Напоминание

Программа по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности "Наше будущее"


Автор: Новикова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Краснинская средняя школа
Населённый пункт: Краснинский район Смоленской области
Наименование материала: Программа
Тема: Программа по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности "Наше будущее"
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области
«Утверждаю» Директор школы: В.Н. Нестеров 01 сентября 2014 г.
ПРОГРАММА

по выявлению способностей обучающихся к творческой и

познавательной деятельности

«Наше будущее»
Автор-составитель Новикова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Пояснительная записка
Программа по выявлению у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности «Наше будущее» предусматривает создание б л а г о п р и я т н ы х у с л о в и й д л я р а з в и т и я и н т е л л е к т а , исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, отвечающих запросам современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными

обучающимися
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:  более высокие по сравнению с большинством обучающихся школы интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;  испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Принципы

педагогической

деятельности

в

работе

с

одаренными

обучающимися:
 приоритет интересов личности обучающегося, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;  доступность и открытость;  опора на высококвалифицированные кадры, лучших педагогических работников, передовые методики обучения;  индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
 межведомственное и сетевое взаимодействие.
Сроки реализации: 2014-2018 гг.

Этапы работы:
1 этап - аналитический
-
при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе. 2 этап - диагностический- на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д. 3 этап
-
этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы:
создание системы выявления способностей обучающихся на всех этапах обучениярусскому языку и литературе
Задачи:
 создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;  организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования проце сс а обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества ;  расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;  развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей.
Основные направления реализации программы
 выявление одаренных обучающихся;  создание банка данных «Одаренные дети»;
 разработка индивидуальных форм работы с обучающимися;  внедрение в уч ебный проце сс современных интерактивных технологий;  и с п ол ь зо ва н и е а кт и в н ы х ф о рм и ме тод о в о р г а н и з а ц и и образовательного процесса;  создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников ш ко л ы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;  развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах;  включение старшеклассников в научно-исследовательскую д е я т е л ь н о с т ь с п о с л е д у ю щ и м в ы ход о м н а ш ко л ь н ы е , муниципальные, р е г и о н а л ь н ы е , в с е р о с с и й с к и е ученические конференции и публикацией тезисов или докладов в средствах массовой информации;  разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих способностей обучающихся.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
 формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;  формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;  формирование высокой речевой культуры;  утверждение здорового образа жизни школьника;  развитие научно-исследовательских навыков и творче ских способностей одарённых детей.
Система программных мероприятий

Направление I. Нормативное, научно-методическое обеспечение
1 Разработка, апробация и внедрение эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными обучающимися 2 Обновление содержания и технологий образования, развитие
вариативности образовательных программ
Направление II. Организационное обеспечение
1 Формирование системы диагностики и постоянного сопровождения, учитывающей индивидуальные потребности и способности обучающегося 2 Участие талантливых детей в научной и инновационной деятельности 3 Разработка электронных образовательных ресурсов для одаренных обучающихся по различным направлениям дополнительного образования 4 Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования 5 Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования. 6 Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 7
Направление III.

Развитие творческих и познавательных способностей

обучающихся
1 Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 2 Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: -творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступления в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Направление IV. Стимулирование и поощрение обучающихся
1 Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 2 Размещение в средствах массовой информации итогов олимпиад, конкурсов, фестивалей с указанием имен победителей и призеров.
Ожидаемые результаты программы
 формирование системы работы с одаренными обучающимися;  формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно- методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;  повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;  увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;  изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости;  расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;  публикация исследовательских работ обучающихся;  нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.
Показатели результативности:
 диагностика уровня познавательных возможностей;  диагностика уровня развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и т.д.), общих и специальных способностей;
 интенсивность обучения;  участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектных работах, внеклассной деятельности.


В раздел образования