Напоминание

Инновационная игровая деятельность


Автор: Хороших Александра Игоревна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Альянс"
Населённый пункт: г.о.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационная игровая деятельность
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном учреждении дополнительного ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дополнительного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в
новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дополнительного образования. Для себя я определила такое определение слову инновация - непредсказуемость. Мы должны быть непредсказуемы для своих детей. Когда я начинаю урок, я вижу в глазах своих детей живой интерес, их очень заботит вопрос о том, что сейчас будет, а сейчас будет что-то новое, в этом и есть непредсказуемость, это дает мотивацию и закрепляет знания. Свое выступление хочу более посветить обзору конкретных инновационных методик, используемых мной на занятиях. Что бы показать вам некоторые из них, мне будете помогать вы. Итак, начну я с методики изучения нового материала «Волшебный сундучок», он присутствует со мной на уроках всегда, в нем лишь меняется содержимое, для детей я использую материалы касающиеся нашей образовательной программы, для вас же я взяла материалы нашей сегодняшней темы, поэтому у нас сегодня «Сундучок с инновациями» сейчас вы, как и дети на занятии, будете доставать листочек с незнакомой вам инновацией и читать её название, а я буду рассказывать вам о ней и затем мы передаем сундучок далее, а вы после этого скажете сможете ли вы её использовать для себя.
Содержание листочков:
- Воспитание – здороваемся  Опрос домашнего задания – светофор  Закрепление изученного материала – почта  Динамические паузы
Воспитание – здороваемся
Начинать занятие следует с необычного приветствия. Дети должны передавая мягкую игрушку поприветствовать сидящего рядом используя прилагательные на определенную тему. Например, педагог задает тему «Весна», здравствуй солнечный Никита, здравствуй цветущая Маша, здравствуй журчащая Катя... У детей активизируется фантазия и атмосфера урока
приобретает яркую окраску, которая способствует доброжелательному климату на занятии.
Светофор
Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материалы однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор — это длинная полоска картона (длиной 10 см, шириной 5 см),с одной стороны оклеенная красной бумагой, с другой — зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все учащиеся сигнализируют педагогу, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона — готов отвечать,красная — не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь — не хочешь — надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты ответ на этот вопрос. Педагог объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую — будь добр, отвечай. При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух-трех (необязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать подготовленные листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица для опроса . Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отметить работу конкретного ученика, т. е. Количество поднятых зеленых (+) и красных (–) карт. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, поэтому работают все.
идор
Через пять минут проведения устного опроса у педагога, во-первых, есть чёткое представление, что из предложенного на предыдущем уроке (теме) дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументированно выставляет оценки за устный опрос.

Закрепление изученного материала – почта
Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт играют роль улиц, сами парты или столы — домов. Учащиеся на листах записывают вопросы к тексту домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (1-я Зеленая улица, дом 3, Елене), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается, и оцениваются несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто задал интересный вопрос и получил на него правильный ответ.
Кластер
Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как солнце, ключевое слово, а далее планеты. Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся. Таким образом, я убедилась, что кластер – это интересная и полезная форма работы. На уроке в 4классе, когда мы впервые составляли сами кластеры, детям было предложено рассказать о любимом времени года с помощью рисунка или кластера. В двух классах подавляющее большинство детей выбрало кластер. Это доказывает то, что детям тоже нравится пользоваться кластерами. Ведь кластер – это ещё и элемент занимательной игры для учащихся. Перечисляя преимущества работы с кластером, я бы назвала следующие: 1.Развивает, не даёт мыслить линейно. 2.Помогает учителю отслеживать понимание темы учащимися. 3.Способствует получению опыта работы в группе. 4.Учит распределять рабочее время.
5.Способствует творческой и исследовательской работе. 6.Помогает обобщить изученное и найти связи между понятиями и идеями. 7.Побуждает писать даже тех, кто не любит писать. А главное кластер помогает сделать урок более интересным, запоминающимся, ярким и понятным. Попробуйте и вы убедитесь сами!
Динамические паузы
Для внедрения в урок динамической паузы, следует подобрать такую, которая будет очень заинтересовывать учащихся. Мной была подобрана следующая: Маркиз. То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. Чешет он себя за ушком, Жмурит глазки и урчит. У Маркиза все в порядке: Когти, шерсть и аппетит


В раздел образования