Напоминание

Получение обязательных домашних заданий - добрая традиция


Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №42
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Система выполнения домашнего задания
Тема: Получение обязательных домашних заданий - добрая традиция
Раздел: начальное образование





Назад





ПОЛУЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ – ДОБРАЯ

ТРАДИЦИЯ?
Как известно, мнения педагогов относительно значения домашней работы школьников необыкновенно противоречивы. Одни совершенно отрицательно относятся к домашним работам, другие приписывают им важнейшую роль, есть, наконец, и множество промежуточных мнений. В большинстве случаев, однако, всё это утверждения, не имеющие за собой каких-либо бесспорных оснований. Домашние задания при всей своей очевидной необходимости зачастую становятся в педагогике предметом дискуссий. Многие авторы выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие учёные считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определённой формой самостоятельной работы школьников.
8 признаков традиционного домашнего задания:
• Прошел урок – получи задание на следующий. (97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)) • Учеников в классе много – задание одно для всех. • Содержание домашних заданий – те же задания из учебника. • Задаем на дом то, что легче проверить и оценить. • Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной разницы. • Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы. • Задания по разным предметам не согласовываются. • В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

Целенаправленность
домашних заданий связана со следующими особенностями: • неопределенность целей домашних заданий и домашней учебной работы по их выполнению; декларируемыми являются предметные цели, метапредметные результаты как цель домашних заданий не рассматривается; цели домашних заданий, планируемые учителями и реализуемые учениками, не согласовываются и могут вступать в противоречие; • содержание, способы деятельности, степень индивидуализации и дифференциации, степень обязательности домашних заданий повторяют урок, а не выявляют специфику домашней учебной работы, отличную от урока; • домашние задания, получаемые учащимися в современной школе, не соответствуют запросам, возможностям и ресурсам учащихся. • Получение обязательных домашних заданий по всем предметам учебного плана образовательного учреждения рассматривается участниками образовательного процесса как необходимый, но скорее ритуальный, чем традиционный, элемент образовательной системы. • Выявлено, что нормы времени на домашнюю учебную работу не входят в нормативы максимально допустимой недельной нагрузки школьников разных классов и на практике не подлежат учету, учителя и ученики не знают норм времени и не придерживаются их, в школе не существует механизма разделения норм времени на выполнение заданий по разным предметам. • Зафиксированы факты нарушения правил и норм задавания домашних заданий на разных ступенях школьного образования. • Обнаружены факты получения школьниками избыточных домашних заданий, которые создают перегрузку учащихся, в том числе полученных от учителя по электронной почте. • Выявлено, что домашние задания не являются образовательными событиями для школьников. • Выявлены многочисленные случаи незнания учащимися содержания заданных и выполненных домашних заданий, трудно сти при
формулировании целей выполненных заданий, факты невыполнения заданий и их списывания. • Пятая часть всех домашних заданий предусматривает доделывание учебных заданий, начатых на уроке. • В практике школы большинство домашних заданий является реактивными (дается по результату проведенного урока), планируемые и свободные задания единичны. • Анализ практики домашних заданий позволил выявить противоречие между естественным взрослением детей, развитием их познавательных потребностей, необходимостью формирования опыта самостоятельного и ответственного выбора и одинаковым характером домашних заданий, которые являются единственным инструментом управления домашней работой на разных этапах образовательного процесса. • Подходы к оцениванию выполнения домашних заданий снижают мотивацию школьников, так как результаты работы дома оказываются в «зоне недоверия» учителей и не оказывают значимого влияния на результаты оценивания по предмету. Между аудиторной и домашней учебной работой существуют следующие виды связей, проявляющиеся в системе домашних заданий: •
локальные

связи
между целями урока и целями домашней учебной работы, ориентированные на достижение
предметных
образовательных результатов; •
горизонтальные

связи
между домашними заданиями по разным предметам, которые ориентированы на достижение
метапредметных
образовательных результатов; •
вертикальные связи
между домашними заданиями на разных этапах образовательного процесса от учебной темы до ступени школьного обучения, которые ориентированы на достижение
личностных

результатов
, заключающихся в развитии образовательных потребностей учащихся.
Анализ качества системы домашних заданий выявил существование локальных связей, отсутствие устойчивых горизонтальных и вертикальных связей.
Изменения параметров домашнего задания:
От реализации содержания домашних заданий, дублирующего урок, к определению содержания, реализующего потенциал домашней учебной работы; от работы школьников с чужими текстами культуры к созданию собственных текстов культуры; домашние задания «идут за уроком», «идут рядом с уроком», «идут перед уроком». От связи домашней работы с уроком и учебной деятельностью к связям с другими видами деятельности в структуре образовательного процесса. О т од и н а ко в ы х д о м а ш н и х з а д а н и й д л я в с е го к л а с с а к дифференцированным и индивидуальным заданиям, к индивидуальному образовательному маршруту в домашней учебной работе. От обязательных домашних заданий к сочетанию обязательных и инициативных заданий. Поддержка целенаправленной учебы (установление собственных учебных целей и желание их достигнуть) От ежеурочных домашних заданий к сочетанию заданий к следующему уроку, перспективных и отсроченных заданий От индивидуально-обособленной формы выполнения заданий к сочетанию индивидуально-обособленной и парной, групповой коллективной формам. От учителя-предметника как единственного субъекта определения заданий для домашней работы к расширению числа субъектов (ученик, группа педагогов, преподающих в классе, руководитель исследовательской, проектной деятельности). Как ещё можно изменить параметры домашнего задания?
Вопрос остаётся открытым….


В раздел образования