Автор: Галаутдинова Лилия Махмутовна Должность: преподаватель флейты Учебное заведение: "Детская школа искусств" Населённый пункт: город Нижнекамск Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Музыкальные инструменты" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Музыкальные инструменты»
Тема урока: «Музыкальные инструменты».
Цель : Знакомить с тембрами (голосами) духовых музыкальных инструментов (свирель,
флейта) и их выразительными возможностями.
Задачи :
Образовательные:
- расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов;
- совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас;
- научить детей сопоставлять звучания народных инструментов со звучанием
профессиональных инструментов (свирель-флейта).
Воспитательные:
- воспитывать в детях интерес и любовь к музыке;
- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке.
Развивающие:
- формировать навыки выражения своего мнения о музыке;
- развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах.
Здоровьесберегающие:
- снимать нервно-психологические перегрузки
- восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
Методы, применяемые на уроке:
метод музыкального обобщения;
м етод наблюдения;
метод активизации музыкальной деятельности (словесный, наглядный);
метод эмоционального воздействия.
Техническое оснащение: MP3 –проигрыватель, музыкальный CD-диск, учебник по
музыке Сергеева, Шмагина, Критская, презентации PowerPoint, компьютер, фортепиано.
Этапы урока.
Учащиеся входят в класс под музыку Эстонской народной песни «У каждого свой
музыкальный инструмент». Они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-
ритмические движения руками – подражают игре на различных музыкальных
инструментах, которые узнают в звучании песни, корпусом тела изображают
танцевальные движения.
I Организационный момент.
Учитель – «Музыкальное» приветствие.
Сообщение темы урока.
Учитель – Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные инструменты».
II. Беседа.
Учитель - Что необычного сегодня на нашем уроке?
Дети - Весело, задорно, можно порезвиться…
Учитель- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?
Дети – Нет!
С помощью учителя дети могут назвать молдавские народные наигрыши «Хора»,
«Сырба», могут вспомнить вариации, звучащие в быстром темпе русского хоровода
«Березка»).
Учитель - Чему подражали вы своими движениями?
Дети – Играли на музыкальных инструментах: дудочке, свирели.
Учитель – Как называются такие музыкальные инструменты?
Дети – Народные
Учитель - Какому народу они принадлежат?
Дети – Русскому
III. Объяснение темы урока.
Учитель - Послушайте внимательно стихотворение
Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживленный,
Тростник заговорил —
То голос человека
И голос ветра был.
Учитель - Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент описал в этом
стихотворении М.Ю. Лермонтов?
Дети -Дудочка, свирель.
Учитель – Молодцы правильно.
Учитель - Свирель русский народный духовой инструмент, похожий на дудочку. Звук у
свирели мягкий, тихий. Играют на нём, вдувая воздух и зажимая отверстия,
расположенные на стволе свирели. А сейчас мы послушаем, как звучит свирель.
Звучит наигрыш р.н.п. «Полянка».
На экране – изображение свирели.
Учитель – А теперь расскажем о музыке. Опишите её словами.
Дети – Плавно, нежно, ласково, задумчиво, легко.
Учитель – Ребята, а свирель относится к народным или профессиональным инструментам.
Дети - К народным.
Учитель – Правильно, молодцы.
Учитель – А как вы думаете среди профессиональных инструментов, близких по звучанию
свирели, есть такие, на которых музыканты исполняют серьёзную, классическую музыку?
Дети затрудняются ответить.
Учитель – Давайте сейчас послушаем произведение великого немецкого композитора И.С.
Баха «Шутка».
На экране изображена флейта.
Учитель – Ребята, вам знаком этот инструмент?
Дети. – Да.
Учитель – Как он называется.
Дети – Флейта.
Учитель – Флейта – духовой инструмент, воспроизводит очень высокие звуки, а играют на
нём как на свирели, вдувая воздух и зажимая отверстия.
Учитель – Опишите словами, как звучит флейта.
Дети – Нежно, игриво, легко, задорно.
Учитель - Молодцы.
Учитель - Ребята, я вижу, вы немного устали, сделаем паузу. Встаньте, пожалуйста, в
центре зала, и мы с вами сейчас попробуем изобразить, как играют на флейте.
Звучит музыка Баха «Шутка». Ребята с учителем имитируют игру на флейте.
Учитель – Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить голос флейты и свирели?
Дети – С пением птиц, со свистом человека, с журчаньем ручья.
Учитель – Правильно! Садитесь, пожалуйста, молодцы, а сейчас открываем учебники на
стр. 54-55. Вы видите на рисунках музыкальные инструменты. Какие это инструменты?
Дети – Духовые.
Учитель – А почему вы сделали такой вывод?
Дети – В эти инструменты вдувают воздух и зажимают отверстия.
Учитель – Правильно. А все ли здесь инструменты русские народные?
Дети - Нет.
Учитель - А какой инструмент не русский народный?
Дети – Волынка.
Учитель – Правильно. В какой стране на нём играют?
Дети – На ней играют в Шотландии.
Учитель – Молодцы. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.
Звучит шотландская народная песня.
Учитель – Давайте опишем словами, как звучит этот инструмент.
Дети – Мягкий, глубокий, сочный.
Учитель – Ребята, перед вами на экране музыкальные инструменты. Найдите среди них
духовые и скажите, как они называются.
Ребята называют инструменты.
Учитель – Молодцы, я вижу, все справились с заданием. А почему вы выбрали именно эти
музыкальные инструменты?
Ученики комментируют свои ответы.
Учитель - Скажите, пожалуйста, у всех этих духовых инструментов одинаковые голоса
или разные?
Дети – Разные.
Учитель – Правильно. Каждый инструмент имеет свой голос. Музыкальный голос
называется тембром. У каждого музыкального инструмента свой голос, т. е. свой тембр.
Ответьте на мой вопрос, какой самый высокий музыкальный инструмент вы сегодня
слышали на уроке?
Дети - Свирель, флейта.
Учитель – Молодцы. А сейчас мы вместе споём и разыграем по ролям э.н.п.
«У каждого свой музыкальный инструмент».
Дети вместе с учителем поют песню, имитируя игру на духовых инструментах.
IV. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с духовыми музыкальными инструментами. Вы
теперь знаете, какие инструменты относятся к духовым и почему, какие являются
народными, а на каком играют классическую музыку. Вы узнали, что у каждого
инструмента есть свой голос (тембр), свои выразительные возможности.
Вы сегодня замечательно работали. Урок окончен
(«Музыкальное прощание»).