"Разработка элективного курса "Элементы начертательной геометрии" на принципах индивидуально-ориентированного обучения"
Автор: Ковальчук Виктория Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ СО Поволжский колледж технологий и менеджмента г. Балаково Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область Наименование материала: Рецензия к магистерской диссертационной работе Тема: "Разработка элективного курса "Элементы начертательной геометрии" на принципах индивидуально-ориентированного обучения" Раздел: высшее образование
Рецензия к магистерской диссертационной работе: «Разработка
элективного курса «Элементы начертательной геометрии» на принципах
индивидуально-ориентированного обучения»
Ковальчук В.Ю.
магистрант кафедры математики
НИУ «БелГУ», г. Белгород,
преподаватель математики
ГАПОУ СО Поволжский колледж
технологий и менеджмента г. Балаково
Данная программа элективного курса разработана
для
общего
политехнического образования для первого курса студентов технологического
образования.
Согласно концепции профильного обучения на старшей ступени общего
образования
в уч е б ном плане
за
счет
компонента
образовательного
учреждения на реализацию курса по выбору предусмотрен 2 часа в неделю на
изучение данного курса.
Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета
математики
и
геометрии
(стереометрии),
позволяют
углубить
графическое
содержание
базового
курса,
который
интересует
учащихся,
но изучается
недостаточно.
Курс
направлен
на
формирование
и
развитие
графической
культуры обучающихся, что позволяет создать условия для их адаптации в
высших
учебных
заведениях.
Начертательная
геометрия
является
одной
из
составляющих
графической
подготовки
и
играет
большую
роль
в
формировании графической и визуальной культуры учащегося:
совокупность знаний о графических методах, способах, средствах и
правилах отображения и передачи информации;
способности чтения, сохранения, преобразования и использования
визуальной
информации
в
науке,
производстве,
дизайне,
архитектуре,
экономике и общественных сферах жизни общества;
совокупности
графических
умений,
позволяющих
фиксировать,
генерировать
и
передавать
результаты
репродуктивной
и
креативной
деятельности;
способности адекватно использовать графическую грамотность для
участия в современных коммуникациях;
способность к самообразованию.
Цель развития и обучения. Основная цель разработки элективного курса
«Элементы
начертательной
геометрии»
–
развитие
пространственного
представления, изучения свойств различных геометрических объектов, а также
правил построения и чтения чертежей, подготовка выпускников колледжа к
освоению программ высшего профессионального образования на принципах
индивидуально-ориентированного обучения.
Задачи курса , которые необходимо решить для достижения поставленной
цели;
-
изучить методы
построения
изображения
пространственных
форм
и
в
разработке
способов
решения
пространственных
задач
при
помощи
изображений;
- усвоить метод построения проекций геометрических объектов и приобрести
навыки восприятия и представления в объемном виде геометрического объекта
по его проекциям;
развивать самостоятельности и активности учащихся в учебном
процессе;
развивать умения адаптироваться к действительности;
умение
общаться,
сотрудничать
с
людьми
в
различных
видах
деятельности;
Данный курс разработан с учетом требований Государственных
стандартов общего образования по технологии (приказ №1089 Министерства
образования
РФ
от
05.03.2004
г.);
а
также
с
использованием
материалов
примерной
программы
«Технология»,
модуль
«Графика»
(под
ред.
В.Д.
Симоненко,2000
г).
Для
разработки
курса
были
привлечены
работы
ученых А.Д.
Ботвинникова,
И.А. Ройтмана, В.В.
Степаковой
и
др.,
которые
рассматривают
вопросы
развития
образного,
абстрактного
и
логического
мышления,
пространственных
представлений
и воображения,
позволяющих
осуществлять деятельность по визуализации информации. Труды Гервера и др.
посвящены вопросам применения графических упражнений, заданий и задач
для
развития
творческого
потенциала
учащихся,
активизации
их
пространственного мышления.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся
должны
научиться
выполнять
чертежи
в
соответствии
с
такими требованиями как:
-наглядность, т.е. давать пространственное представление об оригинале;
-простота с точки зрения графического выполнения;
-точность - графические операции, выполняемые на чертеже, должны давать
достаточно точные решения.
Учащиеся должны научиться применять полученные знания с теоретическими
основами
и
закономерностями
для
построения
и
чтения
отдельных
изображений и чертежей геометрических объектов (точек, прямых, наиболее
употребляемых кривых линий, поверхностей и объемных тел) и основными
операциями геометрического моделирования.
Учащиеся должны иметь представление:
о
способах
передачи
и
восприятия
информации
об
объектах,
явлениях, процессах;
о методах проекционного черчения, в том числе с использованием
современных средств компьютерной графики;
Учащиеся должны знать:
графические формы, грамматику пространства, принципы компоновки
графической фразы;
преимущества графического способа представления информации;
алгоритмы построения проекций геометрических объектов;
- метод прямоугольного проецирования, метод Монжа;
способы построения линий пересечения плоскостей, плоскогранных
поверхностей;
способы
построения
наглядных
изображений
предметов,
содержащих линии пересечения поверхностей.
Учащиеся должны уметь:
владеть
проекционным
аппаратом
для
построения
изображений
геометрических
объектов;
представлять информацию в удобной для восприятия форме;
владеть
основными
понятиями,
связанными
с
графическим
представлением информации;
- использовать чертеж, технический рисунок для графического представления
технических решений;
-находить
натуральные
размеры
прямой,
фигур
сечения
и
объёмных
геометрических тел графическим способом:
правильно использовать чертежные инструменты;
решения задач творческого характера;
выполнять
построения
лекальных
кривых,
сопряжения,
геометрические построения;
наблюдать
и
анализировать
линии
пересечения
поверхностей
и
плоскостей;
оформлять
и
составлять
графические
модели
геометрических
объектов;
В организации занятий используются
метод
иллюстраций
и
демонстраций, лекции,
практические
и
графические
работы.
Учащиеся,
закрепляя знания по курсу, готовят доклад или презентацию по пройденной
теме.
Проводятся
интегрированные
занятия
с
математикой.
Реализация
многообразия связей элективного курса «Элементы начертательной геометрии»
на принципах индивидуально-ориентированного обучения с другими курсами
и
предметами
проводится
в
рамках
профильной
подготовки
обучающихся:
стереометрия,
геометрия,
физика,
дизайн,
технология,
ИВТ
и
другими
предметами.
Формы текущего и итогового контроля: знания, умения, навыки и
способности к представлению пространственных форм проверяются на зачете в
конце
учебного
года.
В
течении
изучения
элективного
курса
проводятся
практические, графические и тестовые работы.
Список литературы
Литература для учителя
1.
Бубенков А.В., Громов М.Я. Начертательная геометрия. М.: Высшая
школа, 1973г.
2.
Котов И.И. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1970 г.
3.
Крылов
Н.Н.,
Лобандиевский
П.И.,
Мэн
С.А.
Начертательная
геометрия. М.: Высшая школа, 1977 г.
4.
Фролов С. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.:
машиностроение. 1980г.
5.
Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для
студентов ВУЗов ~ М.: Владас, 1999г.
6.
Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии - М.: Высш.
шк.,2001-135 с.
7.
Фролов
С.А.
Сборник
задач
по
начертательной
геометрии.
М.:
машиностроение, 1980 г.
8.
Локтев О. В. Краткий курс начертательной геометрии. М.: Высшая
школа, 1999.
9.
Гордон В. О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу
начертательной геометрии. М: Издательство «Наука». 1971.
10.Воротников И. А. Занимательное черчение. М.: Просвещение. 1990.
11.Локтев О. В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии.
М: Высшая школа, 1977.
12.Буравцев И. В., Владимирский Г. А., Гордон В. О., Ольховский Л. А.
Черчение и начертательная геометрия. М.: Просвещение. 1960.
13.Макарова М. И. Перспектива. М: Просвещение. 1989.
14.Короев Ю. И., Котов Ю. В., Орса Ю. И. Сборник задач и заданий по
начертательной геометрии. М.: Стройиздат. 1989.
15.
Виноградов
В.Н.,
Ройтман
И.А.
Элементы
начертательной
геометрии. М.:Просвещение. 1972.