Напоминание

"Разработка элективного курса "Элементы начертательной геометрии" на принципах индивидуально-ориентированного обучения"


Автор: Ковальчук Виктория Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО Поволжский колледж технологий и менеджмента г. Балаково
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Рецензия к магистерской диссертационной работе
Тема: "Разработка элективного курса "Элементы начертательной геометрии" на принципах индивидуально-ориентированного обучения"
Раздел: высшее образование





Назад





Рецензия к магистерской диссертационной работе: «Разработка

элективного курса «Элементы начертательной геометрии» на принципах

индивидуально-ориентированного обучения»

Ковальчук В.Ю.
магистрант кафедры математики НИУ «БелГУ», г. Белгород, преподаватель математики ГАПОУ СО Поволжский колледж технологий и менеджмента г. Балаково Данная программа элективного курса разработана для общего политехнического образования для первого курса студентов технологического образования. Согласно концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в уч е б ном плане за счет компонента образовательного учреждения на реализацию курса по выбору предусмотрен 2 часа в неделю на изучение данного курса. Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается недостаточно. Курс направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, что позволяет создать условия для их адаптации в высших учебных заведениях. Начертательная геометрия является одной из составляющих графической подготовки и играет большую роль в формировании графической и визуальной культуры учащегося:  совокупность знаний о графических методах, способах, средствах и правилах отображения и передачи информации;  способности чтения, сохранения, преобразования и использования визуальной информации в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества;
 совокупности графических умений, позволяющих фиксировать, генерировать и передавать результаты репродуктивной и креативной деятельности;  способности адекватно использовать графическую грамотность для участия в современных коммуникациях;  способность к самообразованию.


Цель развития и обучения.
Основная цель разработки элективного курса «Элементы начертательной геометрии» – развитие пространственного представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также правил построения и чтения чертежей, подготовка выпускников колледжа к освоению программ высшего профессионального образования на принципах индивидуально-ориентированного обучения.
Задачи курса
, которые необходимо решить для достижения поставленной цели; - изучить методы построения изображения пространственных форм и в разработке способов решения пространственных задач при помощи изображений; - усвоить метод построения проекций геометрических объектов и приобрести навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта по его проекциям;  развивать самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;  развивать умения адаптироваться к действительности;  умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности; Данный курс разработан с учетом требований Государственных стандартов общего образования по технологии (приказ №1089 Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.); а также с использованием материалов примерной программы «Технология», модуль «Графика» (под ред. В.Д.
Симоненко,2000 г). Для разработки курса были привлечены работы ученых А.Д. Ботвинникова, И.А. Ройтмана, В.В. Степаковой и др., которые рассматривают вопросы развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения, позволяющих осуществлять деятельность по визуализации информации. Труды Гервера и др. посвящены вопросам применения графических упражнений, заданий и задач для развития творческого потенциала учащихся, активизации их пространственного мышления.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся должны научиться выполнять чертежи в соответствии с такими требованиями как: -наглядность, т.е. давать пространственное представление об оригинале; -простота с точки зрения графического выполнения; -точность - графические операции, выполняемые на чертеже, должны давать достаточно точные решения. Учащиеся должны научиться применять полученные знания с теоретическими основами и закономерностями для построения и чтения отдельных изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, наиболее употребляемых кривых линий, поверхностей и объемных тел) и основными операциями геометрического моделирования. Учащиеся должны иметь представление:  о способах передачи и восприятия информации об объектах, явлениях, процессах;  о методах проекционного черчения, в том числе с использованием современных средств компьютерной графики; Учащиеся должны знать:  графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки графической фразы;  преимущества графического способа представления информации;
 алгоритмы построения проекций геометрических объектов; - метод прямоугольного проецирования, метод Монжа;  способы построения линий пересечения плоскостей, плоскогранных поверхностей;  способы построения наглядных изображений предметов, содержащих линии пересечения поверхностей. Учащиеся должны уметь:  владеть проекционным аппаратом для построения изображений геометрических объектов;  представлять информацию в удобной для восприятия форме;  владеть основными понятиями, связанными с графическим представлением информации; - использовать чертеж, технический рисунок для графического представления технических решений; -находить натуральные размеры прямой, фигур сечения и объёмных геометрических тел графическим способом:  правильно использовать чертежные инструменты;  решения задач творческого характера;  выполнять построения лекальных кривых, сопряжения, геометрические построения;  наблюдать и анализировать линии пересечения поверхностей и плоскостей;  оформлять и составлять графические модели геометрических объектов;


В организации занятий используются
метод иллюстраций и демонстраций, лекции, практические и графические работы. Учащиеся, закрепляя знания по курсу, готовят доклад или презентацию по пройденной теме. Проводятся интегрированные занятия с математикой. Реализация
многообразия связей элективного курса «Элементы начертательной геометрии» на принципах индивидуально-ориентированного обучения с другими курсами и предметами проводится в рамках профильной подготовки обучающихся: стереометрия, геометрия, физика, дизайн, технология, ИВТ и другими предметами. Формы текущего и итогового контроля: знания, умения, навыки и способности к представлению пространственных форм проверяются на зачете в конце учебного года. В течении изучения элективного курса проводятся практические, графические и тестовые работы.
Список литературы
Литература для учителя 1. Бубенков А.В., Громов М.Я. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1973г. 2. Котов И.И. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1970 г. 3. Крылов Н.Н., Лобандиевский П.И., Мэн С.А. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1977 г. 4. Фролов С. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение. 1980г. 5. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для студентов ВУЗов ~ М.: Владас, 1999г. 6. Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии - М.: Высш. шк.,2001-135 с. 7. Фролов С.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение, 1980 г. 8. Локтев О. В. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1999. 9. Гордон В. О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М: Издательство «Наука». 1971. 10.Воротников И. А. Занимательное черчение. М.: Просвещение. 1990.
11.Локтев О. В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии. М: Высшая школа, 1977. 12.Буравцев И. В., Владимирский Г. А., Гордон В. О., Ольховский Л. А. Черчение и начертательная геометрия. М.: Просвещение. 1960. 13.Макарова М. И. Перспектива. М: Просвещение. 1989. 14.Короев Ю. И., Котов Ю. В., Орса Ю. И. Сборник задач и заданий по начертательной геометрии. М.: Стройиздат. 1989. 15. Виноградов В.Н., Ройтман И.А. Элементы начертательной геометрии. М.:Просвещение. 1972.


В раздел образования