Автор: Валухова Ирина Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Камертон" Населённый пункт: г.о. Тольятти Наименование материала: Методические рекомендации преподавателям Тема: Процессы общения в музыкальной деятельности Раздел: дополнительное образование
Валухова Ирина Николаевна,
преподаватель теории музыки
МБУ ДО ДШИ «Камертон» г.о. Тольятти
ПРОЦЕССЫ ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
2017 г.
г.о. Тольятти
Введение
Передача знаний от старших поколений к младшим осуществляется в
процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи
младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта
–
знания,
способы
деятельности,
опыт
творческой
деятельности
и
содержание
эмоционально-ценностного
отношения
к
миру.
Этот
опыт
усваивается
через
книги,
учебные
планы
и
программы,
освоение
соответствующих
методик
и
операций
с
предлагаемыми
объектами
и
предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но
они
не
могут
заменить
живого
общения
с
учителем,
который
является
важнейшим
звеном
в
передаче
социального
опыта.
Своей
высшей
эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс
обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и
ученика.
1. Особенности личности преподавателя музыки
Преподаватель
музыки,
исходя
из
общегосударственных
целей
образования, обучения и воспитания, решает не только специфические –
музыкальные задачи, но и воспитывает средствами музыки. Успех работы
преподавателя музыки во многом зависит от его способности влиять на
впечатлительность и эмоциональность школьников. Деятельность педагога
прежде всего является коммуникативным творческим процессом, в основе
которого
лежит
процесс
общения.
Его
цель
–
воздействие
человека
на
человека и вызов определённого сопереживания.
Преподаватель
музыки,
исповедующий
в
своей
работе
принципы
сотрудничества, строит свои отношения с учениками на основе диалога, а не
авторитарного
приказа
и
принуждения.
Поскольку
в
процессе
диалога
происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу
необходимо
заботиться
о
том,
чтобы
эти
состояния
были
позитивными.
Наилучшие условия создаются при взаимном положительном восприятии
учителем
своего
ученика
и
учеником
своего
учителя.
Поэтому
педагог
должен быть самокритичен к себе и по возможности избавляться от своих
негативных
комплексов
в
виде
невротических
состояний,
ригидности,
неадекватных типов ориентаций и т.п.
На другом полюсе развития самостоятельности ученика находится всем
известный способ «натаскивания», при котором ученик во всём вынужден
подчиняться своему педагогу. Цель этого метода, по мнению известного
отечественного педагога Е.Я. Либермана – сокрытие недостатков ученика.
Достижения этой методики временны, так как в ней присутствуют элементы
обмана
и
самообмана.
Работая
таким
образом,
педагог
считается
не
с
интересами своего ученика, а со своими собственными и это не способствует
решению им своих профессиональных педагогических задач.
Хороший
педагог
в
разработке
методов
преподавания
учитывает
не
только
индивидуальные
особенности
учащихся,
но
и
свои
собственные
сильные
и
слабые
стороны.
Другой
его
важной
чертой
является
умение
увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со
стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может
быть совершенно непонятно его ученику.
Особенностью
талантливых
педагогов,
добивающихся
больших
результатов, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать
учащимся
по-разному
в
зависимости
от
уровня
их
подготовки,
психологических особенностей, содержания других предметов обучения.
Многочисленные
направления
исследований
музыкальных
явлений
помогают
нынешнему
профессиональному
педагогу
-
музыканту
осуществлять
свою
деятельность
с
большей
степенью
осознанности
и
понимания. Было доказано, что учитель, ориентированный на формирование
узкоремесленнических (технических) умений и навыков, а, следовательно, на
репродуктивный
характер
межличностного
взаимодействия
в
процессе
музыкального
обучения,
"блокирует"
эмоционально-эстетическую
и
творческую
активность
учащихся.
Это
позволяет
подчеркнуть
важность
индивидуально-личностного
воздействия
педагога
на
развитие
детей
в
условиях музыкальной школы.
2. Виды общения преподавателя и учащегося
Проце сс
общения
преподавателя
и
учащего ся
по
с во е м у
психологическому
содержанию
может
иметь
три
вида
–
авторитарный,
диалогический и конформный.
При авторитарном стиле общения преподавателя с учащимся содержание
сознания преподавателя как бы вытесняет содержание сознания учащегося,
от
которого
требуется
беспрекословное
подчинение
требованиям,
и
пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.
При
диалогическом
взаимодействии
сохраняется
равноправие
высказываемых
суждений
и
каждый
участник
стимулирует
своими
высказываниями рассуждения своего партнёра.
При
конформистском
стиле
общения
участники
диалога
пассивно
соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведёт к изменению их
собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на
личность в данном случае не происходит.
Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух
видов – предметно-ролевое и личностное. При первом типе коммуникации
учитель
выступает
в
роли
преподавателя
соответствующего
предмета,
сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его
умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных
действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая
ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как
личность.
При
межличностном
общении
процесс
обучения
приближается
к
диалогу
двух
равных
людей,
каждый
из
которых
в
каком-то
плане
активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности
не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного
развития.
Развитию
личности
учащегося
способствует
демократический
стиль
общения, когда преподаватель признаёт право учащегося на собственную
точку
зрения
и
не
пытается
её
подавить
своим
авторитетом.
Спорные
вопросы
должны
решаться
на
основе
дискуссии,
в
которой
выясняются
сильные и слабые стороны той или иной позиции.
3. Рекомендации преподавателям
Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои
особенности. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?» С.Т. Шацкий
отвечает так:
1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся
друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками
этого инстинкта.
2.
Дети
–
настойчивые
исследователи
по
природе,
отсюда
их
легко
возбуждающееся
любопытство,
бесчисленное
количество
вопросов,
стремление всё трогать, ощупать, пробовать.
3.
Детям
необходимо
проявлять
себя,
говорить
о
себе,
о
своих
впечатлениях.
Отсюда
постоянное
выдвигание
своего
«Я»
и
огромное
развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества.
4. Дети любят творить, создавать что-то необычное из ничего, дополняя
недостающее воображением.
5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт
подражательности.
Психологи
выделяют
наиболее
типичные
ошибки
преподавателей,
мешающие созданию атмосферы творчества:
- излишняя строгость в общении и лексике;
- многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах
известно как учительский синдром – ТТТМ (teacher talks too much - учитель
говорит слишком много);
- слабость эмоционального контакта педагога с учащимися;
- частое указание на недостатки, подчёркивание застенчивости;
-
нетребовательность,
тон
неуверенности
в
общении
педагога
с
учащимися.
Преподавателю,
который
хочет
создать
творческую
атмосферу
необходимо:
-
с
самого
начала
и
на
всём
протяжении
учебного
процесса
демонстрировать учащимся полное доверие к ним;
- исходить из того у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и
большие потенциальные возможности;
- быть для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного,
эмоционального,
интеллектуального),
к
которому
можно
обратиться
за
помощью в решении той или иной проблемы;
-
развивать
в
себе
способность
чувствовать
эмоциональный
настрой
учащегося, группы и принимать его.
- стимулировать у учащихся самопознание, самоанализ, самооценку;
- вовлекать учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования;
- способствовать созданию ситуаций успеха.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М., 1999
2. Ильина Е.К. «К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки»
в кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 17, сост. О. Апраксина
– М., 1986
3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,
1976.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
7. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. Т.2 – М., 1962