Продуктивное сотрудничество куратора в рамках педагогического коллектива в условиях введения ФГОС. Методический практикум.
Автор: Валитова Светлана Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Гимназия имени Н.Д. Лицмана" Населённый пункт: г. Тобольск Наименование материала: Статья Тема: Продуктивное сотрудничество куратора в рамках педагогического коллектива в условиях введения ФГОС. Методический практикум. Раздел: полное образование
Продуктивное сотрудничество куратора в рамках педагогического коллектива в
условиях введения ФГОС. Методический практикум.
Светлана Александровна Валитова,
учитель иностранных языков,
МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»
Г. Тобольск, Тюменской области
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового
поколения
предусматривает
как
учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся,
так
и
соблюдения
единства
требований,
предъявляемых
к
ребенку
в
школе,
семье,
обществе..
Главным
результатом
школьного
образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что
изучать
в
школах
необходимо
не
только
достижения
прошлого,
но
и
те
способы
и
технологии, которые пригодятся в будущем.
Ребята
должны
быть
вовлечены
в
исследовательские
проекты,
творческие
занятия,
спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать
новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать
решения
и
помогать
друг
другу,
формулировать
интересы
и
осознавать
возможности.
Решение
задач
воспитания
и
социализации
школьников,
в
контексте
национального
воспитательного
идеала,
их
всестороннего
развития
наиболее
эффективно
в
рамках
организации
совместной
внеурочной
деятельности.
Такая
возможность
предоставляется
Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
В 2011-2012 уч. году МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» приступила к реализации
Федеральных образовательных стандартов второго поколения. Теперь уже 10б класс является
пилотной площадкой внедрения ФГОС второго поколения. С первого учебного дня была
поставлена задача, создать общими усилиями куратора, учительского коллектива, учащихся,
родителей
свою
воспитательную
систему.
Главной
целью
системы
определили
формирование
общей
культуры
класса,
интеллигентности,
формирование
потребности
к
самовоспитанию,
к
осознанию
ответственности
перед
самим
собой,
своей
семьёй,
обществом, в котором живём; формирование потребности в самообразовании; воспитание
активной гражданской позиции; воспитание толерантности.
Педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в
процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного
обучения
и
развития
каждого
ребенка
в
школьной
среде.
Психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного
процесса
на
всех
ступенях
становится
не
просто
желательно, но и необходимо. Процесс будет проходить безболезненно, если куратор будет
всегда
работать
в
тесном
продуктивном
сотрудничестве
со
школьным
психологом,
у ч и т е л ь с к и м
к о л л е к т и в о м ,
р о д и т е л я м и .
Задачи сопровождения психолого-педагогического сопровождения:
1.
Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника.
2.
Создание социально-психологических условий для развития познавательных
возможностей учащегося и его успешного обучения.
3.
Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и
обучении.
В ходе педагогического сопровождения куратором решаются следующие вопросы
(направления деятельности куратора):
1.
Проведение системы мероприятий для поддержания благоприятной психологической
обстановки.
Знакомство
родителей
с
требованиями
учителей-предметников,
1
организация встречи с учителями-предметниками по разъяснению единой системы
требований к классу со стороны различных педагогов, преподающих в классе.
Координация
работы
учителей,
направленная
на
построение
учебного
процесса
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
и
возможностями
школьников,
выявление
в
ходе
диагностики
и
наблюдения
за
детьми
проблем
и
устранение
их.
Особенностью этой ступени
являлось
освоение специфики возраста подростка (14-
17лет), проблем формирования и развития самосознания обучающихся этого возрастного
периода,
их
взаимоотношений
в
группе
и
коллективе
взрослых
людей,
а
также
сверстников. На родительских лекториях родители узнали , как определять склонности и
способности
своих
детей
для
их
дальнейшей
специализации,
для
продолжения
образования
с
учетом
их
возможностей
и
склонностей.
«Влияние
взаимоотношений
родителей на психологическое состояние детей». В конце учебного года, по результатам
родительских лекториев, и, проанализировав ситуацию развития классного коллектива,
определяю и планирую темы на следующий учебный год.
В 10 классе это будет
«Психология
одаренных
детей»
(психолого-педагогические
особенности
творчески
одаренных детей)
Формирование классного коллектива через коллективную творческую деятельность. В
течение учебного года были реализованы следующие долгосрочные проекты, активными
сотрудниками
реализации
проектов
были
учащиеся,
учителя,
родители,
работники
библиотеки, работники музеев: «Мой Тобольск. Великие люди нашего города» Памятные
даты. Все о космосе. Навстречу Победе. Доступная среда. Следует добавить, что за три
года мы посетили все музеи, все выставки в городе, все музеи школ и институтов города.
В
прошлом
году,
в
сотрудничестве
с
родительским
и
учительским
коллективом
мы
составили план образовательных экскурсий: мы съездили в 2013г. В Екатеринбурге мы
посетили «Святой квартал», Ганину яму, т.е. места, связанные с именем Николая II. В
2014г.
году
мы
посетили
Золотое
кольцо
России.
В
2015г.
Мы
познакомились
с
памятными местами г. Москвы. В 2017г. Мы планируем поездку в г. Санкт – Петербург.
Проведение психолого-педагогической диагностики для изучения уровня и сфер учебной
тревоги
в
период
адаптации.
Ознакомление
родителей
с
основными
задачами
и
трудностями учебного процесса, тактикой общения и помощи детям. Подобные собрание
проводились каждый год с школьным психологом.
2.
Помощь в построении конструктивных отношений учащихся с родителями,
учителями и сверстниками. Следует отметить активную позицию родительского
комитета, который помогал мне и школьному психологу в проведении круглых столов,
диспутов по устранению возникающих проблем в классном коллективе.
3.
Обобщение результатов наблюдения, планирование совместной деятельности с
участниками образовательного процесса.
4.
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы.
Подобные направления деятельности куратора необходимы для снятия проблем,
состояния тревожности и неясностей образовательного процесса.
В учебном плане
10б класса
запланировано 5 часов
внеурочной деятельности.
Она
реализуется в проектной, научно-познавательной, общественно-полезной, художественно-
эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности.
Апробация ФГОС проходит в основной школе шестой год, можнл подвести некоторые
итоги. Как влияет ФГОС на развитие класса? Как можно оценить влияние сотрудничества
школьного психолога, учительского, родительского коллектива на развитие классного
коллектива? Попробуем оценить развитие класса по некоторым позициям: занятость,
активность, индекс здоровья, качественная успеваемость.
В классах практически полная 100% занятость. Все обучающихся посещают спортивные,
музыкальные, художественные школы, танцевальные студии, шахматный клуб «Ладья»,
школу иностранных языков «Полиглот».
2
5а
6а
7а
5б
6б
7б
5в
6в
7в
0
2
4
6
8
10
12
14
16
х.ш.
м.ш.
с.ш.
ЦДО
Полиглот
другие школы
ЛМШ
Гистограмма 1. Сводная гистограмма занятости 8, 9, 10 классов за 2014-2016 г.г.
Количество посещающих
художественные, музыкальные школы во всех классах
практически одинаковое(3, 4, 5 человек в каждом классе).
Все
учащиеся в классах
абсолютно приоритетным считают посещение спортивных кружков и секций: это футбол,
плавание, дзюдо, кудо, бокс, биатлон, разные виды танцев( на гистограмме желтый цвет
колонки). ЦДО, это в основном хор, кройка и шитье, танцы. Школы иностранных языков
«Полиглот»
посещают практически одинаковое число от 4-до 7, и число растет во всех
классах. ЛМШ (профильные занятия для одаренных учащихся) несомненно больше ходит
учеников
Б
(
в
этом
году
посетило
12
человек)
(темно-зеленый
столбик).
Ну,
и
роботостроение, судостроение, модельная школа, радиостудия, журналистика. В каждом
классе есть один, два ученика, посещающих такие секции. В целом, я бы сказала, что А класс
более
спортивный,
В
более
творческий.
Ну,
а
в
Б
классе,
всего
поровну.
Интересы
стабильные. Гармоничное сочетание спорта, музыки и интеллекта.
Сравним нагрузку и индекс здоровья.
В учебном плане 2014-2016 уч. года в б классе запланировано 33 час учебной нагрузки, 5
часов
внеурочной деятельности.
Казалось бы уровень заболеваемости и утомляемости
должен быть больше. Но, если сравнить данные индекса здоровья, то, индекс достаточно
ровный во всех классах, чуть ниже в А классе. А в Б и В классах индекс практически
одинаков. Большая учебная нагрузка , занятия проектной деятельностью никак не повлияли
на индекс здоровья.
2014
2015
2016(1ч)
66
67
68
69
70
71
72
73
10 Б класс
10 Б
класс
Гистограмма 2. Сводная гистограмма индекса здоровья 8,9, 10 классов за 2014 – 2016г.
г.г.
3
Важным показателем деятельности классов является активность участия класса в различного
рода
мероприятиях.
Сравним
данные
по
участию
классов
в
спортивных,
творческих
соревнованиях, участию в олимпиадах различного уровня, в НПК.
5а
6а
7а
5б
6б
7б
5в
6в
7в
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
Спортивные
Творческие
другие
ВОШ
УРФО
Юниор
НПК
Гистограмма
3.
Сводная
гистограмма
участия
8,
9,
10
классов
в
различных
соревнованиях, конкурсах.
Все классы активны, и, причем их активность увеличивается от года к году. Больше
детей участвует и в спортивных соревнованиях. Можно увидеть на гистограмме, что, АБВ
класс, ровно участвуют
в самых
разнообразных
соревнованиях. Ознакомившись с
анкетами,
можно
сделать
вывод,
что
ученики
А
класса
принимают
участие
в
таких
различных соревнованиях, как соревнования по биатлону, по велосипедному спорту.
В
творческих конкурсах активнее был Б класс. А класс А активно участвовал в этом году в
конкурсах «Грамотей спринт», и в конкурсах рисунков, сказок и т.д. И А и В активны в
УРФО.
Б
класс
тут
менее
активен.
Но,
Б
класс,
активно
и
успешно
участвовал
в
Всероссийской олимпиаде школьников м в
олимпиаде Юниор. 15
человек
прошло в
областной этап Всероссийской олимпиады школьников.
Думается, что сделано многое. Сравнив изученный материал, рассмотрев все гистограммы,
полученные данные, можно, отметить, несомненно положительное влияние стандартов
второго поколения на общее развитие класса. Несомненно, следует и дальше
совершенствовать сотрудничество с учительским и родительским коллективами, находить
новые формы.
4