"Система работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения"
Автор: Самохвалова Елена Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Усть - Абаканская СОШ" Населённый пункт: р.п. Усть - Абакан, Республика Хакасия Наименование материала: Статья Тема: "Система работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения" Раздел: среднее образование
Система работы с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения
Самохвалова Е.А., учитель
МБОУ «Усть – Абаканская СОШ»,
Республика Хакасия
Проект «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего
образования определяет деятельность по формированию и развитию системы поддержки
талантливых детей. В проекте отмечается, что необходимо будет создать как специальную
систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для
проявления
и
развития
способностей
каждого
ребёнка,
стимулирования
и
выявления
достижений одарённых детей.
Модернизация российского образования диктует необходимость изменения приоритетов
в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную
задачу повышения качества образования, но и
требует от
школы решения проблемы
адаптации ребенка в окружающем мире.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития
школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напря женной
общеобразовательной
работой
в
школе.
Необходимым
условием
этого
является
использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития ода-
ренности. Только в этом случае возможно раскрыть творческие возможности и ученика и
учителя, целенаправленно формируя у них увлеченность творческой деятельностью в той
или иной предметной области (или раскрыть предрасположенность к ней) и обеспечивая
тем самым их самореализацию для их личностного роста.
Школьная жизнь должна быть заполнена таким содержанием, такой деятельностью,
которая поможет развить талантливую одарённость ребёнка.
Ребёнок генетически расположен к учению. Сама природа ребёнка ориентирована на
познание окружающего. Вот почему мы слышим от ребёнка в самом раннем возрасте
вопросы «почему?», «а что это такое?».
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок
рождается исследователем. Творчески работающий воспитатель, учитель понимает, что
воспитание,
обучение
должно
осуществляться
без
насилия
над
ребёнком
в
условиях
доминирования исследовательских методов обучения. Дж. Дьюи определял ребёнка как
центральную фигуру в процессе обучения: «Он солнце, вокруг которого вращается весь
педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены,
способности должны упражняться». Для развития личностных компетентностей учащихся
в
образовательном
учреждении
необходимо,
чтобы
работа
с
одарёнными
детьми
осуществлялась в системе.
Развитие творческого потенциала одаренных детей через активные виды
деятельности
Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и
реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход
к обучению одарённых - это организация углубленного и ускоренного изучения детьми
содержания
школьной
программы.
В
стандартные
программы
в
различной
форме
включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение
уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию
оптимальных условий развития одаренности. В обычной школьной программе почти нет
творческих заданий. В соответствии с этим и в усложненных программах для одаренных
детей не уделяется никакого внимания творческому развитию. А развитие потребности в
творчестве,
развитие
личностных
характеристик,
способствующих
реализации
одаренности, также важно при работе по повышению их интеллектуального уровня.
В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных
детей
творчеству,
умению
общаться,
формированию
лидерства
и
других
творческих
личностных
качеств,
способствующих
в
будущем
социальной
реализации
творческой
личности.
При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы
обучения.
Для
развития
творческой
познавательной
активности
необходимо
стиму -
лировать и поощрять самостоятельные акты
познавательной
активности.
Средствами
познавательной
активности
в
проблемной
ситуации
могут
выступать
вопросы
разных
типов.
Сложившаяся
форма
общения
в
процессе обучения (спрашивающий учитель - отвечающий ученик) блокирует активность
школьника в постановке вопросов. Это приводит к тому, что, если у младших детей еще
есть слабые попытки диалога с учителем, то подростки уже боятся задавать вопросы. А
способы стимуляции исследовательской активности доступны практически каждому
учителю:
от
игры
в
вопросы
с
младшими
до
организации
дискуссий,
проблемных
диалогов, отвечающих познавательным запросам подростков.
Каковы же пути практической реализации изложенных выше требований к обучению
одаренных детей? Здесь можно выделить несколько подходов к организации учебного
процесса. Первый заключается в том, что одаренные дети обучаются и воспитываются в
условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, содержащим элементы
ускорения и обогащения, что предполагать периодическое «перепрыгивание» в более
старший класс. Второй подход - это создание для одаренных детей особых классов в
структуре
обычной
школы.
И
наконец,
третий
-
организация
для
одаренных
детей
специальных
школ.
В
качестве
аргумента
против
создания
специальных
школ
для
одаренных часто приводят мнение о том, что одаренный ребёнок в конце концов основную
часть своей жизни должен прожить в обществе, состоящем из людей всех типов, и
поэтому
следует
не
изолировать
его
от
этих
людей,
а
обеспечить
соответствующую
интеллектуальную нагрузку. А специальные классы для одаренных в структуре массовой
школы, с одной стороны, не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с
другой - обеспечивают им возможность учиться вместе с такими же, как они или еще
более способными учениками.
Важным моментом является необходимое условие сохранения психологического
здоровья детей, и на него должно быть обращено самое пристальное внимание; должна
быть разработана система психологических и
педагогических мер во избежание формирования, у одних детей комплекса избранности,
неординарности, а у других - неполноценности, ущербности.
Организация
в
школе
специальных
факультативов,
различных
развивающих
групп,
творческих конкурсов, летних курсов также призвана способствовать удовлетворению по-
требностей
разных
категорий
учащихся.
Важно
и
то,
что
педагогический
коллектив,
владеющий
принципами
работы
с
одаренными
детьми,
будет
применять
их
и
во
взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта,
креативности и личности.
Детей с личностным типом развития одаренности не так много. Поэтому существенно,
чтобы они знали, что они не одиноки, что есть и другие дети с теми же проблемами, столь
непохожими на проблемы «обычных» детей, что они не отвергаются другими детьми и
естественно
взрослыми.
Формы
работы
с
такими
детьми
могут
быть
разными
от
индивидуальной до спецклассов и разнообразных школьных и внешкольных состязаний,
конкурсов, олимпиад и т.п.
Таким образом научно-педагогическая проблема одаренности и одаренных детей
предстает
как
совокупность
дидактических,
дидактико-психологических,
психолого-
дидактических теорий и методов обучения и развития одаренных детей в системе общего
среднего, высшего, дополнительного (центры творчества детей и юношества, детские
лагеря и летние и зимние школы для одаренных) и негосударственного образования, а
также
в
массовой
общеобразовательной
школе
и
в
образовательных
учреждениях,
специально ориентированных на работу с одаренными детьми.
Развитие системы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Особенность общеобразовательных школ состоит в разнородности контингента
учащихся: обучаются дети и с повышенной, и с пониженной готовностью к обучению, в
том числе и одарённые дети. Отсюда встаёт проблема: как обучать одарённых детей в
условиях общеобразовательного учреждения? В микросоциум МОБУ «Усть - Абаканская
СОШ» входят два учреждения дошкольного образования, учреждение культуры ДК им.
Ю.А.Гагарина,
спортивный
комплекс
«Химик»,
на
базе
школы
работают
кружки
дополнительного образования. Между учреждениями и школой уже давно сложились
добрые взаимоотношения, педагогами соблюдается преемственность в работе с детьми
всех возрастных групп, начиная с дошкольного учреждения,
педагоги работают над
развитием каждого ребёнка и поддерживают наиболее одарённых, талантливых детей.
Обучающиеся
школы являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов,
спортивных соревнований различного уровня.
Дошкольный и школьный психологи ежегодно проводят диагностику интеллектуального
развития дошколят (наши будущие ученики) и учащихся начальных классов с целью
раннего выявления одарённых и потенциально одарённых детей, используя методики Г.Ю.
Айзенка, методики из пакета «Интеллект» и др. Банк данных одарённых детей передаётся
из ДОУ в ОУ. Социальный педагог школы проводит анкетирование родителей начального
и среднего звена по выявлению видов одарённости у их детей. Максимум усилий для
развития общих способностей детей надо прилагать в дошкольном и младшем школьном
возрасте с целью создания условий для их развития.
Анализ сложившейся практики работы с одарёнными детьми в нашей школе показывает,
что необходимо выстроить систему работы с одарёнными детьми, начиная с дошкольного
возраста, регламентированную документами.
Разделы проекта:
I. Организационное и методическое обеспечение;
II. Содержание образовательного процесса;
III. Социально-психологическое обеспечение;
IV. Работа с родителями;
V. Организация и содержание внеклассной работы.
Организационное и методическое обеспечение
При построении системы работы с одарёнными детьми необходимо
решить следующие задачи:
- определение состава функций, которые должны реализоваться при
управлении;
- выбор методов и средств реализации функций;
- определение состава органов управления, которые будут реализовывать эти функции, и
их взаимоотношений;
- определение структуры действий при реализации каждой функции
управления;
- распределение полномочий и ответственности за их выполнение;
-
определение
ответственности
за
руководство
и
контроль
над
выполнением
управленческих действий.
Работа с одарёнными детьми, а вернее сказать, с детьми «с элементами одарённости»
проводится по направлениям:
- выявление, сопровождение и поддержка одарённых детей;
- создание благоприятной среды для развития одарённости;
- организация работы с родителями одарённых детей;
- расширение системы сетевого и дистанционного образования одарённых детей;
- организация методической работы с учителями;
- научно – исследовательская работа;
- создание банка данных «Талантливый учитель – одарённый ученик»;
- повышение квалификации педагогов.
Содержание образовательного процесса
При создании желаемой системы работы с одарёнными школьниками, следует провести
корректировку целей ОУ и получить ответ на вопрос о том, какой бы хотелось видеть
систему работы в будущем. А значит, в школе создать условия:
- стабильный высокопрофессиональный коллектив педагогов;
- интеграция школы с другими структурами – ВУЗами, предприятиями;
- система мотивирующих факторов (моральное стимулирование – проведение праздников
чествования учащихся, победителей творческих конкурсов и олимпиад, а также учителей,
подготовивших учащихся, например, на ежегодном школьном празднике «Нами гордится
школа», результаты творческой деятельности размещать на школьном сайте);
-
система
поддержки
одарённых
детей
со
стороны
управления
образования,
администрацией посёлка, финансированием участия в олимпиадах, конкурсах различного
уровня.
Решение проблемы развития творческой активности школьников означает не только
создание соответствующих педагогических условий, но и организацию их деятельности,
которая должна быть направлена на открытие чего–либо нового. Одной из наиболее
используемых форм в организации самостоятельной работы учащихся и создания условий
для
формирования
опыта
их
творческой
деятельности
была
и
есть
учебно-научная,
поисково-исследовательская и проектная деятельность через научное общество учащихся.
При работе с одарёнными детьми педагогу необходимо:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать
учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Руководители методических объединений накапливают практический материал по
работе
с
одарёнными
детьми
с
целью
обмена
опытом,
для
проведения
семинаров,
конференций и т.д.:
- разработка уроков или фрагментов урока;
- портфолио на одарённого ученика;
- наглядный материал для оформления выставок;
- мини-программы опережающего обучения и развития;
- творческие работы учащихся.
Каждый учитель, работающий с одарёнными учащимися, накапливает банк данных по
работе с ними:
- характеристика интеллектуальной деятельности ученика;
- сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
- мониторинги развития способностей одарённых детей;
- создание копилки творческих работ учащихся.
Развитие одарённых детей осуществляется через организацию индивидуальной и
групповой деятельности, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Формы
работы,
направленные
на
развитие
интеллектуальной
сферы
одарённых
детей,
сформируют
общеучебные
навыки
и
познавательную
активность.
Использование
развивающих заданий и упражнений в учебном процессе окажет благотворное влияние на
развитие не только познавательной, но и личностно-мотивированной сферы учащихся.
Эффективность работы педагогов будет определена успехами учащихся на олимпиадах,
конференциях, конкурсах разного уровня.
Социально-психологическое обеспечение
Создание пакета методик по изучению и развитию одарённых детей.
Для
проведения
проблемного
анализа
создаются
группы
по
каждому
из
основных
направлений работы с одарёнными детьми: выявлению, поддержке развитию, используя
разработанные критерии и показатели качества:
- качество выявления одарённых детей;
- качество поддержки одарённых детей;
- качество развития одарённых детей.
Работа с родителями
Социальными заказчиками школы являются родители, и поэтому они должны активно
участвовать
в
учебно-воспитательном
процессе
в
школе
и
в
своих
классах
с
целью
повышения
мотивации
к
учебной
деятельности
школьников
и
помощи
выявления
одарённых детей.
Организация работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- открытые занятия;
- внеклассные мероприятия;
- итоговые занятия.
Структура системы работы с одарёнными детьми
Научно-административный совет
Психолого-консультационная служба
(диагностика, первичная диагностика одарённости, тестирование психологом)
Психолог
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
Родители
ПЕДАГОГИ
(методическая работа, НОУ)
Классы, где применяются новые пед. технологии и развивающие программы
Олимпиады, интеллектуальные
марафоны, научно-исследовательская деятельность
Кружки и факультативыИндивидуальИ ные B занятия
Индивидуальные занятия
Руководитель МО школы
Социальный педагог
Научно-административный совет
Психолого-консультационная служба
(диагностика, первичная диагностика одарённости, тестирование психологом)
Психолог
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
Родители
ПЕДАГОГИ
(методическая работа, НОУ)
Классы, где применяются новые пед. технологии и развивающие программы
Олимпиады, интеллектуальные
марафоны, научно-исследовательская деятельность
Кружки и факультативы
ИндивидуальИ ные B занятия
Индивидуальные занятия
Руководитель МО школы
Социальный педагог
В результате созданной системы работы с одарёнными детьми, мы поможем ему
продвигаться по пути к собственному совершенству, умеющими мыслить самостоятельно,
нестандартно. Этот путь будет осуществлять продвижение, открывая и осваивая свой
собственный дар, т.е. одарённость.
Заключение
Изменения, происходящие в стране, затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и
образование. Сегодня важно поддержать, развить человека, заложить в нём механизмы
самореализации. Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко
возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и
решать
новые
задачи.
Поэтому
школе
необходимо
выстроить
систему
работы
с
одарёнными детьми и сопровождать их в течение всего периода становления личности.