Программа по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности "Наше будущее"
Автор: Новикова Елена Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Краснинская средняя школа Населённый пункт: Краснинский район Смоленской области Наименование материала: Программа Тема: Программа по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности "Наше будущее" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснинская средняя школа Краснинского района Смоленской области
«Утверждаю»
Директор школы: В.Н. Нестеров
01 сентября 2014 г.
ПРОГРАММА
по выявлению способностей обучающихся к творческой и
познавательной деятельности
«Наше будущее»
Автор-составитель
Новикова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа по выявлению у обучающихся способностей к творческой и
познавательной
деятельности
«Наше
будущее»
предусматривает
создание
б л а г о п р и я т н ы х
у с л о в и й
д л я
р а з в и т и я
и н т е л л е к т а ,
исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста
одарённых
обучающихся, внедрение
новых
образовательных
технологий,
отвечающих запросам современного общества, расширение возможности для
участия одарённых и способных школьников в
конференциях, творческих
конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования, на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными
обучающимися
Под
одаренностью
понимают
системное,
развивающееся
в
течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный
обучающийся
-
это
обучающийся,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися
достижениями
(или
имеет
внутренние
посылки
для
таких
достижений)
в
том
или
ином
виде
деятельности.
Выявление
одаренных
обучающихся
возможно
по
следующим
признакам:
более
высокие
по
сравнению
с
большинством
обучающихся
школы
интеллектуальные
способности,
восприимчивость
к
учению,
научной
деятельности, творческие возможности и проявления;
имеют
доминирующую
активную,
ненасыщенную
познавательную
потребность;
испытывают
положительные
эмоции
от
процесса
познания,
интеллектуальной, творческой деятельности.
Принципы
педагогической
деятельности
в
работе
с
одаренными
обучающимися:
приоритет интересов личности обучающегося, его права на свободу
выбора профессии, забота о его здоровье;
доступность и открытость;
опора на высококвалифицированные кадры, лучших педагогических
работников, передовые методики обучения;
индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность
на всех уровнях образования;
межведомственное и сетевое взаимодействие.
Сроки реализации: 2014-2018 гг.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются
их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной,
физической и т.д.
Цель: подготовить
условия
для
формирования
системы
работы
с
одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический- на этом этапе проводится индивидуальная
оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка
через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны
групповые
формы
работы:
спецкурсы,
миникурсы,
«мозговые
штурмы»,
ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания
и т.д.
3
этап
- этап
формирования,
углубления
и
развития
способностей
обучающихся.
Цель программы: создание системы выявления способностей обучающихся
на всех этапах обучениярусскому языку и литературе
Задачи:
создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых
детей в разных областях науки и творчества;
организация
научно-исследовательской
и
поисковой
деятельности
обучающихся
для
усовершенствования
проце сс а
обучения
и
профориентации, воспитание
устойчивого
интереса
к
самообразованию,
самосовершенствованию;
отбор
среди
различных
систем
обучения
тех
методов
и
приёмов,
которые
способствуют
развитию
самостоятельности
мышления,
инициативности и творчества
;
расширение
возможностей
для
участия
способных
и
одарённых
школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях,
творческих выставках, различных конкурсах;
развитие
спектра
образовательных
услуг,
удовлетворяющих
потребности и интересы детей.
Основные направления реализации программы
выявление одаренных обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы с обучающимися;
внедрение
в
уч ебный
проце сс современных
интерактивных
технологий;
и с п ол ь зо ва н и е
а кт и в н ы х
ф о рм
и
ме тод о в
о р г а н и з а ц и и
образовательного процесса;
создание
образовательных
курсов,
направленных
на
поддержку
одаренных
учеников
ш ко л ы при
выстраивании
индивидуальной
траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности
обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои
достижения
на
школьных,
муниципальных,
региональных,
всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах;
включение
старшеклассников
в
научно-исследовательскую
д е я т е л ь н о с т ь
с
п о с л е д у ю щ и м
в ы ход о м
н а
ш ко л ь н ы е ,
муниципальные, р е г и о н а л ь н ы е ,
в с е р о с с и й с к и е ученические
конференции
и
публикацией
тезисов
или
докладов
в
средствах
массовой информации;
разработка
и
внедрение
проектов,
направленных
на
развитие
и
реализацию творческих способностей обучающихся.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
формирование
духовного
потенциала
личности,
её
развития,
направленного
на
творческое
самовыражение,
самоутверждение
и
самореализацию;
формирование
общечеловеческих
ценностей,
общекультурной
компетенции;
формирование высокой речевой культуры;
утверждение здорового образа жизни школьника;
развитие
научно-исследовательских
навыков
и
творче ских
способностей одарённых детей.
Система программных мероприятий
Направление I. Нормативное, научно-методическое обеспечение
1
Разработка,
апробация
и
внедрение
эффективных
методик
(диагностических
и
развивающих),
технологий
и
форм
работы
с
одаренными обучающимися
2
Обновление
содержания
и
технологий
образования,
развитие
вариативности образовательных программ
Направление II. Организационное обеспечение
1
Формирование системы диагностики и постоянного сопровождения,
учитывающей
индивидуальные
потребности
и
способности
обучающегося
2
Участие талантливых детей в научной и инновационной деятельности
3
Разработка
электронных
образовательных
ресурсов
для
одаренных
обучающихся
по
различным
направлениям
дополнительного
образования
4
Изучение
круга
интересов
умственной
деятельности
обучающихся
путем анкетирования
5
Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем
собеседования.
6
Изучение работы
обучающихся на уроке путем посещения занятий
учителем.
7
Направление III.
Развитие творческих и познавательных способностей
обучающихся
1
Доступность и широкое привлечение
обучающихся к проведению
школьных олимпиад и конкурсов.
2
Использование в практике работы с одаренными детьми следующих
приемов:
-творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Направление IV. Стимулирование и поощрение обучающихся
1
Отмечать
заслуги
родителей
в
воспитании
одаренных
детей
на
родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
2
Размещение
в
средствах
массовой
информации
итогов
олимпиад,
конкурсов, фестивалей с указанием имен победителей и призеров.
Ожидаемые результаты программы
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики
способных
и
одаренных
детей.
Выработка
стратегии
и
тактики
функционального, педагогического, социально-психологического и научно-
методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных
детей школы;
повышение
качества
образования, индивидуализация
обучения
и
воспитания;
увеличение
количества
обучающихся,
принявших
участие
в
предметных
олимпиадах,
конкурсах,
викторинах,
фестивалях;
повышение
показателей
успешности
детей
на
муниципальных,
региональных,
всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и
школьной успеваемости;
расширение
диапазона
мероприятий
для
раскрытия
способностей
обучающихся;
публикация исследовательских работ обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной
на работу с одаренными детьми.
Показатели результативности:
диагностика уровня познавательных возможностей;
диагностика
уровня
развития
психических
процессов
(восприятия,
памяти, мышления, речи, воображения и т.д.), общих и специальных
способностей;
интенсивность обучения;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектных работах,
внеклассной деятельности.