Напоминание

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ"


Автор: Чобит Олеся Валерьевна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДМШ №91,МБУ ДК "Шахтёров"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская обл.
Наименование материала: программа
Тема: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО

ПРЕДМЕТУ «ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ»

5 лет

адаптированная
Возраст детей, на который рассчитана реализация программы 9-17 лет Составитель: преподаватель эстрадного пения Чобит О.В

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Типовой программы «Эстрадное пение», составленной Г.В. Палашкиной, педагогом ДШИ им. М.А.Балакиреваг.Москвы, одобренной Научно-методическим центром по художественному образованиюМинистерства культуры РФ от 2002 года и имеет художественно-эстетическую направленность Проблема совершенствования методов обучения постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей, которые находят новые пути для эстетического воспитания детей средствами музыки. Необходимость в данной программе вызвана тем, что за последние 10 лет изменился информационный поток: появились новые учебные пособия, методические разработки, нотная литература. Внедряются инновационные технологии. В связи с этим возникла потребность в пересмотре исполнительского репертуара, в подборе и применении на практике новых способов и методов обучения детей пению. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, и у детей этот вид искусства вызывает огромный интерес. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствуетформированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют: - концертная деятельность; - участие в фестивалях, конкурсах. Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией. В отличие от типовой программы данная программа имеет свою особенность – использование учащимися компьютерных программ в работе над музыкальным произведением.(В Кашеваров «Запись вокала и обучение звукозаписи на базе компьютера самостоятельно), исполнение нового, более с о в р е м е н н о го репертуара.Решение этого вопроса нам видится в новых формах работы с учениками. Одна из таких форм- это просмотр видеоуроков по постановке голоса.(видеоуроки В.Кашеварова, А. Кофанова, аудиоурокиСэттаРиггса) В основу программы для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату. Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный
результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров. Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Мелодия» многолетний опыт Н.Б.Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе. В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко. Перед многими педагогами в наше время остро стоит проблема набора и сохранения класса учащихся, что нельзя сказать о наборе детей на эстрадное пение.Одной из главных задач преподавателя этой программы является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему ( а она тесна связана с сердечно – сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются. Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу. Привитие интереса к предмету « Эстрадное пение » может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла.
Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Цели и задачи программы:

Главная цель программы
– выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:

образовательные

-
развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
-
развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования
-
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
-
обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
-
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
-
обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие

-
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей
-
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
-
развитие исполнительской сценической выдержки
-
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
-
развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
-
духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время - воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память - воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей - усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения - воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох. Какую бы цель при обучении не ставили родители и преподаватели, любой ребенок, поступая в детскую музыкальную школу, хочет одного – научиться исполнять те песни, которые ему нравятся. Именно во время работы над полюбившимся произведением у него формируется творческая личность, прививается музыкальный вкус. Основная концепционная идея программы: - привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение; - приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства; - развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей. - заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Отличительные особенности программы – ее многоуровневость, так как дети поступают в школу с разными вокальными данными и музыкальными способностями. Весь процесс обучения строится исходя из вокальных способностей и возможностей каждого обучающегося. Поэтому в программе предусмотрена возможность выбора одного из трех уровней сложности: - профессионально-ориентированный уровень (требования на 1-2 класса выше) - академический (основной) уровень (требования класс в класс) - обще-эстетический уровень ( требования на 1-2 класса ниже) Программа рассчитана для обучения детей, поступающих в детскую музыкальную школу в возрасте от 8 до 16лет. Данная программа рассчитана на преподавание предмета «Эстрадное пение» по 5- летней форме обучения. Занятия по предмету « Эстрадное пение » носят практический характер и проходят
в

форме индивидуальных уроков
. Уроки проводятся 2 раза в неделю в объеме 1 часа (45 мин. ). Один раз в неделю занятие проводится при участии концертмейстера. В конце учебного полугодия проходит
отчётный концерт,
на котором обучающийся обязан сдать на оценку подготовленную программу, исполненную под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму. Как правило, часть репертуара исполняется под живой аккомпанемент, а часть под минусовую фонограмму. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня имеющихся способностей учащихся и по мере решения определенных задач в обучении. Индивидуальная работа в течение каждого учебного года ведётся по заранее намеченному плану, утверждаемому администрацией школы. В плане указывается годовой учебный репертуар, определяется примерное количество концертных выступлений учащегося( 2 и более за год ), его участие в конкурсах, фестивалях различного уровня и музыкальных спектаклях.
Формы, принципы и методы учебной деятельности.
В основе предмета «эстрадное пение» должны лежать следующие педагогические
принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося; - постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения; - использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; - принцип эмоционального положительного фона обучения; - индивидуальный подход к учащемуся -доступность -интерес -активность -трудолюбие -оптимизм В качестве главных
методов
программы избраны методы:
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД:
широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ

МЕТОД:
используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это
новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

:
направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД

ИМПРОВИЗАЦИИ

И

СЦЕНИЧЕСКОГО

ДВИЖЕНИЯ
: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Метод

демонстрации

:
прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод:
- рассказ
-
беседа - обсуждение - сообщение задач
Метод разучивания:
- по элементам; - по частям; - в целом виде.
Метод анализа:
все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления. В результате освоения данной программы учащиеся
имеют представление о:

-
средствах музыкальной выразительности и элементах музыкальной -грамоты; -гигиене певческого голоса;
знают:

-наиболее употребляемые музыкальные термины; -этапы работы по освоению музыкального произведения; -характерные черты музыкальных жанров -читать нотный текст с листа
умеют:
- образно, эмоционально и осмысленно исполнять произведение; - управлять работой голосового аппарата; - использовать средства музыкальной выразительности при исполнении музыкального произведения; -исполнять произведение в ансамбле; - раскрепощённо держаться на сцене во время концертного выступления; - работать с фонограммой и микрофоном;
владеют навыками:
- певческими (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, чёткая и ясная дикция, правильная артикуляция); - работы с текстом. Программа даёт возможность: Развить певческий голос
:
освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое. Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию. Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму
:
познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике. Преодолеть психологические комплексы
:
благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению
:
привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости. Расширить обще-музыкальный кругозор учащихся
:
в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
11Учет успеваемости и формы подведения итогов
Учет и контроль успеваемости осуществляется по 5-ти балльной системе в конце каждой четверти. Основными
критериями определения оценки
учащихся являются:  уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;  степень выразительности исполнения;  проявление творческой активности;  учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя; При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее: - оценка годовой работы ученика на основе результатов его продвижения;
- результаты ученика на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами: переводной – во 2 классе и выпускной – в 5 классе. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. На выпускных экзаменах учащиеся исполняют четыре произведения различных по жанру и форме. Учащиеся 1-го класса в конце первого полугодия выступают на прослушивании (без оценки), в конце второго полугодия – на академическом концерте (с оценкой). В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах, которые проводятся в конце каждого полугодия. В течение учебного года для показа на академических концертах педагог должен подготовить с учащимся 4-5 произведения разных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые). Основной
формой учета успеваемости
ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка. В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт, по окончании курса – выпускной экзамен, на котором должна быть исполнена полная экзаменационная программа. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года. Форма контроля 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс Контрольный урок 2четверть 2четверть 4четверть 2четверть 4четверть I -4четверть - Акададемический концерт 4 четверть 2четверть 4 четверть 2четверть 4 четверть 2четверть 4 четверть - Прослушивание 2четверть 2четверть 2 четверть 3 четверть Переводной экзамен 4четверть 4 четверть 4четверть Выпускной экзамен 4четверть
Форма проведения урока по предмету «Эстрадное пение»



п/

п

Задачи

Кол-во

времени

Пояснения

Примечания



1
Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, а так же дикционная гимнастика и мимический тренинг и др. 5-10 мин. Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей. Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, как в тренажёрном зале, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Важна системность занятий. Определённые упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем уроке. Упражнения можно комбинировать по урокам.
Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.


2
Выполнение вокальных упражнений – распевок. 10-15 мин. Основная функция вокальных упражнений – систематическое совершенствование вокальных данных : постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, лёгкости и гибкости голоса и т. д. Кроме того, выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы. Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ученика, так и для групп учеников с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые на уровень сложнее.


3
Работа над репертуаром. 25- 30 мин. В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы: - разучивание песни ( точность мелодии, ритма, расстановка дыхания ,стилистические моменты). - работа по тексту ( дикция,идея произведения, характер, актёрские задачи ) - исполнение песни под аккомпанемент фор-но или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания , работа с микрофоном) - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа ). Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1 – 4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения ученика . Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении ученика и его возможностей на момент подбора песни.
Критерии подбора репертуара.
Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее ученику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к ученикам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка – главное правило « Не навреди! ». В мутационный ( переходной ) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается ), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне. Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара,
уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает. Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течении учебного года каждый обучающийся должен освоить несколько индивидуальных вокальных произведений .
Весь репертуар ( по принципу работы с ним ) можно разделить на три

категории.

Первая категория ( или высшая )
– это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном ( более полутора октав ), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо ), изощрённого ритмического рисунка и других сложностей. Например: В. Резников « Карточный домик », « Половинка », М. Дунаевский « Ах, этот вечер », А. Рыбников « Последняя поэма », « Алилуя любви », Ю. Началов « Если любишь », М. Минков « Эти летние дожди » и др.
Вторая категория
– песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуется. Например: Е. Крылатов «Крылатые качели», « Прекрасное далёко », М. Таривердиев « Маленький принц », М. Дунаевский « Цветные сны », « Ветер перемен », Д. Гершвин « Летом », А. Зацепин « Волшебник – недоучка », М. Минков « Старый рояль », « Ты на свете есть », J. Mandel « TheShadowofYourSmile » и др.
Третья категория
достаточно лёгкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается. Например : В. Шаинский « Антошка», « Песенка крокодила Гены », « Ожившая кукла », Г. Фиртич « Песня гангстеров », Д. Тухманов « Дровосек – жук », А. Рыбников « Песенка красной шапочки », Б. Савельев « Настоящий друг », J.Lennon « Yesterday» и др.

План выступлений учащихся в течение учебного года.

сентябрь

октябрь
*Выступление в концерте ДШИ, посвященном празднику «День учителя» . Учащимися исполняются произведения под аккомпанемент фортепьяно или минусовую фонограмму , на усмотрение педагога. *Выступление на контрольном уроке за 1-ю четверть. Обучающийся обязан спеть на оценку одно или несколько музыкальных произведений , в зависимости от года обучения.
ноябрь
*Выступление в концерте ДШИ, посвящённом празднику «День матери» . На выбор педагога исполняется одно или несколько тематических произведений.
декабрь
*Выступление в новогоднем концерте – спектакле. Кроме сольных эстрадных произведений приветствуется так же исполнение в дуэте , трио , ансамбле. *Выступление на отчётном концерте. Обучающийся представляет свою учебную программу за 1-е полугодие на оценку.
январь

февраль
*Выступление в концерте , посвящённом празднику « День защитника отечества ». На концерте приветствуется исполнение тематических музыкальных произведений.
Март
*Выступление в концерте ДШИ, посвящённом празднику « Международный женский день 8 марта ». На концерте исполняются одно или несколько произведений из учебной программы. *Выступление на контрольном уроке за 3-ю четверть. Обучающийся обязан спеть на оценку одно или несколько музыкальных произведений , в зависимости от года обучения.
апрель

Май
*Выступление на отчётном годовом концерте. Обучающийся представляет свою учебную программу за 2-е полугодие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программы:
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый-второй год обучения.

ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”.
Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Третий – четвёртый

год обучения.“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”.
Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Четвёртый-пятый год обучения
.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!”
Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появитьсяарии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. Содержание программы 1 класс
Цель:
раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Раздел 1. Теоретические сведения
Гигиена певческого голоса: - удобное время для занятий; - вредное воздействие на голосовой аппарат холода, жары, пыли и т.д. Средства музыкальной выразительности и элементы музыкальной грамоты: - Формы звуковедения: legato, staccato, non legato;
- динамика: p, f; - понятие унисон;
Раздел 2. Вокально-интонационные и технические навыки
Вокально-тембровая культура: - певческая установка: правильное положение корпуса, мышечная собранность певца, положение рта; рекомендации при пении сидя, стоя; - певческое дыхание: бесшумный вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох; плавное дыхание при сохранении постоянного чувства опоры; - певческая позиция: активизация верхних резонаторов для приобретения звонкого, полётного звука; - звукообразование: мягкая атака звука; формирование правильного певческого звука - открытого, но лёгкого, звонкого (избегать зажатый, форсированный звук); - работа над ансамблем: звуковысотным, т.е. частотным, что предполагает точное интонирование, и временным, когда выявляется качественная характеристика звука (артикуляция); Работа над дикцией и орфоэпией: произношение гласных и согласных; соблюдение произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке; - пение скороговорок, например: «бык тупогуб, тупогубенький бычок», Вокальные упражнения: - вокальные упражнения и попевки на развитие музыкальных способностей, расширение диапазона: 1) на гласные А, У, И, Ю, Я; 2) упражнения стабильного блока: - на дыхание; - на развитие артикуляции; - на подвижность диафрагмы (staccato); - на развитие ровности тембрового звучания; - на интонацию(в медл. темпе с использованием интервалов: ч1,м2,б2,м3,б3,ч8)
Раздел 3. Исполнительские навыки
Формирование навыков работы с фонограммой и микрофоном: - с фонограммой «плюс»; с фонограммой «минус», дублирующей мелодию песни; - технические навыки работы с микрофоном: включение, выключение; фиксация определённого расстояния между микрофоном и ртом при пении; положение «стойка», «рука». Работа над репертуаром:
- прослушивание произведения; разбор литературного текста; разучивание слов и мелодии по фразам; - разучивание детских песен различного характера под аккомпанемент фортепиано или фонограмму (-), где мелодия песни дублируется в аккомпанементе (одно-два произведения). - понимание по требованию педагога слова- петь «мягко», «нежно», «легко». Сценическая работа: - эмоциональное исполнение песни; - сценическое решение песни (в зависимости от характера произведения); - самостоятельная работа над образом. Профессионально-ориентированный уровень В течении года учащийся обязан разучить 1-2вокализа или песни напевного характера, 4-5 вокально-эстрадных произведений. Академический уровень В течении года учащийся обязан разучить 1вокализ,3-4 произведения Обще-эстетический В течении года учащийся должен разучить не сложные детские песенки- прибаутки, песни из мультфильмов и сказок(3-4),исполнять разные вокальные упражнения.
В результате обучения пению учащийся должен:

знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - гигиену певческого голоса; - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им внимания, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); - основы музыкальной грамоты; - различные манеры пения; - место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - петь короткие фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь легким звуком, без напряжения; - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь исполнять распевки; - к концу года спеть выразительно, осмысленно . На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения: детскую песню и вокализ или песню напевного характера. На переводном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную песню, ретро-песню. 2 класс
Цель:
сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма
Раздел 1. Теоретические сведения
Гигиена певческого голоса: - удобное время для занятий; - вредное воздействие на голосовой аппарат холода, жары, пыли и т.д.; - расшатывание голоса громкими разговорами и форсированным (усиленным) пением. Средства музыкальной выразительности и элементы музыкальной грамоты: - Формы звуковедения: legato, staccato, non legato; - динамика: p, f, pp, ff; crescendo, diminuendo; - понятия – унисон, кульминация музыкального произведения, резонаторы, регистр; степени устойчивые и неустойчивые.
Раздел 2. Вокально-интонационные и технические навыки
Вокально-тембровая культура: - певческая установка: правильное положение корпуса, мышечная собранность певца, положение рта; рекомендации при пении сидя, стоя - певческое дыхание: бесшумный вдох, мгновенная задержка дыхания и экономный выдох; плавное дыхание при сохранении постоянного чувства опоры; дыхательная гимнастика; - певческая позиция: высокая (активизация верхних резонаторов для приобретения звонкого, полётного звука); - звукообразование: мягкая атака звука; звонкость, полётность, микстовое, т.е. смешанное звучание; выравнивание звучания гласных; недопустимость носового звука. - работа над звуковысотным и временным ансамблем; Работа над дикцией и орфоэпией: - пение скороговорок, например: «на мели мы налима нашли», «шесть мышат в камышах шуршат»… Вокальные упражнения:
- вокальные упражнения и попевки на развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления и памяти, расширение диапазона: 1) на гласные А, У, Я, И, Ю; 2) упражнения стабильного блока: - на дыхание; - на развитие артикуляции; - на подвижность диафрагмы (staccato); - на развитие ровности тембрового звучания; 3) упражнения для высокой певческой позиции: - настройка на средних (и выше средних) нотах диапазона; - пение сверху вниз, при сохранении на нижних нотах «высокого» звучания. 3) упражнения включающие мажорные и минорные трезвучия; опевания, скачки на октаву вверх и вниз.
Раздел 3. Исполнительские навыки
Формирование навыков работы с фонограммой и микрофоном: - с фонограммой «плюс»; с фонограммой «минус», дублирующей мелодию песни; с фонограммой «минус» не дублирующей мелодию песни; - технические навыки работы с микрофоном: включение, выключение; фиксация определённого расстояния между микрофоном и ртом при пении; положение «стойка», «рука» (в неподвижном положении певца и при исполнении постановочного танца к песне); Работа над репертуаром: - прослушивание произведения; разбор интонационных, ритмических, темповых особенностей; разбор литературного текста; разучивание слов и мелодии по фразам - осознание учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации в работе над песнями; - разучивание детских эстрадных песен различного характера или русских народных песен в современной обработке под фонограмму (-) или аккомпанемент фортепиано (одно-два произведения) Сценическая работа: - эмоциональное исполнение песни; - сценическое решение песни (в зависимости от характера песни); - самостоятельная работа над образом.
В результате обучения пению учащийся должен

знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); - жанры вокальной музыки; - произведения различных жанров; - великих вокалистов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - точно повторить заданный звук; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса; - петь чисто и слаженно в унисон; - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; - дать критическую оценку своему исполнению; - характеризовать выступления великих вокалистов - использовать элементы ритмики и движения под музыку; - работать в сценическом образе; Профессионально-ориентированный уровень В течении года учащийся должен расширить диапазон до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, обязан разучить 2-3вокализа или песни напевного характера, 5-6 вокально-эстрадных произведений. Академический уровень В течении года учащийся обязан разучить 2вокализа,4-5 произведения Обще-эстетический В течении года учащийся должен разучить не сложные детские песни(3- 4),исполнять разные вокальные упражнения. На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную песню и вокализ. На переводном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную песню и русскую народную песню в современной обработке.
3 класс
Одной из главных задач обучения третьего года- соединение грудного и головного регистров, то есть микст.
Раздел 1. Теоретические сведения
Гигиена певческого голоса: - удобное время для занятий; - вредное воздействие на голосовой аппарат холода, жары, пыли и т.д.;
- расшатывание голоса громкими разговорами и форсированным (усиленным) пением; - влияние холодного времени года на организм певца; - закаливание горла. Средства музыкальной выразительности и элементы музыкальной грамоты: - формызвуковедения: legato, staccato, nonlegato; - динамика: p, f, pp, ff, mf, mp; crescendo, diminuendo; - понятия - унисон, динамика, кульминация музыкального произведения, диапазон, резонаторы, регистр, цепное дыхание, мажорный, минорный лад, ноты, ступени устойчивые и неустойчивые;
Раздел 2. Вокально-интонационные и технические навыки
Вокально-тембровая культура: - певческая установка: правильное положение корпуса, мышечная собранность певца, положение рта, освобождение мышц лица, шеи и челюсти; - певческое дыхание: бесшумный вдох, мгновенная задержка дыхания и экономный выдох; плавное дыхание при сохранении постоянного чувства опоры; дыхательная гимнастика цепное дыхание (непременное условие пения при цепном дыхании - механизм взятия дыхания через нос беззвучно); работа над цепным дыханием в распевке и изучаемых произведениях; - певческая позиция: высокая (активизация верхних резонаторов для приобретения звонкого, полётного звука); - звукообразование: три типа – мягкая (основная в звукообразовании), твёрдая и придыхательная атака звука; звонкость, полётность, микстовое, т.е. смешанное звучание; выравнивание звучания гласных; устойчивое положение гортани при артикуляции гласных во время пения; тембровая ровность ансамбля. - работа над звуковысотным и временным ансамблем; Работа над дикцией и орфоэпией: - слитное произношение двух гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами; - пение скороговорок, например: «бык тупогуб, тупогубенький бычок», «от топота копыт пыль по полю летит», «на мели мы налима нашли», «шесть мышат в камышах шуршат»… Вокальные упражнения: - вокальные упражнения и попевки на развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, техники, музыкального мышления и памяти, расширение диапазона: 1) на развитие чистой интонации; 2) упражнения стабильного блока:
- на развитие и укрепление певческого дыхания; - на развитие артикуляции; - на подвижность диафрагмы (staccato); - на развитие ровности тембрового звучания; - на сглаживание переходных нот; 3) упражнения для высокой певческой позиции: - настройка на средних (и выше средних) нотах диапазона; - пение сверху вниз, при сохранении на нижних нотах «высокого» звучания. 4) упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия, опевания, арпеджио в медленном темпе, тесситурные скачки, мажорные и минорные гаммы.
Раздел 3. Исполнительские навыки
Формирование навыков работы с фонограммой и микрофоном: - с фонограммой «плюс»; с профессиональной фонограммой «минус», не дублирующей мелодию песни; - технические навыки работы с микрофоном: включение, выключение; фиксация определённого расстояния между микрофоном и ртом при пении; положение «стойка», «рука» (в неподвижном положении певца и при исполнении постановочного танца к песне); бесшумная работа с микрофоном из положения «стойка» в положение «рука» и наоборот; работа над удобным положением шнура микрофона. Работа над репертуаром: - прослушивание произведения; разбор интонационных, ритмических, темповых, художественных особенностей; разбор литературного текста; разучивание слов и мелодии по фразам; - осознание учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и др. в работе над песнями; анализ и краткая характеристика исполняемого произведения; - разучивание детских эстрадных песен различного характера или русских народных песен в современной обработке под фонограмму (-) или аккомпанемент фортепиано (одно- два произведения); - подбор мелодии песни по слуху; Сценическая работа: - эмоциональное исполнение песни; - сценическое решение песни (в зависимости от характера песни); - самостоятельная работа над образом. Профессионально-ориентированный уровень В течении года учащийся обязан разучить 2-3вокализа или песни напевного характера,6-7 вокально-эстрадных произведений. Академический уровень
В течении года учащийся обязан разучить 2вокализа,5-6 произведений Обще-эстетический В течении года учащийся должен разучить1 вокализ, 4-5 произведений различного характера. На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную популярную песню и романс классического или современного типа. На переводном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную песню и песню военных лет. 4класс
Раздел 1. Теоретические сведения
Гигиена певческого голоса: - удобное время для занятий; - вредное воздействие на голосовой аппарат жары, пыли и т.д.; - расшатывание голоса громкими разговорами и форсированным (усиленным) пением; - влияние холодного времени года на организм певца; - закаливание горла; - приём пищи перед пением (за два часа), рекомендованная пища. Средства музыкальной выразительности и теория музыки: - формызвуковедения: legato, staccato, non legato, tenuto; - динамика: p, f, pp, ff, mf, mp, sp, sf; crescendo, diminuendo; - акцент; - фермата - теория музыки: мажорный, минорный лад, ноты, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие, интервал; понятия - унисон, кульминация, диапазон, резонаторы, регистр, цепное дыхание, канон.
Раздел 2. Вокально-интонационные и технические навыки
Вокально-тембровая культура: - певческая установка: правильное положение корпуса, мышечная собранность певца, положение рта, освобождение мышц лица, шеи и челюсти; - певческое дыхание: бесшумный вдох, мгновенная задержка дыхания и экономный выдох; плавное дыхание при сохранении постоянного чувства опоры; дыхательная гимнастика; - цепное дыхание: работа в распевке и изучаемых произведениях; - певческая позиция: высокая (активизация верхних резонаторов для приобретения звонкого, полётного звука);
- звукообразование: три типа – мягкая (основная в звукообразовании), твёрдая и придыхательная атака звука; звонкость, полётность, микстовое, т.е. смешанное звучание; выравнивание звучания гласных; устойчивое положение гортани при артикуляции гласных во время пения; тембровая ровность ансамбля; пение вибрато. - работа над звуковысотным (унисон) и временным (артикуляция, темп, тембр, нюанс, дикция, дыхание, динамика) ансамблем; - непрерывное общение каждого поющего в ансамбле с дирижёром (видеть, понимать его указания, точно исполнять их). Работа над дикцией: - зависимость характера певческой дикции при неизменном соблюдении чёткости произношения от характера музыки, содержания произведения, его образности; - раздельное пение двух одинаковых гласных, находящихся на одной высоте, на стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения; закрепление пройденного материала по орфоэпии; - пение скороговорок, например: «на дворе трава, на траве дрова», повторение пройденных скороговорок. Вокальные упражнения: - вокальные упражнения и попевки на развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, техники, музыкального мышления и памяти, расширение диапазона: 1) на развитие чистой интонации; 2) упражнения стабильного блока: - на развитие и укрепление певческого дыхания; - на медленный долгий выдох; - на развитие артикуляции; - на подвижность диафрагмы (staccato); - на развитие ровности тембрового звучания; - на сглаживание переходных нот и выравнивание регистров; 3) упражнения для высокой певческой позиции: - настройка на средних (и выше средних) нотах диапазона; - пение сверху вниз, при сохранении на нижних нотах «высокого» звучания; 4) упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия, опевания, арпеджио, тисситурные скачки, мажорные и минорные гаммы, скачки на квинту, октаву вверх и вниз.
Раздел 3. Исполнительские навыки
Формирование навыков работы с фонограммой и микрофоном: с фонограммой «плюс», подражая исполнителю- профессионалу, (с дальнейшим анализом всех плюсов и минусов услышанного и последующим внесением своих элементов); с профессиональной фонограммой «минус»;
- технические навыки работы с микрофоном: фиксация определённого расстояния между микрофоном и ртом при пении (в зависимости от динамики); положение «стойка», «рука» (в неподвижном положении певца и при исполнении постановочного танца к песне);бесшумная работа с микрофоном из положения «стойка» в положение «рука» и наоборот; работа над удобным положением шнура микрофона при поворотах вокруг своей оси и передвижением по сцене; навык свободного владения микрофоном правой, и левой рукой. Работа над репертуаром: - прослушивание произведения; разбор интонационных, ритмических, темповых, художественных особенностей; разучивание слов и мелодии по фразам; - осознание учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и др. в работе над песнями; анализ и краткая характеристика исполняемого произведения; - разучивание детских эстрадных песен различного характера или русских народных песен в современной обработке под фонограмму (-) или аккомпанемент фортепиано (одно-два произведения на выбор); - формирование умения подбирать мелодии произведений по слуху; - развитие творческих способностей на основе вариантности мелодий, стремления учащихся к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения (вокальные украшения, изменение фразировки, смещение кульминации). Сценическая работа: - осмысленное, выразительное, эмоциональное, художественное вокальное исполнение песни; - сценическое решение песни: смысловое единство текста, музыки и постановки движений; - артистизм исполнения; - общая манера исполнения в ансамбле (для ансамблевого пения). Профессионально-ориентированный уровень В течении года учащийся обязан разучить 3-4вокализа или песни напевного характера,8-9 вокально-эстрадных произведений(1зарубежную). Академический уровень В течении года учащийся обязан разучить 3вокализа,6-7 произведения Обще-эстетический В течении года учащийся должен разучить2 вокализа, 5-6произведений различного характера
На зачётном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения: отечественную и зарубежную песню. На переводном экзамене в конце второго полугодия должен исполнить два произведения: современный отечественный хит и произведение по выбору из пройденного материала. ; 5класс
Цель:
через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства
Раздел 1. Теоретические сведения
Гигиена певческого голоса: - закаливание горла; - приём пищи перед пением (за два часа), рекомендованная пища; - злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. - переутомление; - нарушения певческого звука, связанные с ежемесячным циклом у женщин; - фониаторские осмотры; - согласованность разговорной речи и вокальных принципов; - способность выдерживать физические нагрузки (передвижение в транспорте, репетиции и концерты) Средства музыкальной выразительности и теория музыки: - формы звуковедения: legato, staccato, non legato, tenuto, portamento, glissando; - динамика: p, f, pp, ff, mf, mp, sp, sf; crescendo, diminuendo, динамическая атаказвука (драйв); - акцент; - фермата; - темп; allegro, andante, moderato, adagio, presto, largo; - агогика; - теория музыки: мажорный, минорный лад, ноты, трезвучие, интервалы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль), пауза, длительности, тональность, размер; понятия - унисон, динамика, кульминация, диапазон, резонаторы, регистр, тесситура, канон, тембр, цепное дыхание, acapella, нюанс.

Раздел 2. Вокально-интонационные и технические навыки
Вокально-тембровая культура: певческая установка: правильное положение корпуса, мышечная собранность певца, положение рта, освобождение мышц лица, шеи и челюсти; - певческое дыхание: плавное дыхание при сохранении постоянного чувства опоры; дыхательная гимнастика; отражение характера певческого дыхания на характере звучания голоса певца; - певческая позиция: наличие высокой певческой форманты (звонкость, «высокая позиция»); - звукообразование: мягкая атака звука; звонкость, полётность, микстовое, т.е. смешанное звучание; выравнивание звучания гласных; устойчивое положение гортани при пении; тембровая ровность ансамбля; подвижность голоса; пение вибрато; влияние мимики на характер звукообразования; соотнесение артикуляции гласных с различными формами звуковедения, вокальная естественность, возможность более продолжительного пения без относительной утомляемости и гибкость, лёгкость в исполнении различных технических, динамических и штриховых приёмов; - работа над ансамблем: звуковысотным: интонация - горизонталь и строй – вертикаль; временным (артикуляция, темп, тембр, нюанс, дикция, дыхание, динамика, фразировка, ритм, акцент фермата, агогика); единство, согласованность, уравновешенность исполнения; непрерывное общение каждого поющего в ансамбле с дирижёром (видеть, понимать его указания, точно исполнять их). Работа над дикцией и орфоэпией: - зависимость характера певческой дикции при неизменном соблюдении чёткости произношения от характера музыки, содержания произведения, его образности; -повторение пройденных правил орфоэпии; возвратные частицы сяисьпроизносятся твёрдо и прикрыто, как са и с; в сочетании стн, здн т и д не произносятся: грустно - грусно, поздно - позно; ; сочетания сш и зш в середине слова и на стыках с предлогом произносятся как твёрдое долгое ш :бесшумно – бешш умно, а на стыке двух самостоятельных слов – как написан произнёсшёпотом; пение скороговорок, например: «рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался»; повторение всех пройденных скороговорок. - усложненные вокальные упражнения и попевки на развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, внимания, техники, музыкального мышления и памяти, расширение диапазона:
1) на развитие чистой интонации; 2) упражнения стабильного блока: - на развитие и укрепление певческого дыхания; - на медленный долгий выдох; - на развитие артикуляции; - на подвижность диафрагмы (staccato); - на развитие ровности тембрового звучания; - на сглаживание переходных нот и выравнивание регистров; 3) упражнения периодически обновляющегося блока: - на лёгкость, подвижность и гибкость голоса; - на зубные язычные согласные - Д, З, Т, Р, Л, Н; - на губные - Б, П, В, М; 4) упражнения для высокой певческой позиции: - настройка на средних (и выше средних) нотах диапазона; - пение сверху вниз, при сохранении на нижних нотах «высокого» звучания; 5) упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия, опевания, арпеджио, тесситурные скачки, мажорные и минорные гаммы, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в подвижном темпе; 6) упражнения, построенные на пунктирном и синкопированном ритме, характерных для джазовой музыки, а также ритмические упражнения для ознакомления учащихся со специфическими приёмами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, драйв. 7) пение отечественных и зарубежных популярных песен, вокализов, романсов, джазовых композиций.
Раздел 3. Исполнительские навыки
Формирование навыков работы с фонограммой и микрофоном: - фонограммой, «плюс» подражая исполнителю профессионалу (с дальнейшим анализом всех плюсов и минусов услышанного и последующим внесением своих элементов); с профессиональной фонограммой «минус»; - технические навыки работы с микрофоном: фиксация определённого состояния между микрофоном и ртом при пении; положение «стойка», «рука» (в неподвижном положении певца и при исполнении постановочного танца к песне); бесшумная работа с микрофоном из положения «стойка» в положение «рука» и наоборот; работа над удобным положением шнура микрофона при поворотах вокруг своей оси и передвижением по сцене; навык свободного владения микрофоном правой, и левой рукой Работа над репертуаром: - прослушивание произведения; разбор идейно- художественного содержания музыкального произведения и его вокально-технических трудностей; разучивание слов и мелодии;
- работа над произведением acapella; - работа над каноном; - работа над двух - и трёхголосием; - работа над иностранным текстом произведения; - умение читать ноты и подбирать мелодии произведений по слуху; - развитие творческих способностей на основе вариантности мелодий, стремления учащихся к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения; - выявление стилистических особенностей произведения; - развитие интереса к лучшим художественным образцам музыкальных произведений; - современные направления эстрадной музыки; - разучивание отечественной популярной песни, современного хита, или зарубежной популярной песни (одно-два произведения на выбор); - разучивание русской народной песни, ретро, классического произведения, произведения из мюзикла или спектакля (одно-два произведения на выбор). Сценическая работа: -осмысленное, выразительное, эмоциональное, художественное вокальное исполнение песни; - сценическое решение песни: смысловое единство текста, музыки и постановки движений; - артистизм исполнения; - чувство ансамбля (для групповых занятий); - сценическое поведение учащихся; - раскрепощённость на сцене.
В результате обучения пению учащийся должен:

знать, понимать:
- основные типы голосов; - жанры вокальной музыки; - типы дыхания; - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; - реабилитация при простудных заболеваниях; - особенности многоголосого пения; - обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах . Профессионально-ориентированный уровень
В течении года учащийся обязан разучить 3-4вокализа или песни напевного характера,8-9 вокально-эстрадных произведений(1зарубежную). Академический уровень В течении года учащийся обязан разучить 3вокализа 7-8 произведений различного характера Обще-эстетический В течении года учащийся должен разучить2 вокализа, 6-7произведений различного характера На выпускном экзамене учащийся исполняет 3-4 произведения, разные по жанру : 1- исполнение джазового или блюзового стандарта ; 2- исполнение быстрой темповой песни; 3- исполнение медленной, лиричной композиции; 4- исполнение произведения зарубежных композиторов на иностранном языке;
Примерный репертуарный список

1 год обучения
Н. Ваккаи Вокализ№1 Вокализ №2 Ф. Абт Вокализы И.Брамс « Колыбельная» В.Шаинский «Крейсер «Аврора» «Улыбка» Е.Крылатов «Не волнуйся понапрасну» М.Дунаевский «33 коровы» О.Юдахина, Н.Соловьёва «Старый дом» Т. Хренников «Московские окна» В.Шаинский «Ожившая кукла» Ю. Саульский «Чёрный кот» М. Дунаевский «33 коровы» И. Цветков «Золушка» В. Шаинский «Пропала собака» В. Шаинский «Ябеда - корябида» Р. Струве «Школьный корабль» А. Лядов «Колыбельная» Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» Е.Ботяров «Вернусь, сказал солдат»

2 год обучения
Н.Ваккаи «Вокализы№3,6» Ф.Абт «Вокализы№2,3» Русские народные песни «Я на горку шла» «Во поле берёза стояла» «Со вьюном я хожу» В.Шаинский «Облака» Сл. Сурикова «Степь да степь кругом» Д.Тухманов «Чистые пруды» И.Дунаевский «Песенка о капитане» М.Таривердиев «Маленький принц О.Полякова, В.Орлова «Журавли» А. Макаревич «Осень» А. Зацепин « Волшебник - недоучка» Б.Потёмкин « Сосед» А. Пахмутова «Старый клён» В. Шаинский «Сказки» И.Дунаевский «Песенка о капитане» Р. Паулс «Чарли» Е. Крылатов «Ласточка» Р. Паулс «Кашалотик» Р. Паулс «Неразумное желание
3 год обучения
И.Блантер «В лесу прифронтовом» К.Листов «В землянке» Н.Богословский «Тёмная ночь» М.Блантер «Катюша» В.Шаинский «Чунга – чанга» «Когда мои друзья со мной» Ю.Саульский «Чёрный кот» Р.Паулс«Чарли» О.Газманов«Офицеры» А.Макаревич «Поворот» Д.Тухманов«День победы» Ю. Началов «Ах, школа, школа» Ю. Началов «Дюймовочка» М. Дунаевский «Леди совершенство» М. Дунаевский «Цветные сны» В. Цветков «Снова вместе» В. Цветков «Может это не любовь» Ж. Колмагорова«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» Ж. Колмагорова «Лампа Алладина» Ж. Колмагорова«Звёздная ночь»
Р. Паулс «Миллион алых роз» А.Петров Романс Настеньки «О бедном гусаре замолвите слово» «А напоследок я скажу» В.БаснерРоманс из кинофильма « Дни турбинных»
4 год обучения
В.Абаз «Утро туманное» А.Гурилёв «Однозвучно гремит колокольчик» А.Новиков «Смуглянка» Е.Крылатов «Прекрасное далёко» М.Дунаевский «Цветные сны» «Непогода» Русские народные песни «Калинка» Обр.А.Егорова «Не летай, соловей» И.Николаев «Мельница» А.Пахмутова«Надежда» А.Островский «А у нас во дворе» Р.н.п., сл. Д.Садовникова«По Дону гуляет казак молодой» Н.Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты» Р.Роджерс«Мои любимые вещи» Ф.Лоу «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Т.Хренников Колыбельная Светланы из кинофильма «Гусарская баллада» Е. Крылатов«Где музыка берёт начало» М. Таривердиев «Маленький принц» Э. Пресли «Lovemetender» В. Цветков «Мушкетёр» Ж. Колмагорова «Отчий дом» В. Цветков «Рок-звезда» Ж. Колмагорова«Саксофон» М. Минков «Старый рояль» Е. Птичкин «Эхо любви» Е.Крылатов «Цирк»
5 год обучения
Д.Тухманов «Напрасные слова» П.Булахов «Колокольчики мои»
М.Фрадкин «У деревни Крюково» Э.Колмановский «Алёша» Русские народные песни «На горе – то калина» Сл.Садовникова «Из – за острова на стрежень» А.Макаревич «Осень» И.Дунаевский «Весна идёт» из кинофильма «Весна» П.Маккартни «Вчера» К.Кельми «Замыкая круг» М.Минков «Куда уходит детство» Дж.Герман«Хелло, Долли!» из мюзикла «Хелло,Долли» Я.Френкель «Журавли» Б.Кемпферт«Странники в ночи» А.Рыбников «Последняя поэма» Ф.Шуберт«AveMaria» М.Легран «Буду ждать тебя» из кинофильма «Шербургские зонтики» А.Бабаджанян«Ноктюрн» Е. Мартынов «Лебединая верность» Е. Мартынов «Путь к свету» А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» М. Минков «Ты на свете есть» Ю. Началов«Герой не моего романа» М. Минков «Эти летние дожди» Б. Мэй«I Want To Break Free» М. Легранд «I Will Wait for You» J. Mandel « The Shadow of Your Smile » А. Максимов «Если в сердце живёт любовь»
Список нотной литературы
Вдовиченко О. сб. «Весенняя капель» Кукушка стр.8
Домовой стр.38 Пёстрый колпачок стр. 70 Слон и скрипочка стр.72 Танец стр.95 Снежная песенка стр.102 Дубравин Я. сб. «Музыка в лесу» Весёлые карусели стр8 Задорные чижи стр.30 Летняя песенка стр.44 Поросята стр.48 Ермолаев П.И. сб «Весёлые песенки для малышей» Лесной хоровод стр.8 Осень золотая в гости к нам пришла стр.9 Дискотека в зоопарке до утра стр 13 Михайлова М.А « Развитие музыкальных способностей детей» Лесенка стр.34 Дятел стр.110 Снежок стр.156 Самолёт стр.159 Орлова Т.М.сб «Учите детей петь» Цирковые собачки стр.24 Музыкальное эхо стр.25 Горошина стр.30 Лошадки стр.41 Мы поём стр.46 Кузнец стр.51 Колыбельная стр.55 Поплянова Е. «Уроки господина канона» Румер М., Грищенко К. сб. «Музыка» 1 класс Утёнок стр.45 Звукоряд стр.35 Андрей воробей стр36 Весёлый музыкант стр.40 Эхо стр.62 Не летай соловей стр. 68 Баюбай стр.81 Ай-я, жу-жу стр.97 Сб «Музыка» 3 класс Осень стр17 Мишка с куклой пляшут полечку стр.18 Уж ты, зимушка зима стр. 38
Список используемой литературы.

1.Палашкина Г.В. Эстрадное пение. Примерная учебная программа.Москва,2002 2. Воинова Н.С., Смоляницкая В.С., Бородачева В.Д. Нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. Программа Сольное пение. Вокальный ансамбль. Москва, 1988г. 3Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Новосибирск, 1998г. 4. Казак Н.А. Эстрадный вокал: Рабочая учебная программа. Калтан,2005г. 5. Корягина А.В. Вокальная школа «Возвращение к голосу». Санкт- Петербург, 2003г. 6. Палашкина Г.В. Эстрадное пение: Примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Научно-методический центр по художественному образованию. Москва, 2002г. 7. Покусаева О.В. . Эстрадное сольное пение: Программа для школ искусств с 5-летним сроком обучения. Новосибирск, 2002г. 8 Попов В.С., Тихеева Л.В., Халабузарь П.В. Хоровое и вокальное исполнительство: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. Москва, 1988г. 9 Попов В.С., Тихеева Л.В., Иодко М.П., Халабузарь П.В. Хоровой класс: Программа. Москва, 1988г. 10 Ригсс С.В. Как стать звездой: Вокальная школа. 11.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г. 12.Соколова Е.В. Программа по курсу вокала для детских музыкальных школ. Кемерово, 2000г. 13. Хасанзянова Т.А. Эстрадное пение: Примерная программа для детских музыкальных школ, эстрадно-джазовых школ и эстрадно-джазовых отделений детских школ искусств. Москва, 2005г.


В раздел образования