Напоминание

"Анализ современного урока"


Автор: Короткова Любовь Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин
Учебное заведение: БУПО Нижневартовский строительный колледж
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО- ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: "Анализ современного урока"
Раздел: начальное образование





Назад





Анализ современного

Анализ современного

урока

урока
преподаватель специальных преподаватель специальных дисциплин Короткова Л.В. дисциплин Короткова Л.В. Нижневартовск Нижневартовск

Анализ современного урока

Анализ современного урока
 Анализ любого урока представляет собой комплексный Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства профессионально-педагогического мастерства  Современный урок — у рок , соответствующий нынешним Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. выпускника.

Общие закономерности учебного

Общие закономерности учебного

процесса

процесса
 Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. развития личности.  Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. теории и практики обучения.  Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению. учебных возможностей учащихся по их применению.  Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. обучения.  Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. (общественных, экономических, педагогических) стимулов.  Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. преподавания и учения.  Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей протекает и взаимосвязанности всех закономерностей

Типы анализа урока

Типы анализа урока
 - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно- - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно- воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; работы;  краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; его качества;  комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. обучения специалистов.  аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. эффективности отдельных приемов деятельности учителя.  Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. психологический, воспитательный, методический, организационный.  Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Общие критерии анализа урока

Общие критерии анализа урока
 Результативность Результативность . Считается, что . Считается, что результативность урока зависит от результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических новейших психолого-педагогических достижений. достижений.

Основные пути повышения

Основные пути повышения

эффективности урока

эффективности урока
 постановка и решение познавательных, воспитательных и постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; развивающих задач;  оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся); индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);  стимулирование и формирование познавательных интересов стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся; учащихся;  применение активизирующих методов и средств обучения; применение активизирующих методов и средств обучения;  организация самодеятельности учащихся; организация самодеятельности учащихся;  единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих; так и общих;  организация оперативной обратной связи; организация оперативной обратной связи;  формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата; создание благоприятного психологического микроклимата;  интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся. учащихся.

Структура урока

Структура урока
 Одним из актуальных требований является Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных нахождение оптимальных и содержательных методов обучения. методов обучения.  Структура урока строится на основе Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников дезорганизующих учеников

Активизация познавательной

Активизация познавательной

деятельности учащихся

деятельности учащихся
 Для эффективного усвоения знаний необходимо, Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических активных мыслительных и практических действий каждого ученика. действий каждого ученика.  Закономерно, что чем активнее познавательная Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной формирование учебно-познавательной деятельности. деятельности.

Уровни самоанализа урока

Уровни самоанализа урока
 Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. деятельностью.  Оценочный, когда оценивается соответствие результата Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. урока намеченному целям и плану.  Методический, когда анализируется урок с позиций Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. существующих требований к уроку.  Рефлексивный, когда определяются причины и Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию. привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ урока

Самоанализ урока
 Это мысленное разложение проведенного Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу

Основные требования к анализу

урока

урока
 цель и задача анализа темы; цель и задача анализа темы;  знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; требований и методических рекомендаций;  умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; анализировать свой урок;  характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;  обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;  обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; методов и средств;  психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; упражнений, выполняемых учащимися на уроке;  оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; урока;  выполнение намеченных задач урока; выполнение намеченных задач урока;  оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;  умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;  удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); отдельными этапами);  намечаемые меры по устранению недостатков намечаемые меры по устранению недостатков

Самоанализ урока

Самоанализ урока
 Оценка общей структуры урока Оценка общей структуры урока  Реализация основной дидактической цели урока  Осуществление развития учащихся в процессе обучения  Воспитание в процессе урока.  Соблюдение основных принципов дидактики  Работа учителя на уроке  Работа учащихся на уроке

Диагностическая карта

Диагностическая карта

1. Анализ

1. Анализ

дидактических

дидактических

категорий

категорий
 Умение педагога Умение педагога формулировать цель, формулировать цель, основные задачи основные задачи

Цели:

Цели:
 Обучающая Обучающая : систематизировать знания : систематизировать знания  Развивающая Развивающая : способствовать : способствовать формированию коммуникативных навыков формированию коммуникативных навыков

Средства обучения

Средства обучения
Отбор: Отбор:  адекватных целей адекватных целей  методов, методов,  приемов, приемов,  средств обучения средств обучения  (Дидактическая (Дидактическая обработка материала) обработка материала)  Словесные, Словесные,  наглядные, наглядные,  репродуктивные, репродуктивные,  частично -поисковые. частично -поисковые.  Методы контроля, Методы контроля, самоконтроля самоконтроля

Самостоятельная творческая

Самостоятельная творческая

деятельность учащихся

деятельность учащихся
 Система опережающих з а д а н и й , Система опережающих з а д а н и й , организация ролевой игры. организация ролевой игры.  Создание условий для самостоятельной Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу работы по изученному материалу

Методы обучения цели и задачи

Методы обучения цели и задачи

урока

урока
 Использование учащимися плана Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового. план элементов нового.

Развитие

Развитие

познавательных

познавательных

интересов

интересов
 Проблемное изложение материала (самими Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления. доказательного поискового мышления.

Реализация педагогом

Реализация педагогом

воспитательной функции урока

воспитательной функции урока
 Реализовано формирование гражданской Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу отношение к изучаемому материалу

Вариативность использования

Вариативность использования

способов, приемов и средств

способов, приемов и средств
 Обеспечена в соответствии с типом и видом Обеспечена в соответствии с типом и видом урока урока

Умение вывести учебную ситуацию на поиск

Умение вывести учебную ситуацию на поиск

путей совершенствования

путей совершенствования

(решения, ответа )

(решения, ответа )
 Через работу экспертных групп учащихся, Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе которым предоставлялось слово в процессе большого диалога. большого диалога.

Обучение умениям

Обучение умениям

самообразования

самообразования
 Через методы самостоятельной Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой). работа по образцу, работа с книгой).

Преемственность в развитии учебных и

Преемственность в развитии учебных и

исследовательских умений

исследовательских умений
Совершенствование учебных умений и Совершенствование учебных умений и навыков : навыков : Изложение Логика Рассуждение Аргументированность

Методика проблемного обучения

Методика проблемного обучения
 Учитель владеет методами проблемного Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся. задачи развития учащихся.

Методикой исследовательского

Методикой исследовательского

обучения

обучения
 Эвристический метод и частично Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком исследовательской работе на более высоком уровне. уровне.  Учитель овладевает исследовательскими Учитель овладевает исследовательскими методами. методами.

Учебный процесс

Учебный процесс
 На этом построен урок На этом построен урок

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля
 Для чего необходим учителю самоанализ Для чего необходим учителю самоанализ урока? урока?  Назовите основные требования к Назовите основные требования к современному уроку. современному уроку.  По каким аспектам можно проводить По каким аспектам можно проводить анализ урока? анализ урока?  Назовите основные критерии оценки Назовите основные критерии оценки эффективности урока. эффективности урока.

Литература

Литература
 Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004. П.И.Пидкасистого, М., 2004.  Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.  Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000. развивающего обучения. М., 2000.  Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004. М., 2004.  Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005. Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.  Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005. Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.  Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.


В раздел образования