Автор: Куленкова Валентина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Звёздненская средняя общеобразовательная школа", дошкольные группы Населённый пункт: Кемеровская область, Кемеровский район, пос.Звёздный Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Синквейн" Раздел: дошкольное образование
Кемеровская область, Кемеровский район, пос. «Звёздный»,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Звёздненская средняя общеобразовательная школа»,
дошкольные группы
В настоящее время в связи с введением ФГОС еще большее внимание
уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. Параллельно с задачей
накопления,
обогащения
и
уточнения
словарного
запаса
у
детей
старшего
дошкольного возраста должна решаться и другая: создание условий для его
активизации и актуализации. И здесь на помощь может прийти дидактический
синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и
органично
вписывается
в
работу
по
развитию
лексико–грамматических
категорий у дошкольников с ОНР.
Синквейн
с
французского
языка
переводится
как
«пять
строк»,
пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на
содержательной
стороне
и
синтаксической
заданности
каждой
строки.
Составление
дидактического
синквейна
является
формой
свободного
творчества,
требующей
от
автора
умения
находить
в
информационном
материале
наиболее
существенные
элементы,
делать
выводы
и
кратко
их
формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.
Актуальность
и
целесообразность
использования
дидактического
синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новая технология
открывает новые возможности, гармонично вписываясь в работу по развитию
ЛГК, синквейн не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую
патологию,
а
обеспечивает
её
логическую
завершенность.
Синквейн
способствует
обогащению
и
актуализации
словаря,
уточняет
содержание
понятий,
носит
характер
комплексного
воздействия,
развивает
ВПФ.
Это
диагностический инструмент, дающий возможность логопеду оценить уровень
усвоения ребёнком пройденного материала.
Правила составления дидактического синквейна:
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную
идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это
может быть одно слово).
Для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении и правильно оформлять свою мысль в
виде предложения.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения, упражняясь в
подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к
обобщению,
расширяя
и
уточняя
словарный
запас,
большинство
старших
дошкольников овладевают навыком составления синквейна.
Синквейн
может
использоваться
на
индивидуальных
и
групповых
занятиях,
с
одной
группой
или
в
двух
подгруппах
одновременно.
Дети,
умеющие
печатать,
могут
создавать
свой
синквейн
на
листе
бумаги,
не
умеющие - в виде устных сочинений.
Могут быть использованы такие варианты работы как:
составление
краткого
рассказа
по
готовому
синквейну
(с
использованием
слов
и
фраз,
входящих
в
состав
синквейна);
коррекция
и
совершенствование
готового
синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
(например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо
на основе существующих строк ее определить); полезно составлять синквейн
для закрепления изученной лексической темы.
Составление
синквейнов
облегчает
процесс
усвоения
понятий
и
их
содержания, учит кратко, но точно выражать мысли, способствует расширению
и
актуализации
словарного
запаса,
полезно
для
выработки
способности
к
анализу. Его написание требует от составителя реализации интеллектуальных и
творческих способностей.
Таким
образом,
технология
«Дидактический
синквейн»
гармонично
сочетающая
в
себе
элементы
трех
основных
образовательных
систем:
информационной,
деятельностной
и личностно ориентированной, может
успешно применяться в логопедической практике.
МЕБЕЛЬ
1.Диван
2. Большой, красный
3. Лежать, смотреть, сидеть
4. Мне нравится лежать на
диване.
5. Мебель
1. Шкаф
2. Высокий, удобный
3. Открыть, положить, взять
4. На полочках в шкафу лежат мои
футболки.
5. Мебель
Игрушки
1. Кресло
2. Кожаное, мягкое
3. Сидеть, смотреть, думать
4. Кресло стоит возле дивана.
5. Мебель
Стул
Маленький, из деревяшки
Сидеть, играть, не ломать
Это мой стул.
Мебель
Стол
Круглый, чистый
Сидят, едят, режут
За столом все едят.
Мебель
1.
Поезд
2.
Зелёный, новый
3.
Едет, стучит колёсами, гудит
4.
На поезде поедет зайчик.
5.
Игрушка
Головные
уборы
,
одежда
,
обувь
Кукла
Любимая, красивая
Ходит, говорит, танцует
Мне Дед Мороз подарил куклу.
Игрушка
Юла
Полосатая, красивая
Блестит, крутится, поёт
Юла танцует на ножке и
поёт.
Заводная игрушка
Пистолет
Черный, железный
Стрелял, хлопал,
сломался
Я хочу новый пистолет
Поломатая игрушка
Кеды
Красивые, спортивные.
Бегать, прыгать, ходить
В кедах нельзя купаться.
Обувь для спорта
Времена
года
Шапка
Из овечки, узорная
Надевать, гулять, снимать
Зимой всегда ходят в шапке
Одежда
Шуба
Красивая, большая
Гулять, одевать, снимать
Зимой в шубе тепло
Одежда
Валенки
Белые, из овечки
Ходить, гулять, сушить
На валенках нарисованы
мишки.
Обувь
Зима
Белая, холодная
Гулять, строить, кататься
Зимой падает снег.
Время года
Профессии
Весна
Хорошая, дружная
Греться, намокнуть,
гулять
Весной прилетают
скворцы.
Время года
Лето
Веселое, теплое
Купаться, загорать,
играть
Летом мы пойдем в
поход.
Время года
Осень
Урожайная, красивая
Намокнуть, собирать,
трудиться
Осенью бывает листопад
Время года
Повар
Добрая, весёлая
Варит, стряпает, жарит
У повара на голове белый колпак.
Человек
Логопед
Хорошая, добрая
Помогает, учит, улыбается
Логопед учит детей правильно говорить.
Учительница
Сказочные
герои
Повар
Добрая, весёлая
Варит, стряпает, жарит
У повара на голове белый колпак.
Человек
Логопед
Хорошая, добрая
Помогает, учит, улыбается
Логопед учит детей правильно говорить.
Учительница
Космонавт
Смелый, сильный
Летит, наблюдает, тренируется
Я хочу стать космонавтом.
Профессия
Солдат
Смелый, ловкий
Марширует, воюет, стреляет
Солдаты приходили к нам на
праздник.
Военный.
Логопед
Хорошая, добрая
Помогает, учит, улыбается
Логопед учит детей правильно
говорить.
Учительница
Дворник
Большой, нужный
Подметает, поливает, убирает
Наш дворник очень полезный, он
наводит порядок
Человек
Логопед
Хорошая, добрая
Помогает, учит, улыбается
Логопед учит детей правильно
говорить.
Учительница
Овощи
Космонавт
Смелый, сильный
Летит, наблюдает, тренируется
Я хочу стать космонавтом.
Профессия
Солдат
Смелый, ловкий
Марширует, воюет, стреляет
Солдаты приходили к нам на
праздник.
Военный.
Логопед
Хорошая, добрая
Помогает, учит, улыбается
Логопед учит детей правильно
говорить.
Учительница
1.Карлсон
2.Озорной, смешной
3.Летает, хитрит, думает
4.Карлсон любит клубничное
варенье.
5.Из мультика
1. Колобок
2. Круглый, румяный, глупый
3. Остудился, ушёл, покатился
4. Повстречался колобок с
лисой и погиб.
5. Из сказки
1. Фиксики
2. Забавные, смешные
3.Придумывают, спорят,
ремонтируют
4. Фиксики любят путешествовать.
5. Человечки из мультиков
1. Лунтик
2. Сиреневый, добрый
3. Свалился, мечтает,
рассказывает
4.Лунтик жил на другой
планете.
5. Инопланетянин
1. Дядя Стёпа
2. Большой, смелый
3. Спасает, помогает, рассказывает
4. Про дядю Стёпу все знают.
5. Герой, милицейский великан
1.Морковь
2.Оранжевая, большая
3.Тереть, хрустеть, нарезать
4.Из морковки делают сок.
5.Овощ
1.Огурец
2. Зелёный, овальный
3. Рос, подрос, хрустит
4. Сделаю салат с огурцом.
5. Овощ
Лук
Сердитый, полезный
3. Резать, солить, жарить
4. Ешь полезный лук с витаминами.
5. Овощ
1.Кабачок
2.Пузатый, большой
3.Резать, жарить, варить
4.Из кабачка делают вкусную икру.
5.Овощ
5. Овощ
1. Репа
2. Жёлтая, хвастливая
3. Растёт, вырастает, лежит
4. Выросла в огороде большая репка.
5. Овощ