено

играет

важную

роль

в становлении

и развитии

личности ребенка.
В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % его личностных качеств. Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Именно школа способствует развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности.
4. Задача педагога состоит в

изменении условий обучения
так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, чтобы в процессе учёбы развивались их творческие способности. Применяю разнообразные
приёмы

организации

познавательной деятельности на уроках,
включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае обеспечивается
разноуровневость и вариативность
в решении учебных задач. Уделяю в своей работе большое внимание
личностно-ориентированному подходу
, помогаю ребёнку в развитии индивидуальных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. 5. Активно
внедряю игры
, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца. 8

6.Сочетаю игры и физкультминутки
. Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету.
7. Широко применяю

технологию дифференцированного обучения
, которая содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции». 8. В своей работе применяю
технологию

коллективного

взаимообучения
. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. 9.
Ведущее

место

в

учебном

процессе

занимает

проектно-

исследовательская деятельность.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Поэтапной деятельности необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Реализуя метод проектов и исследовательский метод на практике,

поняла,

что

меняется

моя

позиция,

как

учителя.

Из

носителя

готовых

знаний

превращаюсь

в

организатора

познавательной,

исследовательской деятельности своих учеников
. 9
Исследовательская деятельность это наиболее совершенное средство обобщения знаний, ребенок учится приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Он обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творче ской деятельности, является условием формирования интереса, потребности такого рода деятельности, дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Успешность моих воспитанников – это та почва, которая дает добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков.
В рамках учебных занятий использую:
 проблемное введение в тему урока;  постановку цели и задач урока совместно с учащимися;  совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;  групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;  выдвижение идеи (мозговой штурм);  постановку вопроса (поиск гипотезы);  формулировку предположения (гипотезы);  обоснованный выбор способа выполнения задания;  составление аннотации к прочитанной книге, картотек;  поиск дополнительной литературы;  подготовку доклада (сообщения);  самоанализ и самооценку, рефлексию;  поиск альтернативных способов решения проблемы. Проектно - исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования и во внеурочной деятельности. 10

Программа

“Я



познаю

мир”
создана на основе методики и программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, созданию и защите собственных проектов. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы
также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы .
Основные принципы реализации программы
– научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, 11
творчество и успех. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности. Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность строила в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. Уже в первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включаю задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синте з, классификация, сравнение и обобщение), провожу специальные уроки содержащие проектную деятельность. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности и учет возрастных особенностей детей, в плане возрастания самостоятельности и творческой активности детей. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Главным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.
Этапы проектно – исследовательской работы с учащимися.
12

2008-2009 учебный год ( 1 класс).


На первом этапе - использовала тренинговые занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Сначала мы рассматривали методы исследования, то есть откуда можно получить информацию: - задать вопросы самому себе; - спросить у взрослого человека; - посмотреть в книгах, понаблюдать; -провести эксперимент; -найти информацию в компьютере. Следующий этап - научить детей собрать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Так на уроке чтения готовили сообщение о птицах, которые зимуют и находятся рядом с человеком. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинали собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому пришли к выводу, нужно создать схему-рисунок. Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывали родители, которым я объясняла цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делали подбор литературы. Читали статьи по теме. А мы с учащимися заносили необходимую информацию на лист-схему. Затем собранные сведения мы анализировали, обобщали и исследователи делали сообщения. После выступления обязательно проводилось его обсуждение. Слушатели имели возможность задать вопросы. Так ребята знакомились с общей схемой деятельности. На данном этапе я выступала в роли 13
консультанта-помощника. Эти занятия позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
2009 – 2011 учебный год (2-3 класс): совместная

работа педагога,

обучающихся и их родителей.


Следующий шаг – подпрограмма «практика», где учащимся предлагаются исследования, которые их заинтересовали в ходе урочной или внеурочной деятельности. Написание рефератов с помощью педагога, родителей (на начальном этапе), защита исследовательских работ. Учащиеся и их родители знакомились с разными видами презентаций результатов. Так во втором классе ребята не только читали произведения по программе, но и находили интересные факты о писателях, составляли продолжения рассказов, вопросы по тексту. За это время изучая стихотворение «О чем ты думаешь снегирь?» ребята вышли на коллективный проект «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек» - все и родители и дети решили помочь зимующим птицам. 1. Наблюдение за птицами. Знакомство с птицами. Узнавание пород и подбор информации и сообщение на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности. 2. Рассматривание и поделка разных видов кормушек. Совместная деятельность с родителями, навыки общения.(практические действия) 3. Вывешивание кормушек, наблюдение за птицами. 4. Подготовка презентации и выступление перед родителями с проектом «Помогите птицам зимой». Самое ценное то, что детей приобщаем к активной деятельности, работая совместно с родителями. Коллективная работа над проектом сплачивает обучающихся, распределив роли, каждый работает в коллективе. Но от работы каждого зависит конечный результат. Так за 2-3 класс, были выполнены коллективные проекты: «Обустройство детской площадки первого микрорайона» - учащиеся провели анкетирование, 14
находили проекты обустройства детских площадок в других городах, сами нарисовали детские площадки, обсудили и выполнили макет детской площадки, которую бы они хотели увидеть в своем микрорайоне, даже предложили макет в архитектурный отдел города. Тема следующего проекта возникла в семье. Читая, статью о том, что наш край богат нефтью, было странно, что в городе нет мемориала. На уроке окружающего мира был поднят вопрос: «Нужен ли городу мемориальный комплекс нефтяников?» Так весь класс включился в работу над проектом. Хочется отметить, что активность учащихся и их родителей была достаточно велика на протяжении всей деятельности, а это длилось три месяца.
Этапы выполнения проектно-исследовательских работы:
1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбрана и сформулирована проблема, которая будет разрешена в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения 2 этап. Организация деятельности. На данном этапе учащиеся разделились на группы участников проекта, определены направления работы, сформулированы задачи для каждой группы, обсуждаются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап закончился: экскурсией на месторождение, встречей с людьми, работающими в нефтяной промышленности, презентацией о нефтяных месторождениях округа. Намечены задачи, которые предстоит решить, и определены возможные пути их решения. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, необходимых для решения поставленных задач. Так учащихся на этом этапе посетили музей нефтяной промышленности, провели опрос, анкетирование по изучаемой проблеме. Большую часть времени уделили созданию макета:  наброски эскизов (обсуждение и выбор наиболее удачного); 15
 определение места для мемориала;  выполнение макета. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта Это очень сложный этап и сначала много помогают родители. На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Оформляется проект, презентация. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность. Ре зульт аты представляются в виде творческой работы. Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. 5 этап. Обсуждение полученных результатов.
2011 – 2012 учебный год- 4 класс. (самостоятельный этап работы

учащихся).
Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает в ходе работы, закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора. Необходимо п о м о ч ь о бу ч а ю щ и м с я п р о и з в е с т и с а м о о ц е н к у п р о е к т а .
Вопросы для самооценки:
1.Почему вы начали разрабатывать этот проект? (потребность) 2.Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям? (критерии) 3. Каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект? (оценка) 4. Каковы направления для дальнейшего исследования или проекта? (результат) Совместная работа ребенка – учителя - родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. В работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Учитель не просто передаёт 16
определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей.
IV Ресурсы:

1.

Временные.
Долгосрочный: 2009-2010г.г. - 2 класс; 2010–2011г.г. – 3 класс; 2011- 2012г.г. – 4 класс.
2
.
Информационно-методическое

обеспечение:
Федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа.
3.Интеллектуальные:
 повышение квалификации по темам: «Актуальные проблемы обучения и воспитания», «Содержание и технологии реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».  вебинары «Реализация проектной деятельности в рамках образовательных стандартов нового поколения», «Проектный урок как средство достижения метапредметных результатов»; 17
 кадровые
:
учитель начальных классов, стаж педагогической работы 34года, в данной должности 34 года; в данном учреждении 16 лет, высшая квалификационная категория; - интернет-ресурсы

(электронные справочные издания, которые помогают упростить деятельность учителя по подготовке к занятиям и проведению занятий, способствует повышению качества работы педагогов по организации самостоятельной деятельности и досуга учащихся): Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» megabook; Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники rubricon; Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Да ля vidahl.agava; Словари русского языка на портале «Грамота.ру»
4.Организационные:
 участник семинара «Стандарты второго поколения – первые шаги (сертификат № 21-11-14, 2011 год);  проведение обучающих семинаров, мастер-классов, консультаций для педагогов;  консультации для студентов по теме: «Организация работы над проектом»;  выступления на школьном и городском методических объединениях; - участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах разного уровня. 
5
.
Материально-технические:
1) УМК по программе «Начальная школа XXI века» издательства «Вентана-Граф»; 2) модифицированная программа «Я –познаю мир»; 3) методическая литература: Воронцова А.Б. «Пособие для учителя: Проектные задачи в начальной школе», Шумакова Н.Б. «Развитие исследовательских умений младших школьников», Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения», Матяш Н.В. «Проектная деятельность младших 18
школьников: Книга для учителя», Дубова М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников», Горячев А.В. 4)ТСО, ЭОР, компьютер, сканер, документ-камера, цифровой фотоаппарат, мобильный класс (28 ноутбуков), мультимедийный проектор и интерактивная доска.
6.

Мотивационные ресурсы:
участие во Всероссийских, окружных и муниципальных конкурсах.
7.Финансовые:
оплата участия в некоторых дистанционных конкурсах.
V Партнеры
Происходит эффективное взаимодействие всех субъектов инновационного опыта, через распределение обязанностей между ними.
Автор
: Коновалова Татьяна Владимировна – учитель начальных классов, разработчик содержания и внедрения проекта. 1.Методическая и практическая помощь обучающимся и их родителям по реализации программы « Я – познаю мир». 2. Помощь в подготовке организации проекта:  вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;  работа с обучающимися, имеющими высокие интеллектуальные способности
Учащиеся
– 28 человек занимаются проектно-исследовательской деятельностью
.
1.Участие в проектно- исследовательской деятельности, создании проекта. 2. Презентация проекта на разных уровнях. 3. Участие в конкурсах.
Родители
учащихся - помощь в оказании работы над проектом. 1. Помощь в поиске информации, оформлении, презентации проекта. 2. Участие в рейтинговом оценивании проекта учащихся класса.
Психолог
школы – осуществляет диагностику способностей. 19

Администрация
школы – оказывает материальную помощь в организации экскурсий, предоставление транспорта, материально – техническое обеспечение.
Сетевое взаимодействие с учреждениями города.
Взаимодействие всех субъектов инновационного опыта происходит в форме сотрудничества.
VI Целевая аудитория
В реализации педагогического опыта с 2008 по 2012 учебный год участвовали учащиеся муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г. Нягани "Начальная общеобразовательная школа №9" в количестве 28 обучающихся.
Учащиеся
- 1 класса - 2008 -2009 уч. г.;2 класса - 2009 - 2010 уч. г.; 3 класса - 2010 – 2011уч. Г.; 4 класс – 2011 – 2012 уч.г.;
VII

План реализации проекта

Этапы



Мероприятия

Сроки

Ответствен

-ные

I этап

Подготови-

тельный
2008 – 2009 у ч е б н ы й год
1.

1.

1

1.

2

2

2.

1

Оценка

условий

реализации

проекта
Изучить теоретические аспекты по проблеме. Проведение первичной диагностики участников проекта.
А н а л и з

н е о б х о д и м ы х

д л я

р е а л и з а ц и и

м а т е р и а л ь н о -

технических,

информационных

ресурсов.
Подбор методической литературы. Оснащение уч еб ного к а б и н е т а техникой сентябр ь-ноябрь октябрь сентябр ь -октябрь Коновалова Т.В. Педагог – психолог Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Администр а-ция школы 20

2.

2

II этап

Проектиро

вочный
внедрения 2009 – 2011 учебный год
3

3.

1

3.

2

3.

3

4

4.

1

4.

2

Создание образовательных ситуаций

д л я

п о в ы ш е н и я

в н у т р е н н е й

мотивации к обучению.
Р е а л и з а ц и я л и ч н о с т н о ориентированного обучения в учебном процессе. П р и м е н е н и е с о в р е м е н н ы х образовательных технологий в процессе обучения школьников: -развивающего обучения; -проблемное обучение; -метод проектов. Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения.
Разработка и внедрение программы

«Я-познаю мир»
Использование творческих заданий во всех уроках и в индивидуальных занятиях, а также во внеурочной деятельности. Организация научно – исследовательской работы учащихся. Участие школьников в творческих конкурсах, научно – практических конференциях, конкурсах научно – исследовательских работ. в течение всего периода в течение всего периода в течение всего периода 2009г январь в течение всего периода в течение всего периода Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. 21

4.

3

III этап



5

5.

1

5.

2

5.

3

5.

4

5.

5

Определение

влияния

п р и ё м о в

о р г а н и з а ц и и

п о з н а в а т е л ь н о й

деятельности

на

творческие

способности учащихся.
Выявление вл и я н и я приёмов организации, обработка и ана лиз результатов. Создание методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей по работе над проектом. Результаты внедрения опыта участие о б у ч а ю щ и х с я , п е д а г о г о в в конференциях разного уровня. Распространения опыт а–мастер- классы, консультации, семинары, участие в конкурсах, публикации. Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач в течение всего периода 2012 – 2013 год январь 2012год 2012 год март 2013 год октябрь Коновалова Т.В. Педагог – психолог Коновалова Т.В. Коновалова Т.В. Администр ация школы Коновалова Т.В.
VIII. Ожидаемые результаты и социальный эффект.
22
1.Развитие творческих способностей младших школьников через вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции: учащиеся класса с желанием посещают школу, сохранена школьная мотивация: (68% - 92%), высокий уровень качества знаний учащихся (72% - 90%).Эти показатели определяют глубину и прочность усвоения программного материала учащимися. (Приложение №1) 2.Учащиеся данного класса являются победителями в городской научно- практической
конференции «Я – исследователь»
. В 2011 учебный год – проект «Уголок науки» занял 2 место; 2012 учебный год - «Витраж – искусство солнца»- 1 место. Обучающимися выполнены следующие проекты: «Обустройство детской площадки 1-го микрорайона» 2009г., «Хлеб – всему голова», «Удивительная лиственница» - 2010г., «Секреты скрипки», «Уголок науки - космонавтики» - 2011г., «Мемориальный комплекс работникам нефтяной и газовой промышленности»2012 г., «Детские травмы – это неизбежно?» 2013г; «Улицы моего города»2013г. Рейтинг успешности в городской
конференции «Я – исследователь»:
2013г. – победитель; 2012г – призер, победитель; 2011г.- призер, призер; 2010 – победитель, призер; 2009г. – победитель
.
. 3.У большинства обучающихся сформирован устойчивый учебно- познавательный интерес. Данные диагностики подтверждают, что мотивация учения у обучающихся к концу 4 класса заметно повысилась. (Приложение №2) 4
.
В процессе работы над проектом дети приобретали социальную практику за пределами школы, быстро адаптировались к современным условиям жизни. Так учащиеся не только сами, но и их родители смогли организовать работу по участию в конкурсе регионального уровня 23

«Дарите

добро»

и

учитель

вышел

победителем

в

номинации

«Любимый учитель».

IX Перспективы дальнейшего развития проекта

1.

Д
альнейшая реализация проекта позволит увеличить количество учащихся, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности; повысить мотивацию к обучению, качество обучения, развития творческого потенциала обучающегося. 2.Материал из опыта работы может быть использован учителями начальных классов и воспитателями детских садов для организации проектно-исследовательской деятельности. 3.В дальнейшей своей работе предполагаю расширить применение теоретиче ского и практиче ского материала, о р г а н и з о ват ь методологический семинар с целью распространения опыта по формированию творческих способностей младших школьников. 4.Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме, а также работа с другими учениками (первый класс) для развития творческих способностей детей и других специалистов, работающих с детьми.
Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6. 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте лично стно- ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов на Дону, 2005. 24
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9. 8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. 9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. 11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. - №7. 12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. 13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4. 15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2. 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. //Школьные технологии. – 1999. - №6. 20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 25
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6. 22. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 . 26


В раздел образования