Автор: Андронова Елена Викторовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: технологическая карта урока биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС Тема: Распространение плодов и семян Раздел: среднее образование
Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):
Предметные результаты:
- сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса ;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу
распространения.
Метапредметные результаты:
- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать
выводы, выражать свои мысли
.
Личностные:
-
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
- расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.
Познавательные УУД
-
извлекать информацию из
текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение;
-
устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности),
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Коммуникативные УУД
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции,
формулировать и высказывать свое мнение, коорди-
нировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через
взаимный контроль) ;
- самостоятельно организовывать рабочее место.
Регулятивные УУД
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.
Планируемые результаты:
Знать: способы распространения плодов и семян.
Уметь: анализировать тексты, рисунки, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт.
Оборудование: таблицы «Распространение плодов», коллекция «Плоды и семена», интерактивная доска, раздаточный печатный материал
для групп, листы формата А3, набор цветных маркеров.
Методы:
беседа, проблемно-поисковый,
наглядный,
Ход урока
Деятельность учителя. Содержание урока.
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Здравствуйте. Ребята!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Проверка домашнего задания.
Дидактическая игра "Собери в корзину плоды"
(см. приложение)
Целеполагание и мотивация.
(на доске – изображение дуба)
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте вни-
мательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жад-
ный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз при-
бежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разре-
ши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой
посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос
дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока
цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остают-
ся!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор ни-
кто из зверей не осмеливался приближаться к
дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и
жил он в полном одиночестве.
Ученики встали, настроились на работу,
проверили на столах наличие учебника,
тетради, рабочей тетради, дневника,
письменных принадлежностей
Выполняют задания, представляют отчет
о выполненной работе.
Воспринимают информацию, анализиру-
ют, выделяют проблему, предлагают пути
ее решения.
Личностные : умение соблюдать дисциплину
на уроке. Уважительно относиться к учителю и
одноклассникам
Предметные: закрепление знаний о многооб-
разии и классификации плодов.
Познавательные:
Регулятивные : умение контролировать время
и управлять им, принимать решение на основе
переговоров.
Коммуникативные : умение работать в груп-
пе: распределять функции, корректировать ра-
боту друг друга, аргументировать свою точку
зрения.
Личностные : умение соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам
Познавательные : умение анализировать
текст, самостоятельное выделение и форму-
лирование цели; умение строить речевое вы-
сказывание, умение устанавливать причинно-
следственные связи.
Регулятивные: умение увидеть проблему, за-
дач,( выразить её словесно)
составление плана и последовательности дей-
ствий.
Коммуникативные: умение воспринимать ин-
формацию, формулировать цель, тему урока,
вырабатывают план дейсвий, определяют сред-
ства и сроки для выполнения работы, умение с
достаточной полнотой и точностью выражать
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев,
они падали на землю и тут же, под кроной, про-
растали. Но росткам не хватало места и солнца.
Они мешали друг другу, глушили друг друга и по-
гибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и одна-
жды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный
старик себе смены».
-Почему дуб не дождался смены?
(Все ростки погибали под дубом, там было тесно
и темно).
- Какой выход?
(Семенам разных растений нужно расселяться на
новые места, чтобы прорасти и дать жизнь ново-
му растению. Но плоды и семена не могут дви-
гаться самостоятельно.)
- Какую проблему будем обсуждать на уроке?
(Как же плодам и семенам отправиться в путь?)
Версии школьников. Выбор лучшей формулиров-
ки. Фиксация вопроса на доске.
- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
("Распространение плодов и семян."
Как распространяются плоды и семена, какие
приспособления для расселения есть у плодов и
семян.)
- Мудрая природа придумала много способов для
распространения плодов и семян.
- Где вы можете получить информацию об этом?
(Учебник, дополнительная литература, Интер-
нет...).
- Предложите план работы для достижения цели.
План.
1. Способы распространения семян.
2. Черты приспособленности к распространению.
3. Примеры растений.
Первичное усвоение нового материала.
Предлагает найти информацию в предложенном
материале из дополнительной литературы или в
Используют навыки коллективной дея-
тельности, партнёрства для выполнения
общих задач.
свои мысли
Личностные : умение соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам. потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы однокласс-
ников
Предметные: изучают способы распростране-
ния семян, выявляют черты приспособленно-
параграфе учебника, рассмотреть
иллюстрации(гербарные образцы или плоды(се-
мена) растений.
Оказывает помощь, если возникают затруднения.
Организует работу в группах.
( Изучить способ распространения плодов и се-
мян, выявить черты приспособленности, выводы
оформить на листах. Способ распространения не
называется).
Создание ситуации реализации навыков самосто-
ятельной деятельности, групповой работы, при-
менения полученных знаний на практике, само-
контроля.
1лист - способ распространения,
2 лист- приспособления к распространению,
3 лист - примеры растений).
I гр. Распространение с помощью ветра.
II гр. Распространение водой.
III гр. Распространение саморазбрасыванием.
IV гр. Распространение с помощью животных.
V гр. Распространение с помощью человека.
Физкультминутка.
Способствует сохранению здоровья обучающих-
ся, поддерживает позитивный психологический
настрой на работу.
Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись .
То присели, то пригнулись и опять же улыбну-
лись.
Первичная проверка понимания.
- Как же плоды и семена могут отправиться в
путь?
Отчет групп о поделанной работе. Заполнение та-
блицы ( см. приложение).
- К какой вывод можно сделать?
( У растений есть помощники: ветер, вода, живот-
ные, человек. Большинство растений имеют при-
способления для распространения своих семян).
- Теперь знаете, как происходит процесс распро-
Работают с источниками информации, об-
менив
аются полученными знаниями, формули-
руют выводы, оформляют результаты
своих поисков в информационных ли-
стах.
Выполняют упражнения, снимают физи-
ческую и психо-эмоциональную уста-
лость.
Отвечают на вопросы, формулируют вы-
воды
сти к распространению.
Познавательные : смысловое чтение текстов
(определение основной и второстепенной ин-
формации), извлечение информации в соответ-
ствии с поставленной целью, установление
причинно-следственных связей, преобразова-
ние информации из одной формы в другую
( текст в таблицу)
Коммуникативные : планирование учебного
сотрудничества, способов взаимодействия, по-
становка вопросов, управление поведением
партнёра.
Регулятивные : рефлексия способности к
самоуправлению. Соотносить результат своей
деятельности с целью и оценивать его.
Личностные: развитие познавательных ин-
тересов, учебных мотивов; умение осознанно
трудиться над поставленной целью; бережное
отношение к оборудованию, окружающей при-
роде.
Личностные: понимание важности сохране-
ния своего здоровья.
Коммуникативные: умение воспринимать
информацию, отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные УУД : делать выводы по ре-
зультатам работы.
Познавательные УУД: структурировать
учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные : Умение соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно относиться к учителю и
странения плодов и семян у растений. Давайте
вернемся к нашей таблице.
-Какую информацию отображает таблица?
- Какай вывод можно сделать?
( растения имеют приспособления к распростра-
нению)
- Как по вашему мнению могли возникнуть при-
способления у растений к распространению пло-
дов и семян?
Первичное закрепление.
- Решите головоломку
"Способы распростране-
ния плодов и семян" (использование интерактив-
ной доски).
Контроль усвоения, коррекция.
Проверка правильности выполнения.
Информация о домашнем задании.
Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1-4
устно; задание 1, стр. 78 или подберите загадки,
интересные факты о способах распространения
( дополнительно по желанию)
Рефлексия.
Организует самооценку учащимися собственной
учебной деятельности на уроке, меру своего про-
движения к цели. Организует подводящий диалог.
- Достигли ли мы цели урока?
- Что было самым трудным? Интересным?
- Что понравилось или не понравилось?
- Как бы вы оценили свое участие на уроке?
- Ощущали ли вы взаимопомощь в группе?
-Какую оценку вы могли бы себе поставить за
усвоение материала, за прилежание?
Используют полученные знания для ре-
шения задания. Работают с интерактив-
ной доской.
Осмысливают собственное состояние,
фиксируют изменения.
Работают с рефлексивными листами.
Проводят самоанализ и самооценку.
одноклассникам. потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы однокласс-
ников
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные: Умение соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам, самоопределение.
Коммуникативные:
умение слушать и пони-
мать речь другого человека.
Регулятивные: самоконтроль
Познавательные: выделение и осознание
того, что усвоено и что подлежит усвоению.
Регулятивные: развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Приложение
1. Дидактическая игра " Собери в корзину плоды".
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель оценивает работу.
Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названием растений, имеющих названную
группу плодов.
I гр. В корзину собрать сочные односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.
II гр. В корзину собрать сочные многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.
III гр. В корзину собрать сухие односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.
IV гр. В корзину собрать сухие многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.
2. Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".
I гр. Распространение с помощью ветра.
В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно
снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных
волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть
парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бо -
дяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя про-
зрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую
массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.
Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.
Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники.
Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит
на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле"
рассеивает семена.
II гр. Распространение водой.
Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских остро-
вов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов
Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские
острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её
гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокни-
стой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и
морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки
окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воз-
дух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.
Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной
ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).
III гр. Распространение саморазбрасыванием.
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока
не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на
небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под
напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение –
трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрески-
вается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.
Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка при -
коснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают
прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И
у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена дале -
ко вокруг.
IV гр. Распространение с помощью животных.
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, име-
ют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте
животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют
плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для
прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений.
(Использовать гербарий, открытки)
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то се-
мена могут прорасти.
Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки
и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена,
прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле.
Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.
Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их
охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семе -
на муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.
V гр. Распространение с помощью человека.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются
человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена ди-
корастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчи -
ков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена
подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпа -
ются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные
жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк юж-
ных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.
Таблица собирается как лото ( из листов - отчетов)
Способ распространения
1 лист
Приспособления к распространению
2 лист
Примеры растений
3 лист
Ветром
Пучки волосков - парашютики,
Хохолки
Крылатки
Воздушный мешочек
Легкие, сухие стебли
Ива, тополь
Осот, бодяк
Вяз, осина, ель, береза
Пузырник
"Перекати- поле"( качим метельчатый)
Водой
Самораспространение
Животные
Человек
3. Головоломка "Способы распространения плодов и семян".
В
О
Ч
В
Ж
С
Вписать названия способов распространения плодов и семян так, чтобы буква "О" у них была общей.
Литература для обучающихся:
1. Учебник В.В. Пасечник "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М.: Дрофа, 2013
2. Д.И. Трайтак." Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов. "– М.: "Просвещение", 1985
3 . Е.Н.Алешко. " Хрестоматия по ботанике." М.: "Просвещение." 1967г
Литература для учителя.
1. Учебник В.В. Пасечник " Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М. "Дрофа", 2013
2. Д.И. Трайтак. "Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов." – М.: "Просвещение", 1985
3 . Е.Н.Алешко. "Хрестоматия по ботанике." - М.: "Просвещение". 1967г
4. Г. А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. "Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы." М."Просвещение"2013
5. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова. "Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока". Изд. "Учитель", Волгоград. 2013