Напоминание

Распространение плодов и семян


Автор: Андронова Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: технологическая карта урока биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС
Тема: Распространение плодов и семян
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Тема урока:

Распространение плодов и семян

Цель урока:
создать условия для развития универсальных учебных действий (УУД):
Предметные результаты:

-
сформировать знания о способах распространения плодов и семян у растений, о биологическом значением процесса
;

-
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.
Метапредметные результаты:
- способствовать развитию у обучающихся умений: работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли .
Личностные:

-
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; - расширить границы мировоззрения учащихся пониманием способов распространения плодов и семян; - воспитывать бережное отношение к оборудованию, окружающей природе.
Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста, выделяя главное, проводить анализ и обобщение; - устанавливать причинно-следственные связи (способы распространения и черты приспособленности), - преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять функции, формулировать и высказывать свое мнение, коорди- нировать его с мнением партнеров; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль) ; - самостоятельно организовывать рабочее место.
Регулятивные УУД

-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); - развитие внутренней мотивации к изучению реальных биологических процессов.
Планируемые результаты:
Знать: способы распространения плодов и семян. Уметь: анализировать тексты, рисунки, выявлять черты приспособленности к распространению; оформлять отчёт.
Оборудование:
таблицы «Распространение плодов», коллекция «Плоды и семена», интерактивная доска, раздаточный печатный материал для групп, листы формата А3, набор цветных маркеров.
Методы:
беседа, проблемно-поисковый, наглядный,
Ход урока

Деятельность учителя. Содержание урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


Организационный момент.
Здравствуйте. Ребята! Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!
Проверка домашнего задания.
Дидактическая игра "Собери в корзину плоды" (см. приложение)
Целеполагание и мотивация.
(на доске – изображение дуба) -Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте вни- мательно. «На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жад- ный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз при- бежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разре- ши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек». А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остают- ся!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор ни- кто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей Выполняют задания, представляют отчет о выполненной работе. Воспринимают информацию, анализиру- ют, выделяют проблему, предлагают пути ее решения.
Личностные
: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Предметные:
закрепление знаний о многооб- разии и классификации плодов.
Познавательные:

Регулятивные
: умение контролировать время и управлять им, принимать решение на основе переговоров.
Коммуникативные
: умение работать в груп- пе: распределять функции, корректировать ра- боту друг друга, аргументировать свою точку зрения.
Личностные
: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Познавательные
: умение анализировать текст, самостоятельное выделение и форму- лирование цели; умение строить речевое вы- сказывание, умение устанавливать причинно- следственные связи.
Регулятивные:
умение увидеть проблему, за- дач,( выразить её словесно) составление плана и последовательности дей- ствий.
Коммуникативные:
умение воспринимать ин- формацию, формулировать цель, тему урока, вырабатывают план дейсвий, определяют сред- ства и сроки для выполнения работы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, про- растали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и по- гибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и одна- жды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». -Почему дуб не дождался смены? (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно). - Какой выход? (Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь ново- му растению. Но плоды и семена не могут дви- гаться самостоятельно.) - Какую проблему будем обсуждать на уроке? (Как же плодам и семенам отправиться в путь?) Версии школьников. Выбор лучшей формулиров- ки. Фиксация вопроса на доске. - Сформулируйте тему нашего урока и цель. ("Распространение плодов и семян." Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.) - Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян. - Где вы можете получить информацию об этом? (Учебник, дополнительная литература, Интер- нет...). - Предложите план работы для достижения цели. План. 1. Способы распространения семян. 2. Черты приспособленности к распространению. 3. Примеры растений.
Первичное усвоение нового материала.
Предлагает найти информацию в предложенном материале из дополнительной литературы или в Используют навыки коллективной дея- тельности, партнёрства для выполнения общих задач. свои мысли
Личностные
: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы однокласс- ников
Предметные:
изучают способы распростране- ния семян, выявляют черты приспособленно-
параграфе учебника, рассмотреть иллюстрации(гербарные образцы или плоды(се- мена) растений. Оказывает помощь, если возникают затруднения. Организует работу в группах. ( Изучить способ распространения плодов и се- мян, выявить черты приспособленности, выводы оформить на листах. Способ распространения не называется). Создание ситуации реализации навыков самосто- ятельной деятельности, групповой работы, при- менения полученных знаний на практике, само- контроля. 1лист - способ распространения, 2 лист- приспособления к распространению, 3 лист - примеры растений). I гр. Распространение с помощью ветра. II гр. Распространение водой. III гр. Распространение саморазбрасыванием. IV гр. Распространение с помощью животных. V гр. Распространение с помощью человека.
Физкультминутка.
Способствует сохранению здоровья обучающих- ся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу. Руки вверх и руки вниз , на носочки поднялись . То присели, то пригнулись и опять же улыбну- лись.
Первичная проверка понимания.

-
Как же плоды и семена могут отправиться в путь? Отчет групп о поделанной работе. Заполнение та- блицы ( см. приложение). - К какой вывод можно сделать? ( У растений есть помощники: ветер, вода, живот- ные, человек. Большинство растений имеют при- способления для распространения своих семян). - Теперь знаете, как происходит процесс распро- Работают с источниками информации, об- менив аются полученными знаниями, формули- руют выводы, оформляют результаты своих поисков в информационных ли- стах. Выполняют упражнения, снимают физи- ческую и психо-эмоциональную уста- лость. Отвечают на вопросы, формулируют вы- воды сти к распространению.
Познавательные
: смысловое чтение текстов (определение основной и второстепенной ин- формации), извлечение информации в соответ- ствии с поставленной целью, установление причинно-следственных связей, преобразова- ние информации из одной формы в другую ( текст в таблицу)
Коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества, способов взаимодействия, по- становка вопросов, управление поведением партнёра.
Регулятивные :
рефлексия способности к самоуправлению. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Личностные:
развитие познавательных ин- тересов, учебных мотивов; умение осознанно трудиться над поставленной целью; бережное отношение к оборудованию, окружающей при- роде.
Личностные:
понимание важности сохране- ния своего здоровья.
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные УУД
: делать выводы по ре- зультатам работы.
Познавательные УУД:
структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные
: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и
странения плодов и семян у растений. Давайте вернемся к нашей таблице. -Какую информацию отображает таблица? - Какай вывод можно сделать? ( растения имеют приспособления к распростра- нению) - Как по вашему мнению могли возникнуть при- способления у растений к распространению пло- дов и семян?
Первичное закрепление.
- Решите головоломку "Способы распростране- ния плодов и семян" (использование интерактив- ной доски).
Контроль усвоения, коррекция.
Проверка правильности выполнения.
Информация о домашнем задании.
Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1-4 устно; задание 1, стр. 78 или подберите загадки, интересные факты о способах распространения ( дополнительно по желанию)
Рефлексия.
Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего про- движения к цели. Организует подводящий диалог. - Достигли ли мы цели урока? - Что было самым трудным? Интересным? - Что понравилось или не понравилось? - Как бы вы оценили свое участие на уроке? - Ощущали ли вы взаимопомощь в группе? -Какую оценку вы могли бы себе поставить за усвоение материала, за прилежание? Используют полученные знания для ре- шения задания. Работают с интерактив- ной доской. Осмысливают собственное состояние, фиксируют изменения. Работают с рефлексивными листами. Проводят самоанализ и самооценку. одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы однокласс- ников
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:

Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение.
Коммуникативные:
умение слушать и пони- мать речь другого человека.
Регулятивные:
самоконтроль
Познавательные:
выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.
Регулятивные:
развитие навыков самооценки и самоанализа.

Приложение

1. Дидактическая игра " Собери в корзину плоды".
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель оценивает работу. Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названием растений, имеющих названную группу плодов. I гр. В корзину собрать сочные односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки. II гр. В корзину собрать сочные многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки. III гр. В корзину собрать сухие односемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки. IV гр. В корзину собрать сухие многосемянные плоды. Дать название, перечислить характерные признаки.
2. Дополнительный материал к самостоятельной работе. "Распространение плодов и семян".

I гр. Распространение с помощью ветра.
В конце апреля - начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую "метель". Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это - семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики - пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бо - дяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки - снабжены двумя про- зрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г. Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. "Перекати - поле" -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, "перекати – поле" рассеивает семена.
II гр. Распространение водой.
Водой распространяются плоды ольхи, кокосовой и сейшельской пальмы. До середины XVIII века, еще до открытия Сейшельских остро- вов, европейские мореплаватели лишь изредка встречали гигантские орехи плавающими среди океана. Находили их и у западных берегов Суматры, примерно за 400 км от их родины. Их считали волшебными созданиями океана. Когда были открыты и обследован Сейшельские острова, выяснилось настоящее происхождение орехов. Кокосовая пальма растёт на побережьях тропических морей, на островах, атоллах. Её гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокни- стой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воз- дух. Тогда семечко падает на дно и прорастает. Плавучесть семян растений, обитающих на морских побережьях в приливно - отливной зоне, обеспечивается присутствием воздухоносной ткани в семенной кожуре, опробковением плодов или наличием заполненной воздухом полости в косточках( Геттарда великолепная).
III гр. Распространение саморазбрасыванием.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают. Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрески- вается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин. Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги - длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка при - коснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена дале - ко вокруг.
IV гр. Распространение с помощью животных.
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, име- ют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки) Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то се- мена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов. Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семе - на муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.
V гр. Распространение с помощью человека.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил...) Плоды и семена ди- корастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчи - ков... Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпа - ются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека". А из Америки к нам были завезены амборозия - злейший сорняк юж- ных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.
Таблица собирается как лото ( из листов - отчетов) Способ распространения 1 лист Приспособления к распространению 2 лист Примеры растений 3 лист Ветром Пучки волосков - парашютики, Хохолки Крылатки Воздушный мешочек Легкие, сухие стебли Ива, тополь Осот, бодяк Вяз, осина, ель, береза Пузырник "Перекати- поле"( качим метельчатый) Водой Самораспространение Животные Человек
3. Головоломка "Способы распространения плодов и семян".
В О Ч В Ж С Вписать названия способов распространения плодов и семян так, чтобы буква "О" у них была общей.
Литература для обучающихся:
1. Учебник В.В. Пасечник "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М.: Дрофа, 2013 2. Д.И. Трайтак." Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов. "– М.: "Просвещение", 1985 3
.
Е.Н.Алешко. " Хрестоматия по ботанике." М.: "Просвещение." 1967г
Литература для учителя.
1. Учебник В.В. Пасечник " Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс." - М. "Дрофа", 2013 2. Д.И. Трайтак. "Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5 – 6 классов." – М.: "Просвещение", 1985 3
.
Е.Н.Алешко. "Хрестоматия по ботанике." - М.: "Просвещение". 1967г 4. Г. А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. "Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы." М."Просвещение"2013 5. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова. "Биология 6-11 классы. Секреты эффективности современного урока". Изд. "Учитель", Волгоград. 2013


В раздел образования