Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе
Автор: Воронцова Ирина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 им. Дубинного Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе Раздел: начальное образование
МБОУ
СОШ
№ 5
им
.
Дубинного
г
.
Пятигорск
Ставропольский
край
.
«Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе»
Воронцова
Ирина
Ивановна
учитель
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности,
направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний,
опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению
определенных социальных ролей в обществе.
Информационно-коммуникационные технологии – совокупность программно-технических
систем, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, создание, отображение и распространение
информации.
Информационно-коммуникационных
технологий в образовании – комплекс учебных и
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной
техники
учебного
назначения,
а
также
система
научных
знаний
о
роли
и
месте
средств
вычислительной
техники
в
учебном
процессе,
формах
и
методах
их
применения
для
совершенствования труда преподавателей и учащихся.
ИКТ-компетентность
учителя –
э т о не
только
знания
в
области
информационно-
коммуникационных
технологий,
но
и
их
эффективное
применение
в
профессиональной
деятельности.
ИКТ-компетентность
школьника
–
это
способность
использовать
информационно-
коммуникационные технологии для поиска информации, ее обработки, оценки, а также применения
для решения личностно значимых задач.
Внеурочная работа – это работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, обще-
ственными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во
вне учебное время.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с
учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.
Педагогическая деятельность: понятие, функции, структура
Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией,
историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности,
направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний,
опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению
определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая
деятельность
как
профессиональная
имеет
место
в
специально
организованных образовательных учреждениях.
Целью любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного
продукта.
Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Сущность
педагогической
деятельности
позволяет
выделить
ряд
определенных
профессиональных
предписаний
(функций),
выполнение
которых
обеспечивает
эффективность
педагогического процесса.
Развивающая функция является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд
функций:
гностическую
(познавательную),
включающую
умения
накапливать
необходимые
знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного
воздействия и т.д.;
исследовательскую,
включающую
умения
определять
проблему
для
обсуждения
и
исследования,
анализировать
научную
литературу,
выдвигать
гипотезы
и
задачи
исследования,
проблемно ставить вопросы и т.д.;
информационную,
включающую
умения
пользоваться
речевой
выразительностью,
точно,
кратко,
логично
излагать
материал
и
добиваться
понимания.
Пользоваться
различными
методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;
побудительную,
включающую
умения
возбуждать
интерес,
внимание,
побуждать
к
активности,
переводить
знания
в
практические
действия,
оценивать
деятельность,
поступки,
закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.
Конструктивно-организаторская
функция
направлена
на
организацию
педагогического
процесса, обеспечивающую его эффективность.
Диагностическая
функция
направлена
на
определение
состояния
воспитуемых
и
педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательной и
образовательной работы.
Координирующая
функция
направлена
на
объединение
и
согласование
содержания
и
направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и
семейного воспитания.
Коммуникативная
функция
требует
от
педагога
высоких
нравственных
качеств
и
черт
характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным,
приветливым и вежливым.
Преобразовательная
функция
требует
от
педагога
проявления
творческого
подхода
к
организации учебно-воспитательного процесса.
Обязательным
условием
оптимального
построения
педагогического
процесса
в
любом
образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.
являются:
знание
педагогом
потребностей,
тенденций
общественного
развития,
основных
требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать
для общества);
многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в
области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются
подрастающим поколениям;
собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее
носителя.
Зимняя И.А. предлагает иную структуру деятельности учителя.
1. Мотивация.
2. Педагогические цели и задачи.
3. Предмет педагогической деятельности.
4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
5. Продукт и результат педагогической деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Современный этап развития российского образования характеризуется внедрением в учебный
процесс информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные
технологии можно
определить
как
совокупность
программно-технических
систем,
которые
обеспечивают
сбор,
хранение,
обработку,
создание,
отображение и распространение информации.
Д л я информационно-коммуникационных
технологий в
образовании
существует
такое
определение:
«комплекс
учебных
и
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных
знаний о роли и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их
применения для совершенствования труда преподавателей и учащихся».
Таким образом, внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является сегодня
неизбежным. Профессионализм учителя в связи с этим составляет синтез компетенций, включающих
в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
ИКТ-компетентность
учителя –
э т о не
только
знания
в
области
информационно-
коммуникационных
технологий,
но
и
их
эффективное
применение
в
профессиональной
деятельности.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению
гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной
к
информационно-коммуникационным
возможностям
современных
технологий.
Использование
информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его,
повысить
эффективность,
мотивировать
учащихся,
но
и
дифференцировать
процесс
с
учётом
индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные направления использования ИКТ в работе учителя
Взаимодействие с учащимися
Основной
адресный
пласт,
который
активнее
и
адекватнее
других
воспринимает
использование ИКТ в учебном процессе, это школьники.
Использование
в
обучении
новых
информационных
технологий
позволяет
формировать
специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки
более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития
учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций
учащихся.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то,
что
центром
деятельности
становится
ученик,
который,
исходя
из
своих
индивидуальных
способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника,
консультанта,
поощряющего
оригинальные
находки,
стимулирующего
активность,
инициативу,
самостоятельность.
Грамотное
использование
возможностей
современных
информационных
технологий
в
начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности;
-повышению качественной успеваемости школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов,
предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;
-снижению дидактических затруднений у учащихся;
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
-развитию информационного мышления школьников,
-формированию информационно-коммуникационной компетенции.
ИКТ-компетентность
школьника
–
это
способность
использовать
информационно-
коммуникационные технологии для поиска информации, ее обработки, оценки, а также применения
для решения личностно значимых задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ориентирует педагогов не только на предметные, но и личностные и мета предметные результаты
освоения
основной
образовательной
программы.
Особо
следует
подчеркнуть
необходимость,
согласно
Стандарту,
формирования
следующих
умений
младших
школьников:
использовать
различные
способы
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном
информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного
предмета;
в
том
числе
уметь
вводить
текст
с
помощью
клавиатуры,
фиксировать
(записывать)
в
цифровой
форме
измеряемые
величины
и
анализировать
изображения,
звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности и этики.
В ИКТ компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать
учебные
задачи
с
использованием
общедоступных
в
начальной
школе
инструментов
ИКТ
и
источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего
школьника.
Вопрос формирования ИКТ компетентности младших школьников рассматривается в рамках
над предметной программы по формированию универсальных учебных действий
в Примерной
основной образовательной программе начального общего образования.
Согласно указанной программе, при освоении личностных универсальных учебных действий
формируются:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение
к
информации
о
частной
жизни
и
информационным
результатам
деятельности других людей;
основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной
среде;
использование
результатов
действия,
размещённых
в
информационной
среде,
для
оценки и коррекции выполненного действия;
создание (цифрового) портфолио учебных достижений обучающегося.
При
освоении познавательных
универсальных
учебных действий ИКТ играют ключевую
роль в таких обще-учебных универсальных действиях, как:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм,
картосхем, линий времени и
пр.;
создание гипермедиа сообщений;
построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий. Для этого используются:
обмен гипермедиа сообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Содержательная часть целенаправленной работы по формированию ИКТ компетентности
детей младшего школьного возраста представлена следующими разделами:
1. Знакомство со средствами ИКТ.Использование эргономичных и безопасных для здоровья
приёмов
работы
со средствами
ИКТ.
Выполнение
компенсирующих
упражнений.
Организация
системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка
файла.
2. Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры.
Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание
текста, введённого как изображение.
3. Создание текстов с помощью компьютера. Клавиатурное письмо. Основные правила и
инструменты
создания
и
оформления
текста.
Работа
в
простом
текстовом
редакторе.
Полуавтоматический орфографический контроль.
4. Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов
территории. Создание диаграмм.
5. Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайд
шоу), видео- и аудиозаписей.
6. Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в
виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное
и устное сообщение. Добавление объектов и ссылок в географические карты и «ленты времени».
Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).
7. Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка
устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.
8.
Представление
и
обработка
данных.
Сбор
числовых
и
аудиовизуальных
данных
в
естественнонаучных
наблюдениях
и
экспериментах
с
использованием
фото
или
видеокамеры,
цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.
9.
Поиск
информации.
Поиск
информации
в
соответствующих
возрасту
цифровых
источниках. Сохранение найденного объекта.
10. Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.
Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата,
форума,
аудио и видеоконференции и
пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным
сообщением
с
ИКТ поддержкой.
Размещение
письменного
сообщения
в
информационной
образовательной
среде.
Коллективная
коммуникативная
деятельность
в
информационной
образовательной среде. Проектирование
объектов и процессов реального мира, своей собственной
деятельности
и
деятельности
группы.
Моделирование
объектов
и
процессов
реального
мира
и
управления
ими
с
использованием
виртуальных
лабораторий
и
механизмов,
собранных
из
конструктора.
Формирование ИКТ
компетентности младших школьников происходит в рамках системно
деятельностного подхода и реализуется средствами различных учебных предметов.
В Примерной
основной образовательной программе начального общего образования определена роль основных
предметов начальной школы в формирование ИКТ компетентности учащихся, например:
«Русский язык» – способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок).
Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе
компьютерные. Овладение клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления
текста
на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования
текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное
чтение»
–
работа
с
мультимедиа
сообщениями
(включающими
текст,
иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и
структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.
«Математика и информатика» – представление, анализ и интерпретация данных в ходе
работы
с
текстами,
таблицами,
диаграммами,
несложными
графами:
извлечение
необходимых
данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение
информации. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера:
построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир»– использование компьютера при работе с картой (планом территории,
«лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
« Технология» – первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ:
назначение,
правила
безопасной
работы.
Первоначальный
опыт
работы
с
простыми
информационными
объектами:
текстом,
рисунком,
аудио
и видеофрагментами;
сохранение
результатов
своей
работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с
доступными электронными ресурсами.
«Изобразительное
искусство»
–
знакомство
с
простыми
графическим
и
растровым
редакторами
изображений,
освоение
простых
форм редактирования
изображений:
поворот,
вырезание,
изменение контрастности,
яркости,
вырезание
и
добавление
фрагмента,
изменение
последовательности экранов в слайд-шоу.
Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированных
универсальных
учебных действий.
Для
их
формирования
исключительную
важность имеет
использование
информационно-образовательной
среды, в которой планируют и фиксируют свою
деятельность и результаты учителя и учащиеся.
При подготовке и осуществлении педагогического процесса ИКТ могут использоваться в
следующих формах работы:
Урочная деятельность.
Внеурочная деятельность.
Рекомендации учителю по использованию ИКТ на уроках.
Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий
требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений,
сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при
использовании информационных технологий:
– принцип системности;
– принципа развития (в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного
расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств
их достижения);
– принципа информативности (использования компьютера в качестве источника, адаптивности
к индивидуальным возможностям обучаемого и др.);
– генерализации информации (уплотнения и обобщения информации);
–
принцип
индивидуализации
(индивидуализация
деятельности
учащихся
в
процессе
обучения);
– сознательности и активности учащихся.
Исходя
из
перечисленных
выше
основных
принципов
проектирования
урока
с
использованием информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет, можно
выделить следующие этапы его конструирования.
1. Концептуальный.
На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:
формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений;
контроль усвоения и т.п.
Аргументируется
необходимость
использования
средств
НИТ
или
ресурсов
Интернет
в
образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:
-дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной
форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей
и др.);
-визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
-формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;
-необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их
исследования в интерактивном режиме;
-создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических
методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные
формы обучения и т.п.);
- необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
В
соответствии
с
указанными
аргументами
выбирается
и методическое
назначение
необходимых образовательных электронных ресурсов:
Обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие,
контролирующие тренажеры; учебно-игровые и т.п.
2. Технологический.
На
основе
сформулированных
требований
к
образовательным
электронным
ресурсам
по
дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных
электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная
экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
Выделяются
основные
структурные
элементы
урока,
осуществляется
выбор
способов
взаимодействия различных компонентов (учитель — учащийся — ОЭР — учебный материал), их
функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.
На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или
модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации,
изучает
сопроводительную
инструкторско-методическую
документацию,
прогнозирует
эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет
методику
их
проведения
и
проектирует
основные
виды
деятельности
с
данными
ресурсами
в
учебном процессе.
3. Операциональный.
На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства
ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и
электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.
Для
каждого
из
этапов
определяется:
цель;
длительность
этапа;
форма
организации
деятельности учащихся; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
форма промежуточного контроля и т.п., на основании чего заполняется технологическая карта.
Каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет – это законченный
блок, вначале каждого из которых должен присутствовать организационный момент. Целесообразно
организовать занятия, таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот
или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.
4. Педагогическая реализация.
Основная
цель
этапа
–
перевод
психолого-педагогических
принципов
в
конкретные
обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ
требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня
знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи
заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть
второй
задачи
–
в
планировании
и
реализации
оптимальной
последовательности
действий,
обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема
знаний за заданное время. На этапе урока, связанном с использованием средств информационных
технологий,
учитель
главным
образом
обеспечивает
индивидуальный
контроль
над
работой
учащихся.
Не
следует
препятствовать
обсуждению
вопросов
(если,
конечно,
это
не
этап
автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке,
стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока – координатор, консультант по
сложным вопросам, но не активный участник общения.
Традиционно
важными
на
этапе
педагогической
реализации
остаются
оценка
текущих
результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств
информационных технологий и ресурсов Интернет.
На
первом
этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит
новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной
работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом
сформированных
обще
учебных
навыков
выдается
индивидуальное
задание
и
план-график
его
выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.
На
втором
этапе
учащиеся
начинают
синхронное
вхождение
в
работу
с
электронным
ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана.
Методическое значение его трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление
материала,
объясненного
учителем,
проверка
усвоения
полученного
знания
или
операционного
навыка. Роль учителя на данном этапе – осуществление промежуточного контроля и корректировка
индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).
Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без
компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение
которых поможет достижению целей урока.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм
организации свободного времени учащихся.
Внеурочная работа – это работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, обще-
ственными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во
вне учебное время.
Использование
средств
ИКТ
не
на
уроке,
а
вне
урока
обладает
рядом
преимуществ:
отсутствуют
жесткие
временные
рамки
для
каждого
фрагмента
учебного
процесса,
имеется
возможность
для
индивидуального
решения
технических
проблем,
можно
обойтись
меньшим
количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному
занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной
подготовкой
к
аттестации,
работой
в
элективном
курсе
другой
школы,
дополнительным
образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с обычными методами – в
форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д.
Мероприятия
с
использованием
ИКТ,
рекомендуемые
для
проведения
во
внеурочной
деятельности:
1. Разработка проектных работ учащимися.
2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.
3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.
4. Работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая
школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов) по созданию и
наполнению сайтов школ, ученических объединений и др.
5. Проведение тематических собраний с применением ИКТ.
6. Создание портфолио класса, учащегося.
7. Проведение традиционных мероприятий ОУ с использованием ИКТ.
8. Досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-
клуб, "Компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный
шахматный клуб и пр.).
Взаимодействие с родителями
Современные информационно-коммуникационные технологии помогают в работе не только с
детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на сотрудничество школы с семьей в
интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности
ребенка,
его
психофизиологических
особенностей,
выработку
близких
по
сути
требований,
организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение
родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует
созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в
школе и за ее пределами.
При взаимодействии с родителями элементы ИКТ можно отследить в следующих формах
работы:
Посещение
родителями
страниц
электронного
дневника
с
целью
мониторинга
успеваемости ребенка.
Медиа отчеты – текущая/промежуточная/итоговая отчетность классного руководителя
о проделанной или планируемой воспитательной работе в классе (как правило, выполняется в виде
слайдовой презентации или видеофильма, рекламного ролика, сюжета). Данная форма выполняет
«релаксирующую» функцию на родительском собрании и, в основном, открывает или завершает
беседу с родителями.
Постановочные
родительские
собрания
–
общешкольные
тематические
встречи
с
родителями, в ходе которых через литературно-музыкальные композиции раскрывается актуальная
для
данной
публики
проблема.
Подобная
форма
предполагает
разноплановое
применение
ИКТ
(например, видео интервью школьников и учителей по обсуждаемому вопросу, фоторепортаж о
ситуации
в
школе
и
районе
по
проблеме,
показ
социальных
роликов,
отснятых
учащимися
к
определенному воспитательному делу).
Семейная медиатека. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках,
аудио
и
видеокассетах.
Молодым
родителям
будет
интереснее
познакомиться
с
актуальными
вопросами по воспитанию детей, используя медиа пособия, а также образовательные порталы и
сайты в Интернете. Задача учителя – создание таких мультимедиа пособий, знакомство родителей с
адресами порталов.
Связь родителей с учителем посредством электронной почты.
Сайт
школы
–
место
обмена
мнениями
и
получения
необходимой
родителям
информации.
На
сайте
школы
работает
доска
объявлений,
ведется
опрос
родительской
общественности, отдельная страница определена под воспитательную работу, где посетитель может
познакомиться
с
историей
школы,
хронологией
традиционных
общешкольных
мероприятий,
победителями, фотогалереей значимых событий.
Взаимодействие с коллегами
Сайт «Социальная сеть работников образования», где совершенно бесплатно можно открыть
свой мини-сайт, электронное портфолио. А самое главное, педагоги получили возможность общаться
с коллегами всех регионов, вступив в группу по профессиональным интересам, черпать новинки
методической
литературы,
узнавать
много
нового.
Непосредственно
педагогическая
практика
оперирует следующими формами работы на основе ИКТ:
Общение посредством электронной почты (обмен опытом).
Электронное портфолио – форма личного представления педагога или ученика школы.
Она включает в себя: общие сведения, информацию о достижениях, результатах деятельности.
Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения
единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом,
поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
В
настоящее
время
успешно
действуют
различные
виртуальные
объединения
и
сетевые
сообщества педагогов.
Интернет-государство учителей
своими основными задачами считает оказание поддержки
учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и
самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку
новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки
уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
Самообразование учителя
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области,
так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Важнейшим условием развития
личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному,
поиску
новой
информации,
овладении
новыми
способами
деятельности.
В
современном
мире
отмечается
заметное
повышение
социальной
роли
образования,
которое
становится
главным
ресурсом общества.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» и нормам трудового законодательства, учитель
каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки.
Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть
способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической
культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни. Одна из
главных составляющих ФГОС НОО – требования к подготовке педагогических кадров. Учитель
должен
быть
примером
для
подражания;
находиться
в
постоянном
поиске,
самообразовании,
самосовершенствоваться; повышать свою профессиональной компетентность.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с
учетом
интересов
и
склонностей
каждого
конкретного
человека.
Самообразование помогает
адаптироваться
в
меняющейся
социальной
и
политической
среде
и
вписаться
в
контексте
происходящего. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования
его мастерства все чаще выступает самообразование.
Под
самообразованием
традиционно
понимают
познавательную
деятельность
человека,
которая:
осуществляется добровольно;
управляется самим человеком;
требуется для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Формы организации самообразования:
– Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
– Получение второго высшего образования или второй специальности.
– Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и
конкурсы.
– Сетевые педагогические сообщества (описано выше).
Помимо
основных
выделенных
направлений
использования
ИКТ
в
профессиональной
деятельности учителя, необходимо также упомянуть работу с документацией : это и составление
календарно-тематического планирования по всем предметам обучения, и создание методических
копилок:
«Классные
часы»,
«Методические
материалы»,
«Контрольные,
проверочные
работы
и
тесты», мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества
образования и результативности обучения и т.д.
В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации,
как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
профессиональной
педагогической
деятельности
влияет
на
рост
профессиональной
компетентности
учителя.
Это
способствует значительному повышению качества образования школьников, что ведет к решению
главной задачи системы образования.
Литература:
1.
Осипова
О.
ИКТ-компетентность
учителя
начальных
классов.
//
Педагогическая
информатика. – 2007. – №2. – с.6.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., переработан. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Стандарты
второго поколения).
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования // : center-edu.spb|wp-content|uploads.
4.
Федеральный
закон
РФ
«Об
образовании
в
РФ»
от
29
декабря
2012
г.
N
273.
rg2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
5. Хирьянова И. Информационные технологии и организация учебных процессов в начальной
школе. // Начальная школа: плюс до и после. – 2009. – №1. – с.10.