"Работа над художественным образом в произведении с учащимся ДМШ
Автор: Аверкина Ольга Ивановна Должность: преподаватель по классу виолончели Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4" г. Томск Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Статья Тема: "Работа над художественным образом в произведении с учащимся ДМШ Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 4» города Томска
Работа над художественным образом в произведении
с учащимися ДМШ
(методический реферат)
Выполнила преподаватель
высшей категории по классу
виолончели
Аверкина Ольга Ивановна
Томск 2016
«Работа над художественным образом в произведении»
Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками
самой
различной
степени
одаренности,
ему
приходится
развивать
сложнейшие
исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий. Он должен
обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической
работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные
способности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных
ситуациях, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока, так,
чтобы
успеть
и
проверить
итоги
домашней
работы
ученика,
и
дать
ему
четкие,
запоминающие
указания,
и
успеть
оказать
необходимую
помощь
в
работе
над
музыкальным произведением.
От
педагога
–
музыканта
требуется
постоянная
отзывчивость
на
художественное
содержание
музыкальных
произведений,
над
которыми
работает
ученик,
творческий
подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями.
Педагог должен уметь каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное
музыкальное произведение, проходимое учеником. Даже в тех случаях, когда трудно найти
новую деталь трактовки в давно знакомом произведении, – почти всегда есть возможность,
основываясь на предыдущем опыте, внести те или иные улучшения в процесс освоения
этого произведения учеником, ускорить овладение его трудностями, – и тем самым сделать
работу интересной и для себя, и для ученика.
Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания,
которое
облегчает
разбор
текста.
Своим
исполнением
педагог
знакомит
ученика
с
произведением,
вдохновляя
и
стимулируя
его
к
предстоящей
работе.
После
предварительного ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ:
охватить общее строение и характер;
характер частей и соотношение между ними;
основные моменты трактовки;
характерные технические приемы;
обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.
Этот анализ проводится в форме беседы, во время которой педагог несколько раз
проигрывает
произведение
целиком
и
по
частям,
расспрашивает
ученика
о
его
впечатлениях,
ставит
ему
отдельные
конкретные
вопросы,
сам
делает
необходимые
пояснения,
а
также
знакомит
ученика
с
биографией
композитора,
исполняемого
произведения. С самого начала важно интенсивно «погрузить» ученика в исполняемую
музыку,
«заражать»
ею.
С
исполнения
первых
мелодий
ученик
должен
играть
выразительно, с пониманием характера пьесы.
Работа
над
музыкальным
произведением
начинается
с
тщательного
разучивания
нотного текста.
Интересно следующее высказывание, относящееся к стадии разбора
текста у Константина Николаевича Игумнова: “В разбор текста надо вложить все свое
внимание, весь опыт своей жизни”.
Один
из
самых
ответственных
моментов
на
начальном
этапе
разбора
произведения
является
выбор
аппликатуры .
Логически
правильная
и
удобная
аппликатура
способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания
произведения. Поэтому необходимо найти самый рациональный способ решения этой
задачи.
Роль педагога должна быть активной при выборе аппликатуры. Желательно, чтобы он
записывал
аппликатуру
всегда
в
присутствии
ученика,
предоставляя
возможность
участвовать в продумывании принятии того или иного решения.
О
художественном
значении
аппликатуры
говорили
и
писали
многие
выдающиеся
педагоги.
Г.Г.Нейгауз считал лучше ту аппликатуру, “которая позволяет наиболее верно передать
данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом”.
Я.И.Мильштейн, глубоко изучивший данную область в исполнительстве, писал: “Вряд ли
нужно напоминать о том, сколь многое зависит от хорошей, целесообразной аппликатуры.
Аппликатура
воздействует
на
ритм,
динамику,
артикуляцию,
подчеркивает
выразительность фразы, придает определенную окраску звучанию и т.д. Удачно найденная
аппликатура
содействует
запоминанию,
овладению
музыкальным
материалом,
технической уверенности”.
Работа
над
художественным
образом
–
это
работа
над
звукоизвлечением,
исполнительскими приёмами, необходимыми для передачи художественного
образа.
Необходимо добиться в исполнении учащегося нарастания эмоционального напряжения
именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности
звучания пьесы.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением надо прививать
ученику
элементы
грамотного
музыкального
мышления.
Обсуждать
с
ним
строение
музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина и вокруг которой
группируются
окружающие
звуки,
объединяя
их
в
одну
музыкальную
мысль.
При
разучивании
музыкального
произведения
так
же
важен
ритмический
контроль,
развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
Одним
из
важных
моментов
при
работе
над
произведением
является
элемент
выразительности
– динамика .
Она
поможет
выявить
кульминационные
моменты
произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает
нарастание
эмоционального
напряжения
или
его
спад.
Ученик
должен
выстроить
динамический
план
таким
образом,
чтобы
напряженность
местных
кульминаций
соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их
помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к
центральной
кульминационной
точке
и
без
резких
переходов
осуществит
спад.
В
результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом,
сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.
Ученик
должен
глубоко
в никнуть
и
понять
вс е
авторские
у к а з а н и я ,
касающиеся артикуляции, фразировки, штрихов, динамики и т.п. Все это в комплексе
поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и конкретного произведения.
В
начале
разбора
произведения технические
приемы
игры,
движения надо
заучивать в медленном темпе. Для того, чтобы хорошо развить двигательно-технические
возможности ученика, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
У некоторых детей бывает от природы отличная пальцевая беглость, но при этом пальцы
двигаются без участия головы. Такая игра, как правило, становится бессмысленной и
обычно не представляет никакой художественной ценности.
Достигнув свободы исполнения в среднем темпе, приступаем к работе над звуком, хотя с
первого же момента разбора произведения нужно обращать внимание на его качество. В
данный период необходимо, используя те или иные приемы звукоизвлечения, добиваться
наиболее точного и глубокого воссоздания образного содержания музыки.
Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных
предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку
– с первого до последнего звука, вплоть до его исчезновения. Ученик должен вникнуть в
содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие обозначения, глубоко
поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.
Для извлечения глубокого красивого и объемного звука нужно использовать естественный
вес руки, иногда и всего тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой, если
одного ее веса бывает недостаточно (например, у маленьких детей).
Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на
другой, следя, чтобы каждый последующий звук возникал без “атаки”.
Работая
с
учеником
над
звуком,
важно
не
только
обращать
их
внимание
на
профессионально
грамотное
звукоизвлечение,
но
и
воспитывать
в
них
эстетическое
отношение к звуку как носителю художественного образа. Исполнитель должен уметь
выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные движения души.
Этому нужно учить с малых лет. Ученик должен понимать разницу между понятиями:
“веселье” и “радость”, “мягкая печаль” и “глубокая скорбь”, “тревога” и “смятение”,
“смиренность” и “покорность”. Нужно учиться выражать все эти эмоции и состояния
души с помощью характера звука.
После
того
как
преодолены
технические
трудности,
произведение
выучено
на
память, подробно разобрано, полезно проигрывать его целиком в указанном автором
темпе.
При
определении
темпа
произведения
следует
руководствоваться
не
только
темповыми обозначениями (allegro,
molto allegro,
moderato,
andantino ), но и учитывать
ремарки,
касающиеся
характера
музыки
(grazioso,
bravura,
mesto и
т.д.).
Исполняя
произведение
в
указанном
темпе,
следует
осознать
и
почувствовать
непрерывность
мелодического
развития,
постепенно
поднимаясь
к
кульминации,
развертывая
ее,
“последовательно доходя до эпицентра” (выражение Я.И.Мильштейна).
Вместе с тем, нужно воспроизводить мысли, чувства автора, его стиль, обогатив
свое исполнение умелым использованием
разнообразной динамики. Сходные фразы
следует играть по-разному, перемещая смысловые центры, так же, как и в человеческой
речи. Многократное исполнение целиком в указанных темпах нежелательно, прежде всего
потому,
что
технически
трудные
отрывки
нуждаются
в
постоянной
медленной
“шлифовке”. В то же время, работая над произведением, надо стремиться
меньше
исполнять его целиком для того, чтобы сохранить остроту эмоционального восприятия и
воссоздания художественного образа.
Далее,
занимаясь
дома,
без
помощи
педагога,
ученик
постепенно
достигает
самостоятельности,
овладевает
навыками самовыражения. Идя
сначала
по
пути
подражания, он начинает вносить в игру и свое, проявляя инициативу в осуществлении
собственных художественных намерений, это позволяет развивать у ученика чувство меры
и прививает художественный вкус.
Убедившись в том, что ученик достиг определенной исполнительской свободы, педагог
должен отойти в сторону, дав возможность играть самостоятельно и желательно целиком
все произведение, не останавливая, не прерывая игру. При этом он не должен переставать
следить глазами по нотам за точностью исполнения.
Задачи заключительного этапа работы над произведением
состоят в том, чтобы
добиться:
а)
умения
играть
произведение
совершенно
уверенно,
убежденно,
убедительно;
б)
умения
играть
произведение
в
любой
обстановке,
на
любом
инструменте,
перед
любыми слушателями.
Совершенная уверенность и убежденность исполнения достигается тогда, когда в
игре не остается не только каких- то шероховатостей или логических неувязок, но когда
устранены и все технические и художественные “сомнения”, все затруднения в работе
воображения, все двигательные “зажимы”.
Педагог
должен
уметь
настраивать
ученика
перед
концертным
выступлением,
внушать ему веру в свои силы, а после выступления отметить положительные результаты,
не ругать за промахи и неудачи, проявлять корректность в выражении критики. Негативная
реакция
педагога
на
неудачи
учащихся
обычно
вызывает
у
них
страх
к
публичным
выступлениям
и
неуверенность
в
себе.
Педагог
должен
быть
профессионально-
требовательным,
настойчивым
и
добрым.
Отметив
недостатки
ученика
и
сделав
соответствующие выводы, он обязан терпеливо идти по пути их устранения.
Роль
педагога
в
процессе
разучивания
музыкального
произведения
огромна.
Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора текста до момента выхода
ученика на сцену. Во время занятий педагог, сидя рядом, должен тщательно следить за его
игрой, обращая внимание ученика на точное прочтение нотного текста и выполнение всех
авторских указаний. Показывая приемы игры, следует объяснять, в чем суть и важность их
использования.
В
процессе
работы
над
произведением
педагог
должен
постоянно
устранять
неточность в приемах игры, исправлять недостатки в постановке рук – ведь не может быть
хорошей
игры
без
хороших
рук.
Работа
над
музыкальным
произведением
не
имеет
предела. Она продолжается и после концертного выступления.
Список литературы
1.
Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский
композитор, 1989. – 368 с.
2.
Мндоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.:
Изд.ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского, 2005. – 86 с.
3.
Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Музыкальное
образование”. – М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007. – 94 с.
4.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов пед.
институтов по спец. “Музыка и пение”. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
5.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-
ХХI, 2001. – 176 с.
6.
Сапожников Р.Е. Первоначальное обучение виолончелиста. Музгиз, 1962
7.
Хуго Беккер – Техника и искусство игры на виолончели; изд-во «Музыка
». Москва,
1978
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 4» города Томска
Работа над художественным образом в произведении
с учащимися ДМШ
(методический реферат)
Выполнила преподаватель
высшей категории по классу
виолончели
Аверкина Ольга Ивановна
Томск 2016