Получение обязательных домашних заданий - добрая традиция
Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №42 Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область Наименование материала: Система выполнения домашнего задания Тема: Получение обязательных домашних заданий - добрая традиция Раздел: начальное образование
ТРАДИЦИЯ?
Как известно, мнения педагогов относительно значения домашней работы
школьников необыкновенно противоречивы. Одни совершенно отрицательно
относятся к домашним работам, другие приписывают им важнейшую роль,
есть, наконец, и множество промежуточных мнений. В большинстве случаев,
однако, всё это утверждения, не имеющие за собой каких-либо бесспорных
оснований.
Домашние задания при всей своей очевидной необходимости зачастую
становятся в педагогике предметом дискуссий. Многие авторы выступают за
отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала
должно
происходить
в
школе
при
координирующем
участии
педагога,
а
домашние
задания
приводят
к
перегрузкам.
Другие
учёные
считают
домашнее
задание
необходимым
условием
закрепления
изученного,
определённой формой самостоятельной работы школьников.
8 признаков традиционного домашнего задания:
•
Прошел урок – получи задание на следующий.
(97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на
каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%))
•
Учеников в классе много – задание одно для всех.
•
Содержание домашних заданий – те же задания из учебника.
•
Задаем на дом то, что легче проверить и оценить.
•
Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной
разницы.
•
Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы.
•
Задания по разным предметам не согласовываются.
•
В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних
заданий,
каждый
учитель
задает
столько
заданий,
сколько
считает
необходимым для своего предмета.
Целенаправленность
домашних
заданий
связана
со
следующими
особенностями:
•
неопределенность
целей
домашних
заданий
и
домашней
учебной
работы по их выполнению; декларируемыми являются предметные цели,
метапредметные результаты как цель домашних заданий не рассматривается;
цели домашних заданий, планируемые учителями и реализуемые учениками,
не согласовываются и могут вступать в противоречие;
•
содержание,
способы
деятельности,
степень
индивидуализации
и
дифференциации,
степень
обязательности
домашних
заданий
повторяют
урок, а не выявляют специфику домашней учебной работы, отличную от
урока;
•
домашние задания, получаемые учащимися в современной школе, не
соответствуют запросам, возможностям и ресурсам учащихся.
•
Получение
обязательных
домашних
заданий
по
всем
предметам
учебного плана образовательного учреждения рассматривается участниками
образовательного процесса как необходимый, но скорее ритуальный, чем
традиционный, элемент образовательной системы.
•
Выявлено, что нормы времени на домашнюю учебную работу не входят
в
нормативы
максимально
допустимой
недельной
нагрузки
школьников
разных классов и на практике не подлежат учету, учителя и ученики не знают
норм времени и не придерживаются их, в школе не существует механизма
разделения норм времени на выполнение заданий по разным предметам.
•
Зафиксированы факты нарушения правил и норм задавания домашних
заданий на разных ступенях школьного образования.
•
Обнаружены факты получения школьниками избыточных домашних
заданий, которые создают перегрузку учащихся, в том числе полученных от
учителя по электронной почте.
•
Выявлено,
что
домашние
задания
не
являются
образовательными
событиями для школьников.
•
Выявлены многочисленные случаи незнания учащимися содержания
заданных
и
выполненных
домашних
заданий,
трудно сти
при
формулировании целей выполненных заданий, факты невыполнения заданий
и их списывания.
•
Пятая
часть
всех
домашних
заданий
предусматривает
доделывание
учебных заданий, начатых на уроке.
•
В
практике
школы
большинство
домашних
заданий
является
реактивными (дается по результату проведенного урока), планируемые и
свободные задания единичны.
•
Анализ практики домашних заданий позволил выявить противоречие
между
естественным
взрослением
детей,
развитием
их
познавательных
потребностей,
необходимостью
формирования
опыта
самостоятельного
и
ответственного
выбора
и
одинаковым
характером
домашних
заданий,
которые
являются
единственным
инструментом
управления
домашней
работой на разных этапах образовательного процесса.
•
Подходы
к
оцениванию
выполнения
домашних
заданий
снижают
мотивацию школьников, так как результаты работы дома оказываются в «зоне
недоверия»
учителей
и
не
оказывают
значимого
влияния
на
результаты
оценивания по предмету.
Между аудиторной и домашней учебной работой существуют следующие
виды связей, проявляющиеся в системе домашних заданий:
•
локальные
связи между целями урока и целями домашней учебной
работы,
ориентированные
на
достижение предметных образовательных
результатов;
•
горизонтальные
связи между
домашними
заданиями
по
разным
предметам,
которые
ориентированы
на
достижение метапредметных
образовательных результатов;
•
вертикальные связи между домашними заданиями на разных этапах
образовательного процесса от учебной темы до ступени школьного обучения,
которые
ориентированы
на
достижение личностных
результатов ,
заключающихся в развитии образовательных потребностей учащихся.
Анализ качества системы домашних заданий выявил существование
локальных связей, отсутствие устойчивых горизонтальных и вертикальных
связей.
Изменения параметров домашнего задания:
От реализации содержания домашних заданий, дублирующего урок, к
определению
содержания,
реализующего
потенциал
домашней
учебной
работы;
от
работы
школьников
с
чужими
текстами
культуры
к
созданию
собственных текстов культуры;
домашние задания «идут за уроком», «идут рядом с уроком», «идут перед
уроком».
От связи домашней работы с уроком и учебной деятельностью к связям с
другими видами деятельности в структуре образовательного процесса.
О т
од и н а ко в ы х
д о м а ш н и х
з а д а н и й
д л я
в с е го
к л а с с а
к
дифференцированным
и
индивидуальным
заданиям,
к
индивидуальному
образовательному маршруту в домашней учебной работе.
От
обязательных
домашних
заданий
к
сочетанию
обязательных
и
инициативных заданий.
Поддержка целенаправленной учебы
(установление собственных учебных целей и желание их достигнуть)
От ежеурочных домашних заданий к сочетанию заданий к следующему
уроку, перспективных и отсроченных заданий
От
индивидуально-обособленной
формы
выполнения
заданий
к
сочетанию индивидуально-обособленной и парной, групповой коллективной
формам.
От
учителя-предметника
как
единственного
субъекта
определения
заданий
для
домашней
работы
к
расширению
числа
субъектов
(ученик,
группа педагогов, преподающих в классе, руководитель исследовательской,
проектной деятельности).
Как ещё можно изменить параметры домашнего задания?
Вопрос остаётся открытым….